|
Ричи Блэкмор: "Бегом от пластикового общества!" |
zvuki.ru
Однажды один мой знакомый ведущий рок-журналист брал интервью у Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen), - прожженного поклонника Блэкмора (Ritchie Blackmore). На вопрос о том, как швед относится к последним работам "человека в черном", Ингви небезосновательно заметил: "Что бы ни сделал Блэкмор, это будет великая музыка". И крыть тут, собственно, нечем. Сколько бы не колобродило вокруг разночинных мнений относительно последних работ Ритчи и его жены Кэндис Найт (Candice Night), многомиллионная гвардия Deep Purple, включая скептиков, никогда не обойдет стороной очередную пластинку, в буклете которой будет указано "Ritchie Blackmore".
Блэкмор, как известно, не особо жалует журналистскую братию. Поэтому разговор с ним и Кэндис за несколько дней до русского релизаа новой пластинки Blackmore's Night "Ghost of a Rose" и приближающихся московских концертов группы стал удачей и для нас, и для посетителей Звуков.
Звуки.ru: - В первую очередь, разрешите поздравить вас с новым альбомом. Расскажите, пожалуйста, о нем вкратце. Есть ли, на ваш взгляд, на "Ghost of a Rose" какие-то кардинальные изменения по сравнению с его предшественниками, или он продолжает прежнюю линию?
Кэндис Найт: - Спасибо. Мы вполне довольны результатом, хотя всегда, когда послушаешь готовый альбом, найдешь какие-то вещи, которые можно и нужно было бы переделать заново. С одной стороны, "Ghost of a Rose" продолжает линию предыдущих работ, так как наша музыка есть прямое продолжение наших идеалов, образа жизни, нашей любви к эпохе Возрождения. Но, в то же время, каждая пластинка отражает и фиксирует состояние, в котором ты находишься в определенный момент своей жизни. С каждым годом, проведенным вместе, мы становимся ближе с Ритчи - как и любые люди в своих взаимоотношениях - и, я полагаю, процесс сочинения музыки приобрел более тесно переплетенные формы.
Звуки.ru: - Название альбома, "Ghost of a rose", имеет за собой некую историю или это просто звучная комбинация слов?
Ритчи Блэкмор: - Это как музыка, которая идет к нам из прошлого. Большинство наших песен основано на мелодиях 16-го века - а это было время Тюдоров - закат династий Роз, призрак, тень распрей предыдущей эпохи.
Звуки.ru: - На "Ghost of a rose" есть две т.н. "кавер-версии": "Rainbow Blues" Jethro Tull и "Diamonds & Rust" фолк-дивы 70-х Джоан Бэз. Это выглядит очевидным выбором, т.к. в музыке и Tull, и Joan Baez очень много фольклорных элементов. Однако, на ваш взгляд, вы сохранили звук 70-х в этих песнях или адоптировали их под свой стиль средневековой музыки и музыки Ренессанса?
Ритчи: - Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, вам надо просто послушать эти песни и принять собственное решение.
Кэндис: - Думаю, что эти песни не подпадают не под одну категорию. В том, что мы отрицаем какие-то категории или ярлыки, заключается одно из главных достоинств этой группы. Я думаю, они были записаны в типичном стиле Blackmore's Night.
Звуки.ru: - Кэндис, на последнем альбоме вы играете на инструментах, сами названия которых звучат экстравагантно для слуха современного человека: шомы (shawms), корнамузы (cornamuses), раухпфайфы (rauchpfeifes), чантеры (chanters). Не могли бы вы немного рассказать об этих инструментах? Сложно ли было учиться играть на них и, в конце концов, просто достать или изготовить?
Кэндис: - Это любимые инструменты Ритчи, он считает, что они звучат совершенно. Со стороны, наверно, может показаться, что он отдает предпочтение лютне, но на самом деле он говорит, что ее тихие струны делают звучание довольно невыразительным, пресным. Он любит полный, насыщенный звук деревянных духовых времен Ренессанса. Ритчи давно коллекционирует их, но до поры они лишь висели у нас дома на стенах как украшения. В какой-то момент мне просто тяжело стало смотреть, как, можно сказать, пропадают без дела эти замечательные инструменты, и я решила попробовать на них свои силы.
Я начала с ирландской свирели (penny whistle), которую можно услышать на таких песнях, как "Loreley", - на ней играть проще всего, и, к тому же, ее еще и просто достать. После того, как ты научился играть на одном инструменте, остальные уже не представляют особой сложности - техника та же или очень схожая. Чантер - инструмент, схожий с верхним голосом волынки, обычный звук волынки можно, в принципе, достичь и без него. Корнамуз - это средневековая разновидность гобоя с очень тихим, приглушенным звуком. Как и чантеры, шомы и раухпфайфы, корнамуз - это духовой инструмент с двойным язычком. Его мы нашли в одном музыкальном магазине в Пенсильвании. Шом - еще один вид гобоя, его нам изготовил на заказ один английский мастер, а раухпфайф мы купили в магазине с характерным названием "Early Music Shop" в Англии. Игра на них, конечно, требует очень правильно поставленного дыхания. Я безумно довольна тем, как натурально, в конечном счете, это получилось у меня - это было то, что нужно Blackmore's Night, и какой органичный звук получился, скажем, на таких песнях, как "3 Black Crows" или "Cartouche". С одной стороны, это было вызвано необходимостью - покуда я не могу играть на гитаре, мне нужно было найти инструменты, которые были бы нужны группе. Я постоянно упражняюсь в игре на духовых инструментах - это для меня и отличная практика, и своеобразное самосовершенствование.
Звуки.ru: - Ритчи, многие критики (по крайней мере здесь, в России), упорно не взирая на ваши многочисленные высказывания в прессе о неприязни к кельтской музыке, продолжают писать о "кельтских мотивах в музыке Blackmore's Night". Не могли бы вы объяснить слушателям, которые не сильны в подобных музыкальных нюансах, разницу между вашей музыкой, музыкой Ренессанса, барокко, другими стилями средневековой музыки и собственно кельтской или другой фольклорной музыкой?
Ритчи: - Многие склонны считать кельтской любую музыку, в которой присутствуют флейты, дудки и скрипка или другие народные инструменты. Просто потому, что они не слышали никакой другой музыки, они склонны сваливать все в одну корзину. Как в той поговорке, что каждый, кто носит доспехи - римский центурион. Образно говоря, такое заблуждение - это "пережитки прошлого". Нюансы нашей музыки - это гармоническое построение, развитие аккордов. Они глубоко уходят корнями в европейскую фольклорную традицию. Строгие, простые формы, использовавшиеся в 16 столетии, очень сильно отличаются от кельтских гамм. Надо сказать правду, что с музыковедческой точки зрения, сегодня никто не играет кельтскую музыку, потому что та кельтская музыка разительно отличалась от того, что играют в наши дни. Кабацкая музыка - это кабацкая музыка, а не кельтская. Уверен, что все эти кабацкие шансонье должны первыми это признать, хоть их и называют постоянно "исполнителями кельтской музыки". Кельтская музыка крайне атональна и имеет очень монотонные формы.
Звуки.ru: - Можете ли вы назвать каких-либо композиторов, возможно классических, в творчестве которых также нашли перевоплощение фольклорные традиции, которые послужили вдохновением для вас?
Ритчи: - Tylman Jusato, Elgar, Vaughn Williams из ISSO5 - их очень много.
Звуки.ru: - Возвращаясь к вопросу о народных корнях музыки средневековья. Очевидно, что сами труверы, барды, трубадуры были носителями и продолжателями старинной европейской фольклорной традиции, которая, в свою очередь, никогда не была однородна. Вас самих привлекает какая-либо фольклорная музыка в чистом виде?
Ритчи: - В сущности, такой вещи, как этнос в чистом виде, практически не существует. Если верить книгам по истории, то этносы образовывались народами, приходящими откуда-то со стороны. Наш этнос, например, происходит из Оттоманской империи.
Звуки.ru: - На мой взгляд, сейчас наметилось 2 лагеря музыкантов, играющих фолк-музыку: первый ратует за аутентичное продолжение и воспроизведение традиции, в то время как другая экспериментирует, смешивает фолк с другими музыкальными жанрами, как, например, Skyclad, внесший фолк-музыку в хэви-метал. Вы себя относите к какой-то из групп и поддерживаете ли вообще ту или иную точку зрения?
Ритчи: - По-моему, никогда не следует устанавливать для музыки никаких категорий, кроме двух: плохой и хорошей.
Звуки.ru: - Каково ваше отношение к движению "исторической реконструкции", фольклорным сообществам, языческим общинам и т.п.?
Ритчи: - Наше отношение можно выразить словом "любовь". Очень хотелось бы, чтобы их было как можно больше. Для нас это попытка отделить себя от этого пластикового общества.
Кэндис: - У каждого своя форма "искэйпизма", бегства от реальности. Кто-то предпочитает спорт, а кто-то - видеоигры. Это - наша форма.
Звуки.ru: - Ритчи, после многих лет игры, в основном, на электрогитаре, что было самым сложным для вас, когда пришлось "переквалифицироваться" на новые инструменты?
Ритчи: - Заставить электрическую гитару звучать как акустику. Приходится играть больше нот, чтобы компенсировать недостаток долготы звучания ноты. Другой стиль игры пальцами - ногти должны быть подлинней - чтобы иметь возможность ударять по струнам, так как стиль меняется - вместо касания, подтяжек струны, надо выбивать ритм.
Звуки.ru: - Заезженный, я полагаю, вопрос, но, думаю, он многим будет интересен - в основном, в связи с ажиотажем, вызванным фильмом. Как вы относитесь к Толкиену, к "Властелину колец", в частности, а также к его экранизации - если вы смотрели ее, конечно?
Ритчи: - Я не смотрел фильм. Слишком уж он модный, плюс столько всякой шумихи, рекламы было вокруг него, а за всем этим - огромные деньги. Все это как-то отворотило меня от его просмотра. Мои любимые фильмы сегодня - "Принцесса Буда" и "Рыжий Видин".
Звуки.ru: - Что вы думаете о феномене "New Age"?
Ритчи: - "Феномен "New Age" - это очередное приходящее "веяние" в новой упаковке, на котором кто-то делает деньги.
Кэндис: - Я думаю, что то, что сейчас называют "Новым Веком", "New Age" - на самом деле Старый Век - практика, которой уже сотни, если не тысячи лет. Но назвав это "Новым Веком", ее можно поместить в новую, модную коробку течений, "трендов", которые иссякнут к следующему году. Если человек верит во что-то всей душой, это, конечно, здорово. Но мы просто не переносим, когда людям объясняют, во что им верить, что покупать или слушать - как им плыть по течению моды.
Звуки.ru: - Каково ваше мнение о сегодняшнем состоянии рок-сцены? Рок-музыка ныне частый гость на вашем проигрывателе?
Ритчи: - Состояние серьезное, но не безнадежное. Сейчас я не обращаю особого внимания на мир рока, поскольку он не касается меня. Я сейчас полностью погружен в музыку Ренессанса.
Звуки.ru: - В этом октябре вам снова предстоит выступить в Москве, на сей раз на более престижной площадке, где есть только сидячие места и нет пространства, где зрители могли бы танцевать или выражать свои эмоции в какой-то другой активной форме - а значит билеты будут стоить дороже и позволить себе их сможет только обеспеченная публика. Как вы думаете, ваша аудитория изменилась с годами, или вы играете для все того же зрителя, который сейчас просто стал старше?
Ритчи: - Билеты в России всегда слишком дорогие. Мы всегда просим, чтобы устроители не слишком поднимали цену билетов, а они нам всегда обещают. Что же до старения... Я знаю только, что лично я сейчас, конечно, стал старше, но в целом я чувствую, будто я стал моложе.
Звуки.ru: - Чтобы закончить (традиционным идиотским вопросом). Если оставить в стороне реакцию поклонников, что вас, как европейцев, больше всего заинтриговало в России? Какие у вас, жителей совершенно другой части мира, были самые положительные и, напротив, самые негативные впечатления?
Ритчи: - Мне понравилась русская природа - из окна вагона поезда "Москва - Санкт-Петербург". Я очень люблю русское хоровое пение, которое, я думаю, мы рано или поздно используем в своей музыке.
Кэндис: - Меня порадовало, как русские чтут свои традиции, мифы и сказки. Мне очень понравились сувенирные лакированные шкатулки с изображением мифологических сюжетов - очень красиво! И то, с какой гордостью люди в России относятся к своему наследию, культуре и музыке.
Алексей МОРОЗОВ (2003)
|