Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Eric Clapton, Блюз в массы

Источник: ©Музыкальная газета
Eric Clapton, Блюз в массы

В 14 лет он впервые берет в руки гитару. В 18 лет он уже знаменитость. В 20 лет публика называет его Богом... В 48 лет за один альбом он получает 6 наград «Грэмми». На сегодняшний день Эрик Клэптон единственный музыкант, который трижды был включен в Зал славы рок-н-ролла - в качестве сольного исполнителя и члена рок-групп «Cream» и «Yardbirds».... Миллионы людей преклоняются перед талантом Эрика Клэптона. Его альбомы продаются рекордными тиражами, о нем пишут книги и снимаютфильмы. Его любят и уважают буквально все - и критики, и музыканты, и обычныеслушатели, а это в музыке - явление единичное, если не уникальное. Эрикникогда не стремился к успеху, казалось, он даже его избегал, однако славаиз года в год следовала за ним по пятам. Этот скромный и преданный своемуделу человек является сегодня единственным исполнителем, играющим блюз,чьи пластинки продаются лучше альбомов многих поп - звезд.

Эрик Клэптон

Eric Clapton/Fhoto: flickr.com

Петушки и инженеры

А ведь если бы бабушка с дедушкой не подарили юному Эрику Патрику Клэппу акустическую гитару на его четырнадцатый День рождения, кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба великого английского музыканта. Семья, в которой родился Эрик, была, мягко говоря, «неблагополучной». Мать его родила в 16 лет, личность отца вообще не была точно установлена. Поэтому воспитывался Клэптон бабушкой и дедушкой вместе с родными дядями и тетями. Естественно, на особое внимание малышу рассчитывать не приходилось. Получив в подарок гитару, Эрик, видимо, недолго вертел ее в руках в недоумении. Как и любой английский подросток, получающий в подарок такой инструмент, он решил, что ему следует покорить музыкальный Олимп. Свое восхождение к этой вершине Клэптон начал весьма прозаично - нота за нотой он пытался воспроизвести произведения великих блюзменов, создать звучание, как можно более близкое к оригиналу. Однако, видимо, именно благодаря изучению классиков блюза, а так же в результате усиленной работы над собой и над гитарой Клэптон всего за пару лет сумел достичь значительного мастерства без посторонней помощи. И наступило время призадуматься: к чему ему оно, это мастерство, если все равно его никто не оценит? Тогда Клэптон понял: для того чтобы прославиться, ему нужна группа. Как раз с ними в то время (время «великого блюзового бума»!) особых проблем не было - они плодились по всей Англии как грибы после дождя. Правда, обычно, так же быстро и распадались. Ведь большинство людей, основавших группы, не понимали одной очень важной вещи: помимо амбиций, претензий на гениальность или хотя бы неповторимость нужно было иметь хоть чуточку таланта и мастерства. Местной группе THE ROOSTERS (переводится как «Петухи», или «Забияки») в этом отношении дважды повезло: она увековечила себя в истории рок - музыки тем, что вывела в свет сразу двоих талантливых музыкантов - Тома МакГиннесса (Tom McGuinness), более известного по группам MANFRED MANN и THE BLUES BAND, а также Эрика Клэптона. Однако ни THE ROOSTERS, ни последующая группа Клэптона CASEY JONES AND THE ENGINEERS не снискали популярности у любителей ритм-энд-блюза и в скором времени распались.

Садовые птички и блюзодробильщики

Пора признания настала для Клэптона в 1963 году. Гитаристу стукнуло уже целых 18 лет, когда его пригласили поиграть в группу THE YARDBIRDS (переводится как «Садовые птицы» или «Новобранцы»). Несмотря на то что команда эта подавала большие надежды еще до прихода Эрика, публика в упор не хотела ее замечать. Поэтому однажды, коварно воспользовавшись временным уходом своего гитариста Тони Топхэма (Tony Topham), «птицы» решили влить в группу “струю свежего воздуха”. Новобранцем, как мы уже знаем, оказался Эрик Клэптон. И он, надо сказать, не просто заменил гитариста, но вскоре превратил группу в нечто совершенно отличное от того, чем она была до его прихода. Причем никем он не руководил, никому ничего не указывал, просто хорошо играл на своем инструменте - настолько хорошо, что THE YARDBIRDS вскоре даже начали составлять конкуренцию самим THE BEATLES (это несмотря на то, что они играли не бит, а ритм-энд-блюз, в то время еще не модный!).

Гитарные соло Эрика уже в то время приводили всех в восторг, и даже сам Джон Мэйолл (John Mayall), отец британского блюза, говорят, был буквально поражен. Однако с ростом популярности в группе начали назревать коммерческие настроения. Все это вызвало у Клэптона наивное недоумение: ему же говорили, что он будет играть блюз! Поэтому после выхода в 1965 году откровенно попсового третьего сингла «For Your Love» Клэптон по собственной инициативе покинул группу. На этот раз он решил попробовать свои силы в самой что ни на есть блюзовой команде - BLUESBREAKERS, руководителем которой был (кстати, идо сих пор является) тот самый Джон Мэйолл. С Клэптоном в качестве гитариста и вокалиста группа приобрела просто сумасшедшую популярность, на концертах публика не уставала кричать «Пусть Бог сыграет соло!», имея в виду, конечно, Эрика. Стены лондонских домов были исписаны надписями вроде «Клэптон - Бог». Действительно, его мелодичные, плавные и душевные гитарные соло были просто несравненны. А выпущенный в 1966 году альбом «Bluesbreakers With Eric Clapton» и по сей день может считаться одним из лучших образцов британского белого блюза. Однако эта красивая картинка имела и свою обратную сторону. Джон Мэйолл, на сцене выглядевший вполне добродушным дядей, в работе оказался настоящим тираном. Мало того что его музыкантам приходилось упорно репетировать с раннего утра до поздней ночи, они должны были спать сидя в его тесном фургончике, в то время как сам Мэйолл сладко спал в отдельной койке. Но самым невыносимым было то, что Мэйолл установил в группе сухой закон. Никто из музыкантов не имел права выпить ни капли спиртного! Эрик, хотя и небыл алкоголиком, такого бесправия долго терпеть не мог. Со второго раза, в 1966 году он навсегда покинул THE BLUESBREAKERS. Покинул, чтобы впоследствии создать величайшую супергруппу в истории рок-музыки.

Сливки

Как ни странно, но изначально предполагалось, что группа CREAM будетиграть традиционный блюз, по словам Клэптона - «что-то вроде Бадди Гая (Buddy Guy) с ритм - секцией». Участники группы даже и не предполагали, что их творчество произведет настоящую революцию в музыке и даст жизнь тысячам новых музыкальных течений. Можно сказать, что трио CREAM было обречено на успех - ведь в него вошли три виртуознейших и талантливейших музыканта своего времени. Джек Брюс (Jack Bruce), ранее снискавший славу в группе MANFRED MANN, был более всего известен своей непревзойденной игрой на бас - гитаре.Этот, казалось бы, малозначимый в группе инструмент в его руках мог наравных состязаться с гитарой Клэптона или ударными Бэйкера. Брюс имел классическое музыкальное образование и превосходно играл на виолончели и пианино. Ктому времени он успел поработать в множестве групп, однако долго не задерживался ни в одной из них: обычно его увольняли за чрезмерное стремление к экспериментированию. Ну а Джинджер Бэйкер (Ginger Baker) был, пожалуй, самым известным барабанщикомв истории рок-музыки. Правда, заслужил он такую популярность не столькоиз-за своей талантливости, чувства инструмента или же чрезвычайной виртуозности, сколько из-за того, что один мог барабанить, как несколько африканских племен. Характерный «кримовский» саунд прослушивался уже с первого альбома группы - стандартный блюз с элементами джаза и психоделии был сыгран с такой мощью и эмоциональным накалом, что сравниться мог разве что только с творчеством Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Большую часть музыки для группы писал Джек Брюс, однако это не означало факта его лидерства, так как изначальная структура композиций абсолютно ничего не значила - все три участника группы создавали песни прямо во время исполнения. Импровизационный элемент занимал в их музыке, может быть, самую главную роль. В группе царила атмосфера продуктивного соперничества, и каждый стремился «переиграть» другого. Например, во время концертов Бейкер и Брюс часто намеренно находу изменяли ритмическую структуру песен, вынуждая Клэптона отчаянно импровизировать. Вообще, концерты для группы имели намного большее значение, чем студийная работа. Одна песня, длящаяся на альбоме не больше пяти минут, на концерте могла звучать более получаса, в течение которых каждый из музыкантов мог сыграть продолжительное соло: - Клэптон - на гитаре, Бэйкер - на ударныхи Брюс - на губной гармонике. Выпущенный в 1968 году двойной альбом «WheelsOf Fire», явившийся вершиной творчества группы, стал также самым первым альбомом в истории музыки, по уровню продаж получившим платиновый статус. Видимо, почувствовав, что это был пик их творчества и успеха, Клэптон, Бэйкер и Брюс решили дать прощальный концерт, после которого группа CREAM распалась. CREAM просуществовали чуть более двух лет, однако влияние, которое они оказали на музыку, переоценить невозможно. Ведь если бы не было CREAM, вряд ли бы вообще возникли на свет такие стили, как хард-рок, электрический джаз или прогрессивный рок.

Слепая вера

После распада CREAM Клэптон, привыкший работать только с себе подобными, вступил в ряды еще одной новоиспеченной супергруппы - BLIND FAITH («Слепая вера»). Помимо Эрика и Джинджера Бэйкера в ее состав вошли Стив Винвуд (Steve Winwood) из TRAFFIC, а также Rick Grech из FAMILY. Музыка, которую они играли, разительно отличалась от музыки CREAM, TRAFFIC и FAMILY и напоминала скорее творчество LED ZEPPELIN. Сам Клэптон позднее признался, что тогда он находился под влиянием группы THE BAND, которая, как известно, играла что-то близкое к roots-музыке.

Несмотря на то что BLIND FAITH пользовалась в США и Англии огромной популярностью,этот коллектив просуществовал всего несколько месяцев. Выпустив одну пластинкуи совершив триумфальное турне по Америке, музыканты разошлись кто куда,вновь оставив Клэптона наедине с его гитарой.

Сразу же после последнего концерта BLIND FAITH Эрик, не долго думая, присоединился к группе DELANEY & BONNIE & FRIENDS, став их гитаристом. С участниками этой команды Клэптон познакомился во время последнего турне - они выступали как разогревающая группа перед BLIND FAITH и в целом играли очень даже неплохой ритм-энд-блюз, однако до высшего эшелона все же явно не дотягивали. В результате был выпущен один достаточно скучный совместный альбом, после чего Клэптон покинул группу. Наконец-то он решил заняться сольным творчеством. Забрав из своей последней команды троих музыкантов, он в быстром порядке записал первую сольную пластинку, назвав ее просто и ясно - «Eric Clapton». Фанатов Эрика, ожидавших от альбома чего-то невероятного, постигло разочарование: песни не шли ни в какое сравнение с какой-либо из его предыдущих работ и звучали как-то вяло и неуверенно.

Однако Клэптон не сдавался. Добавив к настоящему составу гитариста Доэна Аллмана (Duane Allman) из известной группы ALLMAN BROTHERS BAND, он записал великолепный альбом «Layla And Other Assorted Love Songs». Видимо, чтобы не обидеть Доэна, Эрик решил выпустить альбом не как сольный, а как совместную работу группы. Причем выбирая название, он не придумал ничего лучшего, чем DEREK & THE DOMINOS. Музыканты несколько месяцев успешно выступали в Америке, после чего записали еще одну пластинку - «In Concert». Однакои этому проекту не суждено было долго жить - после неудачных попыток сочинитьчто-нибудь вместе в студии DEREK & THE DOMINOS распались.

Клэптон, находившийся в то время на вершине успеха, казалось, должен был быть полон новых идей и записывать альбомы один за другим. Однако он почему-то вдруг исчез из поля зрения общественности, пропав на целых три года. Как объяснял потом журналистам сам Эрик, все это время он просто сидел у себя дома, смотрел телевизор, клеил самолетики - короче, бездельничал. Однако на самом деле причиной такого длительного творческого перерыва оказалис ьнаркотики. Еще во время записи альбома «Layla And Other Assorted Songs» Клэптон познакомился с этим «веществом» и вскоре впал в сильную зависимость от него. Со временем пристрастие к наркотикам дошло до такой степени, что Эрику приходилось тратить по полторы тысячи фунтов в неделю только на покупку героина. Когда же у него кончились деньги, Эрик стал закладывать в ломбард свои бесценные гитары. Все это могло кончиться смертью, если бы вовремя не подоспел на помощь хороший друг - Пит Тауншенд (Pete Townshend) из группы THE WHO. Именно он организовал возвращение Клэптона на сцену, устроив для него два концерта и подготовив сопровождающую группу, состоящую из таких музыкантов, как Стив Винвуд, Джим Капальди (Jim Capaldi) и Рон Вуд (Ron Wood). Выступив на этом концерте, Эрик осознал, что он чуть не загубил свой талант, и сразу же отправился лечиться в знаменитую клинику доктора Мег Паттерсон.

Вернувшись из больницы здоровым и отдохнувшим, Клэптон приступил к записи нового альбома. Вышедшая в августе 1974 года пластинка 461 OCEAN BOULEVARD представила Эрика в совершенно новом амплуа. Как ни странно это выглядело, но Клэптон, некогда ушедший из THE YARDBIRDS только потому, что хотел играть классический блюз, теперь сам исполнял что-то близкое скорее к поп-року,нежели к блюзу. И если старые фанаты по этому поводу просто негодовали, то остальная публика, в особенности американская, была в восторге: ведь простая музыка всегда хорошо получается у людей, которые до этого играличто-то сложное. Особенно большим успехом пользовалась в исполнении Клэптона песня Боба Марли (Bob Marley) - I Shot the Sheriff. Этот бессмертный хит до сих пор чуть ли не ежедневно исполняется большинством американских ианглийских радиостанций.

Сердце красавицы

Однако самым важным событием для Эрика в том году было завоевание сердцалюбимой женщины - Патти Харрисон (Pattie Harrison). Теперь все знают, что знаменитая песня Layla была посвящена именно ей. Многие знали об этом еще в 1970 году. Не знал лишь Джордж Харрисон - муж Патти и лучший друг Эрика Клэптона. Эта история любви, которую часто называют «самым знамениты млюбовным треугольником в рок-музыке», началась еще аж в далекие 60-е. Как-то раз Патти, исключительно с целью привлечь к себе внимание мужа, на видуу Джорджа начала флиртовать с Эриком. Наивный Джордж ничего не замечал, а между тем сердце его друга было разбито. Патти, конечно же, отлично знала об этом, однако не обращала на Клэптона никакого внимания. Даже когда тот посвятил ей свою знаменитую «Лэйлу», миссис Харрисон сделала вид, что ничего не происходит. А ведь мало того, что Клэптон тогда страдал от любви к Патти, его еще мучили угрызения совести: он и Харрисон были настоящими друзьями. В конечном счете эти события стали причиной депрессии Эрика, с которойон пытался бороться при помощи наркотиков. Что было дальше - мы уже знаем. И вот в 1974 году Патти вдруг ни с того ни с сего отзывается на любовь Клэптона и сразу же соглашается выйти за него замуж. При попытке объяснить ее столь странное поведение невольно обращаешься к любопытным фактам. Как раз в тот период, когда Эрик находился на вершине популярности, у его друга Джорджа дела в музыке шли совсем плохо: после нескольких коммерческих провало вни одна фирма не хотела записывать его пластинки, проникнутые духом восточной мистики. Складывается впечатление, что Патти ушла от мужа в трудную минуту к популярному Клэптону, руководствуясь чисто практическими соображениями. И в это легко поверить, учитывая тот факт, что брак Эрика и Патти просуществовал совсем недолго.

Большой успех - большие деньги

Начиная с 1975 года карьера Клэптона развивалась вполне стабильно. Каждый новый альбом принимался публикой на “ура”. Эрик, похоже, нашел икакой-то компромисс с поклонниками блюза - на каждом его альбоме обычно можно было найти две-три классические блюзовые композиции. Остальные же были в основном профессиональными и с душой сделанными поп-роковыми песнями. Вскоре слава Клэптона как «короля блюзовой гитары» стала потихоньку блекнуть. Новая публика, ни разу не слышавшая THE YARDBIRDS или CREAM, воспринимала творчество музыканта совершенно по-иному и не видела в его уходе от блюза чего-либо плохого.

Казалось бы, такое положение вещей вполне устраивало Клэптона, однако в1989 году он решил наконец вспомнить старые добрые времена и основательно взялся за гитару. В результате появился замечательный альбом «Journeyman», не только вознесший его к еще большей популярности, но и вернувший уважение критиков. В этом отношении показательными стали концерты Клэптона в Альберт Холле. Желающих его послушать оказалось так много, что пришлось отыграть целых 24 вечера подряд.

Возвращение к истокам

Видимо, решив окончательно вернуться к своим корням, Клэптон выпустилв 1992 году акустический альбом «Unplugged», который прозвучал настолько свежо и интересно, что это позволило вспомнить о тех временах, когда ему вообще не было равных по уровню игры на гитаре. В альбом помимо старых вещей вошло несколько новых песен, включая великолепную композицию «TearsIn Heaven», посвященную трагически погибшему сыну Эрика. Пластинка получила в 1993 году 6 наград «Грэмми», установив тем самым своеобразный рекорд, а продажи альбома на сегодняшний день уже превысили 14 миллионов экземпляров.

В 1994 году Клэптон повторил успех предыдущего альбома, выпустив пластинку «From The Cradle». Программа, состоящая из шестнадцати старых классических блюзовых композиций, продемонстрировала не только невероятное мастерство Эрика как гитариста, но и дала всем окончательно понять, что не кто другой так не чувствует и не понимает блюза, как он. Однако Клэптон не собирался жить своим прошлым. В 1996 году он записал замечательный сингл «Change The World», сразу же попавший на вершины хит-парадов. Сейчас Эрик с головой погружен в работу над новым альбомом, который предположительно выйдет 3 мая. Также совсем недавно стало известно, что раньше появится другой проект с участием Клэптона, работа над которым уже завершена. Музыка этой программы будет варьироваться от жесткого техно (!) до акустического блюза. Альбом с ориентировочным названием «Retail Therapy» планируется выпустить 11 марта на фирме Reprise. Сейчас имя Клэптона планируют занестив Зал Славы Рок-н-Ролла. Дважды вошедший туда как участник THE YARDBIRDSи CREAM, Эрик готовится таким образом установить еще один рекорд.

***************************************************************************


 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru


© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин