|
Ингви Мальмстин. Самый настоящий |
music.com.ua
Человек, который будет сегодня на интервью-прицеле вашего покорного слуги, настолько велик и легендарен, что мне даже неудобно предварять нашу с ним беседу какими-то заумными и рекламирующими словами. Я скажу просто и доходчиво: это - Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen). Для людей, почему-то отсутствовавших на Земле последние двадцать лет, сообщаю: дядя Ингви (полное имя - Ларс Йоханн Ингви Ланнербек; Мальмстин - девичья фамилия его матери) является одним из известнейших гитарных виртуозов всех времён и народов. Этот швед способен совмещать кристально чистую точность игры, поразительную скорость и неоклассику в одно целое, при этом вот уже сколько лет оставаясь "элитным" и высокооплачиваемым артистом. "Неоклассика + металл" - это его рук дело. Именно он, почти двадцать лет назад, своим первым альбомом Rising Force "изобрёл" этот уникальный стиль музыки, породив бесчисленные легионы подражателей, тщетно пытающихся копировать его гармонически-минорную манеру игры... Поводом для сегодняшнего разговора стал новейший альбом Маэстро - Attack!!, который вскоре, благодаря стараниям концерна "Союз", появится на прилавках наших музыкальных магазинов. И пускай кто-то из прочитавших это интервью посмеет не послушать новый шедевр (я уже успел "подсесть")! Смотрите - как бы потом не было обидно за напрасно прожитые годы...
- Привет, я тут из Швеции звоню...
- Это что, действительно Мальмстин..? Ингви???
- Ага-ааа (протяжный такой ответ)... Он самый.
(Судорожно сглатываю и... и несколько секунд от волнения не могу ничего сказать, только чего-то мычу и экаю в трубку.)
- Эй, что с тобой такое, парень..?
- А, да так, разволновался почему-то вдруг. Но уже всё окей. (Пытаясь собраться с мыслями, задаю первое, что пришло в голову.) Как там Швеция?
- Хехе, я не знаю - сижу тут в комнате без окон, так что мне ничего не видно...
- И то правда - каков вопрос, таков и ответ. Чем занимаетесь в последнее время, дядя Ингви (чёрта с два я посмел бы обращаться с ним на "ты" - авт.)?
- Э-ээ... ну это... делаю кучу интервью! По десять-двенадцать штук каждый божий день.
- Ох, ничего ж себе! Вас, наверное, от журналистских расспросов уже мутит.
- (Усталым голосом) Йеа... очень сложно постоянно отвечать по-новому на одни и те же вопросы. "Расскажите о новом альбоме, пожалуйста!"... У-у-у... как нудно...
- Не бойтесь, уж я постараюсь выкинуть из своего стандартного репертуара такие журналистские ходы... Хотя, знаете, собирался задать именно этот вопрос!
- Да..? Ну ничего, опустим вопрос. Музыку надо слушать, а не пытаться передать её словами.
- Да, это точно. Работа рецензентов - неблагодарное дело. Хотя, честно говоря, в этот раз я ожидал от Мальмстина менее "живой" и искромётной работы. Мои поздравления...
- Спасибо, Евген. Приятно такое слышать.
- Меньше, чем через год, Вы переступите рубеж в сорок лет... Есть ли какие-то задумки о проведении юбилейного концерта с друзьями-гитаристами?
- Э-эээ... В общем-то, пока я даже не задумывался об этом. Сорок лет - ну и что? Это всего лишь цифра (ухмыляется).
- Но, тем не менее, многие мужчины в таком возрасте впадают в депрессию, мол, всё самое лучшее - позади, и всё такое. А у Вас как..?
- Хаха, никаких оглядок назад - только вперёд! Я себя чувствую превосходнейшим образом! А ты?
- Ну, мне пока рано о таком задумываться, я ж чуть ли не вдвое младше Вас...
- Ясно. А я вот чувствую себя двадцатипятилетним молодцом!
- Рад это слышать, Ингви. Давайте быстренько пройдёмся по истории, а? Почему в 1983 году Вы уехали из Стокгольма искать счастья в Штатах? Насколько я знаю, Скандинавия - рай для музыкантов... Откуда возникла такая необходимость покинуть Родину?
