Сева Новгородцев в программе Рок-посевы / 19 июля 1997: Peter Green
Добро пожаловать на наши рок-посевы. Был у моего покойного деда любимый анекдот эпохи Александра III: у молодого рекрута спрашивают: "Что такое Святые Мощи?" А он браво отвечает: "Сушеный архиерей, ваше благородие!". Для служивых могу предложить еще одну такую формулировочку. Спросит вас командир: "Что такое гений?" А вы ему и отвечайте, по уставу: "Гений - это мертвый талант!" Действительно, гениальность человека обычно признают после его смерти, а при жизни, если кого и назовут гениальным, так только для подхалимажа. Герой нашей передачи - гений, или, почти гений. Потому что почти умер. Т.е. физически он - жив, но последние четверть века провел по сумасшедшим домам или тюрьмам. Но теперь головка у него просветлела, он возвращается к жизни и музыке, и невероятную историю его я и хотел бы вам поведать. Человек этот - гитарист и основатель группы "Fleetwood Mac", Питер Грин.
Заглянем в рок-хронику.
19 июля. В 1947 году английском графстве Миддлсекс родился гитарист "Queen", Брайан Мэй. Он нынче справляет свое пятидесятилетие.
На следующий день на своем 50-м дне рождения будет гулять другой известный гитарист, Карлос Сантана. Он появился на свет 20 июля 1947 года в Аутлане, Мексика.
Еще один человек разменивает на этой неделе свой первый полтинник. В Линдене, штат Техас, 22 июля 1947 года родился барабанщик "Eagles", Дон Хенли.
23 июля. В 1961 году родился Мартин Гор из "Depeche Mode".
Из последних новостей.
Как это в известной поговорке: 'торговали, слезы лились, подсчитали - взвеселились...' В нашем случае слезы лились у одних, а веселились совсем другие. Поясню. В ночь с 6 на 7 июля 20 крупных пластиночных магазинов корпорации "His Master's Voice" ("Голос его хозяина"), ну это - собачка сидит у граммофона и слушает, продавцы, вышедшие в ночное, торговали, в основном, сорокапяткой группы "Oasis" "Do You Know What I Mean", буквально "Ты знаешь, что я имею в виду", но я бы перевел это одним емким словом (веером) "Понял?". Газеты взахлеб пишут, что сингл к концу недели разошелся тиражом в 600 тысяч и стал платиновым. Побиты два рекорда этого года - сорокапятка "Spice Girls" "Мама", 250 тыщ и группа "Хэнсонз", сингл "МММBop", 245-ноль-ноль-ноль. Идет подготовка к продаже миллионной копии сингла "Oasis", это должно произойти в Манчестере. Счастливому покупателю вручат золотой диск со всеми десятью синглами "Oasis". Надо отметить, что новую cорокапятку "Oasis" снабдил мощным видеоклипом, на который истратили больше полумиллиона долларов. Там все так мрачно, так страшно, вертолеты военные, как саранча летают, по бетонным развалам шагают тучи "оазисовских" фанов, а братаны Галлагеры в куртках с капюшоном и черных очках выводят свою звонкую песнь. Это еще что! У них в середине августа альбом выходит, называется "Be Here Now" ("Будь здесь сейчас") - вот уж тогда истерия будет по полной. Там уж в ночное все лабазы выйдут. Ожидается, что только в Англии диск "Oasis" разойдется тиражом в 5 миллионов.
Тем временем, герои этой недели - группа "Prodigy". Им удалось добиться невероятного, их новый альбом "The Fat Of The Land" ("Жир земной") в первую неделю выскочил на первое место в Англии, Америке и еще 20-ти странах. Только во Франции пластинка на втором месте, ну знаете французов... Только восьми английским группам за всю историю человечества удавалось выйти сразу на первое место в Англии и Соединенных Штатах - это "Beatles", Эрик Клэптон, Элтон Джон, "Pink Floyd", "Def Leppard", "Depeche Mode" и недавно, группа "Bush". В первую же неделю альбом "Prodigy" продался по всему миру тиражом больше трех миллионов. Если учесть, что группа с каждого альбома получает примерно полтора доллара, а авторы музыки еще два доллара, то участники "Prodigy" в одночасье стали миллионерами. Напомню, что пластинку "Prodigy" выпустила фирма "Maverick", во главе которой стоит известная вам Мадонна. Мадонна подписала контракт с группой еще в прошлом году, после упорной конкурентной борьбы с другими фирмами. Во время встречи с музыкантами она произвела на них большое впечатление тем, например, что досконально знала песни "Prodigy" и тонко врубалась в их стиль. Просто плюнуть хочется с досады - опять ей повезло! Мадонна, этот впередсмотрящий рока, снова доказала свою деловую дальнозоркость.
