weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Дневники профессора

муз. газета

Дэвид Боуи

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Восьмого января 1947-го в английском городе Брикстоне родился David Robert Jones. Его рождение не было тривиальным появлением на свет очередного в будущем добропорядочного гражданина Соединенного Королевства. В этот день мир получил легенду. Легенду, которая еще не состоялась, но от этого не переставала уже существовать. Кто сказал, что время линейно? Каждому человеку хоть раз в жизни казалось, что вот этот конкретный момент его бытия уже был прожит и забыт, и почему-то сейчас судьба возвратила ему прожитые мгновения. Возможно, что явление в музыке двадцатого века под именем David Bowie существовало и будет существовать всегда. Вопрос в том, насколько человеческое сознание будет подготовлено для его целостного восприятия.

Дэвид Боуи олицетворяет эпоху и в то же время сам является эпохой. Какой именно и что он олицетворяет? Об этом можно сказать многое и в то же время не сказать ничего. Величайший музыкант, художник и актер, этот человек воплотил в себе практически все стили и жанры современного искусства, что могло привести только к одному результату - рождению личности-символа, человека, находящегося в постоянном поиске, открывающего новые направления и течения практически во всех областях искусства. Музыка, живопись, актерское мастерство и опять музыка. Чем бы не занимался Дэвид Боуи, это всегда существовало на грани жанров, областей понимания, но всегда было связанно с музыкой. И мир его знает больше как великого музыканта, чем в какой-то другой ипостаси. Сам Боуи не разделяет свое творчество на какие-то области. Он просто творит, находя вдохновение для создания как визуальных, так и звуковых образов, которые дополняют друг друга. Восьмого января ему исполняется пятьдесят лет. Это поистине круглая дата, время, когда можно оглянуться на половину пройденного пути. Более тридцати лет на сцене, титул одного из величайших рок-музыкантов и самого неповторимого среди них - это кое-что значит. Это момент оценки всего свершенного и самого себя. Ведь впереди еще достаточно времени, чтобы сделать почти столько же, если не больше.

ПЛАСТМАССОВЫЙ САКСОФОН

Как все великие, Боуи с самого детства знал, чем он будет заниматься в будущем. У него была цель, и он шел к ней. О том времени сам артист вспоминает так: «Когда я был ребенком, я точно знал, что буду играть только рок-н-ролл. Я открыл его для себя, когда мне было 8 лет, услышав Литтл Ричарда, Джимми Рида, Чака Берри и других великих. Тогда же отец купил мне пластмассовый альт-саксофон. Когда мне было лет 9-10, я всерьез собирался присоединиться к LITTLE RICHARD BAND в качестве саксофониста. Конечно же, это было глупо, но я думал: это то, чем я буду заниматься, когда закончу школу. В таком возрасте возможно все. И это действительно так. За свою жизнь я понял, что возможно все». Когда Боуи исполнилось пятнадцать лет, он решил взять судьбу в свои собственные руки. Позвонил Ronnie Ross, для того чтобы брать частные уроки музыки. И вскоре мечта начала сбываться.

Знакомство с миром шоу-бизнеса началось с участия молодого музыканта в таких группах, как KON - RADS, KING BEES, MANISH BOYS. А в 1966 году на смену имени David Robert Jones, не броскому и довольно распространенному, пришло имя Дэвид Боуи, запоминающееся с первого раза. Появились длинные волосы, особая манера одеваться. Все мечты сводились только к одному - покорению Олимпа шоу-бизнеса в максимально короткие сроки. В то время менеджером Боуи стал Kenneth Pitt. Последовавшие за этим несколько синглов сегодня забыты и не представляют большого интереса. Это было временем становления музыканта, а пока он ещё толком не представлял себе, что и как будет делать.

ОДИССЕЯ НАЧИНАЕТСЯ

Такое положение дел сохранялось вплоть до 1969 года. В этом году Дэвид Боуи выпустил свой первый хит - «Space Oddity». С выходом этого сингла начинающий музыкант заявил о себе, так сказать, в полный голос. На рок-небосклоне зажглась новая звезда. Одиссея Bowie началась. Это время, конец шестидесятых, Дэвид провел в состоянии интенсивного поиска новых идей в музыке, искусстве, пантомиме и любви. Именно этому времени он отчасти обязан своим сценическим успехом. Пройдя обучение у профессионального мима, одного из лучших в Англии, Дэвид создал совершенно новый тип певца-актера. Неповторимый имидж моментально выделил Боуи из общей массы музыкантов того времени, не говоря о музыке, которую он писал. Тогда же вышел первый альбом под названием «Man of Words, Man of Music». Этот альбом был написан, в основном, под влиянием лондонской артистической среды, в которой Боуи вращался в то время, и которая завораживала и привлекала молодого музыканта. Общая рок-н-ролльная направленность программы окончательно определила направление, в котором музыкант собирался развиваться, а также подарила слушателям несколько первоклассных синглов. Последовавший за этим альбом «The Man Who Sold The World» выглядел более зрелым и профессиональным. К тому же это был первый альбом, в котором талант Боуи и его индивидуальность, освободившаяся от посторонних влияний, проявились в полной мере. В альбоме прослеживались элементы хард-рока и только зарождающегося глэм-рока, их можно было явственно услышать в гитарных партиях Мика Ронсона, который принимал участие в записи. После выхода альбома в 1971 году, Боуи отправился в свою первую гастрольную поездку по США. В этому же году у Дэвида и Анжелы Боуи родился сын Zowie Duncan Heywood Bowie. После возвращения из Америки в Лондон Боуи подписывает контракт с новой звукозаписывающей компанией (RCA) и записывает сразу два альбома «Hunky Dory» и «The Rise & Fallof Ziggy Stardust & The Spiders From Mars». Началась эпоха Ziggy Stardust.

ОБРАЗ ZIGGY, МОДА ZIGGY, МАНИЯ ZIGGY

Синглы «Changes» и «Life on Mars?» стали настоящей рок-классикой и символами образа Ziggy. 1972 год принес Bowie одновременно признание, внимание прессы, возросшую популярность и первый крупный скандал. Он разразился после того, как в интервью газете «Melody Marker», музыкант заявил о своей бисексуальности. Последствия были удручающими. Имя Боуи стало излюбленной темой оскорбительных и грязных сплетен. Тем временем в Лондоне состоялось представление сценического варианта «Ziggy Stardust». Необычная концепция шоу, которая на тот отрезок времени выглядела сверх новаторской, повлекла за собой небывалый взрыв популярности образа Ziggy. Создавалось впечатление, что полмира сошло с ума. Звезда Боуи достигла своего зенита, и можно было сказать, что после непродолжительных родовых схваток родилась одна из величайших рок-легенд. Лето 1972 года музыкант провел в студии, занимаясь записью и продюсированием альбомов для Lou Reed («Transformer») и Mott the Hoople («All the yong Dudes»).

В сентябре началось очередное американское турне с программой «Ziggy Stardust». Оригинальный подход к сценической части, пёстрые костюмы, неподражаемые партии Мика Ронсона - все это вместе заставляло публику проникнуться действительно настоящей рок-н-ролльной страстью. Однако3 июня Боуи объявил, что турне завершено и он более не намерен возвращаться к этому образу. Такое заявление стало сюрпризом не только для поклонников артиста, но и для участников его группы.

В апреле 1973-го вышел альбом «Aladine Sane», написанный под впечатлением американского турне. Завершив «путешествие Ziggy», Боуи отправляется во Францию, чтобы приступить к работе над своим новым альбомом под названием «Pin-Ups», в котором опять возвращается к воспоминаниям о лондонском периоде 1964-1967-го гг. Альбом появился в продаже в октябре 1973 года.

ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ 70-Е

1974 год был ознаменован выходом в свет альбома «Diamond Dogs». В нем сказывалось увлечение психоделической музыкой, которое было свойственно большинству рок-музыкантов в то время, кроме того, программа стала своеобразным личным протестом музыканта против накатывающейся волны disco. В итоге он получился несколько мрачным и ожесточенным. Летом 1974-го Дэвид Боуи отправляется в свой самый грандиозный американский тур, во время которого была записана программа «David Live». Два последних альбома были написаны под влиянием американских впечатлений музыканта, и из этого можно было сделать вывод, что интерес Боуи к американской музыке и культуре возрастал день ото дня. Апофеозом же американомании стал альбом «Young Americans», вышедший в 1975 году. Его особенностью было сотрудничество Боуи с Джоном Ленноном при создании таких песен, как «Fame», “Fascination” и “Across the Universe”. Эти песни были добавлены в окончательный вариант LP незадолго до его выхода. «Young American» по настроению получился самым душевным и теплым альбомом из когда-либо написанных Дэвидом. С его выходом впервые сингл Bowie занял первую строчку в американских чартах. После этого певец перебирается в Лос-Анджелес, где принимает участие в съемках научно-фантастического фильма «The Man Who Fall To Earth». Первый опыт в игровом кино для музыканта был вполне удачным, и почти сразу же после окончания съемок он возвращается в студию для записи нового альбома «Station to Station», вслед за чем последовало турне «White Light», по поводу которого можно сказать о влиянии на музыканта, особенно в сценических постановках, духа и идей живописи Брехта.

В мае 1976 года выходит сборник хитов под названием «Changesonebowie». После завершения турне Боуи, у которого перемена мест жительства уже вошла в привычку, переезжает в Neukeln, район Берлина. Во время краткого пребывания певца в Восточной Германии были записаны альбомы «Low» и «Heroes». Там в сотрудничестве с Брайеном Ино (Brian Eno) и Робертом Фриппом (Robert Fripp) велась разработка новых подходов к звукозаписи. В результате экспериментов была создана уникальная инструментальная технология, которая сегодня носит название luminary ambientsoundscapes. «Low» был воспринят весьма неоднозначно. Некоторое время общественное мнение как будто замерло, формируя свое отношение к этому альбому. Сам же Боуи оценил эту работу как вещь серьезную и стоящую (кстати, 15 лет спустя академическую трактовку этого произведения под названием «Low Symphony» представил другой великий музыкант Philip Glass). Но несмотря на всю сложность и концептуальность альбома, один из его синглов «Sound and Vision» занял второе место в британских чартах. На тот период в Берлине находился ИггиПоп (Iggy Pop), давний друг Дэвида, с которым он и приступил к записи альбома «The Idiot». Проект «Heroes» продолжил Берлинскую тему. Но по сравнению с «Low» выглядел более мистическим и глубоким. В нем заметно выделялась гитара Роберта Фриппа. Затем Боуи вновь серьезно поглотил кинематограф, в результате появился фильм «Just a Gigolo».

В марте 1978 года - опять турне, которое было им прервано для работы над «Peter and Wolf» совместно с Philadelphia Orchestra. В 1978 вышел альбом «Stage», включивший в себя записи, наработанные во время последнего турне и «берлинской эмиграции». За ним последовал «Lodger», изданный в 1979 году. К концу этого года Боуи опять обосновался в студии. Параллельно начались репетиции его бродвейского дебюта - в роли «Elephant Man». Сама премьера состоялась в сентябре 1980года и получила восторженные рецензии в прессе.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА - НОВЫЙ ИМИДЖ

В этом же месяце вышел альбом «Scary Monsters», после которого для Боуи начался период затишья. Это вовсе не означало что он перестал работать, просто он как бы вышел из поля зрения прессы. В это время Дэвид с головой погрузился в кино- и видеопроекты. В результате в 1982 году вышли два фильма с его участием - «The Hanger», где он сыграл вампира (его спутницей в этом фильме стала неподражаемая Катрин Денев). А также «Mery Christmas Mr. Lawrence». Кроме того, им была написана тема для фильма «Cat People».

В 1983 году был подписан контракт с фирмой EMI, за ним -выход альбома «Let’s Dance» с последующим всемирным турне «Serious Moonlight». За этим периодом последовала очередная смена сценического имиджа артиста. На этот раз Боуи занимался Nile Rodgers, и девизом проекта стала элегантность с большой буквы. Символами этого периода стали такие хиты, как «Modern Love», «China Gerl» (первая версия которой была записана еще в берлинский период вместе с Игги Попом), ремейк кинотемы «Cat People». Ореол романтичности сохранился и в следующем альбоме «Tonight», вышедшем в 1984 году. Затем последовала запись совместного сингла с Миком Джагером. Турне «Glass Spider», опять с сильной сценической постановкой и новыми идеями. Но к концу 80-х, а точнее в 1988 году, Боуи огорчил своих поклонников, объявив о создании команды TIN MACHINE совместно с братьями Sales и бостонским гитаристом Reeves Gabrels. Это означало фактическое завершение его сольной карьеры. Тем более, что музыкант с абсолютной уверенностью заявлял: этот долгосрочный проект не рассчитан на какие-то суперзвездные свершения. TIN MACHINE выпустила два студийных альбома и один отредактированный с живыми записями. Этим альбомам была свойственна оригинальная интерпретация тяжёлого звучания и обнаженный гитарный звук.

В 1989 году вышел большой сборник его хитов под названием «Sound + Vigion». Новшеством этого сборника стало то, что при его составлении фанатам была предоставлена возможность принять участие в выборе хитов для него (своеобразное голосование проводилось по телефонам).

СТРЕМИТЕЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

В 1993 году Боуи возвращается к сольной карьере. Выходит альбом «BlackTie White Noise», а также компьютерный интерактивный CD-ROM «Jump». Заполучив этот диск, любой поклонник творчества Боуи мог самостоятельно заняться клипмейкерством на тему песен любимого музыканта. Этот альбом явился своеобразным итогом прожитого, однако, по мнению критики, чуть ли не провалом, хотя фанаты были менее категоричны в своих оценках. На самом деле в этом альбоме прослеживается небольшой уход музыканта в сторону поп-музыки, что огорчило рок-меломанов.

В 1995 году за Боуи вновь берется Брайан Ино. Поднимаются архивы берлинского периода, и вырабатывается концепция альбома «Outside». «Outside» стал одним из самых заметных событий в музыкальном мире. Новый Боуи, новый имидж, новая концепция и совершенно потрясающее звучание. Написанный для аутсайдеров об аутсайдерах, рассказывающий об их чувствах, мыслях, восприятии окружающего мира, о природе искусства аутсайдеров. Эстетика смерти, постоянное противоборство правильного и неправильного в ирреальном мире - вот, что составляет концепцию «Outside». В этой программе Дэвид поёт несколькими голосами. Альбом создан на грани жанров, поэтому его можно назвать рок-оперой с мистически-детективной основой. В нем присутствуют несколько совершенно разных персонажей, которые фатально связаны между собой. И эти персонажи живут в пространстве, доминантой которого является идея преступного искусства. Кстати, во время работы над этим проектом Боуи предоставил своим музыкантам практически полную творческую свободу, задавая только тон и направленность. По словам Дэвида, развитие творческого процесса напоминало скорее театральную постановку. Он раздавал персонажам роли, а они наполняли их звуковым содержанием. Например, он говорил музыкантам: «Ты единственный оставшийся в живых после катастрофы, и ты должен сыграть так, чтобы показать полноту чувства одиночества, развившегося в тебе» или «Ты, рассерженный экс-член южноафриканской рок-команды, играй ту музыку, которую тебе раньше играть не позволяли». Все персонажи «Outside» рассказывают свои истории под пристальным и вечно подозрительным взглядом детектива профессора Натана Адлера из отдела арт-преступлений. Все части гиперцикла музыкальной драмы под названием «Дневники профессора Адлера» увидят свет только к 1999 году.

11 февраля 1997 года Боуи собирается выпустить новый альбом под названием «Earthling». Вот, что о нем говорит сам автор: «Яне знаю, почему мы остановились на названии «Earthling». Я думаю, что в альбоме говорится о человеке и его естественной среде на Земле. В альбоме множество каламбуров и шуток, и я думаю, что это будет весело. Мне кажется, что мой характер представлен в этом альбоме более ярко, чем во многих других, которые я записал. «Earthling» по-настоящему показывает мою сущность в настоящий момент».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Дэвид Боуи - символ, символ не только рок-музыки, но и современного искусства в целом. Нельзя отрицать факта грандиозного воздействия музыкальной культуры на человеческое сознание. И это влияние формируется во многом благодаря творчеству таких личностей, как Дэвид Боуи. Его утонченное мировосприятие и интеллектуальный подход к искусству делают его произведения шедеврами мировой культуры. Давайте будем надеяться, что, пройдя середину своей жизни, великий музыкант не только не остановится на достигнутом, но и пойдет дальше, принося в мир новые и прекрасные произведения.

- Елена ЕРГУЛЕВИЧ


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин