Источник: Журнал IN/OUT №52
Беседовал: Дмитрий Малолетов
Интервью с одним из лучших гитаристов России Александром Василенко
Журнал IN/OUT постоянно знакомит читателей с известными музыкантами, чье творчество проходит, как бы за кадром современного шоу-бизнеса. Так получается, что настоящие профессионалы, отдавшие жизнь искусству зачастую совершенно не известны так называемому «простому народу». Сегодня, на страницах журнала, хочется встретиться спрекрасным гитаристом Александром Василенко.
Конечно, этот музыкант хорошо известен в гитарных кругах. Он имеет авторитет впрофессиональной среде, а также преданных последователей из числа молодых гитаристов.
Александр Василенко стал победителем в номинации «блюз» Всероссийского международного телевизионного конкурса гитарной музыки программы «Джем», первого канала телевидения России. Тысячи записей гитаристов были присланы на этот конкурс. Жюри состояло только из американских звёзд гитары (Allan Holdsworth, Steve Lukather, Scott Henderson и Bruce Kulick). В номинации «Блюз» с экрана телевизора Александра поздравил с победой лично Steve Lukather.
Успех музыканта был не случаен. Александр Василенко прошел многолетнюю суровую профессиональную школу, поработав и в эстрадно-симфонических оркестрах и в pоссийских, а также западных рок-группах. Побывал более чем в 20 странах мира. Как студийный гитарист принимал участие в записях огромного количества пластинок.
Сольные инструментальные композиции этого гитариста отличаются яркостью образов, нестандартным гармоническим построением, индивидуальной манерой исполнения. В его музыке органично сочетаются мелодизм и взрывная эмоциональная энергетика.
В жизни остается скромным человеком, не стремящимся кому-то что-то доказывать. Все свое время отдает любимому инструменту, музыке. Многолетняя творческая жизнь привела его к пониманию тонких гитарных материй, которые слышны в его игре с первых нот…
Насколько мне известно, ты имеешь хорошее классическое образование. Почему же все же стал электрогитаристом?
Я родился в Латвии и начал учиться музыке с 7-ми лет. Гитара, как это часто бывает, мой не первый инструмент. Я учился в музыкальной школе по классу виолончели. Затем, уже будучи студентом Лиепайского музыкального училища стал активно осваивать гитару. На это решение, в числе прочих обстоятельств повлияло прослушивание записей таких гитаристов, как Jeff Beck, Carlos Santana, Larry Carlton и Al Di Meola. И я понял, чтобы стать настоящим музыкантом, тем более гитаристом, нужны толчки с разных сторон. Нужен как внешний, так и внутренний раздражитель. Внешний в то время нам был и так понятен, а внутренний – это музыка разных гениальных музыкантов, которые оставили свой след в моём сердце.
То есть гитару ты осваивал самостоятельно?
Мои лучшие учителя были в магнитофоне, на записи. Думаю, что лучший способ научиться играть на гитаре – слушать настоящих мастеров и на базе этих образцов вырабатывать собственное музыкальное лицо.
Ты работал с большим количеством звезд эстрады, с кем тебе было наиболее приятно выступать?
С особой теплотой хотелось бы вспомнить работу с Государственным оркестром Латвии «Нептун», а также эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио СССР под управлением Ю.В. Силантьева, гастроли с Большим Театром в Египте под управлением Ю. Григоровича (в балете Д.Д. Шостаковича «Золотой век» использовались гавайская гитара и банджо). Незабываемые выступления с народной артисткой России Н. Бабкиной с её необыкновенной жизнерадостностью, энергией и любовью.
Помогла ли тебе оркестровая практика в дальнейшей музыкальной жизни?
В наше время сперва ищешь работу, а потом учишься играть, или наоборот? Это грустная шутка. Оркестровая практика, студийная работа и работа в различных группах конечно же помогла. Уже в течении трёх лет я занимаюсь помимо всего и педагогической деятельностью и мне приятно, что многие мои студенты разъезжают по всему миру с гитарой за плечом.
Почему ты ушел из большого шоу-бизнеса, ведь ты мог спокойно аккомпанировать звездам эстрады?
Если ты хочешь потерять профессиональную форму и разучиться играть на гитаре – идите работать в «шоу-бизнес». “Там вас «научат»” – это высказывание одного очень известного гитариста, и доля правды в этом есть. Конечно, не весь шоу-бизнес так уж плох. Я с удовольствием сотрудничал со многими профессионалами в шоу-бизнесе. Просто приходит время, когда надо немного отдохнуть…
Каковы на твой взгляд сложности и есть ли перспективы инструментальной, в частности гитарной музыки в России.
На самом деле инструментальная гитарная музыка переживает сейчас не самые лучшие времена, я бы сказал, что даже очень трудные. Она попросту не нужна массовому слушателю. Если под него подстраиваться, то необязательно становиться гитаристом. Конечно же, существуют небольшие звукозаписывающие компании, которые выпускают такую продукцию, но всё это, скорее, энтузиасты своего дела. Я думаю, что такой пессимистический настрой касается не только России. Исполнительное искусство переживает кризис во всём мире.
Что касается нашего гитарного будущего, то должно наступить время когда любые музыкальные торговые бренды, выпускающие инструменты и оборудование, а также наши Российские музыкальные гипермаркеты (Bayland и т.д.) начнут устраивать гастрольные туры и мастерклассы в рекламных целях по стране, этим развивая гитарное искусство (Примеры: Ron Thal и фирма Vigier, Neil Zaza и фирма Cort и т.д.).
Эти акции стимулируют продажи музыкальнызх инструментов, но и помогают музыкантам заниматься своей специализацией.
Где ты выступал в последнее время?
За последние несколько лет я выступал на многих концертах, конкурсах и клубах (В частности я побывал на гастролях в 20-ти странах мира, в том числе США, Англия, Германия, Франция и др.). Последнее, что мне очень запомнилось, это выступление на фестивале Country Europa в Польше с группой “Off Beat”. Было очень интересно. Большим экзаменом для меня стало выступление для участников семинара, который проводила фирма “Bayland” в июне этого года на выставке в Санкт-Петербурге.
Вопросы по оборудованию: звучание гитары зависит больше от рук или от инструментария? Какие у тебя инструменты, оборудование, чем обусловлен твой выбор?
Раз уж мы заговорили об инструментах, то у меня их несколько. Предпочтения нет, хотя я очень люблю свой “Music Man”. Эта гитара очень подходит для меня, помогает мне выжать свои идеи. Многие дискутируют – какая гитара лучше? Это дело вкуса. Но я все же больше верю в музыканта, в его руки, способность высказывать свои мысли языком музыки. Ведь если нет мысли, нет и музыки и инструменты дорогие в этом случае не помогут. Это моё личное мнение. Что касается оборудования, то я являюсь индорсером фирмы “Hughes & Kettner”. Использую для записи и работы “Tubeman” и “Rotosphere”. Очень удобные устройства. Если работаю в клубах, то пользуюсь и различными комбиками в дополнение.
Чтобы ты посоветовал молодым гитаристам?
Я сам до сих пор изучаю гитару, это бесконечный процесс, так как гитара это целая вселенная. Наверно стоит заострить внимание молодежи на том, что в музыке необходимо стремиться делать то, что вам близко и действительно нравится. Не стоит идти на компромиссы со своей творческой потребностью. Как правило, хорошего из этого ничего не выходит. Слушайте больше хорошей музыки. Ведь наверняка среди вас очень много талантливых музыкантов, которые, надеюсь, продвинут российскую музыку.
Саша! Спасибо тебе за интервью. Успехов тебе в твоем творчестве!
|