Одно лондонское издательство сообщило, что ему предложили фотокопии дневников Джона Леннона, которые он вел последние пять лет своей жизни. Известно, что дневники эти были выкрадены его личным ассистентом, его зовут Фред Симэн, после гибели Леннона в 1980-м году. Йоко, понятно, заявила, Симэна изловили и дали ему пять лет. Срок заменили на условный в обмен на клятвенное обещание никогда никому не рассказывать содержания этих дневников, а сами дневники вернули Йоке. Теперь всплыли фотокопии, в них содержатся любопытные подробности взаимоотношений Леннона и Йоки, и жизни в Нью-Йорке. Последняя запись в дневнике сделана в день гибели Джона, 8 декабря 1980 года. Йоко через адвокатов дала понять, что она остановит любую попытку публикации дневников, которые она считает частной, личной собственностью.
Ежели вы любите нашу группу "Portishead" и у вас есть интернет, то, начиная с 23 июля по интернету можно смотреть репетиции группы. Их адрес www.portishead.co.uk, если удастся на эту страницу выйти, то 25 числа можете принять участие в виртуальной международной пресс-конференции.
На этом рок-хронику закончим и перейдем к рассказу про Питера Грина.
"Fleetwood Mac" : "Albatross"
"Albatross" - одна из самых известных композиций "Fleetwood Mac", написанная и записанная Питером Грином. Это он сам самолично на гитаре чудную эту мелодию выковыривает.
В далеком 1967 году, 30 лет назад, из известной английской команды "Bluesbreakers" под руководством Джона Майалла, были уволены три музыканта: барабанщик Мик Флитвуд, басист Джон Мак Ви и гитарист Питер Грин, урожденный Гринбаум. В конце того же года появилась новая группа "Peter Green`s Fleetwood Mac". В течение следующих двух лет она стала очень известной и составляла серьезную конкуренцию "Beatles" и "Rolling Stones" в анкетах читателей музгазет. Если когда-нибудь удастся, посмотрите ранние видеоклипы "Fleetwood Mac" и обратите внимание на гитариста Питера Грина. Совершенно завораживающая личность, музыкант, из которого талант прет - ну просто ведрами, ушатами. И тут я должен отвлечься и рассказать про разговор у знакомого дантиста. Как-то на приеме, делая мне обезболивающий укол, он полушутя заметил: "Беда с вами, с творческой интеллигенцией! Уж больно вы чувствительны. То ли дело - придет какой-нибудь верзила со стройки, что хочешь делай, он боли не чувствует!" Из этой байки, господа, сделаем вывод, что чувствительность у разных людей разная, а у талантливых нервные антенны еще тоньше. Это я к тому, что в 1968 году, в Сан-Франциско на вечеринке кто-то предложил Питеру Грину выпивку с подмешанным ЛСД и тот сделал один-единственный крохотный глоточек. Все равно - этого было вполне достаточно, первый наркотический опыт состоялся, его прочно поставили на дьявольские рельсы, ведущие вниз. "От ЛСД, - вспоминает Питер Грин, - ощущение такое, что мозга у тебя нет. Он где-то витает, никак не сосредоточиться. Вроде электричества." Поворотным моментом в жизни Питера Грина были гастроли группы в Мюнхене. Там кто-то предложил ему ЛСД, он не отказался. Когда Питер пришел в себя, это был совершенно другой человек. Не знаю уж, что привиделось ему в наркотическом полете, только играть он с группой больше не хотел, собственный успех вызывал у него ужас. Весной 1970 года музпечать сообщила, что Питер Грин сошел с ума и решил отдать все свои деньги благотворительности.
"Fleetwood Mac" : "The Green Manalishi"
Композиция "The Green Manalishi" ("Зеленый маналиши"), которую записал и исполнял Питер Грин.
Теперь, почти тридцать лет спустя Питер Грин выходит из затяжного прыжка во внутреннее воздушное пространство. Последние два десятилетия ему прописывали успокоительное, от которого клонило в сон, Питер спал по 20 часов в сутки. Два года назад он перестал его принимать. Мало-помалу сознание стало проясняться, потом он потянулся к гитаре. Теперь все произошедшее с ним в жизни потихоньку начинает проясняться в буйной головушке. Питер покинул "Fleetwood Mac" 24 мая 1970 года после выступления на фестивале в Бате. "Не помню, почему я ушел из группы, - говорит он, - перемены захотелось, подумал, дай уйду, посмотрим, что получиться. Буду свободным, чем-нибудь займусь. Честно говоря я ряд был, что ушел, потому что "Fleetwood Mac" превратились в цирк, какие-то безработные клоуны на сцене." Осенью 1970-го Питер Грин выпустил сольный альбом "The End Of The Game" ("Конец игры") и напрочь бросил музыку. Он продолжал баловаться мескалином, кислотой. Здоровье ухудшалось. Он вспомнил про историческую родину, поехал в Израиль, работал в кибуце. Потом устроился в госпиталь санитаром, работал на кладбище гробокопателем. К 28 годам его разнесло, крыша у него серьезно поехала. "Помню, - говорит он неуверенно, - как я тарелки бил в каком то магазине, а в голове все голоса звучали, странная штука!" Питера поместили в психушку, лечащий врач прописал электросудорожную терапию. После этого - транквилизаторы. "В этом состоянии, - говорит Питер, - ты не себе принадлежишь, а кому-то другому. В клинике мне говорят, бывало, - будем тебе делать электрошок. Я говорю - зачем? Никто не отвечает, делают, да и все. Помню, будили меня ни свет ни заря и кормили снотворным". В 1977 году дела пошли еще хуже: у Питера Грина был найден пистолет без лицензии, его арестовали. В газетах пестрели заголовки типа: "Питер Грин пытался застрелить своего менеджера, Клиффорда Дэвиса, когда тот привез ему чек на 30 тысяч фунтов!" "Газеты! - улыбается Питер, - всякую ерунду печатали. Я пришел к своему бухгалтеру с духовым ружьем и говорю - давай мне чек. Никакого чека он мне не дал. Я ему звоню по телефону и говорю: "Я из ружья тебе все стекла выбью!" Только погрозил, никаких окон я не бил. Вот они и объявили меня сумасшедшим. Приехала полиция и спрашивает: "Ты звонил?" "Звонил." "Ружье у тебя есть?" "Есть, - говорю, - но без пуль." "А-а! - говорят, - ружье есть!" И поместили меня в тюрьму. Сначала в Брикстон, потом перевели. Хорошо было. Делать нечего, раз в день гулять выпускают."
"Fleetwood Mac" : "Black Magic Woman"
Хорошо знакомая вам композиция "Black Magic Woman", которую написал и записал Питер Грин.
Все 80-е годы Питер Грин провел в затворничестве. Поначалу поселился в Ричмонде, жил совсем один. Здоровье его было никудышным, за ним ухаживали люди из христианской благотворительности. Он мог уйти из дому куда глаза глядят, спать на улицах. На всех фотографиях того периода он предстает перед нами расплывшимся дядькой со спутанными волосами и длинными, как у Конфуция, ногтями винтом. но совершенно черными от грязи. Время от времени его брат Майкл вытаскивал его на свет Божий, приводил в порядок и сажал в студию. Так появились три его сольных альбома, ныне совершенно забытых. Но, в принципе, Питер был бродягой, бомжом. "Время для меня это было ужасное, - говорит он, - надо мной смеялись. От этих таблеток жизнь превратилась в пытку, одолевает безотчетный страх, буквально всего боишься". К 1992-му году события приняли невероятный оборот. Некий фермер из Эссекса, Патрик Харпер, любитель-гитарист, по прозвищу "Яйца с картошкой" стал выдавать себя за Питера Грина. Больше того - ухитрился убедить в этом барабанщика "Queen" Роджера Тейлора. Патрик Харпер даже набрался наглости и пришел в пластиночную фирму "EMI". Там сидели профессионалы, они не стали выяснять личность, а сказали: "Предлагаем аванс в четверть миллиона, пиши пластинку!" Патрик Харпер испугался и отработал назад.
Peter Green
Питеру Грину сейчас 51 год. Он собрал команду со старыми друзьями, среди них известный барабанщик Кози Пауэлл, басист Нил Марри. Только за последний год они сделали сто выступлений, выпустили концертный альбом. Конечно, после всего пережитого полностью нормальным уже не станешь. На головку Питер не силен, логика у него скачет. "Я бы многое изменил, - говорит он задумчиво, - да вообще, все. Жизнь ведь не получилась. Помню, пацаном я из воздушного пистолета стрелял по гнезду. Думал, оно пустое, а там птенцов было полно. Ни за что бы этого снова не сделал." И, произнеся эту тираду, он уставился в телевизор, радостный просто от того, что живет среди людей. Да, господа, чертовски хорошо быть живым на свете!
Для любителей "Fleetwood Mac" и упертых архивистов пройдусь по личному составу.
Мик Флитвуд, барабанщик, в группе с 1967 года, выпустил сольник, имел группу "Zoo" ("Зоопарк").
Гитарист Джереми Спенсер, играл в группе с 1967 по 1971 год. Из музыки ушел в религиозную секту "Children Of God". Секту бросил, вроде бы живет в Италии.
Джон Мак Ви, басист. В группе с 1967 года, хороший пивной человек, имел свою группу, без успеха.
Гитарист и вокалист Данни Кервон. Уволен в 1972 году, после неудачной сольной попытки играть в команде "Бойлерхаус". Нынче - алкоголик, живет в ночлежке в лондонском Ковент-гардене.
Кристин Мак Ви, жена басиста. В 1971 году примкнула как клавишница и вокалистка. В 1990-м поссорилась с Миком Флитвудом после публикации его автобиографии. Сольная деятельность не удалась, в этом году вернулась в группу.
Линдзи Бакингем, гитарист, пришел в группу в 1975-м, ушел в 1987-м, перессорившись. Человек выдающихся способностей, но сольная карьера не получилась, в 1997 году вернулся в группу.
Стиви Никс, вокалистка, в группе с 1975 года, ушла в 1990-м. Сольная карьера: ее пластинка "Bella Donna" была на вершине американского хит-парада. После это дела пошли вяло. В 1997-м вернулась в группу.
Моральный вывод, господа: не принимайте всякую дрянь и держитесь своего здорового коллектива!
Я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в 23 часа с повтором в воскресенье и понедельник на короткой, а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Всего вам самого самого лучшего, счастливо вам, ребята!