weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Paco de Lucia - Мозаика в стиле фламенко

JazzQuad.ru

Paco de Lucia

От судьбы не уйдешь

Куда податься было маленькому Пако де Люсия, урожденному Франсиско Санчес Гомес, кроме как в гитаристы? Отец - Антонио Санчес - гитарист фламенко, брат Рамон - тоже, брат Пеп - певец фламенко. Ну, кем еще он мог стать, от рождения живя в ритме фламенко? Можно предположить (жаль что этого не сделали медицинские светила), кровь в жилах Пако де Люсия тоже течет в ритме фламенко. А уж технике игры ему было у кого поучиться - учителей, хоть отбавляй. Вот и говорите потом о предопределенности (или нет) судьбы. У кого как, а у Пако она была заложена еще до его рождения. Жить среди фламенко, впитывать его всеми чувствами ребенка - наилучший метод, высшая школа создания гениального музыканта.

Но отец вовсе не был звездой фламенко. Мало 'того, он не был даже профессиональным музыкантом, он был чернорабочим, и гитара приносила ему лишь побочный заработок. Правда, старшие братья играли профессионально, и первый раз Пако выступил вместе с ними нa радио Альхесирас.

Пако де Люсия об учебе

"Обучение фламенко идет не от одного человека, оно идет от всей окружающей вас среды. Вы слушаете музыку, создаваемую другими, вслушиваетесь в нее, учась у людей, окружающих вас, которые охотно делятся своимиi секретами. Во фламенко нет традиционного понятия учитель-ученик, все гораздо сложнее. Это лежит в самой музыке фламенко и внутри нас. Музыка фламенко - музыка цыган, а цыгане - анархисты, их не ycrpaивают обычные пути. Мы не вычисляем музыку, не анализируем ее, не ходим в школу, чтобы узнать, почему надо играть так или иначе. Мы живем музыкой, а она - внутри нас. Если этого нет - нет и музыканта!"

О фламенко

"Происхождение слова фламенко - история запутанная и неясная. Есть много теорий, откуда оно пришло и как прижилось в мире. Одни считают, что пришло оно из Фламандии, хотя ы 16 веке всех прибывавших в Испанию иностранцев называли фламандцами, так что тут есть некоторая неувязка. Другие предполагают, что фламенко произошло от арабской фразы felah mengu, что в довольно вольном переводе означает "Свободный полет". Но что является бесспорным, так это то, что фламенко является сложнейшей смесью разных культур - цыган, мусульман, евреев, населявших тогда Андалусию. Опытный музыкант может даже в современном фламенко услышать отголоски национальных мелодий этих народов. Родилась сложная многозональная, многостилевая культура, вроде американского блюза. Фламенко включает в себя звучание гитары, пение и танец, имеет свои мощные ритмы и богатейшие эмоции. Эт0 делает фламенко совершенно самостоятельным и ярким явлениям мировой культуры. Фламенко - это стиль жизни большого количества людей на земле. Он - их Бог".

Вундеркинд

В 11 лет Пако де Люсия совершилi первое публичное выступление и сразу же получил приз на соревновании фламенко в Джерез, а в 14 уже гастролировал с известной танцовщицей фламенко Джос Греко и ее труппой. Во время гастролей в США он услышал гитариста в стиле фламенко Сабикаса, который оказал значительное влияние на молодого Пако. (В сольном концерте де Люсия в Карнеги Холл в 1970 году явно прослеживались некоторые интонации стиля Сабикаса...) Уже в 1967 году Пако записывает La Fabulosa и Fantasia Flamenco, потом сразу же десять записей с певцом Ла Исла.

Певец и фламенко

Встреча Пако с Камароном Ла Вела надолго связала их в музыке. Они сделали десять совместных альбомов. Последняя запись - в 1992 году, перед смертью Ла Исла. Новый стиль Пако де Люсия стал очевиден в EI Duende Flamenco De Расо de Lucia (1972), Fuente Y Caudal (1973), включая хит Entre Dos Aguas, и Almoraima (1976). Сам Пако не хотел записываться, как певец: "Два маленьких лирических стиха в альбоме, посвященном моей матери - набросок того, как должен исполнять их настоящий певец, который сделает это гораздо лучше меня. Мое пение лишь основа для настоящего певца, но я даю неожиданные акценты и нюансы, которые великий певец с блеском потом использует".

Про новый альбом:

"Прежде чем начать работу над альбомом, надо прежде всего понять, что вы уже сделали, что прочувствовали и выразили в музыке, чтобы он не стал повторением пройденного, бледной копией того, что уже сделано. Каждый раз, когда я начинаю новый альбом, я говорю себе: ты должен удивить слушателя, отдать ему что-то новое. Может, даже, чему-то научиться. И у самого слушателя. Может поэтому (а может от лени?) я выпускаю не так много альбомов (раз в восемь лет). Этому мешает и моя гастрольная работа, некогда задумываться над новыми идеями. Ведь для обдумывания концепции альбома я должен закрыться в комнате, чтобы мне никто не мешал. Что я и делаю, закрываясь в своем доме месяцев на семь. Никого не принимаю, и вот - готов новый аль­бом".

О матери:

"А этот альбом я посвятил святой женщине - моей матери. Она была уже долгое время в больнице (больше шести месяцев), и я эти месяцы сидел взаперти и писал для нее. Хотя навещал ее каждое утро и проводил с ней несколько часов, а потом вечером и ночью работал над альбомом. Он пропитан страданием, так как я видел ежедневно ее страдания, и пропускал их сквозь мою музыку. Кто-то проговорился матери, что последний альбом я делаю для нее, и на ее глазах появились слезы, а на губах - улыбка. Я назвал альбом Luzia! Так как она португалка, и я хотел подчеркнуть ее происхождение, написав имя по-португальски, через Z. Считаю, что сделал все, как музыкант, чтобы увековечить память этой замечательной женщины. В создании этого альбома я применил множество не характерных ранее для меня аккордов, новых мелодий, и они были порождены не только мной, но и моей умирающей мамой..."

О гитаре:

"Я не могу жить без гитары, несмотря на то, что это трудный и неблагодарный инструмент. Вы работаете над чем-то, оттачиваете технику, наконец добиваетесь, по вашему мнению, совершенства, потом берете в руки гитару и понимаете, что ничего делать вы не умеете, и надо все начинать сначала. Это мистика, колдовство, действие черной магии? Не знаю. Но такое бывает. Тогда начинаешь мучительно искать причину неудачи, а она иногда оказывается очень простой - сломался ноготь. И я из-за такого пустяка терплю неудачу? Ужасно!

Я могу иметь дело только с испанской гитарой. Как-то раз, будучи изрядно выпивши, полез на эстраду в одном ресторанчике и начал играть на электрической гитаре. Как играл, рассказывать не буду. Но мои большие ногти были изодраны жесткими металлическими струнами. Больше я таких экспериментов не делал. Игра на электрической гитаре очень интересна. Звучание струн более продолжительное, и у вас есть возможность подумать, что играть дальше. У акустической гитары такого преимущества нет. И поэтому она более сложна.

Вообще, мои отношения с гитарой очень не простые. У гитары ужасный характер, и мы часто конфликтуем".

Музыка третьего сорта?

'Уж не знаю почему, но фламенко считается третьесортной музыкой плебса, толпы, посетителей трактиров. Дес­кать, музыка цыган, путан, изгоев. Но меня это не огорчает. Для меня высшая похвала, когда кто-то из посетителей паба, вытерев пену с усов, скажет: "Пако де Люсия - настоящий мастер! Он лучше всех играет на гитаре". А другой добавит: "Когда Пако играл в моем доме, над его головой расцвел нимб!" Эти простодушные и искренние замечания мне дороже заумных статей о моем творчестве в музыкальных журналах. Эти люди понима­ют самую душу фламенко, ее суть и внутреннее благородство, а это главное".

Отрывки из недосказанного:

"Испания - моя родина, Испания - мои корни, здесь я дома на любом кусочке испанской земли.

Здесь я вижу в первом ряду никак не меньше пятидесяти замечательных гитаристов. И для них я играю тоже...

Но сейчас у меня затяжная форма лени. Знаете, как это бывает: сегодня говорю себе: "начинаю работать", завтра, - "а может подождать еще немного"... И так далее. Тем более, в голове зреет нечто необычное, я бы сказал "прохладный фламенко" Нонсенс? Так я улягусь на диване в тенечке, обложу себя льдом, и буду сочинять что- нибудь прохладное, вроде пива со льдом...

Думаю, сейчас положение фламенко в музыкальном мире очень хорошее. Есть много музыкантов, замечательных виртуозов, работающих в этом стиле. Мы начинали, копируя великих мастеров прошлого, потом сами пошли дальше. Сейчас у молодежи есть мы, есть старые мастера, так что пусть к новому открыт. И многие записи молодых музыкантов просто поражают раскованностью, умением сочетать традиции с самыми новыми направлениями фламенко. Это радует безмерно. Фламенко живет и развивается. Каждый хочет стать новатором, и, кто знает, может через 60 лет нас назовут старыми маразматиками, ни черта не смыслившими в нем".

О жизни:

"Когда мне было двадцать, я думал, что вот достигну пятидесяти лет и все познаю. Пришел, увидел, что горизонт ушел еще дальше, и снова надо шагать и шагать, чтобы хоть на йоту приблизится к нему. Сначала я почувствовал боль и разочарование, потом понял, что могу доставать до самых дальних горизонтов с моим фламенко, у которого границ нет. В том числе и горизонта".

Материал подготовил Виктор Леденев
Jazz-Квадрат, №4/2004


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин