weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Гитарное кино. The Guitar of Chet Atkins

MuzTorg.ru

На свете развелось так много видеошкол, посвященных искусству фингерпикинга (пальцевый стиль звукоизвлечения), что нормальному обычному человеку можно запросто спятить и потеряться от этого вселенского изобилия, подобно тому как сходили с ума лет тридцать назад простые советские люди, волею судеб оказавшиеся в американском супермаркете с двумя сотнями сортов колбасы.

Когда человек ощущает потерянность - он ставится легко уязвим для распространителей той или иной религии, начиная от верований в бога и вплоть до алкогольного братства. Основной аргумент в этом как правило один - ты потерял основы, почва выбита у тебя из под ног и твоему качающемуся на волнах плоту неплохо бы наконец-то приплыть к какому-нибудь острову, где ничего не шатается и можно твердо шагать.

Что есть основа, школа и базис в пальцевой акустической гитаре? В нашей стране много всего перевернуто с ног на голову, многое неизвестно большинству народа, и многое страдает от той или иной степени искажения. Поэтому не каждому гитарному маньяку известно имя Chet Atkins, при том что это столп мирового гитаризма, один из его отцов и основоположников. Это как Бах в классике, как Паганини в скрипке, как Хендрикс в электрогитаре, как Маркс в марксизме.

Гитарное кино

Все эти милые люди типа Tommy Emmanuel (до сих пор играющий вещи Эткинса) или Mark Knopfler (не говоря о других) просто бы не существовали как музыканты и творческие единицы, которых любит народ, если бы не было Chet Atkins. Не даром в Америке Чета звали не иначе как Mr. Guitar - короткое емкое прозвище отца "пальцевой" гитары. И даже сам Jeff Beck постоянно отмечает роль Чета в мировом гитаризме в общем и в своей божественной игре в частности.

В общем, если вы играете на электрогитаре без медиатора, или играете на акустике (но не в стилях фламенко, "классик-гитара", "подъездный бард"), то без Чета вам никуда. Можно, конечно, изучать творческое наследие других мастеров, но это уже все будет слегка вторично, поскольку придумал все это и довел до совершенства именно он. Поэтому, возможно, имеет смысл обратится к первоисточникам. За тем самым сокровенным знанием.

Гитарное кино

И вот перед нами фильм с мастер-классом Чета. Звезды такого масштаба не всегда соглашаются участвовать в записи учебных гитарных видео. Например, я никогда не видел ничего подобного с James Hetfield или Jimmy Page. Хотя при этом, например, существуют фильмы с Brian Setzer и Tony Iommi. В случае с Четом нам тоже крупно повезло, что есть фильмы, где он сам показывает, как играть в его стиле. Разумеется, The Guitar of Chet Atkins - это один из центровых по данной теме.

Суть фильма проста - Чет исполняет по очереди восемь своих вещей и потом разбирает их, объясняя, как оно играется. Много он не говорит, но достаточно для того, чтобы вникнуть во всем важные моменты. Камера показывает крупным планом его руки. Плюс у нас есть буклет с нотами/табами. То есть, не понять вы это не сможете. Другое дело что между "понять" и "сыграть" лежит целая пропасть.

Гитарное кино

Это кино не для начинающих. Более того, даже если вы профи, то далеко не факт, что сразу все проглотите сходу. Все-таки речь идет о репертуаре человека, который несколько десятилетий стоял на вершине мирового гитаризма в стиле фингерпикинг. Хотя если вы занимаетесь подобными делами давно и усердно, то как и в любой другой технике ничего в принципе сложного и невозможного не существует. Тем более тут речь идет не о скорости. Хотя, возможно, для многих будет проще играть быстрые пассажи по одной ноте, нежели эти многоголосые пьесы, где надо очень четко выделять каждый из голосов. "Это сложно, но у вас получится, если я смог, то и вы сумеете", - говорит Чет, добродушно улыбаясь.

