|
The Jimi Hendrix Experience |
Wikipedia
The Jimi Hendrix Experience (The Experience) - британско-американская рок-группа, известная благодаря гитарному звучанию, новаторским идеям и популярным песням. Центральная фигура группы - Джими Хендрикс, её создатель, лидер и автор большинства песен. В группу также входили басист Ноэль Реддинг и барабанщик Митч Митчелл. Группа была образована в 1966 году, выпустила 3 студийных альбома и распалась в 1969 году после ухода Реддинга. Хендрикс вновь использовал это название в 1970 году, когда к Хендриксу опять присоединился Митчелл, а в качестве бас - гитариста - Билли Кокс. Этот состав фанатами и коллекционерами иногда называется группой Cry of Love.
Группа экспериментировала со звучанием, создав целое направление в рок-музыке, а Джими Хендрикс вывел игру на гитаре на иной уровень. В 1992 году The Jimi Hendrix Experience была включена в зал славы рок-н-ролла.
Три альбома, записанные группой, нередко рассматривают как сольные альбомы Хендрикса, а то время, когда он выступал с этой группой - частью его сольного творчества.
|
The Jimi Hendrix Experience играют в голландской телестудии. 14 марта 1967 года. Слева-направо: Хендрикс, Рэддинг, Митчел. |
История
Создание группы
История группы The Jimi Hendrix Experience начинается со знакомства Джими Хендрикса (выступавшего в то время по псевдонимом Джимми Джэймс англ. Jimmy James) с Чесом Чендлером в конце июля 1966 года. Чендлер, гастролировавший тогда по США в составе Animals, услышал про Хендрикса от Линды Кит, подруги Кита Ричардса. Она знала, что Чендлер планирует оставить деятельность концертирующего музыканта и в дальнейшем быть продюсером, и сказала, что в Виллидже есть один парень, и он просто великолепен. Чендлер после таких слов пошёл с ней на концерт Хендрикса в Cafe Wha?. Придя до начала выступления, они стали говорить про Хендрикса. Таким образом, как позже утверждал Чендлер, у него возникла идея взять Хендрикса в Англию ещё до того, как он услышал выступление.
Хендрикс играл блюз в сопровождении барабанщика и бас-гитариста и не пел, поскольку не считал себя певцом. По словам Чендлера, Хендрикс не делал на сцене ничего такого, чем потом прославился в The Jimi Hendrix Experience, однако уже тогда Чендлер не сомневался в том, что Хендрикс фантастически талантлив. Заниматься делами нового исполнителя Чендлер решил не один. В помощники себе он выбрал Майка Джеффери, на тот момент менеджера The Animals.
Предложение переехать в Англию Хендрикс воспринял сдержано. Он интересовался тем, какая в Англии аппаратура, и что из себя представляют английские музыканты. Наиболее важным с точки зрения Хендрикса из того, что мог ему дать такой переезд, была возможность личного знакомства с Эриком Клэптоном, поэтому Хендрикс спросил Чендлера, знаком ли тот с Клэптоном. Чендлер ответил, что отлично его знает. Тогда Хендрикс спросил, познакомит ли он его с Эриком Клэптоном, если возьмёт в Англию. Чендлер заверил, что когда Эрик его услышит, то сам захочет познакомиться. Тогда Хендрикс дал согласие.
Уехать в Англию немедленно было невозможно. Было необходимо оформить паспорт и найти свидетельство о рождении Хендрикса. На это ушло несколько недель. К тому времени Чендлер успел отыграть турне с „Animals“ по США и покинуть группу (то есть остаться в США со своим «подопечным», в то время как остальные вернулись в Англию). Хендрикса и Чендлера роднило увлечение научной фантастикой, что впоследствии отразилась на ряде текстов будущей группы. Тогда же Чендлер предложил изменить сценическое имя на Джими (с одной м) Хендрикс.
Перед отъездом в Англию Хендрикс изрядно нервничал. 23 сентября 1966 года он прибыл в Англию на самолёте. Опасения оказались напрасными, и через некоторое время Хендрикс почувствовал себя в Англии вполне свободно. Он поселился в отеле „Hyde Park Towers“ и вскоре перезнакомился со всеми музыкантами Лондона.
Хендрикс и Чендлер занялись поиском музыкантов. Будучи в курсе, что бывший вокалист Animals Эрик Бёрдон планирует сформировать новый состав группы, Чендлер дал объявления о прослушивании для «Eric Burdon & The New Animals», из которого он планировал отловить кандидатов и для группы Джими Хендрикса. Так был найден Ноэль Реддинг. У него тогда были очки, как у Джона Леннона, и шевелюра как у Хендрикса.
Мне было двадцать лет. Я купил гитару и поехал в Лондон с десятью монетами в кармане. Я искал работу и прочитал в Melody Maker, что Эрик Бёрдон ищет гитариста. Я сразу поехал и сыграл в клубе под названием „Phone Booth“. Там был Чес Чендлер, а мимо проходил Эрик Бёрдон - живые звёзды! Чес спросил меня, с кем я играл раньше, а я сказал, что с Джонни Киддом. Я правда у него играл - на его гитаре в артистической уборной.
К моменту приезда Реддинга в Лондон, Бёрдон уже нашёл гитариста, поэтому на приглашение Чендлера прийти на прослушивание ответил согласием. Это происходило 28 сентября. Когда Реддинг пришёл, Чендлер попросил его поиграть на бас-гитаре. Спустившись, Реддинг увидел Хендрикса, который показался ему весьма приятным и дружелюбным. Хендрикс угостил Реддинга выпивкой и сказал, что только что приехал из Америки, после чего показал несколько аккордов, и они стали играть Hey Joe. Всего было сыграно три композиции без вокала. За ударными был Эйнсли Данбар. По словам Реддинга, это совсем не походило на прослушивание. По окончании прослушивания Джими Хендрикс и Ноэль Реддинг пошли в паб, где беседовали о музыке. Там Хендрикс предложил Реддингу играть в группе. На следующий день репетиции продолжились. Реддинг запомнил все аккорды, что приятно удивило Хендрикса.
Эйнсли Данбар был наиболее вероятным кандидатом на должность барабанщика, но в итоге барабанщиком группы становится Джон Митчелл по прозвищу Митч за «удивительно быструю и чёткую игру». Митч Митчелл, джазовый барабанщик-самоучка, имел на тот момент солидный послужной список. В числе групп, в которых он работал были Johnny Kidd & The Pirates, Riot Squad, The Tornadoes. На момент он покинул группу «Georgie Fame and the Blue Flames». Чендлер, узнав об этом, предложил ему место барабанщика. Как вспоминал позднее Чендлер, собравшись вместе, музыканты играли четыре часа без перерыва.
С названием для новой группы возникли сложности. Варианты обдумывались ещё до отъезда. Название The Experience предложил менеджер Майк Джеффери. Хендриксу поначалу такое название не слишком нравилось, но в итоге он согласился.
11 октября был подписан контракт. Музыканты по своей неопытности не стали внимательно с ним знакомиться, о чём впоследствии пожалели. Так Реддинг в своей книге писал:
Как артисты, мы брали на себя обязательство сочинять песни и исполнять их вместе или порознь, и записывать, как минимум, 10 синглов в год (больше, если того захотят продюсеры, и меньше при форс-мажорных обстоятельствах). Если кто-то уходил из группы, действие контракта не прекращалось, и артист должен был привести того, с кем он объединится, чтобы с ним тоже заключили контракт. Мы не имели права записывать пластинки для кого-то другого, не могли записывать для кого-нибудь старый материал в течение пяти лет, передавать свои права и лицензии, делать что-либо другое в нарушение данного соглашения. Мы отдавали Джеффери и Чендлеру все наши авторские права во всем мире (на песни) и права на воспроизведение (радио, телевидение, фильмы), права использовать наши имена, биографии и любую другую информацию, которая может быть полезной при продаже записей, и право передавать наши права кому-то другому. Мы брали на себя обязательство не нарушать законы, хорошо вести себя на людях и не болеть.
После трёх дней репетиций - 13 октября 1966 в парижском зале «Олимпия» состоялся сценический дебют новой группы. Собственного материала у группы на тот момент не было: исполнялись песни «Hey Joe», «Wild Thing», «Have Mercy», «Land Of 1000 Dances» и «Everybody Needs Someone To Love». Чендлер же хотел, чтобы группа исполняла собственный материал.
Репетициям музыканты новой группы предпочитали выступления на публике. По признанию Реддинга, репетиции слишком напоминали обязательную работу. Митч Митчелл время от времени позволял себе не являться на репетиции вовремя. Это продолжалось до тех пор, пока Чендлер не оштрафовал его на сумму месячного жалованья.
Чендлер позаботился и о внешнем облике группы, рассчитывая привлечь таким образом внимание публики к новой группе. Он подобрал музыкантам сценические костюмы. Цвет кожи Джими Хендрикса не мог не обращать на себя внимание, тем более его эффектно оттеняли двое белых. Другой такой группы в Англии не было. Интересный зрительный эффект создавало то, что Хендрикс играл левой рукой, а Реддинг - правой.
Никто из троих музыкантов не хотел становиться певцом. Хендрикс иногда исполнял вокальные партии, выступая в США, но в Англии поначалу не соглашался. В итоге было решено, что петь будет именно он. Он не был выдающимся певцом, однако его манера пения была действительно индивидуальна: голос сочетал в себе холодную уверенность с нервными интонациями и мог переходить с пения на речитатив.
Во время выступления в клубе Blaises Хендрикса заметил Джонни Халлидей, который набирал себе аккомпанирующую группу, и предложил музыкантам аккомпанировать ему во время гастрольного тура по Франции. Чес Чендлер в это время вёл переговоры со студиями звукозаписи. Кит Лэмберт, менеджер The Who, услышав игру Хендрикса в кафе Scotch of St. James, предложил выпустить сингл на своей студии Track Records. Договорились, что первую пластинку запишут на студии Polydor, а когда в марте 1967 года начнёт работать Track, они обратятся туда.
По возвращении из Франции The Experience отправились в студию DeLane Sea Studios, чтобы записать основные партии для дебютного сингла «Hey Joe». Там же записали и вокал, но ни Хендрикс ни Чендлер не считали этот результат удачным. В последующие недели Чендлер водил Хендрикса по разным лондонским студиям, в итоге доведя исполнение до желаемого уровня. Нужно было записать песню и для второй стороны сингла. Хендрикс планировал сыграть кавер-версию ритм-н-блюзового хита «Land Of 1000 Dances», но Чендлер настаивал на том, чтобы была записана собственная песня. Таким образом появилась первая сочинённая для The Experience песня - «Stone Free». Она была записана и сведена за один день.
Первые недели существования группы нелёгкими в финансовом отношении. Постоянной работы не было. Деньги кончались. Предложений выступать не поступало. Чендлеру пришлось продать пять своих гитар чтобы оплатить приём в клубе Bag of Nails. Он употребил все связи, чтобы пригласить людей, которые могли бы предложить работу. Филлип Хэйвард, владелец нескольких клубов, после этого концерта пригласил Хендрикса в аккомпанирующую группу для New Animals за 25 фунтов.
Переломным, по мнению Чендлера, было выступление в клубе Croydon. Публика была в шоке, поскольку ничего подобного ранее они не слышали. У группы появилась постоянная работа. Потом был концерт Round House. Когда у Джими Хендрикса сломалась гитара, Чендлеру, чтобы спасти положение, пришлось продать последнюю бас-гитару и купить гитару для Джими. Концерт прошёл с успехом, и выпущенный 16 декабря 1966 сингл «Hey Joe» стал пользоваться успехом, несмотря на то, что его не крутили на радио.
Успех
Когда Hey Joe стал хитом, перед The Jimi Hendrix Experience открылись двери клубов и концертных залов Лондона. О Хендриксе начала писать пресса.
Триумфальным было выступление в клубе Blaises, расположенным в подвале, куда нередко приходили музыканты, агенты, менеджеры и писатели. Клуб был набит битком. Хендрикс играл на гитаре зубами, что произвело особенное впечатление на публику. На следующий день в Melody Maker появилась заметка:
«Джими Хендрикс, фантастический американский гитарист, свёл с ума толпу звёзд, пришедшую взглянуть на него в Blaises… Джими великолепно держится на сцене и владеет исключительной техникой игры на гитаре, в том числе зубами, иногда он вообще обходится без рук! Похоже, имя Джими станет одним из самых известных клубных имён в 1967 году».
Теперь уже не The Jimi Hendrix Experience пробивались к публике, а публика стремилась попасть на концерты группы. Интерес к группе, и в первую очередь к Хендриксу, всё более и более возрастал. Как пишет Крис Велч в своей книге, вскоре после Рождества казалось, что чуть ли ни весь Лондон вновь пришёл посмотреть на Джими, теперь уже в клубе Bag of Nails, возле Кэрнэби-стрит. Там было полно рок-звёзд, которые сидели перед сценой за длинными столами. Сюрпризом стала игра Митча на ударных. Он неистовствовал, переходя с одного барабана на другой. Следующим вечером все вновь пришли послушать The Jimi Hendrix Experience в клуб 7 1/2 недалеко от Пикадилли. Зрители задыхались от жары, но не желали ничего пропустить. Пришли Мик Джаггер, Мариан Фэйтфул, Пит Тауншенд, Эрик Клэптон, Анита Палленберг, Фенэлла Филдинг и Гленн Кэмпбелл. Воздействие на зал, где находились преимущественно музыканты, которых нелегко удивить, стало поистине ошеломляющим.
Ещё одним таким выступлением был концерт в Saville Theatre, возглавляемый Брайаном Эпштейном, где The Jimi Hendrix Experience выступали на одной сцене с The Who. Эффект был таковым, что как пишет Крис Вэлч, здание чуть не рухнуло. Краткая заметка об этом концерте появилась в Melody Maker.
Чес Чендлер не ошибся в своих ожиданиях. Талант Хендрикса стал очевиден для не только для слушателей и критиков. Его игрой восхищались признанные мастера гитары - Эрик Клэптон и Пит Тауншенд-. Тауншенд и Клэптон той зимой ходили на все выступления Хендрикса в клубах Лондона. Как отмечал впоследствии Чендлер дни, проведённые в лондонских клубах, были для Хендрикса счастливыми.
Сингл «Hey Joe» тем временем уверенно двигался вверх по чартам. 7 января он занимал 48-ое место, а 4 февраля поднялся на 4-е. Это был настоящий успех. Группа отправляется в студию, чтобы записать второй сингл Purple Haze. Эта песня была написана в ноябре 1966 года, и вовсе не под влиянием наркотиков. Журналист Кит Алтман писал, что сам Хендрикс объяснил суть этой песни так: «Это всего лишь фантазия, которую я связываю с прочитанным мною в одном из научно-фантастических журналов о красном луче смерти». Образы были взяты из романа «Ночь света» Филиппа Хосе Фармера, опубликованного в 1957 году. В романе действие происходит на мистической планете Радость Данте, где из-за чрезмерной солнечной активности ночное небо временами окрашивается в фиолетовый цвет, и некоторые обитатели планеты сходят от этого с ума. Сингл «Purple Haze» вышел 17 марта, а 25 марта достиг четвёртой позиции.
В марте 1967 года The Jimi Hendrix Experience гастролируют вместе с The Walker Brothers, Энгельбертом Хампердинком и Кэтом Стивенсом. Гастроли проходили в дружеской атмосфере, несмотря на то, что музыканты, с которыми выступала группа, отличались по стилю от The Experience. Джими Хендрикс часто играл джэмы, Ноэль одно время подменял заболевшего гитариста Хампердинка. Гастроли прошли с успехом. На всех концертах был аншлаг. Именно во время этих гастролей было решено устраивать поджигание гитары.
К тому времени музыканты The Jimi Hendrix Experience превратились в настоящих звёзд со всеми атрибутами звёздности. Уже во время гастролей с Walker brothers Реддингу и Митчеллу приходилось отвлекать внимание толпы от Джими ярко-оранжевыми нарядами. Хендрикс старался не выходить из номера днём. После концерта возбуждённые дамы преследовали его и, зажав в дверном проёме, вырывали клочья волос.
Пользуясь популярностью группы, менеджеры устраивали как можно больше выступлений. Музыканты уставали и не только от выступлений - утомлял постоянный ажиотаж. Как вспоминал Реддинг, невозможно было уйти с вечеринки, чтобы на каждой руке не повисло хотя бы по паре девиц. Напряжение музыканты пытались снять при помощи алкоголя. Но не только его. Лондон в те времена был настоящей меккой для тех, кто продавал и потреблял наркотики. Так наркотики вошли в жизнь музыкантов. И сыграли впоследствии разрушающую роль.
Как в музыке, так и во внешнем виде музыканты старались быть ни на кого не похожими. Это вызывало противоречивые, нередко полярные оценки: от восхищения и подражания до насмешек и оскорблений. Последнему способствовал создаваемый в прессе образ музыкантов-дикарей. Например, в мае 1967 года тридцать отелей Стокгольма отказались их принять, и пришлось вылететь в Хельсинки, но там их не пустили в ночной клуб.
Дебютный альбом, названный Are You Experienced? вышел 12 мая 1967 года. 3 июня он занимал пятое место в чартах журнала «Billboard», а 10 июня поднялся до второго, уступив лишь битловскому Сержанту Пэпперу, и удерживался на этой позиции, иногда опускаясь на 3-е место, до 7 октября. Альбом впитал в себя все творческие наработки группы: постдилановский лиризм, психоделические эксперименты и переосмысление того, как можно играть на электрогитаре - всё это накладывалось на блюзы, мелодии в стиле соул, рок-н - роллы, которым задавал ритм пульсирующий звук бас-гитары Реддинга и барабаны Митчелла.
The Jimi Hendrix Experience в США
В планы Чендлера и Джеффери входило завоевание американского рынка. Хендрикс на тот момент был почти неизвестен у себя на родине. Когда он прибыл за 5 дней до выступления The Jimi Hendrix Experience на фестивале Monterey Pop в Монтерее, он даже порадовался своей безызвестности.
Группа должна была выступать в последний день трёхдневного фестиваля после The Who. The Who выступили с большим успехом, и музыканты волновались, не зная как их примут. В своём выступлении группа продемонстрировала то, чем уже покорила Европу. Хендрикс в оранжевой рубашке и красных брюках беспощадно терзал свою гитару, которая то исступлённо завывала, то плакала, то скрипела, то имитировала птичье пение и человеческий голос, забрасывал её за спину и играл, держа на вытянутых руках; филигранные соло, исполненные с чудовищным рёвом и с использованием фидбэка. В заключении концерта он сжёг свою гитару. Публика была в восторге. Многие считали, что The Jimi Hendrix Experience затмили всех звёзд Монтерея.
После такого триумфа Майк Джеффери договорился о совместных гастролях The Experience совместно с The Monkees, находившихся на вершине славы. Чендлер, узнав об этом, рассердился и сказал, что подобные гастроли, скорее всего, ожидает провал. И действительно, Monkees были по существу коммерческой поп-группой, пользовавшейся успехом у подростков, которым сложная музыка The Jimi Hendrix Experience была непонятна. Контракт о совместных выступлениях был расторгнут.
Но подобные неудачи были скорее исключением. Группа дала немало удачных концертов, их много снимали, брали интервью, записывали в американских студиях. Не упускал Хендрикс возможности устроить джэм-сэйшны с американскими музыкантами.
В один из дней Хендрикс и Реддинг посетили концерт Фрэнка Заппы в театре Garrick, где Джими увидел возможности педали «wah-wah». Он захотел перенять это новшество и той же ночью отправился в студию Mayfair.
Гастроли и новый альбом
В конце августа 1967 года группа снова с огромным успехом выступала в лондонском рок-театре Saville. Последнее выступление, которое должно было состояться 27 августа, было отменено в связи со смертью Эпштейна. Хендрикс выступил там 8 октября вместе с Артуром Брауном и Eire Apparent.
В ноябре группа гастролировала по Великобритании совместно с такими группами как Pink Floyd, The Move, The Nice, Amen Corner.
В то же время группа успела записать альбом Axis: Bold As Love, выпущенный в Великобритании 1 декабря 1967 года. Работа над ним шла значительно дольше, чем над первым. Именно тогда начались трения между группой и Чесом Чендлером, касавшиеся продюсирования записи. Чендлер настаивал на сохранении за ним полного контроля над процессом записи и сведения, что не устраивало музыкантов, которые хотели сами определять собственное звучание. Тогда же начались конфликты между Реддингом и Хендриксом. Ноэлю не нравилось много раз записывать одни и те же партии. Джими же отличался феноменальной работоспособностью и требовательностью к себе. Звукорежиссёр Эдди Крамер рассказывал об этом:
Джими, бывало, высунет голову из кабинки и спросит: «Всё нормально? Ты уверен?» Я отвечаю: «Да, Джими, в этот раз всё получилось просто великолепно», а он говорит: «Ну ладно, тогда я попробую ещё разок». И мы продолжали записывать дубли, каждый из которых был лучше предыдущего, но ему они всё равно никогда не казались достаточно совершенными.
Ноэль Реддинг:
Меня выматывали сессии звукозаписи. Помню, что, записывая Axis: Bold As Love в студии Olympic в Лондоне, мы даже не репетировали. Мы просто приходили и разучивали песню. Джими обычно объяснял, чего он от нас хочет. И мы записывали четыре дорожки с бас-гитарой, потом ударные, вокал и ритм-гитару, а когда дело доходило до тридцати шести перезаписей гитарной партии, я просто ложился в студии и засыпал.
В английских чартах альбом достиг 5-го места, а в США, где он вышел 15-го января следующего года - 3-го.
1968 год
В январе 1968 года The Jimi Hendrix Experience поехали в короткое турне по скандинавским странам, которое началось в Швеции. Там в Гётеборге в отеле «Opalen» Джими был задержан полицией «за нарушения порядка в гостиничном номере». Джими, по словам Реддинга, тогда напился и, придя в свой номер, стал всё крушить. В шесть утра кто-то вызвал полицию, и Хендрикса задержали за нарушение порядка. Чендлер добился освобождения Хендрикса после уплаты штрафа.
В конце января The Jimi Hendrix Experience поехали двухмесячный тур по Америке. Примечательным моментом этого тура было совместное выступление группы с Джимом Моррисоном, состоявшееся 13 марта. 5 апреля в городе Ньюарк Хендрикс исполнил композицию, посвящённую убитому днём ранее Мартину Лютеру Кингу. 8-го апреля тур окончился, Реддинг и Митчелл вернулись в Лондон, а Хендрикс остался жить в США.
12 апреля в Британии вышел сборник под названием Smash Hits, поднявшийся до 4-го места. В США альбом вышел в июле 1969 года c несколько иным набором песен и достиг в американских чартах 6-го места.
В мае состоялся тур по Италии, в июле - по Испании. В 1968 году группа принимала участие в нескольких фестивалях.
В апреле 1968 на студии Рекорд Плант в Нью-Йорке началась работа над третьим альбомом Electric Ladyland. Процесс записи надолго затянулся, и альбом вышел только в сентябре. Тому было насколько причин. Записи часто прерывались концертными выступлениями. Хендрикс стремился сделать как можно лучшую запись, делая новые и новые дубли. К тому же Хендриксу хотелось разнообразить звучание студийными эффектами, а также пригласить сессионных музыкантов, с которыми часто играл джэмы в то время. Вновь обострились разногласия с Чендлером и Реддингом. Чендлер в итоге отстранился от участия в работе над альбомом, и единоличным продюсером стал Хендрикс. Реддинга очень утомляла рутинная работа в студии. Случалось, что он просто бросал записи и уходил из студии. В итоге на альбоме во многих песнях на бас-гитаре играет Хендрикс, а не Реддинг.
Разногласия возникали, когда Джими пытался меня учить, как надо играть. Я мог спросить его о паузах и темпе, это нормально, но мне не нравилось, что он меня поучает, какие играть ноты. Меня это очень раздражало. Но мы с Джими легко общались. Просто позор, что потом он так зациклился на электронике и наложениях. Меня это просто выводило из себя. Музыка получалась слишком перегруженной. Ему надо было сохранять простоту, это было бы то, что надо.
Однако результат стоил затраченных усилий и нервов. Альбом сразу же взлетел на первое место американского хит-парада и получил «золотой» статус уже в первую неделю продаж. Очень высоко оценили эту работу и критики. Сам Хендрикс стал культовой фигурой, а The Jimi Hendrix Experience - одной из самых востребованных групп в мире. Успех альбома в Британии был меньшим - там он не поднялся выше пятого места, однако выпущенный в Британии сингл «All along the watchtower» занял первое место.
В конце июля началось новое большое турне по США. Фактически оно длилось с небольшими перерывами, почти до конца года.
Распад
Бесконечные гастроли всё сильнее утомляли музыкантов. Обострялись конфликты внутри группы. Ноэль Реддинг:
Десять месяцев мы жили друг у друга буквально на головах. Усталость, постоянный приём наркотиков, фанаты, преследовавшие нас повсюду, воровство в гостиничных номерах - всё это приводило нас в отчаяние. Разговоры сводились в основном к деньгам, потому что нам казалось, что деньги могут сделать нас свободными… Всего лишь год назад мы были вместе, пытались добиться успеха, а теперь мы раскалывались, нас разобщали силы, которые мы не могли ни понять, ни остановить…
Сочинение песен прекратилось. Никто уже не думал о записи нового альбома. В ноябре 1968 года стало известно, что группа собирается распасться. Планировалось, что каждый из музыкантов The Experience создаст свою группу, но два раза в год Хендрикс, Реддинг и Митчелл будет собираться и выезжать на гастроли как The Experience, со своими группами, которые будут играть на «разогреве». Группа Митчелла должна была получить название Mind Octopus, Реддинга - Fat Mattress, Хендрикса - Band of Gypsys. Музыканты эту идею одобрили, но ей не суждено было сбыться.
Ещё летом 1968 года, когда шли записи альбома Electric Ladyland, Реддинг организовал группу Fat Mattress, куда вошли его друзья, бывшие музыканты группы Living Kind: вокалист Нил Лэндон, бас-гитарист Джим Левертон и барабанщик Эрик Дилон. Сам Ноэль вернулся к роли соло-гитариста.
