Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Эл Ди Меола и Леонид Агутин

Источник: Inoutmag.ru
Текст: Дмитрий Малолетов
Фото: Сергей Снегуров

В апреле этого года нашу страну посетил знаменитый гитарист Эл Ди Мeола (Al Di Meola). Сам факт, что такие музыканты выступают перед российскими зрителями, уже удивляет мало - за последние 10 лет мы могли видеть уже практически всех мировых звезд. Но приезд этого гитариста был особенный, так как он выступал в концерте Леонида Агутина и Анжелики Варум не только с сольным отделением, но и как аккомпаниатор наших эстрадных звезд. Лично для меня это событие имело даже большую интригу, чем его сольный концерт, так как было очень интересно увидеть, как такой гигант впишется в советскую эстраду. Хотя музыку Агутина трудно отнести к “советской” или, как говорят, к “совковой”. Этот музыкант имеет яркое творческое лицо, музыкальную индивидуальность. В творчестве Агутина органично соединяются разные музыкальные культуры, в общих направлениях тяготеющие к латиноамериканской музыке. В профессиональных кругах этот талантливый музыкант пользуется заслуженным авторитетом, при этом он органично сочетает музыкальность и доступность своих песен для простых слушателей.

На фоне отечественной эстрады зажигательная музыка коллектива Агутина резко выделяется именно высоким исполнительским уровнем, подлинным профессионализмом. Приятно, что Леонид не останавливается на достигнутом, а стремится всячески повысить свою творческую “планку”. Я думаю, что Леонид Агутин, общаясь с такими музыкантами, как Эл Ди Меола, в скором времени сможет достойно представлять наше музыкальное искусство на самом высоком международном уровне.

Хочу кратко поделиться своими впечатлениями об этом концерте. Первое, что бросилось в глаза - полярность публики. Кто-то пришел послушать любимые песни Агутина, кто-то посмотреть на Анжелику, кто-то насладиться игрой заокеанского маэстро. Когда еще шла реклама, многие боялись того, что Эл Ди Меола в концерте Агутина будет выглядеть как “белая ворона”. Скорее всего, не все поклонники Анжелики Варум слышали имя американского гитариста. Отчасти эти опасения оправдались, но только отчасти. Как обычно это бывает, публика любит хлопать в ладоши, слыша известные “телевизионные” песни. Я не могу сказать, что сольное выступление Ди Меолы было воспринято прохладно, были бурные аплодисменты, кто-то даже пару раз крикнул “браво”, но некоторое сонливое настроение зрителей было отчетливо заметно уже на второй композиции. По слухам, в Санкт-Петербурге его принимали еще хуже. Что делать, инструментальная музыка даже в исполнении великих музыкантов наш народ за душу не берет. Ради справедливости стоит заметить, что творчество Ди Меолы, его ломанная ритмика, непредсказуемая мелодика и насыщенная гармония - все это довольно сложно для восприятия неподготовленного слушателя. Зрители остались верны себе, ведь давно доказано, что наша публика слушает музыку глазами, то есть ей нравится не столько слушать артиста, сколько на него смотреть. В этом отношении Анжелика Варум была вне конкуренции. Она стала настоящим украшением концерта. Последнее время в ее творчестве заметно влияние Леонида. Все песни она исполняла в акустических “агутинских” аранжировках, отчего они стали звучать более стильно. Особенно мне понравилась известная (почти народная) песня “Городок”, которая была исполнена в сопровождении классической гитары и перкуссии. Порадовал и сам Леонид. Он представил на суд зрителей новые песни, в создании которых принимал участие Эл Ди Меола, при чем не только как сессионный гитарист. Эти песни Агутин записал в Нью-Йорке вместе с легендарным гитаристом и судя по всему, Эл Ди Меола принимал в их создании активное творческое участие, так как они здорово отличаются от более раннего творчества Агутина. Песни получились довольно сложными для восприятия, но Леонид не стремится во что бы это ни стало угодить толпе, создавая хиты, которые запоминаются с первого раза.

Кроме этого, Эл Ди Меола аккомпанировал Леониду и в известных хитах, украдкой заглядывая в нотную тетрадь. Несмотря на предсказания скептиков, которые считали, что соединение в одном концерте “фирменной” инструментальной музыки и отечественных песен даст только отрицательный результат, все шоу прошло очень гармонично и интересно. В целом концерт оставил очень хорошее впечатление и “угодил” вкусам как профессионалов (которых было на концерте достаточно много), так и обычных зрителей. Перейдем теперь к технике, а именно, рассмотрим, как Эл Ди Меола формирует звук своей гитары.

Оборудование

Эл Ди Меола все время находится в поиске новых красок, нового звучания инструмента. Ведь это расширяет спектр выразительных средств, которые так необходимы в современной инструментальной музыке. Любой инструменталист сталкивается с проблемой однообразия звучания инструмента, уйти от которого можно с помощью современных гитарных приборов.

Эл Ди Меола использует довольно сложную схему формирования звука своей гитары. В звуковой цепи им было использовано две гитарных системы нового поколения Roland VG-88 и VG-8 (чуть ниже поговорим о них подробнее) и три гитарных синтезатора. Все это оборудование было включено в небольшой пульт. Основным гитарным процессором в этой системе является Roland VG-88, который дает нехарактерные для акустической гитары звуки. В частности, играя на нейлоновых струнах соло, гитарист мог включить дисторшн, придав импровизации большую экспрессию. Вообще дисторшн Эл Ди Меола применял практически в каждом своем соло, причем результат получался просто великолепный. Многие гитаристы утверждают, что цифровые процессоры имеют некоторую особенность - они хорошо звучат отдельно, когда играет одна гитара, но в ансамбле, особенно в “живом” коллективе, гитара куда-то исчезает, ухудшается читаемость нот, появляются неприятные частоты. До недавнего времени и я так считал, но выступление Ди Меолы продемонстрировало, что цифровые процессоры класса Roland VG-88 с успехом вписываются в “живую” группу. Наверное, глупо говорить о читаемости нот, когда на гитаре играет такой мастер. Кстати, Эл Ди Меола в своей книге “Техника игры медиатором” делится секретами, как добиться хорошей читаемости нот в скоростных пассажах. По этому показателю к процессору не было никаких претензий. Скорее всего, для того, чтобы скоростной пассаж хорошо звучал, сама техника игры важна больше, чем оборудование.

Насчет частотной характеристики, то тут, как говорится, дело вкуса. Roland VG-88 позволяет создать практически любой звук. Однако сконструировать хороший пресет в процессоре уже стало отдельной профессией. Многие гитаристы уже заметили, что если гитара звучит хорошо одна, как правило, в ансамбле этот звук будет терять свои краски. И наоборот, иногда играешь на, казалось бы, “плохом” заводском звуке в ансамбле, а гитара, в сумме с другими инструментами, звучит прекрасно. Конечно, теоретически можно по всякому объяснить это явление, но на практике получается, что для создания звукового пресета для процессора нужен достаточный опыт и предслышание его в составе ансамбля. Постепенно, приходишь к умозаключению, что цифровые процессоры кардинально меняют подход к звуку гитары, требуют от гитариста дополнительных, чисто технических талантов.

В концерте Эл Ди Меола использовал и гитарные синтезаторы. Делал он это достаточно тонко, в основном подмешивал к звуку гитары MIDI-звуки, что придавало звучанию гитаре дополнительные краски. Удивительно то, что Эл Ди Меола имеет три гитарных синтезатора Roland GR-1, GR-30 и GR-33, ведь GR-1 и GR-30 достаточно старые модели. Свой первый гитарный синтезатор Roland GR-1 я приобрел в начале 90-х, и мне казалось, что время этого устройства уже давно прошло. Ведь современный GR-33 имеет множество преимуществ - звук, основанный на JV-технологии, и меньшую задержку конвертации (более быстрый процессор и улучшенная математика). Тем не менее, Эл Ди Меола по сей день использует и эти старые модели гитарных синтезаторов.

Коммутация

Для того, чтобы полноценно использовать виртуальную гитарную систему Roland VG-88 (8) и гитарные синтезаторы, на инструменте должен быть установлен активный полифонический датчик Roland GK-2A. Этот звукосниматель преобразует колебания каждой струны в отдельности и в таком виде подает сигнал в устройства посредством специального (13 pin) кабеля. Roland VG-88 можно использовать и без GK-2A, однако при этом “не работают” самые потрясающие функции данной системы - панорама и настройка каждой струны в отдельности, а также нельзя создавать некоторые звуки и т.д. Что касается гитарных синтезаторов, то использовать их можно только с этим датчиком.

У Ди Меолы на московском концерте было две акустические гитары - одна с металлическими струнами, другая с нейлоновыми. Что касается гитары с металлическими струнами, но здесь никаких вопросов не возникает - устанавливается датчик Roland GK-2A и все начинает работать. Но как снять звук с нейлона? Для этого был разработан полифонический пьезодатчик, который практически ни в чем не уступает стандартному GK-2A. На “нейлоновых” гитарах канадской фирмы Godin этот пьезо-MIDI-датчик вмонтирован уже изначально. Кстати, эти гитары уже имеются в продажеи в Москве.

Тот, кто работал с обычным пьезодатчиком понимает, что он имеет ряд недостатков (как и достоинств). Например, при игре с дисторшном гитара “заводится”, кроме того, при касании струн руками (при смене позиций) появляются призвуки и т.д. Но при работе с Roland VG-88 можно на гитаре с нейлоновыми струнами создать любой звук, например, воспроизвести характерное звучание “стратокастера”. Это открывает акустическому гитаристу практически неограниченные возможности, ведь теперь он имеет весь спектр чисто элетрогитарного звука. Хотя на классической гитаре трудно исполнять некоторые электрогитарные приемы (например, бэнды), сам звук практически не будет отличаться от обычной электрогитары.

Я сам достаточно много экспериментировал, соединяя Roland VG-88 с нейлоновыми струнами. Хочется в двух словах поделиться впечатлениями. Во-первых, пресеты акустических гитар стали звучать более правдоподобно. При игре на электрогитаре звуком нейлоновой гитары, ощущалась некоторая искусственность саунда. Хотя на записи можно “замазать” это звучание, что даст полное ощущение игры на нейлоне, все же эти звуки использовать на мой взгляд проблематично. Но, играя на нейлоновых струнах с пьезо-MIDI-датчиком эти же пресеты звучат очень классно. Я всегда считал, что Roland VG-88 формирует звук в основном программным способом, то есть вклад самой гитары в процесс создания звука минимален, что звук дорогой гитары и дешевой при использовании VG-88 различаться, по большому счету, не будет (что, естественно может иметь свои достоинства и недостатки). Но оказалось, что это далеко не так. Датчик улавливает все обертона гитары, которые и включаются в состав уже цифрового звука. Это относится и к самому способу снятия звука. Так с пьезо-MIDI-датчиком звучание гитары обретает необычный колорит. Мне кажется, что классическим гитаристам Roland VG-88 даст даже больше пользы чем исполнителям на электрогитаре. Ведь теперь классический гитарист сможет прямо в домашних условия записывать альбомы классических произведений, без использования дорогих микрофонов, преампов. Те гитаристы, кто записывал классическую гитару стандартным способом (через микрофон) знает какие трудности стоят на этом пути. Теперь с Roland VG-88 вопрос решается крайне просто — выход процессора соединяется со звуковой картой компьютера или рекордера и нажимается кнопка Record. Причем, данный звук можно обработать многими эффектами. То же самое и на концертах. Классическая гитара теперь может звучать полноценно в ансамбле, не требуя очень дорогих усилителей, пьезодатчиков, микрофонов и т.п. Конечно, при этом способе формирования звука неизбежно будет некоторая потеря, но достоинства явно перекрывают недостатки. Остается добавить к этому еще, что с VG-88 акустическая гитара может звучать, как “стратокастер” или “гибсон”, включенные в любой виртуальный усилитель.

Кроме этого, Roland VG-88 может использоваться и бас-гитаристами. Для этого на бас-гитару достаточно установить специальный датчик. Кстати, Виктор Вутен - один из самых ярких басистов современности - достаточно часто использует это устройство, особенно в сольных “двуручных” произведениях.

Roland VG-88, как и гитарные синтезаторы, имеет очень полезную функцию - индивидуальную настройку под разные гитары. Гитарист может спокойно менять инструменты, используя один прибор, при этом для каждой гитары можно сохранить необходимые настройки. В установках назначается мензура инструмента (длина струн), расстояние от нижнего порожка до звукоснимателя, чувствительность каждой струны и др. Правильное крепление датчика и точная установка системных параметров намного улучшает снятие и преобразование звука процессором или синтезатором.

Как же пьезо-MIDI-датчик ведет себя с гитарными синтезаторами? По мнению многих гитаристов, эти звукосниматели работают даже лучше чем магнитные. Джон Маклафлин, например, уже давно использует полифонические пьезозвукосниматели для коммутации с гитарными синтезаторами.

Теперь рассмотрим, как использовать одну гитару, оборудованную полифоническим датчиком, одновременно с двумя приборами, например, с Roland VG-88 и Roland GR-33. Как вы понимаете, на вход каждого из этих устройств должен быть послан полифонический сигнал от GK. Некоторые гитаристы, которые хотят использовать два прибора одновременно, устанавливают на гитару соответственно два звукоснимателя. Это достаточно удобно, так как на пульте GK можно управлять многими параметрами каждого устройства в отдельности. Но есть и другой способ - использовать специальный коммутатор Roland US-20, который имеет один GK-2A вход и два аналогичных выхода. Таким образом, гитарист может с одного датчика подключиться сразу к двум устройствам - процессору и синтезатору. Переключаться с одного устройства на другой (или использовать их сразу оба) очень удобно, достаточно нажать на одну их педалей US-20.

Всего на концерте в Москве Эл Ди Миола использовал пять электронных устройств - два процессора: Roland VG-88 и предыдущую модель Roland VG-8, а также три вышеупомянутых гитарных синтезатора. Для коммутации он использовал 4 селектора US-20, превращая все эти устройства в единую “фабрику” гитарного звука. Да, современное гитарное оборудование предоставляет удивительные возможности для поиска своего звучания инструмента. Развитие гитарных устройств бурно идет именно в цифровом направлении. Закрывать глаза на рождение новой философии гитарного звука вряд ли разумно, тем более, что звезды гитары активно используют все новинки.

Леонид Агутин

Леонид Агутин родился в 1968 г. в Москве. Начальное музыкальное образование получил в джазовой студии “Москворечье” по классу фортепиано. В 1988 г. поступил в Московский институт культуры, который окончил в 1993 г.

В 1992 г. Леонид Агутин становится лауреатом международного конкурса “Ялта 92”, а в 1993 г. - лауреатом международного конкурса “Юрмала 93”.

В 1994 г. вышел первый сольный альбом певца “Босоногий мальчик”, который весной того же года становится бестселлером и поднимает Л.Агутина в статус российской эстрадной “звезды”.

В 1994 г. Леонид по итогам года побеждает в трех номинациях: “Певец года”, “Песня года” и “Альбом года”.

В апреле 1995 г. Леонид Агутин дал два аншлаговых концерта в спортивно-концертном комплексе “Олимпийский”. Таким образом, Леонид утвердился на вершине отечественного музыкального Олимпа.

В декабре 1995 г. певец выпускает второй сольный альбом - “Декамерон”, который с первых дней занимает ведущие строчки хит-парадов.

На сегодняшний день Леонид Агутин выпустил уже пять сольных альбомов (один из которых записан совместно с Анжеликой Варум). В записи последнего альбома “Леонид Агутин” принимал участие известный американский гитарист Эл Ди Меола.

В настоящее время Леонид Агутин имеет плотный гастрольный график. Выступает не только в России, но и в США, в частности, в мае этого года - в сольном концерте Ди Меолы в знаменитом джазовом кафе “Blue Notes” в Нью-Йорке.


Эл Ди Мeола

guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин