|
Стэнли Джордан: «Вообще-то, странно, что я пришел к джазу…» |
artbeat.ru
В «Клубе Алексея Козлова» прошел сольный концерт американского гитариста и пианиста Стэнли Джордана (Stanley Jordan), известного необычной техникой игры на гитаре - «тэппинг». Саунд-чек в клубе Козлова занял четыре часа, на время которого музыкант потребовал покинуть помещение даже обслуживающий персонал. Но корреспонденту Дарье Белецкой, доброму другу «АртБита», удалось побеседовать с музыкантом еще до концерта, разрушив миф о его замкнутости и необщительности.
Д.Б.: – Когда ты впервые приехали в Россию? Кто из промоутеров открыл тебя для российской публики?
С.Д.: – Думаю, не раньше 2010 года. Я много выступал в Америке вместе со скрипачом Виталием Имерели (Vitali Imereli). А Виталий долгое время сотрудничал с контрабасистом и промоутером Асхатом Сайфуллиным. Вот он-то и предложил мне тур в Россию. В этом году я в России уже в четвертый раз, кажется.
– С кем из русских джазовых музыкантов у тебя есть опыт коллабораций? Слышал об Энвере Измайлове? Он тоже использует технику тэппинга.
– Видел его видео-записи, и меня особенно потрясло его чувство времени. Я многому мог бы у него поучиться. Уровень русских музыкантов действительно очень высокий. Еще я заметил, что у них есть какой-то свой подход к музыке, я бы сказал, смелый на грани с авантюрным. Русские музыканты используют правило импровизации как никто в мире. Может быть, даже слишком буквально.
– Как относишься к элементам шоу в концертах? Насколько это уместно, по-твоему?
– Пока шоу не отвлекает от музыки, нормально. Иногда это бывает вполне уместно, поскольку вовлекает людей в представление уже на каком-то новом уровне. Могу привести пример (Terence Blanchard), видел его в клубе Iridium. Он часто прерывал концерт и начинал шутить. Было здорово…
– Русские джазовые музыканты не всегда успевают перестроиться в попытках шутить перед разными аудиториями. В каждом клубе своя публика, иногда массовая, иногда интеллектуальная.
– Для меня как иностранца еще важен хороший переводчик. Где гарантия, что мои шутки переводчик сможет адекватно перевести? Я тут однажды пошутил со сцены, и вообще никто не засмеялся.
«Как известно, на Луне в 2009 году американские астронавты обнаружили воду. И страшно радовались. Этот факт лишний раз подтверждал, что Америка по-прежнему обгоняет Россию в технологиях. Но последующий детальный анализ показал, что обнаружили они не воду, а водку». Правда, смешно?
– Да что-то не очень.
– А американцам очень смешно! Ментальность, я же говорю.
– Вот есть волнующий всех вопрос касательно тебя. Записываешь сам фортепианные партии для своих альбомов?
– Записывал в State Of Nature. Это же концептуальный альбом о взаимоотношениях природы, окружающего мира и человека. И ключевой вопрос: что мы нарушили во взаимодействии с природой. И все это в музыкальном ключе. Работая над этим альбомом, я пытался найти ответ на вопрос - какова моя собственная природа? Как получилось, что и мы, и я сам отделились от природы? Можно ли вернуться к состоянию единения? В чем моя система верований?
Я действительно, в первую очередь, гитарист и потратил немало времени на развитие моей специфической техники игры. Но и на фортепиано я тоже много занимался. И тот, и другой инструменты для меня родные. И оба отражают меня.
– А каких гитаристов вне джаза выделяешь для себя? Кто повлиял?
– На первом месте для меня Джимми Хендрикс, конечно. А второго такого важного для себя, Карлоса Сантану (Carlos Santana), я услышал в 1972 году, мне было 12 лет. Он выступал со своей группой на рок-фестивале, и они изначально не были заявлены, но появились на сцене в последний момент. Потрясло.
Вообще-то, странно, что я пришел к джазу. Начинал-то как классический пианист.
– Это очень распространено у джазовых музыкантов.
– Да, кстати. А потом я заинтересовался блюзом, роком. Джаз появился намного позже, и захватил меня тем что в нем есть все элементы из классики, блюза и рока. Джаз построен на импровизации, поэтому в нем так много людей с хорошо развитой интуицией.
– С кем еще не играл, но хотелось бы?
– Со Стиви Вандером (Stevie Wonder)! Он играет много джаза, но мало кто об этом знает.
– С инструментальной музыкой на Западе такая же ситуация, как и в России? Несмотря на феноменальное мастерство исполнителей все равно догнать по популярности исполнителей-песенников не получается?
– Да, то же самое. Есть пара исключений как Кенни Джи (Kenny G) или Крис Ботти (Chris Botti). Но если посмотреть на их уровень менеджмента, становится понятно - почему. Во-первых, их музыка изначально ориентирована на частое радийное воспроизведение и воспроизведение в других коммерческих целях. Во-вторых, у них есть концепция продаж и хороший музыкальный маркетинг.
– В России, если ты приносишь книгу в издательство, или диск на рекорд-лейбл, первые вопросы от издателей или продюсеров будут звучать так: «А что еще кроме этой первой книжки (диска) вы можете? Сколько еще таких книжек и дисков вы произведете на свет? Зачем нам вкладывать в вас деньги? Сколько денег от вашей раскрутки нам вернется?»
– Ну да, кроме того, большинство людей в первую очередь воспринимают тексты. Не все могут испытывать эмоции от музыки и интерпретировать эти эмоции.
И еще, как бонус...
Российскому барабанщику Игнату Кравцову (Ignat Kravtsov) посчастливилось играть со Стэнли Джорданом во время его первых гастролей в России осенью 2010-го. К сожалению, Игнат не смог раскрыть «музыкального секрета» великого гитариста, по его словам, никакого секрета вовсе и нет. Но зато Игнат поделился бытовыми зарисовками поведения звезды, которые лишний раз характеризуют Стэнли как крайне простого и милого человека.
«…Стэнли вегетарианец, а им в России тяжело. Была проблема найти для него приемлемую еду. Как-то раз мы ехали с одного города в другой и на трассе остановились попить кофе. В итоге Стэнли съел дюжину пирожков с луком и яйцом, а также кулебяку всяческую. Кто бы знал, что ему понравится русская выпечка.
Он много спал. Видимо, с непривычки к российским расстояниям. Практически после каждого концерта он прямо по пути в гостиницу в машине уже засыпал. Казалось, его больше привлекает мир снов. Ведь он все время был внутри себя. Черпал силы извне.
– А о чем вы со Стэнли разговаривали? Вот что конкретно вы обсуждали? У вас же масса времени была на гастролях.
– О музыке. О том, когда я был в начале своего музыкального пути. О том, что я увидел его выступление на видео-кассете, где он был одет в желтый пиджак. Это был он и его трио. Они очень здорово играли. Мне казалось, что это где-то очень далеко от меня, недосягаемо! Я тогда даже и не подозревал, что однажды отправлюсь с ним тур и буду играть на одной сцене».
Текст: Дарья Белецкая
Фото с концерта Стэнли Джордана в «Клубе Козлова»: Александр Стернин
|