В январе 1969 года музыканты объединились, чтобы отправиться в турне по Европе. Но теперь всё было не так как раньше. Музыканты старались как можно реже встречаться за передами сцены. Хендрикс уже не испытывал удовлетворения от тех ритуальных действ на сцене, которые делал раньше, и которые ждала от него публика. Он начинал презирать тот стиль, лидером которого являлся. Теперь всё чаще он неподвижно стоял на сцене и просто играл. Ноэль распрямил вьющиеся от природы волосы, чтобы никто не думал, что он подражает Хендриксу. 24 февраля 1969 года на концерте в Лондоне Fat Matress играла на разогреве у The Jimi Hendrix Experience. Так было и на многих последующих концертах. Джими Хендрикс:
«Мы стали чем-то вроде кукурузных хлопьев на завтрак. Настоящие рабы поп-музыки. Я чувствовал, что над нами висит угроза стать американским вариантом Дэйва Ди, Доузи, Мика и Тича. В этом нет ничего плохого, но только не для нас. Мы решили, что надо с этим покончить и найти что-то своё. Я устал от такого отношения фанатов, будто они оплатили твой дом и машину и теперь уверены, что ты будешь делать то, что они хотят, до конца своей жизни…»
Последнее выступление группы состоялось 29 июня 1969 года на поп-фестивале в Денвере. Начинался концерт хорошо. Но в итоге возбуждённая толпа стала прорываться на сцену. Полиция применила слезоточивый газ, но ветер подул в сторону сцены. Музыканты почувствовали резь в глазах и стали задыхаться, но уйти со сцены не могли, потому что она была окружена плотной стеной людей. Рабочий сцены пробрался сквозь толпу и подогнал фургон к сцене, куда спрятались музыканты. Толпа окружила фургон. Крыша прогнулась под тяжестью тел. Водитель завёл мотор и поехал, надеясь, что никого не задавит. Когда фургон доехал до отеля фанаты всё ещё висели на крыше и на стенках фургона. Музыкантам с трудом удалось проскочить в двери отеля. Впоследствии музыканты с содроганием вспоминали этот день. Это был конец группы.
The Cry of Love
Ноэль Реддинг вернулся в Лондон к Fat Mattress. Джими Хендрикс же стал готовиться к вудстокскому фестивалю. Для этого был снят дом в трёх милях от Вудстока, где проходили джэмы и репетиции. В его новую группу вошли Митчелл, басист Билли Кокс, которого Хендрикс знал со времён армейской службы, ритм-гитарист Ларри Ли, знакомый Хендриксу с 1964 года, а также перкуссионисты Джерри Вэлез и Юма Султан. Группа получила название Gypsy Sun and Rainbows. Концерт на фестивале 18 августа 1969 был единственным выступлением этой группы. В конце сентябре Хендрикс свернул деятельность группы. Оставшуюся часть года Хендрикс в относительном уединении провёл в Нью-Йорке, мало появляясь на людях. В самом конце 1969 года он вместе с Билли Коксом и Бадди Майлзом создал группу Band Of Gypsys. 31 декабря 1969 года и 1 января 1970 года Band Of Gypsys выступили в четырёх новогодних концертах, состоявшихся в зале Fillmore East в Нью-Йорке. Выступление было записано, и получилось так, что эта запись стала единственной, оставшейся от той группы. Вскоре группа прекращает существование.
Зимой 1970 года шли переговоры о воссоединении The Jimi Hendrix Experience. У Хендрикса после распада Band of Gypsys группы не было. Время от времени он играл джэмы с различными музыкантами и а также делал записи в студии. Не было постоянной работы после расформирования Gypsy Sun and Rainbows и у Митчела. Оба сохраняли отношения с Реддингом, который заканчивал запись уже второго альбома, и иногда играли вместе на джэмах.
Переговоры окончились в феврале 1970 года подписанием контракта. Но бас-гитаристом становится не Ноэль Реддинг, а Билли Кокс. По словам Хендрикса такая замена была сделана из чисто музыкальных соображений. Реддинга, который дал согласие играть в возрождённой группе, это обидело. Музыканты выступали под старым названием, но играли уже другую, более спокойную и мелодичную музыку. По этой причине группу Джими Хендрикса этого периода иногда называют The Cry of Love. Контракт предусматривал три больших тура: по США, Западной Европе и Японии. Американское турне началось 25 апреля в Лос-Анджелесе, а завершилось 1 августа на Гавайях.
