weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
История Fender Jazzmaster

Guitars Magazine

Представьте себе такую картину: вы разработали первую массово производимую электрогитару, затем вы создали самую популярную в мире электрогитару. Вы откидываетесь в кресле, закуриваете ароматную сигару, отхлебываете дорогой виски и думаете… «Вот что, разработаю я еще одну, да получше…»

История Fender Jazzmaster<Лео Фендер – при помощи существенного вклада со стороны своей команды, включающей в себя таких ключевых сотрудников, как Дон Рандалл, Фредди Таварес и Форрест Уайт, – безусловно, дал миру Telecaster, за которым в 1954 году последовал его собрат Stratocaster. В середине пятидесятых ни одна из этих гитар еще не достигла своего космического успеха, и Фендер был полон решимости сделать что-то лучшее.

Рок-н-ролл был еще в пеленках, а гитары Fender не воспринимались как «серьезные» на фоне больших арчтопов, на которых играли «настоящие» гитаристы, матерые джазмены, такие как Барни Кессел, Джим Холл, Херб Эллис и т.д. Кроме того, Stratocaster, будучи самой дорогой гитарой в каталоге Fender, на деле был относительно дешев.

Как пишет Ричард Смит в своей книге «Fender: The Sound Heard Round The World», в 1959 она стоила $274.50, в то время как Gibson S-400CESN стоила $790. Как и всякий игрок рынка, Fender хотели получить свою долю в сегменте дорогих гитар. Как утверждает Тони Бэкон в «The Fender Electric Guitar Book», Fender решили, что им нужно сделать гитару со сплошным корпусом для всех этих маститых джазменов. У Gibson, хотя компания выпускала гитары, на которых играли серьезные музыканты, дела в области гитар со сплошным корпусом обстояли не сильно лучше.

Да, Les Paul развивались как модель, получив к тому моменту и бридж tuneo- matic, и хамбакеры, но продажи шли вяло, и в 1958 году состоялась последняя отчаянная попытка возродить модель, предложив то, что сейчас известно как санберстовый Standard. Сейчас, когда оригиналы это серии обойдутся вам по цене недвижимости в Лондоне (и не самой дешевой), сложно представить, что в то время даже новые «берсты» мало помогли поднять продажи, и модель была снята с производства на десятилетие.

Как и Fender, Gibson решили обратиться к своему арчтоповому наследию, и хотя в том же году Gibson представили и санберсты, и футуристические гитары «космических» форм, именно 1958 ES-335 была гитарой года: инструмент, в котором обхват и акустический резонанс арчтопов старой школы сочетался с тонким корпусом и центральным блоком, навеянными электрогитарами со сплошным корпусом.

Jazzmaster была ES-355 от Лео Фендера, точнее, она им не стала. По мере того как все больше гитаристов вставали со стульев, чтобы играть этот новый, подвижный рок-н- ролл, Лео решил сделать гитару, на которой было бы удобнее всего играть сидя. Асимметричные обводы корпуса он счел настолько важными, что запатентовал их, а в патенте была иллюстрация, на которой юный джентльмен играл на гитаре, опиравшейся ему и на левую, и на правую ногу. Вряд ли кто-то будет спорить, что форма очень интересная, но «перекос» увеличил длину корпуса, что в сочетании с более широкой «талией» прибавило гитаре веса. В 50-х, когда намного более легкий, полый арчтоп был нормой, для многих вес сплошного корпуса был аргументом против покупки. Кроме того, геометрия гитары вынесла гриф далеко за корпус, создавая в целом ощущение очень большого инструмента. Не лучший дебют.

История Fender Jazzmaster<

Лео Фендер к тому времени, конечно, уже изобрел идеальную систему вибрато (или тремоло, как ее впоследствии стали некорректно называть) для Stratocaster, и если бы он применил ее на Jazzmaster (а по крайней мере на один прототип ее ставили), то эта история могла бы быть другой. Но этого не случилось. Вместо этого Лео придумал новую систему, которая ставилась сверху на корпус – так легче в производстве, что всегда было в приоритете Fender, – но которая катастрофически отдалила бридж от пружинной «качалки».

Сам бридж, несомненно, мог быть навеян гибсоновским tune-o-matic, но в нем использовались седла с резьбой, у которых регулировка высоты осуществлялась при помощи тонких ножек-шпилек и которые качались взад-вперед, когда шла работа рычагом. А то, где была размещена собственно система вибрато, означало, что угол, под которым струны приходили на бридж, был маленьким, из-за чего страдали и сустейн, и стабильность строя, а агрессивной игрой можно было легко сорвать струну с седла. У вибрато, впрочем, был фиксатор, который при правильном применении мог предотвратить люфт, а также стабилизировать строй, если струна порвется, но мало кого это волновало. Вкратце, эта система была хуже, чем вибрато на Stratocaster, даже если – хотя бы и по задумке – сокращала сустейн так, чтобы давать отклик, как у арчтопов.

Fender также искали звукосниматель с новым звуком. «Лео искал более джазовый звук по сравнению со звонким, пронзительным Telecaster», – говорит Форрест Уайт в книге Бэкона. Патент на многополярный датчик был получен в 1961 году, но, по словам Смита, в 1957 году он был уже в разработке. Как говорится в патенте: «Хотя звонкий, перкуссивный звук может быть предпочтителен для некоторых видов музыки, например кантри, он часто нежелателен, потому что откровенно резок, там, где нужна мягкость».

Возможно, это был еще один пример того, что Фендер не имел никакого представления о важности или влиянии того, что он уже сделал. Как метко подмечает Смит: «Гитара Fender без «тванга», это все равно что маргарита без текилы».

Многополюсный звукосниматель так никогда и не дошел до применения на серийных гитарах Fender, и звукосниматели на Jazzmaster – по наблюдениям Смита те выглядели как первые звукосниматели Fender для стил- гитары, – следовали по стопам существовавших моделей, используя шесть магнитных сердечников с катушкой, намотанной вокруг них между пластинами сверху и снизу.

Однако, звукосниматель был более тонким и плоским по сравнению с датчиками на Strat и Tele, давая более мягкий и широкий тембр, хотя оставшиеся сердечники обеспечивали достаточно фендеровской перкуссивности и яркости. Недостатком широких плоских катушек было то, что они были очень чувствительны к наводкам, в отличие, разумеется, от нового хамбакера Gibson. Но Fender не остановились и на этом.

Хотя на Stratocaster можно было отдельно настраивать тембр среднего и некового датчика, с громкостью так сделать было нельзя. На Fender Esquire имелась схема, позволявшая получать три типа звука от одного датчика. Jazzmaster пошел еще дальше, предлагая две различных пресетных настройки тембра, которые были, как пишет Бэкон, «адаптированной схемой, придуманной Форрестом Уайтом в 40-х».

Контур лидового звука был достаточно прост: переключатель датчиков в стиле Gibson, мастер громкость и мастер тембр. Ритмовый контур работал только для некового звукоснимателя, имел отдельную регулировку громкости и тембра и благодаря подобранным номиналам деталей имел более мягкий звук, чем у некового датчика в лидовом режиме. Маленький тумблер с краю активировал либо лидовый, либо ритмовый контур.

Выпустив Jazzmaster во второй половине 1958 года, Fender объявили его – первую гитару Fender с палисандровой накладкой и большой головой грифа – «лучшей американской электрогитарой» и утверждали, что «ей нет равных по звучанию и характеристикам дизайна».

История Fender Jazzmaster<

Но Jazzmaster так и не нашел отклика у заядлых джазменов, разве что у Джо Пасса был один, а другим виртуозом, который его использовал, был Мики Бейкер. И хотя он получил побольше популярности среди серфовых команд, как вспоминает Бэкон, «Fender пришлось смириться со своим первым проколом», за которым четырьмя годами позже последовал еще один – Jaguar, неудачная попытка доработать дизайн.

По иронии, вместо того чтобы стать гитарой Fender для серьезных музыкантов, Jazzmaster постепенно стал практически гитарой для «анти-виртуозов». Используемый артистами начиная с первых гаражных и серфовых составов и заканчивая звуковыми агрессорами Кевином Шилдсом из My Bloody Valentine и J Magics из Dinosaur Jr., Jazzmaster никогда так и не приблизился по популярности к своим старшим братьям по Fender, но 50 годами спустя это по-прежнему не только крайне универсальная гитара, она до сих пор и смотрится стильно!


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин