Guitars Magazine
Многим молодым читателям Epiphone знаком в основном как брэнд эконом-класса моделей типа Gibson и Fender для начинающих. Но в прошлом, когда миром правили арчтопы, в годы до и после Второй мировой войны, Epiphone была одной из наиболее уважаемых гитарных компаний, производившей инструменты категорий от среднего до высокопрофессионального уровня, часто использовавшиеся в джазовых биг-бэнд оркестрах.
Начало истории компании Epiphone восходит к 1870 году, городу Смирна, Турция, где ее основатель уроженец Греции Анастасиос Статопуло (Anastasios Stathopoulo) мастерил скрипки, лютни и греческие лиры. В 1903 году Статопуло переехал в США и продолжил изготавливать эти инструменты, а также мандолины, в Лонг-Айленде, Квинс, Нью-Йорк.
В 1915 году Анастасиос умер, и дело перешло к его сыну Эпаминондасу (Epaminondas). В общении его называли просто Эпи. Два года спустя компания стала называться House of Stathopoulo и по окончании Первой мировой войны начала выпускать банджо. В 1924 году компания запустила линейку банджо Recording, а спустя четыре года ее официальное название было изменено на Epiphone Banjo Company.
Приблизительно в 1928 году Epiphone начал выпуск гитар, представив свои первые модели арчтопов Recording с круглым резонаторным отверстием, а в начале 30-х гг. дебютировала знаменитая линейка арчтопов с эфами Masterbuilt.
К концу десятилетия Epiphone была крупнейшим конкурентом Gibson, общепризнанного тогда лидера в производстве арчтопов. В 1935 году предприятие Epiphone было переименовано в Epiphone Inc. и представило линейку электроарчтопов и усилителей, поначалу названных Electraphone, но быстро переименованных в Electar.
Многие первые усилители Electar делались Натом Дэниэлом (Nat Daniel), позднее основавшим Danelectro. Первыми гитарами Electar были арчтопы без выреза (и лэп-стилы) со звукоснимателями с большими подставками для руки выше струн.
К 1939 году семейство электроарчтопов под маркой Epiphone составляли модели Century, Coronet и Zephyr (оснащенный большим характерной овальной формы звукоснимателем).
В 1939 году эпифоновец Херб Саншайн (Herb Sunshine) одним из первых понял значение регулируемых сердечников в звукоснимателях для достижения лучшего баланса звука, и вскоре они стали появляться на Эпифонах.
Эпи Статопуло скончался в 1943 году, и руководство Epiphone перешло к его братьям Орфи (Orphie) и Фриксо (Frixo). Выпуск довоенных электроарчтопов продолжился после Второй мировой войны, с добавлением модели Kent в 1949 году. Среди профи, игравших на Эпифонах в те первые годы, были Джордж Ван Эпс (George Van Eps), Тони Мотолла (Tony Motolla), Эл Кайола (Al Caiola) и Оскар Мур (Oscar Moore).
Однако все шло к тому, что Epiphone так и не удастся по- настоящему бросить вызов Gibson. В 1951 году забастовка прервала работу нью-йоркской фабрики Epiphone на четыре месяца, и компания перевела производство в Филадельфию, штат Пенсильвания.
Во время филадельфийского периода компания экспериментировала с кое-какими интересными концептуальными моделями цельнокорпусных электрогитар, но ни с одной из них дело не дошло до запуска в производство. В 1955 году Epiphone представили арчтоп, оборудованный звукоснимателем DeArmond, эндорсером которого выступал Харри Волп (Harry Volpe). Однако в 1957 году Фриксо Статопуло умер, и это печальное обстоятельство фактически означало конец независимости Epiphone.
Gibson приобрели Epiphone и перевезли компанию в Каламазу, штат Мичиган, превратив этот брэнд в свою линейку второго уровня. В 1958 году Gibson начали выпускать и продавать свои новые линейки Эпифонов. Среди них были первые цельнокорпусные гитары, по стилю похожие на Les Paul Special и Junior: Crestwood с симметричными вырезами с обеих сторон, слоеным корпусом и двумя датчиками, и недорогой Coronet с одним датчиком. Обе модели снабжались маленькими звукоснимателями, получившими название «нью-йоркских», поскольку они были сконструированы и первоначально использовались в то время, когда компания размещалась на Восточном побережье. Эти звукосниматели достались в наследство при покупке вместе с другими остатками Epiphone. Все выпускавшиеся Gibson Эпифоны имели вклеенный гриф (set-neck), характерный для стиля нового собственника.
В том же 1958 году Gibson переделали старый электроарчтоп Century в «тонкую» полуакустическую (thinline) гитару c одним звукоснимателем P-90. За ним в 1959 году последовал thinline Sheraton с двойным вырезом и двумя хамбакерами. Позднее эта модель привлечет внимание Ноэля Галлахера из группы Oasis, а еще спустя 40 лет, в 2000 году, будет представлен подписной Sheraton Джона Ли Хукера.
В 1959 же году эпифоновская линейка цельнокорпусных гитар продолжала расширяться. Модель Crestwood была переименована в Crestwood Custom, снабжена машинкой и более округлым корпусом, щеголявшим «нью-йоркскими» звукоснимателями, которые в 1963 году были заменены на мини- хамбакеры.
Сoronet сохранился, но теперь выпускался с синглом P-90. Новинкой 1959 года стала модель Wilshire, фактически тот же Сoronet, но с двумя датчиками P-90. Обе эти модели в 1960 году переняли новый скругленный дизайн в «крествудском» стиле, и этот же год засвидетельствовал появление моделей Olympic с одним вырезом (и одним датчиком), Olympic Double (два датчика) и Olympic Special с двумя вырезами. Некоторые Эпифоны этого периода выпускались с простым пружинным вибрато, хотя в 1961 году предлагалось и вибрато, отделанное палисандром, главным образом на гитарах Crestwood Custom.
Эпифоновская линейка thinline продолжала расширяться: в 1960 году - за счет Sorrento с одним острым округлым вырезом (два мини-хамбакера), в 1961 – дабл- катэвэй Professional (минихамбакер) и Casino (два Р-90), в 1962 – Granada без вырезов (один датчик Melody Maker) и дабл-катэвэй Riviera (два мини-хамбакера), и в 1963 году за счет дабл-катэвэя Al Caiola Custom (два мини-хамбакера). В 1966 году последовала Caiola Standard c двумя Р-90. В 1964 году Epiphone представили модель Howard Roberts Standard c одним острым вырезом, овальной розеткой и мини- хамбакером.
Популярность «тонких» гитар в шестидесятые годы возросла после того, как сначала Пол Маккартни приобрел Casino для студийной работы, а затем Джон Леннон и Джордж Харрисон оба использовали новые Casino на сцене в последних концертах легендарной четверки в 1966 году. Новые Эпифоны группы были повсюду и на их новом диске «Revolver», и ассоциации с Beatles способствовали тому, что эпифоновские «финлайны» в целом и модели Casino в особенности пользовались неизменной популярностью среди поп-групп, стремившихся оживить мерсисайдовский стиль.
В 1963 году были переделаны эпифоновские цельнокорпусные модели, получившие более длинный верхний рог и перо грифа с вырезами «а-ля летучая мышь» с шестью колками в ряд. К линейке также присоединился трехдатчиковый Crestwood Deluxe, а в 1966 году была предложена двенадцатиструнка Wilshire.
В 1969 Gibson был выкуплен у Chicago Musical Instruments (CMI) международной многопрофильной корпорацией Norlin. Сделанные в Каламазу Эпифоны продолжали продаваться до 1970 года, хотя к тому времени уже реализовывались планы перевода производства в Японию.
Первый сделанный в Японии Эпифон появился на рынке где-то в 1970 году. Этими электрогитарами с грифами на винтах (bolt-onneck) были цельнокорпусная стратоподобная модель 1802 и thinline 5102Т а-ля ES-335, обе с парой черно- белых синглов в стиле Art-Deco. По иронии судьбы, Gibson таким образом предлагали копии моделей Aria - той самой японской компании, которая и начала «эру копий» выпуском реплики гибсоновского Les Paul Custom.
В 1972 году Gibson переименовали модель 1802 в ЕТ- 270, а 5102Т в ЕА-250. Компания также добавила две новых «копии», с грифами на винтах, своей почтенной модели Crestwood, ET- 278 (окантованная накладка грифа) и ET-275, обе с двумя хамбакерами, вибрато и головой грифа в стиле Gibson. В таком виде линейка Epiphone оставалась неизменной до начала 70-х. К 1975 году ушла стратоподобная гитара, а ET-278 (которая теперь была снабжена бриджем stoptail) и ET-275 получили новые окраски и свежее снаряжение. В линейке осталась «тонкая» ЕА - 250. К этим гитарам присоединился еще один Crestwood, ЕТ-290N из неокрашенного клена с кленовой же накладкой грифа, а также дорогая, с покрытием орехового дерева thinline ЕА-255 – обе модели выпускались с позолоченной фурнитурой.
В 1976 году Epiphone добавил в свой каталог новые своеобразные модели Scroll. Они отличались резным завитком (англ. scroll) верхнего рога. К этим гитарам прибавились set-neck модели SC550 (инкрустированные вкладки маркеров ладов прямоугольной формы на накладке грифа) и SC450 (круглые вкладки) и SC350 с грифом bolt-on. Все они выпускались до 1979 года с двумя хамбакерами и догибсоновским пером грифа, различаясь окраской и отделкой. Начиная примерно с 1977-79 гг.
Gibson выпустил на рынок в Японии линейку Epiphone «Rock’n’Roll Star Solid Body Line Up», похожие на Scroll гитары, но с одинаковыми вырезами и без завитков, носившие старые эпифоновские названия – Olympic Custom, Olympic и Wilshire. С 1979-81 гг. Gibson предлагал серию Epiphone Genesis, также сделанную в Японии.
Отличавшиеся вклеенными грифами, корпусами из махагона с кленовым верхом, двойными хамбакерами и головами грифа в старом эпифоновском стиле, гитары Genesis снабжались различными деталями и декоративными украшениями и включали модели Custom (прямоугольные вкладки, золотая фурнитура), Deluxe (вкладки в виде короны, хромированная фурнитура) и Standard (круглые вкладки). Еще более простая базовая модель, названная просто Genesis, прибавилась к л инейке E piphone в 1981 году, но к концу этого года вся серия была закрыта. После кончины серии Genesis в 1982 году Gibson короткое время выпускал кое-какие полуакустические электрогитары японского производства – Emperor, Sheraton, Casino и Riviera.
В 70-е гг. конкуренция, особенно успех японских производителей, нанесла свой удар по Gibson. Начиная с этого времени компания начала постепенно переводить производство на новую фабрику в Нэшвилл, штат Теннесси, где стоимость рабочей силы была меньше, чем в Каламазу. Ввиду освободившихся производственных мощностей в Каламазу Gibson решили опять делать Эпифоны в Америке.
Призвав обратно временно уволенных рабочих, в 1982 году Gibson представили сделанную в Каламазу «Эпифон-версию» одноименной гибсоновской модели Spirit.
Это была гитара с вклеенным грифом и двойным вырезом, явно навеянная формой собственного гибсоновского Les Paul Special. Gibson Spirit отличался головой в стиле Explorer, тогда как эпифоновская версия – типичной гибсоновской «открытой книгой». Epiphone Spirit выпускался с одним или двумя хамбакерами. В новом каталоге к Epiphone Spirit присоединилась модель Epiphone Special, по сути SG с одним или двумя хамбакерами. Было выпущено очень немного этих «спешиэлов», и к концу года американские Эпифоны покинули линейку. До того как закрылась фабрика Gibson в Каламазу, был сделан еще один цельнокорпусник
Epiphone – гитара в форме карты CША. Она отличалась грифом в гибсоновском стиле, вклеенным в корпус формы карты континентальной части Соединенных Штатов. Инструмент предназначался для рекламных целей, но был хорошо принят, и Gibson решили сделать ребрэндинг гитары-карты – с гибсоновским лого.
То был (временный) конец гитарного производства Epiphone, по крайней мере, остановка до поры до времени того предприятия, корни которого уходят в поздние 20-е годы, глубоко в гитарную первоисторию Америки.
В 1984 году Gibson закрыли свое гитарное производство в Каламазу, продав часть мощностей бывшим сотрудникам, учредившим гитарную компанию Heritage. В этот период Gibson предлагали несколько сделанных в Японии «финлайнов», включая Emperor II с круглыми вырезами и дабл-катэвэй Sheraton, оба с двумя хамбакерами. Годом ранее некоторые цельнокорпусные модели Epiphone были поставлены с фабрики Samick в Корее.
К началу 80-х Norlin, материнская компания Gibson, казалось, вообще утратила интерес к производству гитар. Как бы то ни было, в 1984 году Gibson выставили на продажу, и в начале 1986 года компанию приобрели Генри Юшкевич, Дэйв Берримен и Гэри Зебровски.
Они быстро воскресили брэнд Epiphone, главным образом как средство продвижения дешевых корейских инструментов, хотя некоторые избранные эпифоновские модели в последующие годы будут производиться на фабрике Gibson в Нэшвилле. Новая линейка Epiphone by Gibson 1986 года включала версии крепышей как Gibson, так и Fender – копии Flying V (V-2) и Explorer, плюс пять стратоподобных гитар S-серии. К концу года эти первые Эпифоны корейского производства были заменены гораздо более расширившейся линейкой. В том числе тремя bolt-on-neck лесполами, теперь экипированными замковыми вибрато Steinberger KB. Les Paul 3 отличался популярной распайкой хамбакер/сингл/сингл. Les Paul 2 был почти таким же, но с двумя хамбакерами, а Les Paul 1 – с одним ведущим хамбакером.
Кроме того, в ассортимент входили два Epiphone Firebird со сквозным грифом, вибрато Steinberger KB и распайкой датчиков EMG Select на выбор.
В конце 1986 года были предложены шесть стратоподобных гитар, включая четыре суперстрата с головами грифа типа «хоккейный крюк» (или «банан») в стиле Kramer, с шестью колками в ряд, плюс замковое вибрато Steinberger KB.
Венец этой линейки, модель X-1000, отличалась сквозным грифом, датчиками EMG Select в сочетании хамбакер/сингл/сингл и маркерами в форме шеврона. Почти такой же была и модель Х-900, кроме корпуса, больше похожего на Ibanez Roadstar, и треугольных («зуб акулы») маркеров ладов. S-800 в целом являлась версией Х-900 со съемным грифом.
S-600 представляла собой еще одну гитару с таким грифом и корпусом, больше похожим на современный Kramer. Такой же крамеровский корпус был и у S-400 (кленовая накладка грифа, распайка хамбакер/сингл/сингл, замковое вибрато) и S-310 (три сингла и обычное рычаговое вибрато). Большинство из моделей этой линейки были доступны и в 1989 году. К поддержке своей новой линейки Epiphone привлекли множество знаменитостей, включая Леса Пола, Чета Эткинса (для нового финлайна Country Gentleman II) и Ховарда Робертса (новые «тонкие» модели HR Fusion II и HR Fusion III), а также Билли Бернетта, Хулио Фернандеса, Закка Уайлда, Винни Заммо и Эда Отта.
На 1987 год Gibson планировали новую серию гитар японского производства под названием Nouveau by Gibson, с новыми моделями, включая суперстрат типа X-1000, арчтоп и гитару по образцу цельнокорпусной PRS. Неизвестно, пошло ли дело дальше опытных образцов, но в 1988 году скопированный с PRS прототип послужил основой серии Epiphone Spotlight, отличавшейся сквозным грифом, красиво обработанным верхом, звукоснимателями EMG Select и врезками-маркерами ладов в форме шеврона. Вибрато монтировалось традиционной системы, но на некоторые гитары устанавливалось Steinberger KB.
Модели серии Spotlight выпускались лишь один год, после чего высокая стоимость производства сделала их маловыгодными.
Если ранние Эпифоны пленялись идеей копирования популярных дизайнов, то в 1988 году на Gibson пришли к формуле, которая принесет брэнду Epiphone успех в 90-х гг. и далее. Были представлены две настоящие setneck копии Les Paul - Custom и Standard (плюс bolt-on Les Paul 2, теперь со стоптэйлом). В 1989 Epiphone перекроил всю линейку.
К Les Paul Custom и Standard и прежней стратоподобной S-310 добавилась серия G копий Gibson SG в составе G-400, set-neck-копии гибсоновской SG 62, и G-310, bolton-neck-версии SG в стиле 1967 года. Была еще Epiphone Flying V, копия гибсоновской «Ви» 1967 года, и Т-310. Последняя походила на Телекастер, но принадлежность к Gibson подчеркивалась головой типа «клюшка» в стиле Explorer.
Все еще выпускались и стремительно уходившие в прошлое три «суперстрата» с замковыми вибрато Floyd Rose: 435i и 635i с грифами на винтах и распайкой хамбакер/сингл/сингл, и 935i со сквозным грифом (звукосниматели хамбакер и сингл), все с головами в стиле Explorer.
В ходе модернизации 1989 года Gibson вернулись к практике производства нескольких Эпифонов в Нэшвилле. В этот раз это была модель USA Pro, замена предыдущего суперстрата X-1000, но с грифом на винтах и вибрато Floyd Rose и гибсоновскими ведущим хамбакером и нековым синглом.
Другой американский Эпифон, USA Coronet, был представлен в 1990 году. Он воплощал собой разумное сочетание старого и нового, воскрешая канувшую в историю форму Эпифонов 60-х и дизайн set-neck с добавлением развернутого в другую сторону пера Explorer и пятипозиционного переключателя датчиков, а также панели управления, обеспечивавшей сочетания хамбакер, сингл, фаза/противофаза и последовательное/параллельное соединения.
«Американские коронеты» выпускались с позолоченной фурнитурой и бриджем stoptail или черной фурнитурой и системой Floyd Rose.
В 1991 году дебютировали еще две «копии», ЕМ-2 и ЕМ-1, корейские bolt-on версии гибсоновской М-III, цельнокорпусники с легким offsetcutaway дизайном и значительно удлиненным рогом и развернутой эксплореровской головой.
Эпифоны были грубее оригинальных гибсоновских моделей. Однако на них монтировалась та же схемотехника, комбинация тумблера на два направления и пятипозиционного переключателя для управления датчиками в сочетании хамбакер/сингл/хамбакер. Это позволяло получить «хамбакеровское» или «сингловое» звучание в зависимости от положения тумблера. На ЕМ-2 было установлено вибрато Floyd Rose, а на ЕМ-1 – обычный рычаг.
В 1991 Epiphone ненадолго добавлял к своей линейке недорогой Les Paul с винтовым креплением грифа (модель LP-300), и стратоподобный S-300, который выпускался всего год. Продолжалось сотрудничество Epiphone с профессионалами-эндорсерами, среди которых были Mick Cribbs, Tracii Guns, Dan Toler, Frank Hannon, Pete Pagan, John Ricco и Tom Keifer. В 1992 году произошли изменения в менеджменте – возглавить Epiphone был приглашен Джим Розенберг, до этого работавший в производителе электронных инструментов E-Mu Systems. Именно в это время Epiphone возродил традицию продажи музыкальных инструментов через почтовые каталоги.
К 1993 году к линейке присоединился новый недорогой bolt-on LP-100, а суперстраты серии «i» ее покинули. К линейке, происходившей от Gibson M-III, добавили модель EM-3 Rebel Custom («И-Эмы» теперь тоже назывались Rebels). Это была все та же гитара с привинченным грифом, но некоторые детали, такие, как, например, пикообразные маркеры на накладке грифа, теперь напоминали гибсоновский оригинал. На ней теперь устанавливалось и новое вибрато Steinberger Jam-Trem. Еще одной новинкой в 1994 году стал Epiphone Explorer, копия знаменитой гибсоновской модели. К 1995 году от моделей EM Rebel отказались и производство американских Эпифонов закончилось.
Появились и другие гибсоновские копии, наряду с этим получили распространение и ранние Эпифоны – Casino, Riviera, Emperor Regent, Sheraton и Sorrento. В 1997 году вышла подписная модель Supernovа Ноэля Галлахера, правда, без изображения британского флага, украшающего корпус Sheraton гитариста Oasis. Наиболее впечатляющим в последних Эпифонах видится настоящее извержение различных «Лес Полов».
Их отличия варьируются от экзотического, прозрачного или «с искрой» покрытия до отлично смотрящегося верха из клена типа lamed или «птичий глаз». Есть семиструнные варианты, с эфами, и даже Metal Edition и подписная модель Slash из Guns’N’Roses, выпускающаяся с изображением змеи.
В линейке «финлайнов» старым именам пока удается не дать позабыть о наследии дизайна 50-х и 60-х. Это дает возможность иметь винтэдж-альтернативу «тонким» моделям материнской Gibson, традиционно более модным в этом сегменте. Тем не менее выпущенные в 2000 году новые подписные thinline Эпифоны подчеркивали отношение компании к некоторым исполнителям. Это касается уже упоминавшегося John Lee Hooker 1964 Sheraton, выпускающегося с двумя вариантами бриджа/струнодержателя, и Jorma Kaukonen Riviera Deluxe, представляющего великолепное соцветие вишневого и золотого. В сущности, сейчас у Epiphone вполне достаточно гитар, чтобы соперничать с Gibson – совсем как в старые добрые времена…
|