Очень интересная вещь (хотя и не сказать будто бы она является чем-то уникальным) - это флажолеты Чета. Речь идет об искусственных флажолетах. Но не тех, которые высекаются медиатором с дисторшен, а для акустической гитары - там другие флажолеты - когда у тебя одним пальцем правой идет легкое касание, а другим пальцем той же правой извлекается звук. Чет из этого иногда делает мелодии.

Надо сказать, что в этом фильме Чет по своему обыкновению играет с пластиковым когтем на большом пальце правой руки, хотя понятное дело он и без когтя все мог бы сыграть не хуже, просто с другим звуковым оттенком. Очень интересно смотреть, как иногда он прижимает к когтю указательный палец и рубит пассажи словно медиатором.

Интересно было послушать слова Чета про ритм, где какие акценты, и про то, что некоторые вещи он и сам разучивал с метрономом. Некоторые люди считают, что метроном - это атрибут исключительно начинающих музыкантов, а типа прожженные мэтры этим не пользуются. Оказывается, еще как пользуются.

Гитарное кино

Как известно, в середине прошлого века Чет играл на банках Gretsch, став фактически лицом этих гитар. Но потом со временем и сами Gretsch как-то увяли, и Чет ушел на Gibson, где стал играть сначала на гитарах Gibson, которые копировали Gretsch, а потом перешел на новый тип гитар, который специально для него разработали - это акустика с цельным корпусом (solid-body acoustic). Суть в том, что у инструмента тонкий корпус как у электрогитары, но при этом на ней стоят акустические струны и звучит она как акустика. Правда, для этого всего нужен еще и акустический комбик. Первыми такие инструменты придумали в Gibson, а сейчас их делает море разных производителей.

В этом видео Чет играет на такого рода Gibson, в варианте с нейлоновыми струнами. Он сам говорил, что к старости его пальцам стало проще играть на нейлоне и поэтому был вот такой переход в его биографии. Поэтому если вы не очень в курсе того, как звучат подобные гитары, и тем более нейлон - то вот прекрасная возможность услышать. Обычно такие инструменты используются электрогитаристами в концертных условиях, когда надо сыграть одну-две песни в стиле "баллада". А вот фингерпикинг-гитаристы как правило работают с традиционными "большетелыми" акустиками. В этом плане Чет исключение.

Этот фильм записан, когда Чету было за 70, а умер он в возрасте 78 лет, если я ничего не путаю. Глядя, как в таком серьезном возрасте Эткинс играет, наполняешься надеждой на то, что гитара, в отличие от того же футбола, является более продолжительным по времени хобби, которым можно заниматься практически всю жизнь. Я говорю об этом без тени иронии, поскольку мне 38 и я уже не могу играть в футбол - у меня вылетает одна мышца на бедре, через раз может прихватить спину и если много бегать (особенно с похмела), то может отвалиться сердце. Хочется надеяться, что с гитарой получится протянуть несколько дольше.

Еще одна вещь, которую невозможно не отметить, глядя на это видео - это невероятно светлая положительная энергетика самого Чета. Ощущаешь его позитивный настрой и доброту. Это реально тот случай, когда большой музыкант - он еще и большой человек с открытым сердцем, как бы банально это ни звучало. Иногда смотришь видео каких-нибудь модных гитаристов и думаешь - ну вот обычный придурок из соседнего двора, просто позанимался чуть больше в свое время и теперь работает гитаристом так же, как тысяча ему подобных. В случае с Четом подобного ощущения не возникает - наоборот, перед тобой глыба.

В конце фильма он одевает пиджак и произносит небольшую речь. Рассказывает о том, что играл на гитаре сколько себя помнил, с раннего детства, благодарит людей, которые приложили руку к его карьере и желает нам всем удачи.

Вот вам древняя запись 1954 года, где Чет исполняет одну из самых известных классических композиций в данном стиле:

Автор текста: Сергей Тынку


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин