|
Джефф Бек: "Лучшая теория - это практика!" |
Music.com.ua
Джефф Бек - артист, чья непредсказуемость стала притчей во языцах. Пионер белого английского блюза (Yardbirds), один из зачинателей хэви-метал (первый состав Jeff Beck Group), музыкант, перелопативший кучу стилей, - от фанка и рокабилли до джаз-фьюжн и соула, один из первых, кто скрестил гитаризм с электронщиной и прочая, прочая, прочая, Джефф Бек на протяжении вот уже 35 с гаком лет продолжает радовать не только поклонников своего творчества, но и критиков, любителей все по полочкам разложить. Вне зависимости от игровой ситуации Маэстро остается самим собой. Его сложно с кем-либо спутать.
|
Jeff Beck and Gary Hoey at Starlight Theatre in Kansas City, MO/Fhoto: flickr.com |
Последняя работа гитариста получила лаконичное название «Jeff» Записана при участии кудесников-электронщиков Apollo 440 и Дина Гарсиа, клавишника-композитора Тони Хаймаса, хэви-метал ремискера Майка Барбьеро, а также композитора и продюсера Энди Райта. Маятник музыкальный настроений диска колеблется от забойного джангла до полномасштабных оркестровок. Немного блюза, немного хип-хопа и R&B, немного Sly Stone и The Beach Boys... Есть даже переложение болгарской фолк-мелодии. И, конечно, потрясающая гитарная работа мистера Бека. Для тех, кто не в курсе: трэк «Plan B» с альбома «Jeff» отмечен на последнем «Грэмми» в категории «Лучший рок - инструментал».
- Мистер Бек, Ваша новая пластинка закончена и предъявлена слушателю. Как настроение?
- Радости особой не испытываю. Вымотался. Настолько, что новый диск тихо ненавижу. Да, когда все начиналось в виде отдельных демок и набросков, мое отношение к работе было совершенно иным. Вдохновение - штука тонкая. Тебя озаряет, делаешь черновики, а потом рутина засасывает. Бывает, теряешь к работе всякий интерес. Застой - вот первое слово, которое приходит на ум (смеется).
- Как нарабатывался материал?
- Ассистировал Энди Райт. Все прямиком сгонялось в компьютер. Сначала придумывался гитарный рифф, оформлялась композиция в общих чертах. Потом подыскивались подходящие лупы ударных и партии других инструментов, чтобы услышать, как материал звучит в черновике. И только потом композиция переписывалась вживую. Гораздо проще и быстрее было бы сочинить вещь и сразу пригласить живых музыкантов в студию. С людьми всегда интересней работать. Есть человеческий контакт. А машина? Ты можешь просидеть за ней часами и не сделать ничего путного. После записи «Jeff» я возненавидел звучание моей гитары. Честное слово, это последний раз, когда я пишу альбом при помощи «мышки».
- Как Вы вышли на Дэвида Торна (известный гитарист-экпериментатор, сотрудничавший с Беком на «Jeff». - прим. ред.)?
- Его компакт прислал мне приятель из Нью-Йорка, который специализируется на всяких фриках и каждые полгода поставляет мне новые записи. Говорю себе: «Ну, и что такое «SPLaTTeRCeLL»?. Потом ставлю диск: «Ба! Парень толковый. Мне как раз такой и нужен». Мы созвонились, и я выслал Торну пару трэков в разобранном виде.
- Мистер Бек, как композитор, Вы обычно пляшете «от гитары»?
- Безусловно. Сначала придумываю основную гитарную дорожку, сажусь в машину - и пулей в студию. Обычно идеи не откладываются в долгий ящик. Я всегда был импульсивным музыкантом. Если не сейчас, значит никогда. Когда работаешь с кем-то другим в студии, то соло, подклады и гитарные заполнения - все это сочиняется сходу. Я так привык.
- Похоже, Ваш старый материал, например, «Blow by Blow» или «Wired», по характеру более сырой.
- Верно. Эти вещи мы нарабатывали долгое время и потом забраковали. Однажды я и говорю: «Песни классные в том виде, как есть. Давайте запишемся и не будем заморачиваться. Будь, как будет». Так работали в стародавние времена. Именно таким образом в наши дни работают, к примеру, White Stripes. Практически уверен, что они не катают по году одну и ту же песню, а просто садятся в студию и записываются с первого дубля.
- Джек Уайт был героем прошлого номера Guitar Player. Вы, говорят, знакомы лично...
- Да. Я пригласил White Stripes сыграть совместный концерт в Festival Hall. Они были невероятны. Прихожу как-то на репетицию, а ребята написали на бас-бочке красной краской «Yardbirds». Думаю: «Хорошенькое дело! К кому это на концерт они собираются (смеется)?». Джек - молодца! Отличный парень и музыкант. Простота и сырой саунд ударных - 50 процентов от того, что такое White Stripes. В их песнях есть смысл. Они всем показали, каким должен быть настоящий рок-н-ролл. Группа работает в студии живьем, без каких бы то ни было накладок. Прекрасная музыка, сыгранная живыми людьми. В студии White Stripes принципиально используют старое оборудование. Никаких компьютеров.
- Ваша музыкальная карьера развивалась параллельно с развитием звукозаписывающих устройств - от 4-дорожечного магнитофона до Pro Tools (примеч. переводчика: софт и «железо» для работы со звуком). Как считаете: технология приближает или, наоборот, удаляет людей от музыки?
- Технология, по-моему, ведет в тупик. Почувствовал это на собственной шкуре. Иногда машины могут подсказать верное решение, но в большинстве случае заводят в глубокие дебри. Вот, говорят, что ныне самый бесталанный человек может записать классную пластинку. На мой взгляд, это мнение глубоко ошибочно.
- По вашему выходит, что НТП - главный враг звукорежиссуры?
- Именно. Технология приучает к лени. Это совсем не есть хорошо.
- В состав вновь созданного гастрольного трио вошли Терри Бозио и Тони Хаймас. Хотите вернуться во времена «Guitar Shop» (одна из самых громких работ Мастера, записанная при участии Бозио и Хаймаса)?
- Есть желание показать слушателю, как это было. 1989-й и 1990-й пролетели, как один день: альбом, турне и небольшие гастроли с Сантаной. У людей, которые нас до этого не слышали, появится еще один шанс. Мы стали более зрелыми в исполнительском плане.
- Тогда какой был резон расходиться и собираться снова? Играли бы себе...
- Разочарование по поводу столь долгого восхождения альбома на первые места. Гастроли удались на славу, что и говорить. После ни у кого не было ни малейшего желания возвращаться в студию. Тони, главным образом, - джазмэн и человек эксперимента. На тот момент он потерял всякий интерес к дальнейшему сотрудничеству.
- А правда, что у Вас нет формального муз. образования?
- Ну, я пару брал уроки ф-но и даже знаю, что такое до-мажор (смеется).
- У Вашей музыки есть определенная концепция?
- Я внимательно прислушиваюсь к окружающим меня звукам, стараясь воспроизвести их всеми доступными средствами. Музыка должна идти от души.
- И джаз Вы играете от души?
- О, да! Ты можешь и не знать, что такое «пониженная пятая ступень аккорда». Но ведь не это главное. Лучшая теория - это практика, на мой взгляд. Помню, летим мы как-то со Стивом Кайндлером из Mahavishvu Orchestra. Я дико комплексовал в их компании. А Стив и говорит: «Ну, не знаешь ты, что такое «такт», так и парься. Знаешь, мы все за тебя очень переживаем». Я - ему: «Такой там такт. Я даже не знаю ни одного аккорда». Вернее, я знаю, как звучит аккорд, но не знаю его обозначения. Вообще, если ты не в состоянии перенести настроение прямиком в произведение, значит ты - плохой музыкант. И теория тут не при чем.
- Вы участвовали в записи последнего CD «Yardbirds» «Birdland». Не хотите поделиться впечатлениями?
- С удовольствием. Они не разучились играть вместе. Есть еще порох в пороховницах. Однако, звучание «под старину» меня лично совершенно не устраивает. Здорово было увидеть всех снова в бодром здравии и расположении духа. После того, как меня турнули из команды, прошло ведь без малого 35 лет (смеется).
- По поводу студийной сессии 1967-го года «Beck`s Bolero» с участием Джимми Пейджа, Джона Пол Джонса и Кейта Муна сложено немало легенд. Как думаете, что могло бы выйти из этого состава?
- Если бы да кабы... Все были в шоке, когда Кейт сказал: «Я остаюсь в The Who. Мы настолько притерлись друг к другу - и тут... Кейт надевает темные очки и говорит: «Пока». Что было, то было. Его никто не винит. В ту пору The Who были на подъеме. Надо быть очень смелым человеком, чтобы отказаться от успешной команды ради призрачных перспектив. По-моему, Кейт хотел лишь положить конец диктатуре Пита, уйдя к нам. Мы дали ему эту возможность.
- И после стольких лет...
- ... звучит грандиозно, не находите?
- Джими Хендрикс не раз признавался в том, что Ваша манера и стиль времен Yardbirds оказали на него колоссальное влияние.
- Да, я слышал.
- В некотором смысле Experience продолжили и углубили линию бековских Yardbirds. Вспоминаете о том времени?
- Время было ужасное. В самом деле. Джими тут не причем. Однако его команда убрала нас, задвинула в дальний угол. Причина, конечно, в нас. Не в публике. С утра звонит любимая девушка: «Как, ты еще не слышал Джими Хендрикса?». Представляете мое состояние? Я поссорился со всеми и вся, остался практически на мели. У меня был кассетник, один из первых. Сижу в своем «Корветте», слушаю записи, пытаюсь понять, что делать дальше - ни одной дельной мысли.
Я хотел подружиться с Джими. Хотя бы на уровне «привет-привет». Однажды, когда мы вместе ехали на сейшен в Нью-Йорк, такая возможность представилась. Джими сидел за рулем. Думаю: «Блин, наверное, это один из самых грандиозных моментов в моей жизни!». Мы разговорились по душам. А потом, через пару дней, из газет узнаю, что Джими больше нет. Вот так. Жизнь дается один раз. Используй каждый момент.
- На тему «Если бы Джими был бы жив...» существует куча всевозможных версий и толкований.
- Не хочу говорить об этом. Последнее выступление Хендрикса на острове Уайт - унылое зрелище. Наглядное воплощение лозунга «Live fast, die young». Джими сгорел заживо. Что бы он делал, останься жив?.. Вот Эдди Кокрэн. Чем бы он сейчас занимался? Или Джин Винсент. К концу своей карьеры он начал такие номера откалывать, просто жуть! Все мы меняемся.
- Только что мы говорили о том, как порой бывает непросто наблюдать за чужими достижениями. А ведь и Вы не раз стояли на пороге большого успеха. Славы боитесь?
- Видимо, да. Большой ошибкой в свое время было отказаться от Вудстока (с «Jeff Beck Group»). Думал, что наш материал не рассчитан на широкую аудиторию. Ошибку признаю. Именно она привела к расколу в группе. Ронни (Вуд) и Род (Стьюарт) взбунтовались и взяли самоотвод. Правильно, по-моему, поступили (смеется).
- Смерть Хендрикса и других звезд - результат излишеств рок-н-ролльного образа жизни. Инстинкт самосохранения и боязнь успеха в Вашем случае, похоже, одно и то же.
- Видимо, Вы правы. Вудсток снимали от и до. Мы к этому не были готовы. Плюс ко всему не было опыта игры на мощной аппаратуре. Так, пару колонок по краям сцены. Мы были блюзовой командой, экспериментальной блюзовой командой.
- Очень перспективной...
- Очень и очень перспективной командой. Мы шли по правильному пути. Все только оформлялось, и запись я считал преждевременной. Когда предложили выступить на Вудстоке, я подумал: «В следующий раз. Как-нибудь». Рон и Род посчитали, что я умышленно похерил представившийся шанс. Примерно то же самое происходило и в другие периоды. Вот, вероятно, почему я до сих пор здесь.
- Вы выступаете вот уже более трех десятков лет и признаны одним из самых влиятельных гитаристов в мире. В то же время ведете относительно нормальный образ жизни, ни в чем таком не были замечены.
- «Все такое» мне всегда было чуждо. Если не хочешь никуда ехать, выйди из автобуса. Постоянно вспоминаю слова моей матери, которая говорила: «Не пытайся оседлать большую лошадь, чтобы казаться самому себе великим». А я говорил: «Да, ладно. Я хочу стать великим». Только с годами понял истинный смысл ее слов. Бьешься головой о стену, тебе больно, а потом думаешь: «Мамочка, а ты была права».
Перевод и адаптация текста - Андрей Гончаров.
По материалам журнала «Guitar Player»
Биография: Джефф Бек (Jeff Beck)
|