weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Блеск Жемчужины

Муз. газета

Та, кого называли Жемчужиной, навсегда осталась двадцатисемилетней. Тридцать лет назад не стало красы блюза Дженис Джоплин...

Дженис Джоплин9 октября 1970 года Джон Леннон отмечал свой тридцатый день рождения. В студии на Эбби-роуд Ринго Старр и Джордж Харрисон преподнесли приятелю записанную ими и коллективом товарищей разухабистую песенку "It's Johnny's Birthday". До другого звукового подарка у Леннона руки дошли только пару дней спустя. Джон не обратил внимание на имя отправителя, но хрипловатый женский голос, огласивший здравицу и запевший а капелла "Mercedes Benz", узнал сразу. Настроение у юбиляра упало: он уже знал, что приславшая ему поздравление Дженис Джоплин умерла еще 4 октября...

Дженис не стало, когда она по-настоящему пошла на взлет. За пару лет концертной деятельности ставшая легендой, в 1970-м она только начинала ПЕТЬ. У Джоплин наконец прорезался красивый голос, на глубинное присутствие которого намекало хрипение и рычание, рвавшееся с первых пластинок певицы. Но даже это ее незрелое пение было революционным. Она пела душой - не потому, что продала ее Дьяволу, как Роберт Джонсон, но потому, что по-другому просто не умела. Неожиданно для нее самой, всегда жаждавшей быть просто битником и идти по жизни смеясь, пение стало ее modus vivendi. Как пила - так и пела. В устах Дженис гершвиновская колыбельная "Summertime" выворачивалась наизнанку и выплескивала отчаяние певицы, болезненные поиски любви вдыхали жизнь в слащавую мелодию BEE GEES "To Love Somebody"... Эти музыкальные метаморфозы мгновенно поставили молодую женщину на один уровень с уже опытным Рэем Чарлзом - только его версия "Yesterday" высветила весь потенциал довольно равнодушной в авторском исполнении баллады.

Лучшей ли она была певицей белого блюза? Не уверен - у Мэгги Белл голос был более сильный и гибкий. Их голоса спутать нетрудно - обе дамы взяли на вооружение вокальные приемы Отиса Реддинга, - но в том, что Джоплин была более яркой личностью, сомнений быть не может.

Дженис родилась в Техасе, поэтому у нее все всегда было "через край". Жила на полную катушку, влюблялась страстно - так же, как и пела, пила немеренно. Кстати, о выпивке: вопреки въевшемуся в мозги публики мнению, Джоплин предпочитала наркотикам хороший бренди, и причиной ее гибели стала не передозировка героина, а сочетание его небольшого количества с обычной для певицы дозой алкоголя. Что случилось с Дженис, пребывавшей накануне роковой ночи в приподнятом настроении, и зачем ей понадобился героин - неизвестно.

Собственно, ей всегда было наплевать на мнение окружающих - Дженис, гадкий утенок, привыкла терпеть насмешки, но, даже став знаменитостью и с вызовом разодевшись в яркие перья - в прямом смысле, - страдала от того, что в ней видят не музыканта, а самку. Пускай она старалась затащить в постель каждого понравившегося ей парня - что с того? Время было такое - хиппи, свободная любовь... А Джоплин просто раньше всяких феминисток-суфражисток заявила о равноправии полов. Она стала первой женщиной-"мачо" в сплошь мужском рок-н-ролле. И за это ее любили и уважали и Джерри Гарсиа, и Бадди Гай, и Джими Хендрикс.

Дженис пережила своего друга Джими всего на две с половиной недели - как близок к смерти был блюз осенью 1970-го! Вот вам и еще одно лыко в строку легенды о Джоплин.

Легенде положил начало созданный самой артисткой миф о том, как она покинула родной Порт-Артур, как была соблазнена музыкантом, отвезшим ее в Калифорнию и вытащившим на сцену. После смерти Дженис выяснилось, что ничего этого не было. За маской Жемчужины, "психоделической королевы Виктории" умело скрывалась сентиментальность - невозможно только лишь преклонением перед талантом объяснить то, что в августе 1969 года Дженис установила памятник на могиле великой блюзовой певицы Бесси Смит, - и ранимость: Джоплин сильно задевали резкие рецензии на ее выступления и пластинки.

Лучший диск Джоплин, названный по прозвищу Дженис "Pearl", вышел вскоре после ее смерти. Альбом, лучший не только по части заматеревшего голоса певицы, но и по части материала. В пластинку вошли два творения самой Дженис, демонстрировавшие обретенное ею спокойствие духа, - "песня великой социальной значимости" "Mercedes Benz" и перепетая позднее SLADE "Move Over". Уходящее из ее жизни отчаяние еще прослушивалось в "Cry Baby", "A Woman Left Lonely" и заброшенной некогда THE YARDBIRDS "My Baby", однако лучше всего новые настроения артистки слышались в удалой "Me And Bobby McGee" Криса Кристофферсона. Но на одной из композиций альбома голоса не было, его так и не успели записать. Инструментальную пьесу назвали "Buried Alive In The Blues" - "Заживо погребенная в блюзе". Именно такой Дженис и осталась в памяти поклонников.

Певицей. Не наркоманкой и алкоголичкой, не скандалисткой и матерщинницей - коими, по сути, Дженис Джоплин никогда и не была. Одинокая девушка, любившая читать и петь, осталась для нас ослепительной Жемчужиной.

Автор: Дмитрий М. Эпштейн


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин