|
Ангелы и демоны на гитарном грифе Стива Вая |
nevnov.ru
Фотографам разрешено снимать у сцены первые три песни, после чего они должны убраться восвояси из первого ряда, раствориться в толпе и слушать его музыку. Он творит её даже стоя в полной тишине на сцене Aurora Concert Hall, обводя глазами пространство и по-королевски молча приветствуя каждого. «Я вижу вас. Вы видите меня». Пальцы в невидимом расстоянии от струн, и всё, чего ждет зал – когда же он коснется их. «Я хочу, чтобы внешний мир с его политикой и событиями остался снаружи. Давайте будем здесь и сейчас. Я хочу, чтобы вам было хорошо сегодня» – и Стив Вай, один из лучших гитаристов мира, наконец, делает это.
Стив Вай не играет на гитаре, нет. Он занимается с ней любовью, он делает с ней всё, что хочет. В его руках она стонет в неге, она поет любовные песни китов, ревет как мотоцикл, ржёт диким мустангом или играет нежные баллады. Кажется, что после каждой песни Стив Вай должен закончиться – столько сил и энергии он отдает. Упасть на сцену замертво, испустить дух через струны, раствориться в экстазе и своей же музыке. Но он в изнеможении высовывает язык, улыбается, вытирает пот и продолжает. Музыкант уровня и легендарности Хендрикса, Моррисона, Меркьюри, он пока не участвует в их небесном джем-сейшене, он пока ещё здесь и играет рок за них всех. Стиву Ваю 53 года, но пока он на сцене, вы об этом даже не вспомните. Он учился у Джо Сатриани, играл с Заппой, Whitesnake, Дэвидом Ли Ротом и еще уймой людей с громкими именами и не менее громкой музыкой. Трижды получал «Грэмми», консультировал Ibanez и лично участвовал в проектировании Ibanez Universe, семиструнной гитары, которая может быть уместна в рок-музыке. Он сыграл в фильме «Перекресток» 1986 года гитариста, заключившего контракт с дьяволом, чтобы лучше всех играть блюз. И это, несомненно, только его роль, а любители мистики уверены, что когда он играет, в него вселяется то ли ангел, то ли демон. Иначе откуда такая музыка?
На питерском концерте в Aurora Concert Hall, Стив Вай сводит публику с ума, хулиганит, подкалывает музыкантов и зрителей. Он бросает в толпу медиаторы, выходит в костюме Дарт Вейдера, подсвечивает гитару огоньками, импровизирует с приглашенными на сцену фанатами, постоянно шутит и иронизирует. Словом – делает шоу. «Привет, Петербург! Заметили, какие у меня дурацкие штаны? Это огненный дракон, знаете? Эй, парень, дай-ка мне свой Canon, я сделаю пару своих портретов! Вот так, теперь тебе придется объяснять жене эту фотографию. Ха-ха, она вряд ли поймет, зачем ты снимал мою промежность».
В зале практически только мужчины. Взрослые люди в VIP-зоне – те, кто вырос на рокоте рока; молодые парни, которые еще только копят деньги на свой первый Ibanez и знают, что переиграть Вая им никогда не удастся. Да и вообще мало кому удается: слишком нестандартны композиции, слишком сложны гармонии, слишком часто и неожиданно сменяются темп, ритм и размер в его невероятной музыке.
«Так, а теперь мы с вами напишем новую песню, прямо здесь, и вы увидите, как это легко. Мне нужны трое. Ну, кто идет? Две девушки, и вот ты, парень. Да, давайте на сцену. Ты задаешь ритм, ты - партию баса, а ты придумываешь для меня мелодию. Гениальную мелодию. Я хочу, чтобы она шла прямо из твоей души. Ты говоришь - я играю. Ок? И да, ты не против, если я немного изменю твою мелодию? Я же Стив Вай, черт возьми! Ладно, я шучу».
Иногда различие между гением и просто очень хорошим музыкантом становится тонким, почти не заметным. Хороший музыкант может подарить тебе шоу, но только гений сделает так, что ты в зале будешь таким же его участником, как и он сам на сцене. И после 2,5 часов музыкальной эйфории, когда Вай и его группа вышли на сцену под Коэновскую Hallelujah, чтобы попрощаться, это было единой молитвой всего зала.
«Вам было хорошо? Значит, мы сделали свою работу. Хорошо, до встречи!»
Текст: Дарья Эпштейн, Евгения Авраменко / 28.04.2014
Фото: Евгения Авраменко
|