- Нет, нет-нет-нет-нет-нет! Всё не так было! До того, как я уехал, Швеция была "мёртвой" страной для всех музыкантов, кто не играл поп-музыку. Не были абсолютно никакой поддержки, ни нормальных концертов, ни инфраструктуры, направленной на "выращивание" собственных талантов. Ни-че-го! Это теперь, в наши дни, Швеция является чуть ли не самой "тяжёлой" в музыкальном плане страной (Ингви имел ввиду то обстоятельство, что сейчас в Скандинавии наблюдается тотальный бум металлической музыки - от слащавого power metal до яростного black-металла... - авт.). Раньше всё было по-другому. Когда я рос там, моя Родина была музыкальной пустыней!
- Действительно..?
- Оу-у-у йес... (Менторским тоном.) В то время только я и ещё несколько групп пытались хоть что-то сделать, чтобы разбить безразличие людей. Мы играли такую музыку, которую до нас там не делал никто. Когда я приехал в Америку и стал ужасно популярным, музыкальные функционеры в Швеции все, как один, начали говорить: "О... о, дерьмо, как мы могли такого музыканта проворонить! Швеция скучает по тебе, Ингви!". И то же самое случалось с каждой шведской группой, добившейся признания за пределами (и без помощи) родины... Печально, но факт.
- Да-а, думаю, так не только в Швеции, а везде. Своих талантов почему-то не хотят замечать. Но, думаю, Америка стала для Вас чем-то вроде музыкальной родины, да?
- Всё правильно. Мне нравится там... И, хотя Америка стала раем для очень многих псевдо-музыкантов с их бессмысленной музыки, структуры шоу-бизнеса у неё развиты очень сильно. Они знают, как продавать ту или иную музыку.
- Сестра и брат интересовались музыкой наравне с Вами, до отъезда в США?
- О, да. Лоло играла музыку ещё даже до того, как я впервые взял гитару в руки. Она и сейчас играет в симфоническом оркестре, но, к сожалению, не очень успешно. Я просто был самым младшим в семье, поэтому к музыке пришёл самым последним... Никто в семье не мог и предположить, в какие музыкальные дали меня занесёт! Я начал играть такую музыку, какой мои родные никогда не слушали и не интересовались...
- А брат Бйорн..?
- Кхм... мой брат давно умер.
- (Чёрт... какой же я идиот, что нигде не смог найти ни одного упоминания о смерти брата Ингви... вот это сказанул...) Ох, дядя Ингви, извините меня, неумного, за такую оплошность... Я действительно ничего не знал...
- Да ничего... С кем не бывает.
- Спасибо. Говорят, в семидесятых подросток Ингви (вообще-то, правильное произношение звучит как "Инг-вэй", но будем пользоваться общепринятым... - авт.) был сущим хулиганом, а потом, не доучившись, вовсе "забил" на школу. Было такое..?
- Да уж, зачем отнекиваться. Меня боялись, как огня: и одноклассники, и учителя. (Вместе смеёмся.).
- Музыкальная карьера Ингви Мальмстина серьёзно началась только в лос-анжелесской группе STEELER (по крайней мере, популярная часть карьеры). Как мне кажется, первый и последний альбом этого коллектива совершенно не показывает настоящую мощь Вашего таланта. Этот альбом какой-то... смешной, что ли. Сделанный только из-за "бабок"...
- На самом деле всё было вот как. Я отослал пару демок RISING FORCE Майклу Уорни, моему продюсеру, и, после того, как моя игра на гитаре ужасно впечатлила его, он сказал, что есть возможность уехать в Штаты и записать соло-альбом. На что я ответил: "Нет, приятель, я этого не хочу. Я хочу быть в группе, а не один! Я хочу ездить по странам с гастролирующей группой, потому что мне надоело безвылазно и напрасно торчать в этой поганой Швеции. Здесь я ничего не смогу сделать, как не смог ничего сделать за несколько лет!". Я угробил слишком много времени, играя заурядные концерты с заурядными группами в СТИЛЕРе. Ничего свежего! Однако эта муть продолжалась всего несколько месяцев. Потом для меня стали происходить неожиданные события: на мои концерты приходил смотреть сам Ронни Джеймс Дио, я был приглашён в кучу легендарных коллективов, включая OZZY, KISS, UFO, но всё-таки отдал предпочтение ALCATRAZZ'у. Многие думают, что я всего лишь влился в состав этой группы, но, на самом деле, ALCATRAZZ был начат мною...
- Как Вы могли отказаться от KISS - ужасно популярного на то время коллектива?
- А! Всё равно ничего бы не вышло, так как в то время я продолжал жить в Швеции. (Смеётся). А насчёт других... Знаешь, я всегда был до сумасшествия "завёрнут" на музыке. Только на ней. У меня в голове роились миллиарды прогрессивных идей, и погубить их только из-за того, что мне придётся играть в той стилистике, которую охватывали "юфоисты" или Оззи, мне совершенно не хотелось. С Грэхемом и остальными ребятами из АЛЬКАТРАССмы делали всё, что хотели. Никто никому fucking не указывал, как правильно сыграть этот риф, то соло, в какой тональности, понимаешь..? Мы были самостоятельными исследователями в музыке. Известным коллективам наша музыка была просто непонятна, вот и всё. Чем дольше я играл в АЛЬКАТРАССе, тем больше музыки мне хотелось писать самому. Я уже просто мечтал о тех временах, когда я буду записывать соло-альбомы, а на гастроли приглашать сессионных музыкантов. Хехе, всё это я имею сейчас, но мне полевать на популярность и прочие fucking шоу-бизнес штучки! Я только счастлив, что живу в своём музыкальном мире, где единственным законом является моё желание сделать то или иное...
- Рад за Вас. Но тогда почему в проекте YNGWIE MALMSTEEN так часто происходит смена людей? Когда-то Вы хотели быть именно в сплочённой группе...
- Ну... Это смотря с какой стороны взглянуть... Когда речь идёт о написании музыки, текстов, обложечной концепции, то всё это я делаю сам. Но, когда YNGWIE MALMSTEEN отправляются в турне, мы становимся самой настоящей и полноценной группой, состоящей из друзей-артистов. Но, как я уже сказал, продюсирование, вся работа по выпуску альбомов - только моя, и ничья больше, забота, хехе.
- Вы в курсе, что примерно в то же самое время, когда Вы играли в СТИЛЕРе, немецкая сцена также имела своего "доморощенного" STEELER'а, первую группу известного гитариста Экселя Руди Пелла?
- Кого?
- Axel Rudi Pell'а...
- Нет, не знаю такого. И никогда о STEELER'e из Германии не слышал...
- Действительно??? Хотя да, я забываюсь... Пора бы уже запомнить, что Ингви абсолютно не интересуют современные коллективы и исполнители. А хотя бы DREAM THEATER или PAIN OF SALVATION слушали?
- Понятия не имею о том, что это за группы, извини...
- Но хоть о группе Дуги Вайта (вокалист YNGWIE MALMSTEEN - авт.) - CORNERSTONE - Вы хоть что-то должны были слышать! После их поразительного Arrival я навеки стал фанатом этого коллектива...
- Ага, КОРНЕРСТОУН я слышал, но только несколько композиций. Должен признать, что они мне очень понравились!
- А проект Джо Линн Тёрнера - НТР? Джо когда-то очень удачно сосуществовал с Вами в одной команде...
- Ещё не слышал альбома... Это ж там и Гленн Хьюз, да? Джо - очень классный парень. Очень, очень классный! Да благословит его Господь! Я желаю ему только всего наилучшего во всех начинаниях...
- Но почему ж тогда Вы не даёте шанса другим молодым группам? У них можно услышать много чего интересного. Или Вы боитесь потерять оригинальность своей музыки, случайно "подхватив" пару удачных риффов у других?
- Хаха, нет, конечно же! Я вообще ничего не боюсь. (Смеётся.). Всё очень просто - мне на самом деле неинтересно. Когда я не занимаюсь своей музыкой, у меня есть более захватывающие занятия: я играю со своим сыном, провожу время с семьёй, ковыряюсь в своих автомобилях и т.д.... Ты ж в курсе, что Феррари-маньяк! Ещё я обожаю теннис, читаю книжки и... И вообще, делаю кучу самых обыкновенных дел и занимаюсь самыми обыкновенными делами.
- Я не знал, что Мальмстин - фанат по теннису...
- Fuck yeah!
- Скажите, Вам нравится так горячо любимая на Западе Анна Курникова?
- Кто? Курникова? Мне вообще не нравится женский теннис. Мне он кажется смешным.
- Уфф... Хорошо. Не будем больше об этом. Скажите, в Вашем творчестве есть место для обыкновенного расчёта (например: эту композицию я не буду записывать - слушатели её не оценят, или вон то соло слишком длинное - публика заснёт...)?
- Нет. Это - совершенно одно заявляю - Искусство. Упаси меня боже относиться к сочинению музыки, как к работе! Для меня это вызов, любимая "работа", то есть, я получаю ни с чем не сравнимое удовольствие, когда пишу новые соло, создаю мелодии. И это просто фантастика, что такое занятие приносит деньги! Каждому бы пожелал оказаться на моём месте... Я до конца вкладываю всю свою душу, свои кровь, слёзы и пот в то, что делаю... Всё!! И уж, тем более, я не какой-то там fucking рок-стар, жадно прикидывающий в уме доходы от продажи будущего альбома! Я настоящий, и этим всё сказано. Я - настоящий.
- Безоговорочно верю...
- ...И когда ты покупаешь мои релизы, то ты стопроцентно уверен, что это - не подделка, вроде shitty МакДональдса, ведь так (Да-да-да! - авт.)..?
- А есть ли какие-то сочинённые Вами суперсложные соло, которые трудно играть даже такому мастеру..?
- (Пауза.) Н-нет, не думаю... Наверное, всё-таки нет таких соло. Правда, когда мне неудобно играть какое-то "завёрнутое" соло, или что-то мешает, то я просто импровизирую, то есть, играю "от фонаря". Я очень рад, что пока могу сыграть всё свои гитарные извращения, хехе.
- А что бы (какую вещь) Вы посоветовали юным дарованиям, которые желают разучить самое "навороченное" соло Мальмстина..?
- Э-э-э... даже не знаю. Да и зачем им учить мои вещи? Пускай лучше свои пишут...
- Когда-то Вы написали песню специально для японского рестлерского чемпионата. А хотелось бы сочинить гимн для, например, Чемпионата мира по футболу..?
- Да конечно хотелось бы! Только вот почему-то никто не предлагал этим заняться...
- Ясно. Скажите, а когда Вам приходилось, помимо игры на гитаре, ещё и петь, это не "напрягало"?
- Ох, нет. Всё было под контролем и довольно забавно. Мне нравится петь (гмм... умолчим о певческих талантах Маэстро, хех... - авт.).
- Что ж, пускай будет так. О, интересный момент вспомнил: где-то я прочитал, что Ингви Мальмстин просто презирает Тони МакАлпайна (другой очень известный гитареро - авт.). За что??
- Гмм... Знаешь, когда я услышал парочку его песен, я не мог понять - откуда у человека столько наглости, чтобы "мастурбировать" мои собственные соло?! Мне стало тогда очень смешно, честно. Я сначала не понял, и некоторое время спрашивал себя: "Когда ж я так погано наиграл это соло..? Ничего не понимаю...".
- Ага, так вот в чём было дело... Тони, получается, обыкновенный копировальщик, а не творец. Надо запомнить до интервью с ним, хехе. Слушайте, так некоторые ж музыканты, что были с вами в YNGWIE MALMSTEEN, и с ним тоже играли...
- Что ж, бог им в помощь! У них своя голова на плечах...
- Окей, оставим неприятную тему. Когда я услышал Attack!!, то был поражён той дикостью и огненной энергетикой, что заложена в нём... Прямо как на ранних альбомах! После нескольких спокойных и, гмм... монотонных релизов, этот - просто эталон музыкальной ярости. Откуда она взялась..?
- О, на меня нашло какое-то вдохновение, явно связанное с чувством лёгкости и свободы после того, как я избавился от прошлого дебильного менеджмента, таких же fucking глупых участников группы - от всего этого дерьма! У меня было такое агрессивно-прекрасное расположение духа после разборок со всем этим, что-то вроде "Fuck you all!", понимаешь?
- Ха, ясное дело! Так и надо действовать...
- Вот-вот, именно с таким отношением ко всему я и записал Attack!!. (Злорадно хохочет.).
- Класс! Когда Вы записываете диск, то сосредотачиваетесь исключительно на всяких трезвучиях, гаммообразных пассажах и прочих мелодичных секвенциях, или же уделяете внимание всей композиции, а не её структурным составляющим?
- Очень хорошо поставленный вопрос! Могу только сказать, что отдельные компоненты композицию не делают. Я всегда пишу, исходя из понимания о целостности песни. Это абсолютно точно. Да это и так понятно, потому что все вокальные партии написаны мною, вся лирика, клавишные пассажи, партии барабанщика - тоже. Каждая fucking мелочь - моя... Я понимаю, что мои слова звучат, возможно, немного "зазнаисто" и странно, но это - сущая правда. Таким образом, я думаю обо всём, что касается моей музыки, комплексно... интегрально, скажем так.
- Вот уже сколько лет Мальмстин не вылезает из первых мест в японских чартах, не сходит со страниц тамошних музыкальных журналов... Как Вы считаете, почему именно в Японии у Вас такая бешенная популярность?
- Я считаю, что "виной" всему лояльность японских поклонников моей игры. Они верны мне, а я, в свою очередь - им. Япония первой признала мои таланты, когда мне было всего девятнадцать... С тех пор японцы для меня - эталон идеальных фэнов. Я даю им то, что они по-настоящему любят. А мне офигенно льстит их поддержка. Вот и всё! Хаха, если я начну играть какой-то гранж или fucking рэп, то ясно, что они придут и скажут: "Ох, fuck you, мистер Мальмстин!". (Хохочет.). До тех пор, пока я остаюсь честным и верным самому себе, и делаю, как я считаю, хорошую музыку, они от меня не отвернутся. Я не следую новомодным трендам, мне наплевать, что думают или делают другие люди (они могут творить, что захотят - это нормально, но я за ними не последую!). Я буду делать то, что я делаю уже почти тридцать лет, и что-то менять в этом механизме совершенно не собираюсь. Здесь и положен конец истории... Всё сводится к одному: или тебе нравится, или - иди гуляй, но не мешай.
- Прямо как "love us or hate us" от KREATOR!
- Хаха! Точно! (Довольный от осознания того, что его правильно поняли, Ингви заразительно смеётся.)
- Недавно Вы, в роли гостя, "отметились" на новом альбоме абсолютно неизвестной в наших краях шведской фолк-группы ASA JINDER. Проясните, пожалуйста, ситуацию...
- Да тут всё просто: мне позвонили и спросили, не хотел бы я поучаствовать в этом проекте. Я ответил: "Да не вопрос! Почему бы и нет..?". Мы оба живём в Швеции, так что мне не пришлось лететь на другой конец света, хехе. К тому же, мне всегда интересно принимать участие в нестандартных проектах. Это очень захватывающий опыт для меня! Так что, если кто-то играет аутентичную музыку - пускай только позвонит мне, а дальше мы всё решим (надо ЗДОБ ШИ ЗДУБу или ЛЕНИНГРАДу дать телефончик Ингви; представьте - на песенке "Цыган и Норманн" или "Я и.о. И.М." - неоклассические соляки Маэстро! - авт.). Ноу проблем!
- Всё, теперь Вас завалят просьбами! (Вместе хихикаем.). Не помню точно, но, по-моему, где-то в начале 90-х, Ингви был арестован и чуть ли не посажен за решётку. Как гром среди ясного неба... Объясни же, наконец, что там случилось..?
- (Долго смеётся.) То была история, связанная с одной из моих экс-жён. Её мать очень сильно меня невзлюбила. До такой степени, что однажды она вызвала полицию, заявив им, что я выкрал её дочь путём так называемого "киднеппинга"! Самое прикольное было то, что, когда копы вломились ко мне в дом, я крепко спал. Я просыпаюсь и говорю: "Хелло! Что-то случилось..?". А они тычут мне в заспанное лицо свои пушки и кричат: "Валите его на пол, этого негодяя!"... Короче, вскоре всё прояснилось, и меня отпустили. Вот такая вот забавная история.
- Ха, действительно занятно! Когда-то Вы очень интересовались оккультизмом, разными философскими и космогенными вопросами, не так ли..? А как с этим сейчас?
- Хм. Я... я знаю, что в мире существует Бог. Нет, я не являюсь сторонником ни одной религии - меня это просто не интересует. Но Бог есть. Я в этом стопроцентно уверен. Одна из причин такой уверенности - мой сын. Когда я на него смотрю, я думаю: "Как люди могут говорить, что никакого Бога нет, что это выдумка, когда у меня есть мой сын - моя плоть и кровь??". Это же просто чудо. Самое настоящее чудо! Конечно, я ничем не могу подтвердить существование высшего существа, но я и не собираюсь этого делать! Я всегда стараюсь не касаться вопросов, на которые нет ответа, или я их точно не знаю; "умняка давить", рассуждая на непознанные темы, мне не нравится. Я не знаю, что случится после смерти, не в курсе также, почему что-то должно случиться... Я просто стараюсь получить как можно больше от того, что у меня есть в настоящий момент! Любой, кто бросается в бесполезные поиски смысла жизни, должно быть, является сумасшедшим. Fuck that shit.
- Поддерживаю... Сын уже выражает какие-то музыкальные предпочтения, а?
- Э-э... Пока не очень. Ему ж всего четыре с половиной годика и он ведёт себя так, как и все дети в его возрасте: играет на PlayStation, ходит в школу для одарённых детей (это что-то вроде наших дошкольных групп в детских садах - авт.) и так далее. Пускай у него сначала будет полноценное детство, а потом уже будем развивать в нём хороший музыкальный вкус...
- Вы вот заговорили о Боге и прочих мистических делах... Скажите, а когда в 1987 году, после страшной автомобильной аварии, Вы пробыли в коматозном состоянии несколько дней, что-то этакое являлось Вам..? Ну, Высшее Существо или свет в конце тоннеля...
- О да... Мне явилось оч-ч-чень странно выглядящее существо... ну просто ужас какое странное!
- ???
- Хахаха! Шучу, конечно. Выдумки всё это. Ни черта я не видел, и ничего не помню. После такой-то аварии...
- Вот засада - мы уже на пятнадцать минут подводим твоего следующего интервьюера... А я даже не спросил Вас о впечатлениях, полученных во время концертов в СССР декаду лет назад...
- Ох, это такая длинная история! Вообще-то, мой отец очень хорошо знает Россию и прекрасно разговаривает на русском. Он много раз был у вас и, после смерти моей мамы, женился на русской женщине. Я, в принципе, не очень интересовался всем, что у вас происходило за последние лет десять... Самое главное, что я помню из моего турне по СССР, это - дикий холод, хехе. А ещё ваши безбашенные фэны! Мне очень понравилась советская публика...
- Ещё бы... Тогда к нам если кто и приезжал, то только "скорпы" и "назаретяне"...
- Гмм... Я обязательно вернусь к вам с концертами! Проблема в том, что договариваюсь об их проведении вовсе не я... Это всё - по части менеджмента. На этот раз я твёрдо сказал своим парням, что я очень хочу снова выступить в экс-СССР, и что они должны сделать всё возможное, чтобы это произошло в ближайшие месяцы. Думаю, у нас всё пойдёт, как по маслу, потому что у моего папашки в России есть кучи полезных связей... Уж поможет как-нибудь.
- Всем своим поклонникам в наших странах, которые жадно сейчас сидят и ловят каждое Ваше слово, скажите: "Я клянусь, что YNGWIE MALMSTEEN вскоре обязательно выступит на ваших землях, ребята!"...
- Я клянусь, что YNGWIE MALMSTEEN вскоре обязательно выступит на ваших землях, ребята! Даю слово.
- Всё, теперь Вас можно и отпустить, хехе. Надеюсь, скоро увидимся у нас!
- Я тоже надеюсь! Спасибо за релаксирующее интервью, кстати... Ох, чёрт, мне сегодня ещё шестерым звонить надо, точнее, пятерым - мы у одного всё время выболтали. (Вместе хохочем.) Я буду терзать своих менеджеров насчёт скорейшёго приезда, а вы... Вы просто постарайтесь оценить мою новую работу. Должно понравиться! Ну всё, spasiba и бай-бай!
Евгений Пилипенко
(спасибо Антону Игонину за несколько вопросов, и то, что он любезно уступил мне разговор с Легендой).
|