|
Владимир Холстинин. Жизнь в 10 песнях |
rollingstone.ru
Волонтер
1985
«Первая песня, которую я написал в своей жизни. Она была на первом альбоме. Придумал я ее еще за три года до «Арии». После института меня, молодого, распределили на завод, где я отрабатывал так сказать распределение. Мне там было очень тоскливо, я мечтал вырваться на свободу, играть на гитаре. Лил беспробудный дождь, была осень, и мне пришла в голову мелодия. Я ее запомнил, и через три года она стала вступлением к песне «Волонтер».
Баллада о древнерусском воине
1987
«Песня была написана под впечатлением от фильма «Андрей Рублев» Тарковского, фильм я смотрел, когда еще учился в институте, задолго до «Арии». Интересно, что вначале мы хотели записать крик ворон, но как раз во время записи вороны перестали летать у меня во дворе. И пришлось ехать покупать пластинку в магазин, но не было такой пластинки с криками ворон, была пластинка с криками северных гагар каких-то — ну знаете, звуки природы. Мы с помощью студийных уловок попытались сделать что-то похожее на ворон».
Игра с огнем
1989
«Я придумал, как мне казалось, очень интересный рифф, который послужил вступлением к песне, но мне все говорили, что он похож на каприс Паганини. А я ходил все и говорил: ну как же похож, у Паганини в мажоре, а у меня в миноре. У него итальянский темперамент, а у меня русская тоска слышится и такой размах. Полгода я ходил, грустно склонял всех на свою сторону, и вот через полгода я прочитал книжку Виноградова, и тут все сложилось. Если сделать песню про Паганини, то это будет не плагиат, а стилизация под великого композитора».
Антихрист
1991
«Написана музыка, конечно, вся из головы. Написали вдвоем с Виталием Дубининым. Очень необычный текст, написан под влиянием Альбера Камю, французского писателя и философа. Эта песня иллюстрирует его теорию о боге, которая изложена в эссе «Бунтующий человек», не больше и не меньше. У нас с этой песней связаны всякие неприятности. Несмотря на то что текст песни написан по литературному произведению, на нас сильно нападают: мол нельзя петь такие песни, это богохульство. Хотя сам Кураев когда-то сказал, что он не нашел в «Арии» богохульства, он, наоборот, нашел богоискание, и в таком ключе. Мы тоже всегда считали, что у нас не богохульство, мы всего лишь иногда ставим вопросы, на которые каждый думающий человек хочет найти ответы. Возможно, просто нападки идут от тех людей, которые как раз любят кого-то оскорблять».
Замкнутый круг
1998
«Она была написана через довольно много лет после того, как мы начали свою карьеру, и она немного не в нашем стиле. Дело в том, что мне с детства нравилась группа Jethro Tull, и в этот момент мне хотелось отдать дань уважение музыке этой группы и написать песню в похожем стиле. У меня была давняя мечта: когда-то я в детстве смотрел «Сталкер» Тарковского, и музыка Артемьева произвела на меня неизгладимое впечатление. Долго-долго эти мелодии сидели у меня в мозгу, и я знал что когда-то надо будет их использовать. В этой песне мне удалось сделать соло, по технике немного похожее на то, что играло в «Сталкер». вот такая преемственность поколений. Получается, в списке есть две песни под влиянием Тарковского, и это объяснимо, потому что в семидесятые Тарковский был одним из самых популярных и обсуждаемых режиссеров в богеме. «Сталкер» я вот смотрел раз десять в кинотеатрах, раньше же ютуба не было и всего этого».
Небо тебя найдет
2001
«В жизни каждого музыканта есть какая-то песня и какой-то исполнитель, которые не дают ему спокойно жить. И для меня это песня Блэкмора «Smoke On The Water», написанная, как я понимаю, на скорую руку: она нравится мне всю мою жизнь. И в этот момент, когда я писал «Небо тебя найдет», я хотел написать похожую песню. Не по значимости, но хотя бы похожую по темпу. Ну и в очередной раз понял что мне до Блэкмора как до луны».
Колизей
2003
Была придумана после знакомства с фильмом «Гладиатор» с Расселом Кроу в главной роли. Это мой любимый актер. Песня была уже готова, и полгода мы с Сашей Елиным не могли придумать тему. У нас был и камикадзе, который летел на самолете, и чернокнижник - куча разных неудачников, и песня эмоционально не складывалась. И терпение было вознаграждено. Друзья пригласили меня в кино, а я не люблю вот это - Голливуд, размашистость, но согласился. И когда я увидел Рассела Кроу в этой роли, я просто в него влюбился. И подумал - вот он, герой песни. И когда я Саше рассказал, он настолько понял, что я хочу, что получилось все буквально сразу. За два дня мы написали текст «Колизея», и настолько этот текст песни слился с музыкой, что я даже сам не могу представить, какие могут быть в припеве слова, кроме как «Твой враг в пыли, жалок и слаб».
Палач
2003
«Обычно мы пишем музыку, которая идет изнутри, из космоса, а потом мучительно пытаемся придумать тему. Иногда получается, иногда не очень. Но вот с песней «Палач» получилось по-другому. Мне как-то посоветовали прочитать книжку Пера Лагерквиста «Палач», все-таки нобелевский лауреат. Ну ладно, подумал, что надо прочитать, и когда окунулся в нее, был поражен смелостью мыслей. Полгода труда - и было понятно, что это будет за песня, и слово «Палач» было запрограммировано в припеве. Когда уже делали музыку, предполагалось, и о чем будет песня».
Черная легенда
2011
«Она рассказывает об испанской инквизиции. Когда я ездил в Испанию, думал, что я могу написать о стране, которую люблю. Но, кроме туризма, я там ничего не видел. И однажды Саша Елин сказал: «Инквизиция, вот о чем нужно писать песню!» Слона-то я и не приметил. Песня растянулась на несколько лет, музыкально сначала не складывалась, долго не удавалось придумать какие-то фрагмент, и то время, пока я писал ее, узнал многое об истории Испании. Оказалось, что испанцы любили инквизицию, и поэтому она у них там была. В отличие от Франции, Европы, они не сжигали кого попало. У них были четкие инструкции, как проводить ее, как пытать. Это был такой способ очистить страну от инакомыслящих, от многовековых оккупаций. Народ не видел другого выхода, чтобы сохранить свой менталитет, свою культуру, нацию - ну и появился такой термин: «черная легенда», придуманный голландцами, чтобы очернить историю инквизиции, потому что Испания былп очень сильный конкурент. Песня рождалась около семи лет, упиралась в тупик, и получилось так, что когда мы ее написали, сюжет оказался не совсем таким [как задумывалось]. В результате появилось многоплановое произведение».
Дальний свет
2011
«Она довольно простая по форму и по тексту. Но она важна. Когда я был студентом на первом курсе или на втором, я зашел в кинотеатр и посмотрел фильм «Репортер». Я даже не вспомнил фамилию режиссера, я вышел и кинотеатра как ударенный и начал ко всем приставать: «Вы не знаете, что это вообще было?» Спросить было некого, в советской энциклопедии этого не было, и через много лет мне кто-то сказал, что это был фильм Антониони и он входит в десятку лучших фильмов века. В общем, фильм запал мне в душу. В фильмах часто есть эпизоды, где герои очень быстро ездят на машинах. Там есть эпизод в середине - погоня. Сцена идет минуту или две, очень долго по сегодняшним меркам. Антониони пытается убежать от своего прошлого, пытается сжечь мосты к чему-то нового, и, конечно, ничего не получается. Ну, и мне удалось написать песню только через 40 лет после просмотра фильма. Она в каком-то смысле очень важна и автобиографична. Можно ли убежать от своего прошлого, сесть в машину, нажать педаль газа и включить дальний свет?»
Автор текста: Анастасия Коноплева
|