|
Gibson Eric Clapton Les Paul |
Guitars Magazine
Gibson объявил о выпуске нового именного Custom Shop Les Paul - на этот раз пришла очередь Eric Clapton. Не смотря на то, что последние лет тридцать он ассоциируется с гитарой Fender Stratocaster (своей именной модели), это уже не первый случай когда Gibson делает гитару c именем Клэптона. Несколько лет назад это был Crossroads ES-335, копирующий инструмент который Эрик использовал в группе Cream.
И вот теперь ребята из Gibson решили копнуть еще дальше в глубь исторического процесса когда в промежутке между группами Yardbirds и Cream, Эрик играл на Les Paul в проекте 1966 года John Mayall Bluesbreakers.
Записанный тогда альбом часто называют "The Beano Album", подшучивая тем самым над Клэптоном, запечатленным на обложке альбома в момент чтения комиксов Beano. Однако, если отбросить в сторону иронию придется признать, что этот релиз безусловно входит в золотой фонд рок-музыки как исторический и во многом поворотный для актуальной культуры того времени и гитаризма также, ибо так как Clapton играл в то время, почти никто еще делал. Надо заметить, что первый диск Hendrix выйдет только год спустя, а Led Zeppelin только через три года.
Для компании Gibson обращение тогдашнего Клэптона к Les Paul стало также революционный. Выпускавшиеся с 1952 по 1960 годы гитары "леспольных" моделей были непопулярны в народе ибо это была не то чтобы "битловская" эпоха, а даже "добитловская" - разумеется, на лесполах просто нечего было играть из музыки - люди если и покупали электрогитры, то по большей части Fender, которые больше подходили для чистого звука. Поэтому начиная с 1961 года Les Paul в привычном понимании уже не выпускали (вместо них Gibson пытались продвинуть SG). То было идеальное время чтобы по дешевке купить с рук Les Paul и подождать лет сорок пока он не подорожает до стоимости квартиры.
И вот в 1966 году Клэптон для записи альбома в котором перегруза будет больше чем во всей предыдущей рок-музыке, выбирает для записи наиболее подходящую гитару - нет сомнения, что лучше Les Paul в данном случае не придумаешь. Альбом тогда прогремел на полную катушку а Клэптон породил буквально "лесполоманию" - и профессионалы в том числе мировые звезды гитары, и любители просто попилить на гитаре стали скупать на вторичном рынке лесполы. Видя такой интерес к своим казалось бы забытым гитарам, Gibson решили возобновить производство Les Paul в конце 60-ых годов и не прогадали.
Однако, для самого Клэптон не все так уж удачно складывалось с лесполом как у компании Gibson. В том же 1966 году в июле эта гитара была украдена пока Эрик репетировал с Cream программу их первого тура. Много лет спустя в интервью журналу Guitar Player Эрик говорил, что лучший Les Paul, который он когда либо видел - это был как раз тот обычный санберстовый Les Paul выпуска 1960 года, который Клэптон купил в 1965 лондонском магазине (Lew Davis на улице Charing Cross Road) после того как увидел обложку альбома "Let’s Hide Away And Dance Away", на которой Freddie King был изображен играющим на Les Paul (правда цвета GoldTop). Гитара, которую купил Эрик была почти новая в "родном" с приятным глазу пурпурным покрытием изнутри. Ни одного больше ЛесПола настолько хорошего как тот, Эрик никогда не смог отыскать.
После того как Les Paul был украден, Клэптон купи другой у Andy Summers, прославившегося потом в группе Police, а на тот момент игравшего в группе известного британского блюзмена Zoot Money. На этом втором лесполе были записаны композиции “Spoonful” и “I Feel Free” для первого альбома Cream.
В своей автобиографии вышедшей в 2007 году, Эрик пишет, что записываясь с Bluesbreakers он пытался приблизиться к саунду Freddie King, это не удивительно если вспомнить кинговскую композицию "Hideway", которую Клэптон записал на этом альбоме, сделав гитарным стандартом. Желаемого звука Эрик получал подключив гитару (на бриджевом датчике) в комбо Marshall Bluesbreaker (кто бы сомневался). Ручки низов на лесполе и комбике, а также ручка громкости на усилителе были выкручены на максимум. Все это дало полный богаты тон который заставил вибрато петь сустейном и использовать фидбек. Слушая гитарный звук этого альбома очень легко услышать как знаменитый "женский звук", которым было столько всего сделано позже в Cream - это просто большой громкий Marshall и педаль wah-wah.
В общем учитывая все это Gibson просто не могли не выпустить копию этой гитары. Не даром в гитарных кругах ее называют Святой Дух (Holy Ghost) по аналогии со Святым Граалем (Holy Grail), которым кличут знаменитый Les Paul 1959 года, на котором сначала играл Peter Green, а потом Gary Moore. Изучив множество фотографий тех лет и тщательно опросив Клэптона парни из Gibson Custom Shop сделали в очередной раз чудо, а точнее инструмент, который по словам Эрика и есть "тот самый Les Paul". Более того новый инструмент так понравился, что Эрик (помимо серьезного гонорара) решил взять себе целых пять таких гитар. Как тут не вспомнить анекдотическую историю того, как лет 20 назад когда Fender только сделал новую именную модель Clapton Strat наш запасливый герой забил весь подвал своего дома парой сотен одинаковых гитар на случай если увлекшись алкоголем может пропить все деньги и не лишится возможности приобретать гитары.
Автор текста: Сергей Тынку
|