Джордж Ван Эпс (George Van Eps, 07.08.1913 - 29.11.1998) - американский джазовый гитарист. Автор обучающих книг по джазовой гармонии. Один из пионеров джазовой семиструнной гитары.
Музыкант-исследователь Джордж Ван Эпс (George Van Eps) родился в США в 1913 году в семье музыкантов. Его отец, Фред Ван Эпс был звукорежиссером и мастером игры на 5-струнном банджо, его мать преподавала фортепиано, три старших брата, также, были музыкантами. В доме Ван Эпсов нередко собирались большие музыканты, даже сам Гершвин захаживал к ним, поэтому музыкальные вкус и культура были привиты мальчику с раннего детства.
В 9 лет Джордж заболел ревматизмом, и его на год приковало к постели. «Постель была для меня как нож», - говорили он, вспоминая это. Однажды Джордж услышал, как доктор сказал его матери: «Будет чудо, если этот парень дотянет до 20 лет». Джордж решил не терять времени. Как-то все домашние ушли из дома по делам, оставив мальчика дома одного. «У меня в ногах лежало банджо», вспоминал Ван Эпс, - «Я дотянулся до него и попробовал поиграть». Когда семья вновь собралась вечером, он сыграл им «Somebody Stole My Girl» и «Alabamy Bound», Джроджу Ван Эпсу было 11 лет.
В 12 лет он уже профессионально музицировал вместе с семьей. После того, как Джордж услышал по радио Эдди Лэнга, он всерьез занялся гитарой. В 14 лет - в 1927 году - он впервые записался на студии у отца.
В 1934 году Джордж начал играть в ансамбле Бенни Гудмена. В этом же году он записал одно из первых своих соло в композиции «Somebody Loves Me» у Эдриэна Роллини. После работы с Гудменом Ван Эпс несколько лет работал в составе Рэя Нобля, после чего переехал в Голливуд и начал самостоятельную карьеру.
Джордж Ван Эпс разрабатывал новый стиль, на который, в числе прочих музыкантов, оказали влияние Джанго Рейнхардт и Чарли Кристиан. Суть заключалась в том, чтобы одновременно играть партию баса, аккордовый аккомпанемент и партию соло. Эта имитация ансамбля одним человеком и стала фирменным стилем Ван Эпса, который шутливо прозвали «фортепиано на коленях». «Я не забочусь о том, чтобы сыграть 9 миллионов нот в секунду», - говорил он впоследствии в интервью Times в 1991м году. «Мне интересно, чтобы что-то происходило. Чтобы это был не просто аккорд, а что-то живое внутри аккорда, чтобы читался самостоятельный бас, гармонический аккомпанемент, а снаружи было соло. Мне интересен каждый звук в каждом аккорде, мне интересно, как из этого рождается что-то новое». В свой гитарный стиль Джордж привнес технику игры на банджо, а также пальцевый стиль кантри-гитаристов, таких как Чэт Аткинс и Мерл Трэвис.
Джордж Ван Эпс разработал и свою концепцию гитары: он добавил к инструменту 7 басовую струну, что позволило инструменту звучать глубже и ярче. (Первая гитара по образцам Ван Эпса была сделана в 1938 году фирмой Epiphone; впоследствии фирма Gretsch выпускала его именную модель).
George Van Eps in San Francisco, 1939.
Photo courtesy of Kay Van Eps
Первые записи на 7-струнной гитаре были сделаны на лейбле Jump в середине 40-х годов прошлого века, а именно «I Wrote It For Jo», «Kay`s Fantasy», «Tea For Two». Никаких мультитреков, никаких наложений, все игралось в реальном времени. Именно эти пьесы заставили Клива Аккера (продюсер лейбла Jump) сказать: «… даже неподготовленным ухом слышно, что так играть не сложно. Так играть невозможно!»
В течение жизни Джордж Ван Эпс работал со многими артистами, как солирующий гитарист, и как аккомпаниатор, развивая и улучшая свой стиль. В зависимости от задачи, он мог провести изящнейший и самобытный аккомпанемент для, например, Фрэнка Синатры или показать изысканное соло. Однако, до 60-х годов Ван Эпс, преимущественно, аккомпанирует. Единственным исключением были те самые записи, сделанные в середине 40-х на лейбле Jump вместе с La Vere Chicago Loopers, и в составе трио вместе с Эдди Миллером и Стэном Райтсменом. К сожалению, из-за малых тиражей записи не вышли на широкую аудиторию, и остались известными лишь узкому кругу профессиональных музыкантов.
В конце 50-х начале 60-х Ван Эпс записывается для лейблов Columbia и Capitol, которые заинтересовались уникальным стилем. На свет появились «Mellow Guitar» и последующие «My Guitar», «Seven String» и «Soliloquy». Этого оказалось достаточно для того, чтобы Джордж Ван Эпс окончательно стал живой легендой гитарной музыки и одним из эталонов прогрессивного мышления в джазе.
С начала 70х Джордж Ван Эпс начинает много болеть, а в 77 он еще и получил серьезную травму руки, из-за которой три пальца утратили подвижность. Несмотря на это, в 90х он сделал еще несколько записей на лейбле Concord, вместе с Джонни Смитом и своим последователем Ховардом Алденом. Даже в свои 80 он был образцом талантливого, яркого и современного музыканта с массой идей и задумок. Эти записи «стали, поистине, бриллиантами от струнного джаза», как писалось в обзорах, и полюбились всем ценителям джаза, не говоря уже о гитаристах, которым открылась еще одна, и немалая, порция неизведанных доселе направлений.
Джордж Ван Эпс дожил до 85 лет, обманув смерть больше, чем на 60 лет. Он умер от пневмонии в 1998 году. Стиль, который он оставил после себя, музыканты продолжают изучать и развивать до сих пор.
Аудио и видео (в целях ознакомления)
Let's Do it
Vintage Gretsch 6080 Van Eps
Back in 1968, George Van Eps and Gretsch came together to create anumber of differentguitar models. The 6080 Van Eps is one of these. George Van Eps was a pioneer of the seven-string guitar, and while he had previously built his own instruments, after partnering with Gretsch, the company began mass producing his guitars. The 6080 Van Eps is a high quality, 17-inch guitar that features only the best Gretsch has to offer.
This guitar, which is very similar to the other Van Eps models that Gretsch has created, features a 4+3 setup, a gold model plaque, custom 14-pole FilterTrons for the pickups, special FilterTron covers, and even an unique seven-string tailpiece. The Van Eps had their seventh string tuned to A, while today’s seven-strings are generally tuned to B. The 6080 Van Eps were produced between 1968 and 1971, after which Gretsch discontuned their seven-string instruments because there wasn’t much interest. Today, however, more and more players have become fascinated by seven-string instruments, and so the 6080 Van Eps has become sought after.
During the time the guitar was produced, Gretsch did create a very small number of 6080 models that only had six strings. Today, these models are very hard to find, and if you do find one, chances are, you’ll pay quite a lot for it. Even the seven-string guitars may be pricey, depending on the condition of the instrument.