31 августа 1970 года Джими Хендрикс со своей группой выступил на фестивале на острове Уайт. Моросил дождь, усилители работали плохо. Импровизации Джими периодически «рассыпались», Хендрикс злился, менял инструменты, а когда выступление было закончено, в раздражении бросил гитару на пол. Через неделю после выступления на острове Уайт, сходная ситуация наблюдалась во время выстуления на острове Фемарн. Моросил холодный дождь. Отыграв программу, Хендрикс, помахав рукой ушёл. Это было его последнее официальное выступление. Гастроли были приостановлены из-за болезни Билли Кокса.
Конец группе положила смерть Джими Хендрикса, произошедшая 18 сентября 1970. В 1992 году The Experience были введены в Зал славы рок-н-ролла. Ноэль Реддинг был найден мёртвым в своем доме, в Ирландии 11 мая 2003 года. В 2008 году, во время гастролей в США Митч Митчелл был найден мёртвым в отеле Бенсон, в Портленде, штат Орегон.
Музыка
В основе музыки, исполняемой группой The Jimi Hendrix Experience лежал американский ритм - энд-блюз. Эта музыка была дополнена «белым» блюз-роком, психоделическим роком и зарождающимся прог-роком. В основном музыкальный стиль группы определял Хендрикс, но на него также влияли Мичел, тяготевший к джазу и Рэддинг, тяготевший к поп-року.
Группа The Jimi Hendrix Experience и в первую очередь идеи Джими Хендрикса оказали исключительно большое влияние на развитие хард-рока.
В книге «1001 альбом, который нужно услышать» про «The Jimi Hendrix Experience» было написано: «За исключением, пожалуй, Cream, The Jimi Hendrix Experience по мнению многих могли считаться лучшим в мире трио. Хотя этот факт и репутация группы, обладающей блестящей музыкальностью и импровизацией, гарантировали им всеобщее признание, постоянное напряжение гастрольного тура и лейбла, который давил на них, после оглушительного успеха дебютного альбома».
Критика
Музыка, которую играла группа, была понятна и близка далеко не всем. Многие в Британии не принимали и внешний облик группы, причём критика могла раздаваться не только от людей, не принимавших рок-музыку в целом, но и от тех, кто слушал более «классический» рок-н-ролл. Так Джон Дикин написал в редакцию «New Musical Express» (май 1967 года):
Боже мой, как «Purple Haze» Джими Хендрикса попал в таблицы рейтинга? Хендрикс и его группа - оскорбление для рок-музыки, и чем скорее те, кто покупает пластинки, очнутся и поймут это, тем лучше. Его записи - не что иное, как шум, не представляющий из себя никакой музыкальной ценности.
Критике подвергались как внешний вид группы (и в первую очередь манера одеваться), так и поведение на сцене. Так Джинджер Бэйкер дал такую оценку: «Я видел, что Джими был выдающимся гитаристом, с этим невозможно было спорить. Но когда он начинал все эти свои штучки, падал на колени, играл зубами… меня это только раздражало.» Критиковали музыку группы и чёрные американцы, считая что Хендрикс извращает их музыку.
Музыканты
Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) - гитара, вокал (1966-1969, 1970)
Ноэль Реддинг (Noel Redding) - бас-гитара, вокал (1966-1969)
Митч Митчелл (Mitch Mitchell) - ударные (1966-1969, 1970)
Билли Кокс (Billy Cox) - бас-гитара (1970)
Дискография
Are You Experienced (UK: май 1967; US: август 1967) - #2 UK, #5 US
Axis: Bold as Love (UK: декабрь 1967; US: январь 1968) - #5 UK, #3 US
Electric Ladyland (сентябрь 1968) - #5 UK, #1 US
Smash Hits (UK: апрель 1968; US: июль 1969; сборник)
BBC Sessions (1998)
Факты
- The Jimi Hendrix Experience был как самым успешным проектом музыкантов, в него входивших, так и менеджера Чеса Чендлера.
- После первой репетиции Хендрикс и Реддинг говорили о музыке, причём Хендрикс расспрашивал Реддинга об английских исполнителях, а Реддинг Хендрикса - об американских.
- Хендрикс не мог сделать выбор между Митчем Митчеллом и Энсли Данбэром, Чес Чендлер предложил бросить монетку.
- Кит Ламберт, с которым недавно созданная группа планировала заключить контракт, был так впечатлён игрой Хендрикса в лондонском клубе Scotch Of St. James, что написал с Чендлером текст контракта прямо на подставке под пиво.
- Когда The Experience выступали в телешоу Лулу, которое шло в прямом эфире, Джими посвятил номер Cream и играл эту композицию до конца передачи, и самой Лулу на заключительное выступление времени не осталось. Продюсер рвал на себе волосы, но сделать ничего не мог.
|