«Россия» - произведение эстрады в жанре социальной рок-баллады. Музыка и слова Игоря Талькова (1989). Композиция «Россия» получила широкую известность как остросоциальная песня, затрагивающая проблему истории России, после исполнения её Игорем Тальковым в 1989 году на фестивале «Песня года», международном конкурсе «Ступень к Парнасу», а затем демонстрации в декабре 1989 года видеоклипа, снятого на данную песню по Центральному телевидению в телепрограмме Владимира Молчанова «До и после полуночи», а после неё и в других телепрограммах.
История создания
Сам Игорь Тальков в книге «Монолог» так описывает замысел написания песни «Россия»:
В песне «Россия» звучат такие строчки: «Листая старую тетрадь расстрелянного генерала, я тщетно силился понять, как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам?!» Я действительно тщетно силился понять в то время, когда писал «Россию», как такая могучая держава с высокими культурным и экономическим потенциалами, с образцовой армией, одной из лучших армий мира, во главе которой стояли настоящие офицеры, для которых понятия долга, чести и отечества были превыше всего, истинная русская интеллигенция, пронизанная глубокой духовной и врождённой культурой, как такая держава смогла себя отдать на растерзание вандалам.
Песня была написана Тальковым за одну ночь в 1989 году. Существует утверждение со ссылкой на заметку Талькова в астраханской газете «Волга» от 28 марта 1989 года, что песня «Россия» была написана Тальковым во время его пребывания в городе Астрахани.
На песню «Россия» при участии редакторского коллектива Владимира Молчанова был безвозмездно снят видеоклип, который был показан затем в декабре 1989 года по Центральному телевидению в телепрограмме «До и после полуночи». Игорь Тальков на страницах своей книги «Монолог» выразил благодарность Владимиру Молчанову и всему его коллективу за создание клипа на песню «Россия», написав также следующее:
Владимир Кириллович Молчанов, создатель и ведущий передачи «До и после полуночи», рискуя потерять работу, наживая себе массу неприятностей, отважился дать на всю страну в одной из своих передач мою горемычную, считавшуюся властями криминальной «Россию». Я вздохнул! Молчанов «откупорил» меня социального, и Тальков был наконец выпущен из тисков амплуа «чистопрудника», став полноценным автором-исполнителем разноплановых песен. После первооткрывателя Молчанова осмелели и остальные создатели и редакторы передач: «Песня года», «Утренняя почта», «Ступень к Парнасу» и другие.
Песня «Россия» была включена Игорем Тальковым в состав его музыкального спектакля «Суд» (1991), а также исполнялась им на концертных площадках Советсткого союза в большинстве проводимых им концертов.
Уже после гибели Игоря Талькова, в конце 1991 года фирмой «Мелодия» была выпущена пластинка музыканта, в которой данная песня являлась основной и давала название всему альбому («Россия»).
Мнения
По мнению старшего брата Игоря Талькова Владимира Талькова, песня «Россия» оказалась роковой в творчестве Игоря, и именно она послужила причиной его гибели: это была песня, которую ему не простили.
Литературный критик Генрих Митин, проводя параллели между Тальковым и Листьевым, который в числе других участников программы «Взгляд» был цензором выступления Талькова на массовом концерте в Лужниках, высказал мысль, что: «после гибели Листьева осталось его дебильное детище "Поле чудес". После гибели Талькова осталась его песня "Россия"»:
Согласно анализу песни «Россия» доктора филологических наук Ильи Ничипорова, её текст «построен в форме прямого обращения поэта к родной стране, чей облик в прошлом и настоящем проступает при чтении "старой тетради расстрелянного генерала"». Публицистичность в песне соединена с обнажённостью страждущего чувства лирического «я» Талькова, ассоциирующего себя с «обманутым поколением» своих современников. Слова, обыгрывающие этот образ в финале песни, не поются, а медленно произносятся, что служит их особому смысловому выделению. В стихотворении песни центральной выведена мифологема «золотого века» дореволюционной России, претерпевшей распятие в революционное лихолетье. «Третья строфа, рисующая апокалипсическую картину гибели России ("разверзлись с треском небеса"), исполнялась бардом особенно эмоционально, а контраст прошлого и настоящего проявился в резкой смене цветовой гаммы ("золотые купола", "чёрный глаз", "красный царь"). В переживаниях лирического героя отчётливо выразилось умонастроение мыслящей части общества, чающей "забитой правды возрожденья" и вглядывающейся в национальное прошлое в поисках отринутых духовных основ бытия» - пишет Ничипоров.
В релизе к документальному фильму «Игорь Тальков. Поверженный в бою», созданному Первым каналом в 2011 году, песня «Россия» называется песней, которая сделала настоящий прорыв в сознании людей.
Видео
Текст
Листая старую тетрадь расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять, как ты могла себя отдать
На растерзание вандалам.
Из мрачной глубины веков ты поднималась исполином,
Твой Петербург мирил врагов высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины.
Россия, Россия!
Разверзлись с треском небеса, и с визгом ринулись оттуда,
Срывая головы церквям и славя нового царя,
Новоявленные иуды.
Тебя связали кумачом и опустили на колени,
Сверкнул топор над палачом, а приговор тебе прочел
Кровавый царь, великий гений
Россия, Россия!
Священной музыкой времен над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон, но даже самый тихий, он
Кому-то не давал покоя.
А золотые купола кому-то черный глаз слепили,
И раздражалась сила зла, и, видно, так их доняла,
Что ослепить тебя решили.
Россия, Россия!
Листая старую тетрадь расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять, как ты могла себя отдать
На растерзание вандалам.
О, генеральская тетрадь, забытой правды возрожденье,
Как тяжело тебя читать
Обманутому поколенью...
Аккорды
|