weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Bassman

Guitars Magazine

Знаете, как заставить любого гитариста улыбаться? Дайте ему поиграть полчаса через твидовый Fender Bassman. Это бесспорная классика, и, в каком бы стиле вы не играли, в этом волшебном "твидовом чемодане" таится что-то, что заставляет сердце биться быстрее. Многие музыканты и эксперты признают Fender Bassman лучшим рок-н-ролльным усилителем всех времен, но крайне редко упоминают о том, что это имя носило невероятное множество самых разных моделей.

Bassman

На практике, список поколений Bassman с рождения по сей день насчитывает с дюжину пунктов, и в то время как, охотники за звуком, без вариантов, имеют ввиду одну, конкретную, легендарную эпоху этого усилителя, многие другие, которые носили эту марку – несмотря на название и изначальные задачи – также являются отличными ламповыми гитарными усилителями.

Представленный в 1952 году в комплект к Fender Precision Bass, первый Bassman увидел свет как покрытый твидом комбо 1x15 типа "телевизор" ("TV-front"), с полузакрытой задней стенкой, фазоинвертором и парой ламп 6L6 в секции мощности (этот тип комбо получил свое прозвище за то, что защитная ткань, закрывавшая динамик, очень напоминала по виду и размерам экран выключенного телевизора той эпохи). Усилитель имел из настроек только громкость и тембр, а рекламные материалы Fender обещали, что "звук не будет хрипеть или искажаться даже при крайне большой громкости". Замечательная реклама. Первые Bassman при той самой "крайне большой громкости" визжали как резанные поросята! Они также немного, как говорится "попердывали", когда толстая четвертая струна Precision Bass придавала динамику слишком большую амплитуду. Но у Leo Fender и группы разработчиков уже на уме было решение этих проблем.

В 1955 году помимо чисто косметического перехода к твидовым кабинетам "с узкими" панелями по всему модельному ряду Fender, было также предложено и решение в виде перехода к более выносливому формату 4x10 с алниковыми динамиками Jensen Special Design P10R, установленными в открытый кабинет (модели 5E6 и 5E6A). Внутренние изменения включали в себя расширение тембр-блока, включавшего теперь раздельные регулировки низов и верхов, а также настройку презенса, отвечавшую за обертона в выходной секции. Это был шаг в сторону от того, что считается традиционным басовым комбо, но усилитель действительно лучше справлялся с низами, чем вариант 1 x 15. 10-дюймовые динамики немого срезали несущую частоту низких нот, что позволяло им в меньшей степени испытывать низкочастотны искажения и избыточную амплитуду. (Ampeg позже развили эту идею, выпустив кабинеты 8 x 10 сери SVT.)

В результате появился менее гулкий, но тугой и плотный низ. Хотя по сегодняшним меркам усилители звучали слабовато, в середине 50-х эти комбо стали откровением для басистов, игравших кантри, джаз и рок-н-ролл. А, поскольку, в то время усилители обычно были в коллективном пользовании (и даже предполагались как усилители двойного назначения, отсюда и наличие у Bassman двух входов: Normal и Bright), гитаристы быстро обнаружили, что у этих комбо 4 x 10 был самый вкусный, мясистый и напористый звук, какой только можно было найти. В следующем поколение этой породы подарило им еще более привлекательного монстра звука.

В 1956 году, была разработана схема 5F6, в которой к регулировке низа и верха прибавилась регулировка середины, а количество входов выросло до четырех, после того, как на каналах Bright и Normal появились гнезда с высокой и низкой чувствительностью. К 1958 году схема достигла своей последней модификации, после того как в варианте 5F6A, появился резистор "подавления высокочастотного самовозбуждения", который был расположен между лампами мощностями и контура тока смещения и подключал петлю отрицательной обратной связи к фазоинвертору усилителя, несколько меняя характер работы регулировки презенса, тем самым, породив самый желанный их всех Bassman на свете.

То, что этот идеальный вариант усилителя производился не более трех лет, после чего ему на смену пришла новая модель с панелью управления спереди и черным покрытием Tolex, только увеличивает его раритетность. Но если отвлечься от коллекционной ценности, это действительно превосходный образец усилителя по любым инженерным стандартам. Контур предусиления обеспечивает ровный, округлый, открытый звук; "катодный" тембр-блок способствует хорошей динамики и отзывчивость, а фазоинвертер и секция мощности заточены на то, чтобы лампы 5881 или 6L6 рычали в полный голос. И в качестве финального штриха, новые изготовленные по спецзаказу трансформаторы – результат серьезных разработок со стороны Fender – передавали всю эту красоту на динамики с большей эффективностью, изяществом (и опять же с более плотным низом), чем у большинства других усилителей.

Но, каковы бы ни были причины, а для музыкантов результат был просто роскошным. Даже состоявшиеся гитаристы могут падать на пол, содрогаясь в сладострастных конвульсиях просто от одних слов "твидовый Bassman", и каждый, кто хоть раз встретил в жизни такой усилитель в хорошем состоянии, знает почему.

Bassman способен абсолютно на все от острого, кусачего чистого звука на небольшой громкости до зубастого, сочного, рычащего овердрайва, будучи раскачанным на полную (а также на хрустящий кранч в промежуточном состоянии). А если не на абсолютно все, то на большую часть вышесказанного. Такие музыканты как Buddy Holly и Eddie Cochran имели счастье познакомиться с его волшебством первыми, а пестрая многочисленная компания музыкантов, включающая Buddy Guy, Bruce Springsteen, Jimmy Vaughan и бесчисленное множество других блюзменов и рокеров наслаждались классически драйвом Bassman и многие годы спустя.

Приверженность таких инди- и альтернативных рокеров поколения Supergrass и Teenage Fanclub дополнительно подтверждает широту круга поклонников усилителя. А тот факт, что Marshall создали свои усилители JTM45, а позже "Plexi", на основе схемы 5F6A Bassman, превратив величайший рок-н-ролльный усилитель всех времен, в грандиозный усилитель тяжелого рока, служит дополнительным постаментом к монументу этой легенды.

По мере того, как Fender продолжали дорабатывать схему Bassman в поисках более прозрачного усиления и более высокого порога перегрузки, гитаристы все яснее осознавали, что именно тепло, зернистость и мягкий подгруз, бывшие следствием "неэффективности схемы", и заставляли усилители звучать так хорошо. В начале 1960 Fender внесли ряд принципиальных изменений в схему предусилителя, перешли с лампового выпрямления на транзисторное, и сменили формат комбо 4 x 10 на "кирзовую" ("piggy back") голову с кабинетами 2 x 12 и 2 x 15 (отделка "Blonde Tolex, схемы 6G6 и 6G6A), немного увеличили мощность, а затем убрали регулировки середины и презенса.

В результате, компания приблизилась к тому, что сегодня считается чисто басовым усилителем, продолжая в то же время утверждать, что усилитель по-прежнему замечательно подходит для гитары. С этим охотно соглашалось много музыкантов. Например, Brian Setzer, подключает свой Gretsch 6120 к паре "кирзовых" Bassman начала 1960-х, а крестный отец гранжа, продюсер Pixies и Nirvana, Steve Albini просто молится на 50Вт модели "blackface" со схемами AA864 и AB165. Но все эти поползновения в сторону более чистого звука только ярче подчеркивали, насколько чудесно звучали более "грязные" твидовые модели.

Многие модели середины и конца 1960-х до сих пор являются выгодным приобретением на рынке vintage ламповых усилителей, хотя по мере того как идет время, и иссякает их запас, цены постепенно растут. Всего несколько лет назад при должной внимательности и терпении можно было выследить и приобрести за весьма умеренную цену Bassman "blackface" . Сегодня они иногда еще всплывают на поверхность, но их ценовую нишу теперь занимают варианты "silverface" конца 60-х/начала 70-х (например, со схемой AA270). При этом путем достаточно несложных для хорошего специалиста модификаций, можно практически вплотную приблизить их к звучанию Bassman "blackface".

Далековато, конечно, от знаменитого твидового Bassman, но это действительно типичные прямолинейные американские (в смысле, на базе ламп 6L6) ламповые головы: два канала - bass и normal – каждый с регулировкой только низов, верхов и громкости; полностью ламповое предусиление и секция мощности; транзисторный выпрямитель и массивный выходной трансформатор, обеспечивающий упругий, мускулистый звук… Многим ничего больше и не надо. В наличие плотный, яркий, сочный звук на умеренной громкости, который показывает зубы при раскачке на полную катушку.

Однако, с появлением в 1977 году 70Вт и 135Вт моделей, Bassman как отличный гитарный усилитель прекратил свое существование. Многие музыканты найдут их более удачными басовыми усилителями, но стремление к супер-эффективности и использование выходных линейных трансформаторов с холодным hi-fi звучанием, выхолостило саунд с точки зрения гитары.

В дальнейшем, в "смутное" для Fender время 80-х, развитие шло во все более бас-гитарном направлении, и сегодня линейка басовых усилителей Bassman состоит из транзисторных моделей от 100Вт до 250Вт. Это очень удачные за свои деньги басовые комбо, но вряд ли найдется много гитаристов, которым захочется играть через них.

Но, что еще более важно для гитаристов, так это то, что с начала 90-х производится модель '59 Bassman Reissue, которая предоставляет за довольно доступную (особенно в сравнении с vintage оригиналом) цену если не полноценное воспроизведение классического саунда, то очень хорошее приближение к оригинальному "твидовому" звуку,. Несмотря на некоторые неточности в схеме Reissue (что открыло простор для деятельности мастерских-"бутиков", детально копирующих vintage усилители), это очень хорошие сами по себе ламповые усилители, завоевавшие огромную популярность.

Тем не менее, в 2004 году Fender решили проблемы, на которые указывали особо придирчивые музыканты и коллекционеры, выпустив усилители'59 Bassman LTD. Новая модель отличается, в частности, кабинетом из "сшитых" цельных еловых панелей, покрытых лакированным твидом; сделанным по оригинальным спецификациям выпрямителем на лампе 5AR4; встроенной регулировкой тока смещения; модифицированными предусилителем и секцией мощности (с лампами Groove Tubes 6L6-GE).

Когда усилитель 50-летней давности звучит сегодня настолько же вкусно – и актуально – как и в тот день, когда он покинул фабрику, есть основания считать, что в нем что-то сделано правильно. В случае Fender Bassman практически все сделано правильно, а оригинальная схема 5F6A содержит элементы, которые за многие годы воспроизводились в таком количестве усилителей и так часто, как ни одна другая схема. Этот старый твидовый чемодан продолжает зажигать в самых разных жанрах отт блюза, рок-н-ролла и кантри до джаза и альтернативы.


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин