weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
VOX AC30

Даже спустя 50 лет «старый потрёпанный чемодан» VOX все ещё является самым крутым сценическим оборудованием в рок-н-ролле. TG описывает славную историю величайшего лампового усилителя, начинающуюся с кучи визжащих девушек.

VOX AC30

У VOX AC30 длинная история. В 1958-м году у пионеров британского рок-н-ролла The Shadows возникла проблема. Благодаря крайней сексуальности вокалиста Клиффа Ричарда (Cliff Richard), вечер за вечером, каждое место, где группа давала концерт в ходе турне, просто взрывалось от девочек-подростков, визжащих как брачующиеся баньши. Против такого напора эстрогена, маленький комбоусилитель Vox AC15 Хэнка Марвина (Hank Marvin) оставлял желать лучшего. «И тогда я сказал Дику Дэнни (Dick Denney, старший инженер Vox)» – вспоминал Хэнк в 2002 – «а ты не мог бы соединить два таких вместе, чтобы получить более громкий усилок? Мы сами себя себя не слышим от всех этих криков».

Так были посажены семена Vox AC30, единственного столь значимого лампового усилителя в истории рока, чьё право на жизнь было подтвержено классическими альбомами начиная от The Beatles «Please Please Me» и Queen «A Night At The Opera», заканчивая Fall Out Boy «Infinity On High». «Несомненно, AC30 тогда был самым лучшим британским усилителем» - сказал в 2002 Кейт Ричардс (Keith Richards), легенда Rolling Stones. И тут же поправился: «Всегда был лучшим».

Впрочем, мы забегаем вперед. В 58-м, Vox представлял собой молодую фирму, недавно сменившую специализацию с производства органов на усилители, и осуществляющую продажи черем магазин на Charing Cross Road в Лондоне. Директор Том Дженингс (Tom Jennings) и Дик Дэнни уже запустили в производство AC15, его «фишкой» было то, что на выходе у него стояли уникальные лампы EL84, а успеху этого усилителя способствовало то, что цены на доставку американских усилителей были очень высокими. Но, когда деньги хлынули в рок-н-ролл, стали актуальны более мощные американские модели, как, например, 60-ваттный Fender Twin. Чтобы удержать британские модели на плаву, Vox’у пришлось выкручиваться.

VOX AC30

Больше. Громче. Круче. Эти три слова, наверное, были написаны метровыми буквами на стене фабрики, когда Дэнни начал работу над AC30. Там, где у младшего брата стояли две EL84, у новой флагманской модели должно было стоять четыре. Предметом гордости был выпрямитель GZ34, трансформатор был улучшен до 30-ваттного ворчуна и, как символ отказа от прототипа с одним динамиком Goodman, на новую модель были установлены два 12 - дюймовых динамика, покрытых голубой эмалью, которые произвела Celestion по спецзаказу. В усилителе было два канала («Normal» и «Vib/Trem») и четыре гитарных входа, что было удобно для групп стесненных в средствах. Ну и ещё он выглядел как старый потрёпанный чемодан.

Нельзя сказать ничего плохого об оригинальном AC30, выпущенном в 1959. Но звук, который Vox-филы слышат в своих головах, это определенно звук AC30/6, выпущенного годом позже. У этой модели было шесть входов, новый канал «Brilliant», в предусилителе стояли лампы ECC83 и опциональный модуль Top Boost, что выводило эту модель на совершенно новый уровень. У него был более мелодичный, светлый и высокий звук, который являл собой противоположность «грохоту костей» представленному Джимом Маршаллом (Jim Marshall) на другом конце города. В начале 60-х, ты мог быть либо за Marshall, либо за Vox. Гитарные боги типа Эрика Клэптона (Eric Clapton), Пита Тауншинда (Pete Townshend) и Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) выбирали первый из-за gain’а, но Святая Троица Британской Волны предпочитала AC30. The Shadows сделали для Vox отличную рекламную кампанию (плюс бесценные советы по поводу того, как улучшить усилитель); The Beatles в 1962-м выставили на торги AC15-е которые использовали в Гамбурге; Брайен Джонс (Brian Jones) из Rolling Stones использовал свой в паре с Vox Teardrop на своих оглушительных ранних записях; Джефф Бэк (Jeff Beck) тоже был поклонником Vox, звучание Yarbirds основано на AC30 и педали Tone Bender fuzz.

Далее по пищевой цепочке, Ирландский блюзмен Рори Галлахер (Rory Gallagher) доводил EL84е до предела в столичных маленьких клубах, пока бесчисленные «будущие герои» стояли с отвисшими челюстями среди публики и делали пометки. «Приезжало множество таких ребят как я или мои друзья» - вспоминает Брайен Мэй (Brian May) из Queen - «и мы спрашивали: как Вы создаете такой звук, мистер Галлахер? А он садился и рассказывал нам. Так что своим звуком я обязан Рори Галлахеру».

VOX AC30

Если 60-е прошли в пользу AC30, то следующее десятилетие было не таким однозначным. С одной стороны, усилитель заручился поддержкой лучших гитаристов, таких как Брайен Мэй (Brian May), Том Пэтти (Tom Petty), Пол Веллер (Paul Weller) и The Edge («Мне нравятся «колокольчики» в звуке» - отмечает гитарист U2. «Это уже просто часть того, как играю на гитаре»). Но «в верхах» появились проблемы, которые достигли критической точки в 1972, когда Vox была выкуплена CBS и репутация нового поколения усилителей начала резко падать. AC30 все ещё был легендой, но только если удавалось купить экземпляр 60-х на Сотбиз (Sotheby’s - известная лондонская аукционная фирма; продаёт произведения древнего и современного искусства, старинные книги и т. п.). Рок-н-ролльная культура тоже изменилась. Это был период гигантского Эго и стэковых усилителей - даже музыканты, которые любили AC30, не хотели использовать их на публике. «Мне хотелось звука как у моего AC30, он был хорош» - вспоминает Риччи Блэкмор (Ritchie Blackmore) в интервью журналу Fuzz в 1998. «Но это было не политкорректно, это был не Marshall, и они попробовали всё, что только можно. И знаете, что они сделали после шести недель попыток скопировать звук? Они засунули Vox в корпус от Marshall’а. Это выглядело как Marshall, но это был Vox».

Само собой, умеренный distortion AC30-го никогда бы не был популян в 80-е у «шред бригады», и, вероятно, такое пренебрежительное отношение и создало для усилителя репутацию оборудования для инди-рокеров и альтернативщиков. Но он, словно бы, постучался обратно домой в 90-е, в таких классических вещах как The Verve «A Northern Soul» и дебютный альбом Suede. Нельзя не упомянуть и Foo Fighters «There Is Nothing Left To Lose»: «Мы использовали AC30 почти везде» - сказал Дэйв Грол (Dave Grohl) - «Можно было играть чисто или грязно, ярко или жирно».

90-е примечательны еще и перерождением производства Vox. Владельцем стал электронный гигант Korg, после чего был представлен наиболее достоверный и точный AC30-й, начиная с золотого века в 60-х. Переломным моментом стала бриллиантовая серия TBX, в 2004 прозводство было перенесено в Китай, результатом чего стало появление AC30, который по характеристикам, возможно, даже обогнал оригинальную модель.

Отправной точкой для большинства служит AC30 Custom Classic, сочетающий мягкий винтажный ламповый звук с современными достоинствами, как, например, встроенный reverb и master volume. Состоятельные ценители, тем временем, соблазняются линейкой Handwired, вся она настроена руками Тони Бруно (Tony Bruno), гуру усилителей, так чтобы получить «неразбавленный» звук 60-х.

Судя по тому, что подобный музейный экспонат занимает своё место на современном рынке усилителей, постмиллениум означает «возвращение». Ткните пальцем в какой-нибудь список типа «Лучший альбом» и очень вероятно, что вы «попадете в Vox». Вглядитесь в задний фон любого фестиваля и заметите там характерную коричневую решетку. От Kasabian до The Kooks, включая Arctic Monkeys и Babyshambles, AC30 поистине создан для того, чтобы быть королем Британской инди-эстрады. «От него исходит магическое сияние» - считает Johny Borrell из Razorlight - «Я ничего подобного не слышал из любого другого усилителя».

У AC30 нет недостатков. Он преодолевает георафические барьеры, переходит через поколения, пробивается в диаметрально противоположные жанры, его используют все, начиная с прогрокеров (prog noodlers) типа Клаудио Санчеза (Claudio Sanchez) из Coheed And Cambria и заканчивая эмо (emo strummers) типа Патрика Стампа (Patrick Stump) из Fall Out Boy, который однажды сказал: «Если вы собираетесь записываться, вам просто необходимо взять с собой AC30».

Он прав. Vox AC30 не такой большой как Marshall JCM800. Не такой тщательно продуманный как Line 6 Spider. Не такой брутальный как Mesa/Boogie Dual Rectifier. Но когда вы щёлкаете выключателем, видите свет ламп, играете аккорд и чувствуете как звук обтекает вас, словно волна, у вас не остаётся сомнений, что это один из лучших усилителей. И так будет ещё, по меньшей мере, 50 лет.

Автор: Henry Yates
Оригинал: Total Guitar №193


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин