|
Paco de Lucia - Мозаика в стиле фламенко |
JazzQuad.ru
От судьбы не уйдешь
Куда податься было маленькому Пако де Люсия, урожденному Франсиско Санчес Гомес, кроме как в гитаристы? Отец - Антонио Санчес - гитарист фламенко, брат Рамон - тоже, брат Пеп - певец фламенко. Ну, кем еще он мог стать, от рождения живя в ритме фламенко? Можно предположить (жаль что этого не сделали медицинские светила), кровь в жилах Пако де Люсия тоже течет в ритме фламенко. А уж технике игры ему было у кого поучиться - учителей, хоть отбавляй. Вот и говорите потом о предопределенности (или нет) судьбы. У кого как, а у Пако она была заложена еще до его рождения. Жить среди фламенко, впитывать его всеми чувствами ребенка - наилучший метод, высшая школа создания гениального музыканта.
Но отец вовсе не был звездой фламенко. Мало 'того, он не был даже профессиональным музыкантом, он был чернорабочим, и гитара приносила ему лишь побочный заработок. Правда, старшие братья играли профессионально, и первый раз Пако выступил вместе с ними нa радио Альхесирас.
Пако де Люсия об учебе
"Обучение фламенко идет не от одного человека, оно идет от всей окружающей вас среды. Вы слушаете музыку, создаваемую другими, вслушиваетесь в нее, учась у людей, окружающих вас, которые охотно делятся своимиi секретами. Во фламенко нет традиционного понятия учитель-ученик, все гораздо сложнее. Это лежит в самой музыке фламенко и внутри нас. Музыка фламенко - музыка цыган, а цыгане - анархисты, их не ycrpaивают обычные пути. Мы не вычисляем музыку, не анализируем ее, не ходим в школу, чтобы узнать, почему надо играть так или иначе. Мы живем музыкой, а она - внутри нас. Если этого нет - нет и музыканта!"
О фламенко
"Происхождение слова фламенко - история запутанная и неясная. Есть много теорий, откуда оно пришло и как прижилось в мире. Одни считают, что пришло оно из Фламандии, хотя ы 16 веке всех прибывавших в Испанию иностранцев называли фламандцами, так что тут есть некоторая неувязка. Другие предполагают, что фламенко произошло от арабской фразы felah mengu, что в довольно вольном переводе означает "Свободный полет". Но что является бесспорным, так это то, что фламенко является сложнейшей смесью разных культур - цыган, мусульман, евреев, населявших тогда Андалусию. Опытный музыкант может даже в современном фламенко услышать отголоски национальных мелодий этих народов. Родилась сложная многозональная, многостилевая культура, вроде американского блюза. Фламенко включает в себя звучание гитары, пение и танец, имеет свои мощные ритмы и богатейшие эмоции. Эт0 делает фламенко совершенно самостоятельным и ярким явлениям мировой культуры. Фламенко - это стиль жизни большого количества людей на земле. Он - их Бог".
Вундеркинд
В 11 лет Пако де Люсия совершилi первое публичное выступление и сразу же получил приз на соревновании фламенко в Джерез, а в 14 уже гастролировал с известной танцовщицей фламенко Джос Греко и ее труппой. Во время гастролей в США он услышал гитариста в стиле фламенко Сабикаса, который оказал значительное влияние на молодого Пако. (В сольном концерте де Люсия в Карнеги Холл в 1970 году явно прослеживались некоторые интонации стиля Сабикаса...) Уже в 1967 году Пако записывает La Fabulosa и Fantasia Flamenco, потом сразу же десять записей с певцом Ла Исла.
Певец и фламенко
Встреча Пако с Камароном Ла Вела надолго связала их в музыке. Они сделали десять совместных альбомов. Последняя запись - в 1992 году, перед смертью Ла Исла. Новый стиль Пако де Люсия стал очевиден в EI Duende Flamenco De Расо de Lucia (1972), Fuente Y Caudal (1973), включая хит Entre Dos Aguas, и Almoraima (1976). Сам Пако не хотел записываться, как певец: "Два маленьких лирических стиха в альбоме, посвященном моей матери - набросок того, как должен исполнять их настоящий певец, который сделает это гораздо лучше меня. Мое пение лишь основа для настоящего певца, но я даю неожиданные акценты и нюансы, которые великий певец с блеском потом использует".
Про новый альбом:
"Прежде чем начать работу над альбомом, надо прежде всего понять, что вы уже сделали, что прочувствовали и выразили в музыке, чтобы он не стал повторением пройденного, бледной копией того, что уже сделано. Каждый раз, когда я начинаю новый альбом, я говорю себе: ты должен удивить слушателя, отдать ему что-то новое. Может, даже, чему-то научиться. И у самого слушателя. Может поэтому (а может от лени?) я выпускаю не так много альбомов (раз в восемь лет). Этому мешает и моя гастрольная работа, некогда задумываться над новыми идеями. Ведь для обдумывания концепции альбома я должен закрыться в комнате, чтобы мне никто не мешал. Что я и делаю, закрываясь в своем доме месяцев на семь. Никого не принимаю, и вот - готов новый альбом".
О матери:
"А этот альбом я посвятил святой женщине - моей матери. Она была уже долгое время в больнице (больше шести месяцев), и я эти месяцы сидел взаперти и писал для нее. Хотя навещал ее каждое утро и проводил с ней несколько часов, а потом вечером и ночью работал над альбомом. Он пропитан страданием, так как я видел ежедневно ее страдания, и пропускал их сквозь мою музыку. Кто-то проговорился матери, что последний альбом я делаю для нее, и на ее глазах появились слезы, а на губах - улыбка. Я назвал альбом Luzia! Так как она португалка, и я хотел подчеркнуть ее происхождение, написав имя по-португальски, через Z. Считаю, что сделал все, как музыкант, чтобы увековечить память этой замечательной женщины. В создании этого альбома я применил множество не характерных ранее для меня аккордов, новых мелодий, и они были порождены не только мной, но и моей умирающей мамой..."
О гитаре:
"Я не могу жить без гитары, несмотря на то, что это трудный и неблагодарный инструмент. Вы работаете над чем-то, оттачиваете технику, наконец добиваетесь, по вашему мнению, совершенства, потом берете в руки гитару и понимаете, что ничего делать вы не умеете, и надо все начинать сначала. Это мистика, колдовство, действие черной магии? Не знаю. Но такое бывает. Тогда начинаешь мучительно искать причину неудачи, а она иногда оказывается очень простой - сломался ноготь. И я из-за такого пустяка терплю неудачу? Ужасно!
Я могу иметь дело только с испанской гитарой. Как-то раз, будучи изрядно выпивши, полез на эстраду в одном ресторанчике и начал играть на электрической гитаре. Как играл, рассказывать не буду. Но мои большие ногти были изодраны жесткими металлическими струнами. Больше я таких экспериментов не делал. Игра на электрической гитаре очень интересна. Звучание струн более продолжительное, и у вас есть возможность подумать, что играть дальше. У акустической гитары такого преимущества нет. И поэтому она более сложна.
Вообще, мои отношения с гитарой очень не простые. У гитары ужасный характер, и мы часто конфликтуем".
Музыка третьего сорта?
'Уж не знаю почему, но фламенко считается третьесортной музыкой плебса, толпы, посетителей трактиров. Дескать, музыка цыган, путан, изгоев. Но меня это не огорчает. Для меня высшая похвала, когда кто-то из посетителей паба, вытерев пену с усов, скажет: "Пако де Люсия - настоящий мастер! Он лучше всех играет на гитаре". А другой добавит: "Когда Пако играл в моем доме, над его головой расцвел нимб!" Эти простодушные и искренние замечания мне дороже заумных статей о моем творчестве в музыкальных журналах. Эти люди понимают самую душу фламенко, ее суть и внутреннее благородство, а это главное".
Отрывки из недосказанного:
"Испания - моя родина, Испания - мои корни, здесь я дома на любом кусочке испанской земли.
Здесь я вижу в первом ряду никак не меньше пятидесяти замечательных гитаристов. И для них я играю тоже...
Но сейчас у меня затяжная форма лени. Знаете, как это бывает: сегодня говорю себе: "начинаю работать", завтра, - "а может подождать еще немного"... И так далее. Тем более, в голове зреет нечто необычное, я бы сказал "прохладный фламенко" Нонсенс? Так я улягусь на диване в тенечке, обложу себя льдом, и буду сочинять что- нибудь прохладное, вроде пива со льдом...
Думаю, сейчас положение фламенко в музыкальном мире очень хорошее. Есть много музыкантов, замечательных виртуозов, работающих в этом стиле. Мы начинали, копируя великих мастеров прошлого, потом сами пошли дальше. Сейчас у молодежи есть мы, есть старые мастера, так что пусть к новому открыт. И многие записи молодых музыкантов просто поражают раскованностью, умением сочетать традиции с самыми новыми направлениями фламенко. Это радует безмерно. Фламенко живет и развивается. Каждый хочет стать новатором, и, кто знает, может через 60 лет нас назовут старыми маразматиками, ни черта не смыслившими в нем".
О жизни:
"Когда мне было двадцать, я думал, что вот достигну пятидесяти лет и все познаю. Пришел, увидел, что горизонт ушел еще дальше, и снова надо шагать и шагать, чтобы хоть на йоту приблизится к нему. Сначала я почувствовал боль и разочарование, потом понял, что могу доставать до самых дальних горизонтов с моим фламенко, у которого границ нет. В том числе и горизонта".
Материал подготовил Виктор Леденев
Jazz-Квадрат, №4/2004
|