|
Пол Гилберт: «Занимаюсь всегда, даже не замечая этого» |
Guitars Magazine
Сколько часов в день ты отводишь на занятия гитарой?
По-настоящему я обращал на это внимание только первые пару лет, поскольку мне следовало себя дисциплинировать. Сейчас же я получаю от этого удовольствие, и часы пролетают незаметно. Навскидку могу сказать: четыре-пять часов. Это зависит от того, нахожусь ли я дома или в туре, но занимаюсь всегда, даже не замечая этого. Количество часов – это последнее, о чем я думаю, а результат говорит сам за себя. Внимание уделяется определенному аспекту игры, если необходимо сконцентрироваться на чем-то конкретном.
Какие аспекты занятий тебе более всего приятны?
В последнее время я много работаю над фразировкой и ритмом в рамках соло. В соляке могут содержаться элементы ритма, и после бесконечной скоростной игры хочется на время зависнуть в груве и поиграть медленно, оставаясь в рамках основного темпа композиции.
Есть ли какие-то технические моменты, с которыми у тебя проблемы? Как ты с этим борешься?
Да, все, что касается пальцевой техники. В частности соскальзывающее звукоизвлечение. Я много над этим работал, хотя, признаться, не особо стремлюсь в совершенстве овладеть этой техникой. Можно даже сказать, что я ее презираю. Это все равно что провести пальцем по клавишам пианино. Наверно, это самый быстрый способ сыграть гамму до мажор на гитаре! Пару раз это прикольно, но потом приедается и выглядит нездорово.
Надо ли концентрироваться на своих слабых местах или достаточно отрабатывать то, что получается хорошо?
В первую очередь надо концентрироваться на том, что получается хорошо, чтобы сохранять форму. Работать над тем, что нравится. Наверняка, будут такие вещи, которые получаются особенно хорошо. Первые 10 лет игры на гитаре я принял, наверное, самое мудрое решение, отрабатывая, прежде всего, то, что не доставляет неудобств, и оставляя на потом какие-то более сложные элементы. Я занимался тем материалом, который мог осилить за час или один день. Так ты постепенно строишь свою технику. Здесь полезно работать с преподавателем, который следил бы за этими моментами.
Сколько должны заниматься гитаристы, играющие в течение двух-трех лет.
Скажем так, если заниматься серьезно с метрономом именно над техникой, а не над конкретными песнями, тогда не меньше двух часов (в день)!
С музыкальной точки зрения, вы будете получать пользу от подобных гамм и упражнений до тех пор, пока вам это не наскучит. Если есть возможность, играйте в группе или разучите какую- то песню, которую можно было бы повторять целыми днями. Это примерно то же самое, что слушать музыку! Я играю в группах с 11 лет, и когда остальные участники уходили во время перерыва попить пивка, я оставался и отрабатывал соло, которое у меня не получалось!
Можешь порекомендовать какое- нибудь из твоих любимых упражнений?
Для меня одним из главных упражнений остается игра классических произведений, который помогают сохранить форму и отработать те или иные технические нюансы.
В частности, я постоянно играю одно небольшое произведение Баха. Оно идет триолями в ре мажоре. Басовая линия проходит по ре-мажорной гамме [до соль]: ре ми фа# соль фа# ми ре ми фа#, а между каждой басовой нотой проигрываются верхние до# и ре. Скажу честно, произведение совершенно не приспособлено для игры медиатором и даже пальцами! Наверно, удобнее всего играть его переменным штрихом, но и здесь не обойтись без межструнных скачков. Идеально подходит для развития координации и мышц пальцев – да и очень музыкально.
Как необходимо работать над скоростью?
Я знаю два способа развития скорости. Первый – более сложный, но и более результативный. Я брал какой-нибудь удобный пассаж и проводил с ним массу вариаций. Это не было методично, зато действенно. По слуху я подбирал более удачное звучание. Это заняло годы! А первый свой по-настоящему скоростной проход я написал уже только спустя четыре или пять лет. Впоследствии, продвинувшись в своем исполнении, я начал работать над ритмическим материалом под метроном.
Какие упражнения особенно повлияли на твой стиль исполнения?
Межструнные скачки. Эта техника основывается на том, что я уже умел. И у меня не заняло много времени ею овладеть, поскольку я хорошо выполнял хаммер-он и пул-офф. Достаточно было лишь немного растянуть пальцы и voilа! Длинное арпеджио получилось самом собой, как по волшебству!
|