Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Кромка Блейзера

Источни: Журнал Guitarist, март 1998 г.
Автор: Simon Bradley

Энгус Янг из AC/DC предпочитает Чака Берри, а не Джона Леннона. Саймон Бредли докапывается до сути. С выходом 5-ти дискового бокс сета, слухах о новой пластинке и последующем мировом турне, похоже, что это будет горячий год для маэстров буги AC/DC. Саймон Бредли обсуждает с гитаристом Энгусом Янгом смерть их оригинального вокалиста Бон Скотта, воспоминания о восхождении группы к славе и самых неотложных планов на будущее.

Скромное начало

Энгус ЯнгКанун нового, 1974 года, маленький зал, задрипаный клуб в центре Сиднея. Постоянные посетители – уже на половину опустошившие бар – ждут появления на сцене новой группы, которая называется AC/DC, они хотят проводить Старый Год, и встретить новый 1974. Никто из них не знает, на что им рассчитывать, но когда лидер гитарист, ростом чуть больше чем полтора метра, начинает носиться по сцене одетый в школьную форму и играет вступление первой песни, у всех присутствующих в зале просто челюсти отваливаются от тотального удивления.

Так началось путешествие по русским горкам, которое сделает AC/DC одной из самых известных групп на планете и, более чем через четверть века, секстет пережил несколько изменений состава и трагедию для того, чтобы миллионы альбомов, давать многочислен - ные концерты, и генерировать как восхваление, так и осмеяние. «Это был просто угарный концерт», вспоминает Энгус с полу улыбкой. «Концерт в Новый Год уже само по себе крутость, но прибавьте сюда еще то, что мы играли сезонный репертуар, и будет еще круче!».

Энгус Янг оказался хрупким человеком («Мал клоп, а вонюч», говорит он когда фотограф Гейвин «ненавязчиво» напоминает об этом), он совершенно не похож на свой вышагивающий утиной походкой, разбрасывающий пот сценический персонаж, и как вы можете себе представить, он говорит с почти неразличимым шотландско/австралийским акцентом. Одетый в простые джинсы и футболку, и неистово куря одну сигарету за другой, создается впечатление, что он мог бы войти в любую пивную мира, не боясь быть узнанным. И просто до конца не верится, что перед вами настоящий Энгус Янг, пока он не начинает улыбаться – а улыбается он достаточно часто.

«Тогда в клубы ходили, преследуя две цели: выпить и послушать рок-н-ролл. Слава богу, что мы играем громко, и мы играли без перерыва, потому что опасались того, что может случиться, если мы перестанем. Бывало, что мы даже играли только с условием, если нас покормят!».

Другие известные австралийские группы, такие как Rose Tattoo (помните таких?) и INXS, также сделали себе имя как «группы из Австралии», и Энгус пошутил сказав, что он носился по сцене еще и потому, что так, ему было легче уворачиваться от метательных снарядов рассерженной австралийской публики.

Большой Человек с Храбрым Сердцем

Бон Скотт не был первым вокалистом группы, но стал певцом переквалифицировавшись из водителя грузовика, когда очередной безымянный вокалист (?!) остался не удел. Скотт стоял у руля группы в те годы, когда формировалась их карьера, от многочисленных концертов в Австралии до мирового господства. Его уникальный голос и очень значимая фигура идеально подходили откровенному рок-н-роллу коллектива – им восхищались ребята, и желали женщины всего мира.

После окончания мирового турне в поддержку важного альбома Highway To Hell, группа находилась в Лондоне и готовила материал к следующему диску, когда после пьяной ночи Скотт захлебнулся собственной рвотой на заднем сиденье автомобиля. Даже сегодня, через 18 лет, Энгус мрачнеет, когда рассказывает о последствиях.

«Мы были в полной растерянности. Забавно, но даже родители Бона сказали, что мы должны продолжать, и это подбодрило и подхлестнуло нас; Малькольм сказал мне, «Смотри, мы сочиняли эти песни еще пока Бон был жив, так что давай их закончим, а потом уже решим, что мы будем дальше делать». Конечно, нам нужен был новый вокалист, но сам альбом был нашей данью уважения Бону».

Этим альбомом был монстр 1980 Back In Black, который принес им мировую известность, даже не смотря на то, что им пришлось представить нового певца. По странному стечению обстоятельств, сам Скотт обратил внимание на человека, который, в конце концов, осмелится занять ответственный пост шотландца.

«Бон рассказал мне и Малькольму о том, что он видел как поет парень по имени Брайян, когда он выступал в Англии, еще до того как пришел в нашу группу, группа Бона разогревала команду Брайяна, Geordie, и он сказал, что Брайян был бесподобен, он орал, выл, катался по полу, а публика сходила с ума!».

«Я хочу сказать, что кумиром Бона был Литтл Ричард, и он всегда говорил, что для того, чтобы быть рок-н-ролльным певцом, нужно равняться на Ричарда. Мы запомнили его слова, хотя мне было не знакомо имя Брайяна, даже если бы он не забросил свою музыкальную карьеру. Так или иначе, мы связались с ним, пригласили в группу, и я спросил его, помнит ли он встречу с Боном, и то, как он катался по полу. И он рассказал мне, что в тот вечер у него был приступ аппендицита!».

Не смотря на то, что Джонно играет в AC/DC вдвое дольше Скотта, фанатов интересует, прежде всего, эра Бона, особенно если учитывать слабенькие по музыке последние альбомы. (Flick Of The Switch или Fly On The Wall, на выбор). Однако едва ли по этой причине, группа решила подготовить официальный трибьют песен 70-х, своего покойного друга и единомышленника.

Интересный Бокс Сет

«Мы решили, что это должно быть нечто необычное. Мы не хотели выпускать бокс по типу «Величайшая Минута The Osmonds» или что-то типо того!», смеется Энгус.

Названная Bon Fire, эта роскошная подборка состоит из пяти компакт дисков, глянцевый букет и плакат, а самые преданные фанаты помогли группе с подбором материала.

«Все началось с одной записи, а именно с одного бутлега который назвался «Live In Atlantic Studios». Наконец-то, мы приобрели права на эти записи, наша фирма грамзаписи уже давно обещала выпустить бокс сет, типо сборника «Величайшие Хиты», и мы решили, что это будет хорошая идея. Остается, надеется, что у нас получилось удовлетворить чаянья фанатов – ведь по большому счету, весь этот материал собирали они. Они хотели иметь в коллекции эти записи, особенно когда они узнали, что в этот бокс войдет не реализованный материал, и они помогали нам по многим вопросам, особенно что, касается концертных записей».

«Мы с Малькольмом подключили к работе нашего брата Джорджа, чтобы он помог нам разобрать эти пленки, потому что он продюсировал наши первые альбомы, но, если честно, мы были несколько тенденциозны; мы просто сидели, слушали эти песни и наслаждались!».

«Я хочу сказать, что я помню одно, а наши фанаты помнят другое. Часть записей нам пришлось разыскивать, а потом приобретать на них права».

Энгус не оправдывается – он и не должен этого делать – по большому этот бокс дань уважения Бон Скотту, и не важно, что BonFire выходит через 17 лет после смерти Скотта.

«Конечно, нам давно было пора выпустить такой бокс, но мы не уложились бы в сроки – и мы не собирались подзаработать на чужой памяти. В свое время выходило множество бокс сетов посвященных памяти тех или иных рок музыкантов, и мы не хотели наживаться на этом словно какие-то стервятники. Нам хотелось что-то выпустить, но при этом мы думали, «А как бы к этому отнесся сам Бон, достойно ли это его памяти?». Лично я уверен, что ему это определенно понравилось бы, если бы он послушал».

Если говорить о музыке, то AC/DC заслуженный концертный коллектив, с Энгус и либо Бон, либо Брайян соперничают в деле привлечения внимания публики. Ну, просто нельзя не заметить маленького гитариста на концерте AC/DC, когда он носится как угорелый на протяжении всего представления. Он останавливается только затем, чтобы показать свою задницу толпе, покрутится на спине, глотнуть за кулисами кислорода из болона, или просто наслаждается музыкой, и после концерта ему нужно шесть часов для того, чтобы прийти в норму. А соображает ли он то, что он творит на сцене?

«Нет, конечно,… ну, так или иначе, я быстро отключаюсь, потому что когда я начинаю играть, я, прежде всего всегда думаю о гитаре. Я концентрируюсь на этом, и чтобы не случилось, все происходит само собой, и я не думаю, «вот сейчас я повернусь налево, а потом направо»; так можно превратится в робота».

«Я отдаю всего себя, играя на гитаре, и я счастлив, если слышу, что творится за моей спиной на сцене, и мне остается одно – двигаться. Даже если вы вручите кому-то гитару – не мне – они тоже будут двигаться».

Жизнь - Утиная Походка

Хотя нашего Энгуса нельзя назвать супер техничным гитаристом, конечно, он является знатоком блюза и рок-н-ролла, по любому, и он испытал на себе влияние золотой эры этой музыки.

«Хороший рок-н-ролл трудно не заметить. The Stones продолжают свою карьеру, и они знают как веселить народ, а веселье это суть рок-н-ролла. Я вырос слушая песни Литтл Ричарда и Чака Берри; мне никогда не нравился Элвис Пресли, и даже Beatles».

Что? Энгус Янг не признает заслуги Beatles? Просто удивительно!

«Я никогда не фанател от таких песен как She Loves You; это была просто попса, и меня от такой музыки коробило. Вот когда они играли рок-н-ролльную мелодию, это было достойно. Я хочу сказать, что даже Джон Леннон говорил, что Beatles были величайшей группой, но они так и не написали песню калибра Great Balls Of Fire».

«Черт возьми, все помнят Jumping Jack Flash, но я лично не могу вспомнить другие песни той эпохи. Тоже самое касается песни (The Who) Won’t Get Fooled Again; кто тогда был на первом месте в хит параде, наверное, песня Бенни Хилла (Benny Hill), я прав?».

Новички, открывающие для себя AC/DC, с трудом могут разобраться в альбомах, и даже в песнях, когда кажется, что все они звучат одинаково, мягко выражаясь. Однако есть нечто первобытное в чистой силе ритма, от которого никуда не скрыться.

«Я занимаюсь своим любимым делом. Мне нравится рок, и я всегда нахожу его вызывающим. Мне очень нравится, как Чак Берри играет на гитаре в песне Johnny B. Goode. Его гитара узнается мгновенно».

«И для меня такой яркий и тут же узнаваемый почерк очень важен. Если ты можешь сочинить нечто подобное, замечательно. Но трудно придумать что-то новое и при этом сохранить свой фирменный почерк. Всегда можно добавить в свою музыку что-то новое. Всегда можно попробовать как-то по-новому посмотреть на вещи. И может быть даже получится новый Johnny B. Goode», говорит он со смехом.

Да, Энгуса и AC/DC не изменил переменчивый музыкальный бизнес, и они продолжают продавать альбомы контейнерами, не зависимо от модных течений. Но так или иначе, мистера Янга мало заботит то, что творится в музыкальном мире.

«Некоторые люди слушают только музыку определенной эры и говорят, «Вот это и есть современная музыка», но то, что я слушаю сейчас, и то, что я слушал много лет тому назад не идет ни в какое сравнение с музыкой, на которой я вырос. Я всегда считал, что та музыка о которой пишут в музыкальных журналах, или которая звучит по телевизору, была какой-то «беззубой» и «приемлемой»».

С такими названиями песен как «Засади», «Позволь мне вложить мою любовь в тебя» и «Бросив собаке кость», лирика песен группы часто менее чем «приемлема» для одержимого моралью общества, но, по словам Энгуса это всего лишь такой прикол.

«Тогда мы занимались только тем, что играли песен шесть Литтл Ричарда и Чака Берри, потом добавляли в программу собственные вещи и играли их «как есть». Наши усилители были побольше, но, в принципе ничего не изменилось; мы не изобретали велосипед, понимаете?».

Старое и Новое

Хорошие новости для всех фанатов группы состоят в том, что после Bonfire, в 1998 команда выпустит свой новый альбом.

«В данный момент мы работаем над несколькими новыми песнями, и надеемся выпустить новый альбом уже в этом году и, обычно, как только мы сделаем это, мы меняем доски, так сказать; обычно кто-нибудь пытается соблазнить тебя кучей денег, понимаете?», говорит он, прежде чем уточнить; «Нет, мы не такие жадные!».

Я счастлив, сообщить, что спустя многие годы Энгус все еще в строю, и также как и я, он предвкушает очередное мировое турне.

«Нам повезло, потому что мы играли во всем мире, но когда через 2-3 года мы приезжаем с концертами в Англию, нам снова приходится утверждать себя».

Так что еще свидимся, приятель.

Ценные закрома

Конечно же, 5-ти дисковый бокс сет Bonfire, самая убойная подборка песен AC/DC, но что Энгус думает о каждом из представленных дисков?

Live From Atlantic Studios

Эти 8 песен были записаны в живую в студии Atlantic в Нью-Йорке 7 декабря 1977 года, и до этого эта запись продавалась только в формате рекламного CD в комплекте с альбомом Powerage.

«Именно эта запись и легла в основу всего бокса Bonfire. Я знал о существовании бутлега который гоняли по радио, но я никогда не слышал сами записи. Мы выступали перед ди джеем и еще тремя людьми; однако, все отметили энергетику этой записи».

Volts

По всей вероятности, самый интересный диск из всего бокс сета, это пример развития некоторых из самых известных песен AC/DC, ряд песен представленных здесь очень отличаются от всем хорошо знакомых альбомных версий. Что ты об этом скажешь?

«Ну, некоторые вещи с Volts я не слышал с того самого момента, как мы их записали. Мы хотели отыскать не доступные для поклонников песни, и Малькольм даже советовался с некоторыми фанатами которые помогли нам откопать эти вещи».

Фильм - Let There Be Rock

По большому счету, это саундтрек к одноименному концертному фильму, записанный в Париже в 1979 году во время турне Highway To Hell. Это полная версия с песнями Walk All Over You и T.N.T., обе были вырезаны из конечной редакции фильма.

«Потрясающе, вы слушаете наши концертные записи, и вспоминаю тот вечер. Ностальгия тут вовсе не причем, но это все еще волнующие песни».

Back In Black

Первый альбом группы после безвременной смерти Бона; изначально вышел в 1980, и считается их лучшей работой.

«После смерти Бона, мы просто не знали, что нам делать. И чтобы справится с шоком, Малькольм работал над новыми песнями. Мы решили не останавливаться, не подозревая, что нас ждет в будущем, как группу, но мы чувствовали, что выпустив эту пластинку мы почтим память Бона».

Рокеры

Энгус вспоминает, как создавались четыре классических крутых буги группы.

High Voltage (1976 High Voltage)

«Да, это простая последовательность аккордов Ля, До, Ре, До. Нам просто повезло, что из такого набора получилась какая-то мелодия».

Long Way To The Top (If You Wanna Rock-N-Roll) (1976 High Voltage)

«Это был всего лишь джем; две гитары играют один и тот же риф. Тогда, мы записывали что-то другое. И Джордж просто сказал, «не останавливайтесь». Все родилось из импровизации. У Бона была строчка «Долгий Путь На Вершину», и Джорджу понравилось это название, так что мы «поймали первую искру» и превратили ее в песню. Все получилось как-то само собой, по ходу дела, понимаете?».

Riff Raff (1978 Powerage)

«Мы гастролировали в Америке, и Малькольм сказал, «У меня появилась классная идея, правда эта идея стара как мир, инструментал, такая современная рок песня». Он сыграл мне свой риф, в тот момент, когда я играл свой, так что эти две партии родились как два коротких гитарных рифа. Мы были мастерами таких рифов».

Touch Too Much (1979 Highway To Hell)

«На альбом Highway To Hell попала одна из многочисленных версий этой песни. Бон придумал название, Touch Too Much, а текст песни родился уже на основе этого названия. Мы записывали эту тему еще до приезда в Англию, пытались сочинить хорошую, прямолинейную рок-н - ролльную песню».

Пушки Янга

С самого первого дня, Энгус играл только на гитарах Gibson SG, впрыскивая свой фирменный яд в AC/DC. За все эти годы он играл на разных моделях, и на гитаре с белой вставкой, и на гитаре с инкрустацией на ладах в виде удара молнии, но все его SG достаточно похожи, что удивительно, учитывая, что его статус позволяет ему играть на любой гитаре сделанной под заказ.

«Да, когда мы начинали, у нас была всего одна запасная гитара – у Малькольма была старая гитара модели Kelly. Он смастерил подавитель тона для меня, и звукосниматель Gretsch ля себя, и тот, кто первым рвал струну на своей гитаре, брал в руки этот инструмент; это была наша единственная запасная гитара».

«Однако, у меня до сих пор сохранилась та SG на которой я начинал играть; модель 1967 года, я так думаю. Я попросил людей с фирмы Gibson точно определить в каком году была сделана эта гитара, но они так и не определили, и я подумал, «да какая собственно разница?»», говорит он со смехом.

Он также постоянно играет на одних и тех же усилителях.

«Да в основном на Marshall, чем старее, тем круче», говорит он. «На концертах, мы просто подключаемся и вперед; вся эта возня с батарейками лишь отнимает время. Понимаете, нет ничего хуже, слушать другого гитариста, и слышать, как накрываются все его примочки».

К братьям обращались представители американской компании Wizard с предложением поменять им усилители. И теперь Джо Перри из Aerosmith играет на концертах на парочке таких усилителей, но Энгус и Малькольм так и не согласились.

«Да, их мастер сконструировал специальный усилитель для меня и для Мала, но я не знаю…», недоговаривает он, пожимает своими плечами и, говоря словами Форреста Гампа, вот и все что он мог сказать об этом. Понятно, что его это предложение так и не заинтересовало.

Похоже, что понятия «эффекты» просто нет в словаре AC/DC; только представьте себе, как Энгус останавливается, хоть на одну секунду, для того чтобы нажать на педаль реверс эффекта во время вихря грандиозного шоу AC/DC?

«Когда мы только начинали играть, кто-то притащил на точку «квакушку». Лично я могу сымитировать этот эффект на гитаре, надо уметь работать с регулятором тона, добавлять басового дисканта, а потом убирать басы. Я хочу сказать, что когда ты слышишь такой эффект впервые в жизни, вот Хендрикс взял эту примочку себе на вооружение, а потом когда ты снова слышишь этот же эффект, то это уже не катит. Если ты можешь заставить гитару завывать без этой «коробочки», то я по достоинству оценю это».

Даже не смотря на то, что он самый известный музыкант этой популярнейшей группы, едва ли Энгус горит желанием рекламировать какие-то инструменты.

«Ко мне обращаются гитарные мастера, показывают свои разработки и интересуются моим мнением, а потом, я сам создаю такие же фишки, и кому в этом случае я обязан? Ребята говорят, что они сконструировали примочку с моим фирменным звучанием, ну и че дальше?».

guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин