chelmusic.ru
Альбом Пола Саймона (Paul Simon) "Graceland" записывался в нескольких студиях по всему миру и явил собой удивительный пример смешения культур. Звукорежиссёр и продюсер Рой Хэйли (Roy Halee) рассказывает о своём сотрудничестве с Полом Саймоном.
Звукорежиссёр и продюсер Рой Хэйли (Roy Halee) работал не только с Саймоном и Гарфанкелом (Simon & Garfunkel), но и с Бобом Диланом (Bob Dylan), Барбарой Стрейзанд (Barbra Streisand), Нейлом Даймондом (Neil Diamond), Вили Нельсоном (Willie Nelson), группами Blood Sweat & Tears, Journey, Byrds, Moby Grape, Yardbirds, Lovin' Spoonful, и многими другими исполнителями. Музыканты совершенно разные, и их список до сих пор пополняется. Но самые первые записи, принёсшие Хэйли известность и авторитет-альбомы дуэта Саймон и Гарфанкел.
Рой Хэйли имеет музыкальное образование по классу трубы. Свой путь в звукорежиссуру он начинал в конце 1950-х, работая в телестудии CBS в Нью-Йорке ассистентом теле- и звукооператора. Когда студия CBS перебазировалась в Голливуд, Хэйли вместе с другими работниками был уволен. Но он просто-напросто перешёл на другую сторону улицы и устроился на работу в лейбл Columbia Records, где в течение первых полутора лет перематывал плёнки. Первая его самостоятельная работа в качестве звукорежиссёра - запись песни "Like A Rolling Stone" в исполнении Боба Дилана (Bob Dylan).
Хэйли: «Для меня это был настоящий счастливый случай, потому что в те времена Columbia не работала с рок-музыкантами. Они работали с классикой или с тем, что называли «лёгкая популярная музыка» - Тони Беннетт (Tony Bennett ) или Джонни Мэтис (Johnny Mathis). Дилан, с одной стороны, был первым фолк-рокером, с другой - имел высочайший авторитет в Нью-Йорке. Я думаю, что эта его шестиминутная песня не слишком понравилась лейблу, для них это было что-то словно с другой планеты. Но сейчас, оглядываясь назад, все понимают, что этот сингл сдвинул крышу многим людям.»
В то же время Хэйли на лейбле Kama Sutra записывал рок-проекты, такие как Yardbirds или хит "Summer In The City" группы Lovin' Spoonful. Особенно его впечатлило то, что гитарист Yardbirds Джефф Бек (Jeff Beck) использовал маленький комбик на небольшой громкости, что шло вразрез с тогдашними нормами.
Хэйли: «Понимаете, хоть у меня и классическое музыкальное образование, я получал много удовольствия, записывая рок, потому что мог экспериментировать со звуком. Это невозможно при записи классики, тем более на лейбле Columbia: как микрофоны стоят, так они и должны стоять, и никак иначе».
Постепенно Хэйли превратился в высококлассного специалиста. Он записывал всё, что только можно себе представить: джаз, рок, классику, хоры и оркестры из 40, 50, 60 человек.
В 1964 году Columbia подписала контракт с начинающим дуэтом «Саймон и Гарфанкел». Пол Саймон и Арт Гарфанкел были школьными приятелями. Сперва дуэт не добился успеха. Продюсер Том Уилсон (Tom Wilson) и звукорежиссёр Хэйли без ведома дуэта сделали наложение электроинструментов на акустическую версию песни Саймона "The Sounds Of Silence" с их дебютного альбома "Wednesday Morning, 3am". Альбом успеха не имел, но сингл, перезаписанный с аккомпанирующим составом Боба Дилана, неожиданно возглавил чарты. Распавшийся было дуэт воссоединился. Саймон, Гарфанкел и Хэйли записывают следующий альбом, "Sounds Of Silence", который в 1966 г. выводит дуэт в ранг мировых звёзд.
Хэйли вспоминает, что ему сразу понравилось звучание дуэта. Удивительно, но в студии они всегда (!) пели вдвоём в один микрофон (Neumann M49), хотя могли бы использовать и два раздельных микрофона. Это требовало от Саймона и Гарфанкела идеальной техники вокала. В те времена задачи продюсера и звукорежиссёра разделялись очень чётко.
Впервые всё смешалось у Саймона, Гарфанкела и Хэйли: дуэт сам продюсировал себя, Хэйли был как их со-продюсером, так и звукорежиссёром. Хэйли: «Я очень плотно работал с Саймоном над материалом, хотя и не вмешивался в его музыкальную часть, и он постоянно спрашивал меня: «Что ты думаешь об этом? А об этом?» Я стал участником группы».
Эта творческая команда всегда была готова к экспериментам - как раз на рубеже 1960-х-70-х начался переход с 8-дорожечных студийных магнитофонов на 16-дорожечные. В песне "The Boxer" Хейли предложил смикшировать слайд-гитару (предварительно записанную в студии в Нэшвилле) с трубой-пикколо в стиле И-С. Баха (записанной в церкви Колумбийского университета). И это далеко не единственный пример свободного подхода Хэйли к продюсированию.
Вместе они записали все альбомы дуэта Simon & Garfunkel, включая их лучший "Bridge Over Troubled Water" 1970-го года, получивший три «Грэмми». Когда дуэт распался, Хэйли продолжал работать с Саймоном и Гарфанкелом в их сольных проектах и в 1982 году записывал их знаменитый концерт в Центральном парке Нью-Йорка.
Один из самых интересных альбомов 1980-х – работа Пола Саймона и Роя Хэйли "Graceland" (1986г). Саймон вдохновился на создание альбома африканской музыкой мбаканга (mbaqanga). Хэйли: «Как-то Пол позвонил мне из своей домашней студии в городке Боулдер в штате Колорадо со словами: «я хочу дать тебе послушать что-то потрясающее!» Это что-то потрясающее оказалось инструментальной записью южноафриканской группы Boyoyo Boys, к которой Саймон сочинил собственный текст и наложил свой вокал. Хэйли эта запись понравилась.
Саймон: «Мы должны ехать записывать это!»
Хэйли: «Куда?»
Саймон: «В Африку!»
Хэйли: «В Африку. Отлично.»
Но Саймон вовсе не шутил. Он установил контакт с Хенри Розенталь (Henry Rosenthal). Розенталь, житель Йоханнесбурга, на своём лейбле Music Inc уже много лет экспериментировал с южно-африканскими ритмами и европейскими рок-песнями. Розенталь знал всех и каждого в музыкальном мире Южной Африки. Он зарезервировал время на местной студии Ovation. Хэйли ожидал, что это будет нечто из фильма ужасов, однако был приятно удивлён, попав в окружение самого «навороченного» оборудования. Розенталь помог Саймону и Хэйли найти лучших местных музыкантов.
Но возникла серьёзная техническая проблема. Африканские музыканты не могли записываться «наложением», хотя возможности студии это вполне позволяли. Им необходимо было во время записи видеть друг друга, поддерживать контакт - в противном случае всё «разваливалось» и отсутствовала всякая энергия, ради которой Саймон с Хэйли и приехали на другой край Земли. Но при одновременном исполнении все инструменты лезли в чужие микрофоны, и отредактировать такую запись было невозможно. Здесь-то и пригодился весь огромный опыт Роя Хэйли. Для звукоизоляции он сделал специальные экраны по полтора метра высотой, поверх которых музыканты могли видеть лица друг друга. Поначалу Хэйли пытался дать музыкантам наушники, но каждый из музыкантов просил: «Сделай меня громче!» Поэтому Хэйли отказался от этой общепринятой практики. Музыканты - за исключением барабанщика - не пользовались наушниками, им хватало контакта «глаза в глаза». От звукорежиссёров потребовалась ювелирная точность в установке инструментов, микрофонов и настройке баланса.
Хэйли вспоминает, что «…Пол Саймон особенно не говорил музыкантам, что и как играть. Перед записью альбома не было обычных многодневных репетиций. Пол - отличный организатор. Он заранее знал, какая группа инструментов понадобится в какой песне, что в куплете, и что в припеве. Поэтому он заранее пригласил всех нужных музыкантов.» Весь аккомпанемент - сплошная импровизация. На гитаре во всех песнях играл Рэй Фири (Ray Phiri), которому Саймон безоговорочно доверял. Бас-гитаристом был Багити Кхумало (Baghiti Khumalo) - ныне известный музыкант, а тогда - простой парень из городка Соуэто. Использовался безладовый бас Washburn, звук снимался динамическим микрофоном с усилителя и одновременно записывался «в линию». Хэйли: «Когда мы с Полом потом вернулись в Нью-Йорк и слушали, слушали, слушали весь материал, то бас просто «сносил крышу», настолько он был мощный! Кхумало тогда сочинил столько басовых грувов, что их хватило бы на два альбома инструментальной музыки!» …«У Саймона невероятный музыкальный вкус. Он заранее в голове слышит, где и что нужно редактировать и как сводить материал. Этот альбом - целиком продукт Пола».
Когда Саймон и Хэйли приехали в Йоханнесбург, у Пола для альбома была написана только одна песня, "Gumboots", остальной материал сочинялся в процессе записи. Песня "Homeless" была написана совместно Саймоном и африканцем Джозефом Шабалала (Joseph Shabalala). Для Хэйли необычным стало то, что все песни альбома очень многословные («Почти как рэп!» - смеётся Хэйли), это не было принято в тогдашней американской рок-музыке. Хэйли старался зафиксировать в записи такой подход, который принят у африканских музыкантов, не навязывая им свои взгляды. В Африке за две недели февраля 1985 года были записаны основные инструментальные треки. Тексты песен и вокал Саймон и Хэйли дописывали в Нью-Йорке в своей родной студии Hit Factory. Вокал Саймона записывался микрофонами Neumann 49, 87 и 67.
Хэйли: «Записывать вокал Саймона очень, очень, очень трудно. Потому что он перфекционист, всегда всё постоянно улучшает. Как и я. По пятнадцать дублей на песню. С ума можно сойти. «Давай эту строчку ещё раз - здесь один звук завышен!» И всю песню по-новой…»
Работа над альбомом продолжалась много месяцев. В апреле на Hit Factory начали запись бэк-вокалов, в том же году работу продолжили в лондонской студии Abbey Road и в Лос-Анжелесе в Amigo Studios. Работа заняла так много времени, потому что в те годы шёл переход с аналоговой записи на цифровую. Разные студии использовали с разное оборудование, и Хэйли пришлось многократно переводить записи из аналога в цифру и обратно («По двадцать раз каждую песню!», - вспоминает Хэйли).
В проекте принимали участие барабанщик Айзек Мтчали (Isaac Mtshali), перкуссионист Ральф Макдональд (Ralph McDonald), клавишник - аранжировщик Роб Моунси (Rob Mounsey), гитарист Адриан Белью (Adrian Belew), саксофонист Рональд Кубер (Ronald E Cuber), трубачи Джон Фэддис (John Faddis), Рональд Брекер (Ronald E Brecker), Льюис Майкл Солофф (Lewis Michael Soloff) и Алан Рубин (Alan Rubin), тромбонисты Дэвид Бэрджерон (David W Bargeron) и Ким-Аллан Киссел (Kim Allan Cissel), флейтист Моррис Голдберг (Morris Goldberg), вокалистка Линда Ронстадт (Linda Ronstadt), группа Los Lobos и африканский вокальный ансамбль Ladysmith Black Mambazo. Окончательное сведение записанного материала выполнялось в студии Hit Factory, на каждую песню ушло всего лишь по два дня.
У Хэйли были большие сомнения относительно коммерческого успеха альбома: по тем временам проект был слишком сложен и сильно отличался от всего, что было в тогдашних хит-парадах, этнические басовые грувы никто прежде не использовал, африканскую музыку в мире не знали. Хэйли не верил, что альбом вообще попадёт в хит-парады.
Альбом "Graceland" вышел в свет 12 августа 1986 года. В чём-то Хэйли оказался прав: ни одна из песен альбома не имела большого успеха в американском хит-параде синглов. Песня "You Can Call Me Al" с альбома стала №4 британских чартах, но в США поднялась лишь до 44-й позиции, это наивысшее достижение сингла с альбома.
Тем не менее, альбом "Graceland" - самый коммерчески успешный сольный проект Пола Саймона. Пять раз платиновый статус, 14 миллионов проданных копий, 3-е место в чарте альбомов Биллборд, №1 в Великобритании, «Грэмми» в самой престижной номинации «лучший альбом года».
Такой впечатляющий результат стоил затраченного труда.
Вадим Михайлов - по материалам журнала Sound On Sound
|