Сессионный гитарист, герой экстремального рока, мастер свинга и вестерна, инструменталист саундтреков к фильмам - John 5 многосторонний мастер гитары. Fender уже выпускают его именные модели гитар черного цвета. John больше всего известен как гитарист у Marilyn Manson, но у него также имеется впечатляющий послужной список работы с K.D. Lang, David Lee Roth, Ozzy Ozbourne и многими другими.
Это интервью было дано после выхода первого сольного альбома "Vertigo", который уверенно поставил John 5 в ряд с гитарными легендами.
Было бы интересно узнать о Вашем прошлом, группах в которых Вы играли, местных площадках, на которых Вы выступали в Мичигане, и о ранних влияниях.
Я вырос в богатом районе Детройта, Гросс Пойнт Сити. Мои родители не были музыкальными, в том плане, что они ни на чем не играле, но они постоянно слушали музыку. Я помню, как смотрел комедийное шоу Monkees, и мне очень нравилась их музыка.
Когда я увидел Jimi Hendrix в первый раз, это был момент. Я был загипнотизирован, настолько он был ярким, грациозным и подвижным, когда играл… это было прекрасно… замечательно. Я любил Kiss и мне всегда нравилась музыка кантри… и нравится до сих пор.
Наконец, я оказался в группе, и мы играли в маленьких клубам по пригородам Детройта, и это были не самые лучшие районы города. Это были клубы типа Harpos, Ritz, Limelight и New York New York... наверно их давно уже нет. Как бы то ни было, по прошествии времени я понял, что выступления в этих местах, в долговременной перспективе оказались отличным практическим опытом.
Что заставило вас взяться за гитару?
Я думаю, я завелся, увидев таких музыкантов, как Hendrix. Почему-то гитары меня манили… а точно также я мог бы повестись на что-то вроде скейтборда. Вобщем, мои родители всегда меня поддерживали и купили мне мою первую гитару, маленькую дешевую акустику Silvertone в универмаге Sears. Как только они поняли, что я серьезно отношусь к музыке, они купили мене кремовый Fender Stratocaster 76 или 77 года... у него была черная накладка и белые звукосниматели. Все, что я делал, играл, и постоянно вдохновлялся таким группами как Van Halen. Я играл так много, что моя левая рука выросла больше, чем правая… Я играл днями напролет… растягивая свою левую руку в обе стороны по грифу!
О, и я должен признаться в ужаснейшей вещи, что я когда-либо сделал в отношении гитар. Когда Van Halen стали популярны, мне просто был необходим Kramer как у Eddie Van Halen... Я не просто хотел такой же, я в нем нуждался… и что я сделал? Я обменял мой Stratocaster, который в 1984 году мне подписал Stevie Ray Vaughan… какая глупость… на Kramer!!??! Если вы когда-нибудь увидите этот Stratocaster, дайте мне знать… Я хочу его вернуть!
Вы были сессионщиком и играли со многими великими музыкантами.
Я никогда особо не мечтал стать рок-звездой. Я всегда хотел быть сессионным гитаристом. Если вдуматься, сессионный гитарист оказывает во множестве групп и играет во всех всевозможных стилях… и это то, что я хотел. Я просто любил играть на гитаре и хотел научиться всему, чему можно, и не был заинтересован только рок-н-роллом… джаз, вестерн, свинг, блюз… что угодно, я хотел все это играть. Кроме того, я не люблю перелеты, поэтому игра в студии, на одном и том же месте, отлично вписывалась в мои планы. Для меня профессия студийного музыканта была замечательной работой. Одна из моих первых и труднейших сессий была с John Wetten... это было тяжело. Мне было 18 лет, я должен был играть на 12-струнке и очень хотел впечатлить его и сыграть круто.
Как часто Вы занимаетесь, и какие у Вас упражнения (на скорсть, гаммы, и т.д.)?
Я постоянно занимаюсь и до сих пор беру уроки. У меня тотальная любовь к гитаре. Это немного пугает, потому что я просто не знаю, как заниматься еще чем-то. И я не хочу заниматься чем-нибудь еще. Я просыпаюсь, и практически каждый день час пишу музыку и занимаюсь или играю по шесть часов – правда не подряд, но если сложить все время получается безумное «пилилово» целый день. Я люблю записываться и играю много джаза и кантри. Я все больше и больше проникаюсь джазом. Он немного присутствует на моем новом альбоме «Vertigo».
Что Вы посоветуете читателям?
Я думаю, самое важное для любого музыканта, не только для гитаристов, заниматься тем, что вам нравится. Если вам нравится Ozzy, то не играйте ничего кроме Ozzy. Если вы барабанщик, которому нравится Terry Bozzio, играйте Bozzio. Поступая так, вы действительно познакомитесь со своей гитарой, барабанами – на чем бы вы не играли – и выстроите связь между сознанием и телом. Исполнение станет естественным. Если вы не сделаете занятия приятными, поступая подобным образом, вы скорее всего завяжете или будете продвигаться не очень быстро… Играть только гаммы целый день скучно. Мне всегда нравилось учиться, потому что знание – сила, и как я сказал учитесь тому, что приносит вам.
Как Вы оказались у Marilyn Manson?
Я играл с David Lee Roth (Van Halen) и Rob Halford (Judas Priest), а Marilyn Manson был хедлайнером шоу. Я был на подъеме, потому что я большой фэн Manson и не мог дождаться, чтобы увидеть его живьем. Но Manson отменил шоу, и я был очень разочарован. Когда я вернулся в Лос-Анжелес, его менеджер, Tony Ciulla, позвонил мне и пригласил на ленч, на собеседование, и я был с ходу принят на должность гитариста Marilyn! Именно Marilyn дал мне имя John 5.
Известно, что Вы увлекаетесь vintage guitars гитарами, и у Вас их очень много.
Да, у меня 86 инструментов, преимущественно гитары, но также есть банджо, стил-гитары и мандолины. Одна из моих любимых гитар – это 1964 Fender Custom Telecaster цвета санберст с белой окантовкой – красивая гитара в отличной форме! Что еще… У меня множество Telecaster, и я хочу собрать по одному на каждый год. В данный момент у меня '64, '66, '68, '69, '70, '71, '72, '73, '78, '90, '91, '93 и '94. И они все как новые. Я очень бережно к ним отношусь и удостоверился, что они в полностью оригинальном состоянии отдав перед покупкой на экспертизу специалистам Norman's Rare Guitars и Fender.
Расскажите о Fender John 5 Telecaster.
Есть две модели John 5 в серии Fender Artist. Оба черные с белой окантовкой. У одного тремоло Bigsby, датчик Hot Rails, ясеневый корпус и палисандровая накладка, а у другого J5 стандартный бридж, хамбакер Fender Enforcer в бриджевой позиции и нековый датчик Custom Shop Twisted Tele. У этих гитар голова грифа отличается от любых других гитар Fender. Я помог Fender разработать гитару по моему вкусу, и соотвествующей моей потребности исполнять бенды за верхним порожком.
Fender также сделали акустику J5 Artist, это черная гитара с двойной белой окантовкой и одним вырезом. На пятом ладу инкрустация «5» и это очень клево. Если вам нужны точные спецификации и изображения гитар, вы можете посмотреть их на сайте Fender. Я люблю Fender!
Ваш диск «Vertigo» это откровенная инструментальная демонстрация виртуозной гитары. Это Ваш первый сольный проект?
Да. Я люблю делать инструментальную музыку и я люблю скоростную игру. Как приглашенный музыкант я не мог в такой степени показать свое умение играть, и альбом «Vertigo» помогает его продемонстрировать. Одна из моих больных мозолей – это неровная или неряшливая игра, хотя похоже, что она постоянно в моде. Я всегда стремлюсь играть чисто, чтобы вы могли слышать каждую ноту, дать ей собственный смысл, особенно при скоростной игре. Я думаю, это приносит мне трудности, но если и есть какой-то фирменный звук, которого я хочу добиться, то это именно он – чистая, но реактивная гитарная игра… практически переигрывание.
У Вас есть планы насчет акустического альбома?
Точно так же, как мне нравилось играть у Manson, мне нравится акустическая музыка. Мне хотелось бы записать инструментальную гитарную музыку, в которой акустическое звучание переплеталось бы с электрическим. Так делают музыканты блюграсс, и когда это сыграно правильно и быстро, это красиво… очень круто.
Что Вы слушаете в данный момент?
Сейчас у моей машины разбито окно, поэтому у меня в ней всего три диска… посмотрим, у меня есть «Best of Les Paul, the 20th Century Masters CD», Buckethead и бокс-сет Beatles, изданий Capitol. Туда входит их первый альбом записей на Capitol ”Meet the Beatles", "The Beatles Second Album", "Something New" и "Beatles '65". Еще у меня в машине мой Telecaster и немного грима. У меня всегда при себе гитара.
Если бы вы очутились на необитаемом острове и могли бы взять с собой только пять дисков, что бы это были за артисты?
Вау, это не так просто… ладно, я бы взял Beatles "Revolver", первый альбом Van Halen "Women and Children First", Kiss "Alive II”, Eagles "Hotel California" и... (долгая пауза)... Человек в черном! Johnny Cash "At Folsom Prison"!
Расскажите о Loser – кто они, как собрались в месте и какие планы на запись и гастроли в 2005 году?
У Loser есть отличные песни и отличные певец. Я вижу Loser как большую стадионную группу… продукт MTV. Я также был бы не против гастролей по стране и мастер-классов в Guitar Center. А сейчас, к слову сказать, у меня в разгаре запись нового проекта!
Каково было работать с такими разными артистами как с K.D. Lang в ее мировом туре 1996 года и с Manson?
С K.D. я играл в основном в мажорных тональностях и на акустической гитаре. У Manson, как вы знаете, музыка намного более агрессивная. Но и в студии и на сцене, я всегда стараюсь играть как можно более совершенно, извлекая каждую ноту ровно и оставаясь в точном строе. Если у меня и есть стремление к фирменному звуку, то это идеальное извлечение нот. Все на своем месте… (смеется). У меня дома точно также, никакого беспорядка.
Любимые концерты последнего времени, на которых Вы играли или были зрителем?
Да, множество любимых концертов, но я могу выделить несколько… Концерт тура Roling Stones 1991 года Tattoo You, в котором были Santana и Iggy Pop, в Pontiac Silver Dome был великолепен. Гастроли с K.D. Lang были чудесными, она великолепный артист. Manson в Mexico City, где аудитория была огромная, публика выглядела как муравьи… это было очень впечатлюще. Мне также очень понравилось выступление с Marilyn в Sydney Opera House, в Австралии.
Вы слышали новости о том как Dimebag Darrell был убит на сцене?
Да, это самый печальный день для металла. Он был великолепным гитаристом и другом. Его застрелили в упор, и охранник был убит. Это шок. Мы с Dimebag должны были сниматься для обложки Total Guitar. Через годы его будут помнить как одного из богов металла. Это огромная потеря.
Если бы у Вас была возможность сыграть с любым великим музыкантом, кто бы это был?
Без сомнения, это будет гитарный бог Albert Lee!
Расскажите о Вашем текущем проекте.
Я работаю над новым альбомом. Это будет в основном новый материал, но я хочу поместить на него и пару клевых каверов. Лучшее в этом проекте то, что я записываю его с некоторыми очень звездными специальными гостями, но в данный момент это тайна! Я очень воодушевлен этим проектом и горд тем, что в нем участвуют такие великие гитаристы и люди, перед которыми я преклоняюсь.
Где бы Вы хотели оказаться через двадцать лет?
Я хочу быть там, где я сейчас! Я очень счастлив! Я так счастлив, что надеюсь, что буду заниматься тем же… играть на гитаре для людей, ценящих мою игру… У меня отличная подружка… Мне очень здорово!
Rick Landers
January 06, 2005 modernguitars.com
перевод - Александр Авдуевский (guitars.ru)
|