weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Jeff Beck автослесарь с гитарой

Guitars Magazine

Jeff Beck

Из всех гитарных богов 60-х, Jeff Beck, пожалуй, остается самым интересным музыкантом. В своей продолжительной карьере он все время пытается раздвинуть границы современной гитарной музыки, и всегда готов поговорить на эту тему.

"Это просто стоп-кадры различных эмоциональных состояний", - говорит Jeff Beck в попытке описать в двух словах композиции, представленные на альбоме "Jeff". Он немного извиняется за то, что работа получилось несколько неоднородной. "Я просто делаю то, что в голову взбредет, а потом собираю это вместе. - смеется он, - Если какая-то вещь плавно стыкуется с предыдущей, это чистая случайность".

Как будто однородность и равномерность – это то, что мы ждем от Jeff Beck. Неизменная непредсказуемость как раз и превратила его в одного из самых ярких, новаторских и стильных гитаристов за всю историю электрогитары. Преисполненный безумными, и в то же время, искусными скачками по грифу стиль Beck отрицает какую-либо обыденную логику – музыкальную или житейскую.

При этом следует отметить, что Jeff уже на трех альбомах подряд последовательно занимается скрещиванием своего стиля с резкими гармониями и урбанистическими ритмами современной электронной музыки. Beck развивает сотрудничество с продюсером producer Andy Wright (Massive Attack), в полном составе приглашает электронное трио Apollo 440 Noko Fisher-Jones, Howard и Trevor Gray), привлекает еще разношерстную компанию, включающую в себя гитариста и продюсера David Tom (Bowie, kd lang, Laurie Anderson) и Dean Garcia (ex-Curve). И это не считая своих старых друзей и соратников, таких как клавишник Tony Hymas и барабанщик Steve Barney. Beck наверное единственный на планете разменявший седьмой десяток гитарист, который в состоянии без тени смущения окунуться в современный клубный саунд. И при этом Jeff пожалуй больше всех преуспел на этой ниве. В своих изысканиях он продвинулся до полного растворения гитары в общей химии. В его музыке множество блистательных моментов, когда разница между фоном и передним планом стирается, и гитара Beck становится одним из спецэффектов, которые переливаются из динамика в динамик в этой сверхзвуковой футуристической панораме.

"Очень точно подмечено, - соглашается Beck, - Я стал уходить о того, когда гитара выраженно находится на переднем фоне с минимальным аккомпанементом. Я стремлюсь, чтобы она была более органична. Чтобы она переплеталась с другими звуками, которые тоже должны быть слышны. Иначе музыка звучит не столь насыщенно. Я хочу сказать, если требуется запил, надо играть запил. Но в остальных случаях пусть работает ритм".

Когда дело доходит до вышеупомянтуых запилов, соло Beck достигают новых высот абстрактного экспрессионизма. Истеричные гитарные тембры хаотично летают вне каких-либо понятных координат мелодии и гаhмонии. Но буквально через миг слушатель оказывается в самом центре сентиментальной баллады с фейерверком флажолетов, которые запускаются в небеса катапультой тремоло. Потрясающе, что Beck до сих пор способен развивать возможности инструмента еще с 1965 года, когда он заявил о себе как о самом изобретательном из всей могучей троицы британских гитаристов. Остальные двое – это Eric Clapton и Jimmy Page, которые тоже отметились в рядах Yardbirds. Несмотря на то, что Beck никогда не достигал таких же вершин коммерческого успеха, как его коллеги, он бесспорно входит в элиту рока 60-х. Современник и друг роллингов, цеппелинов и битлов, El Becko – самая настоящая рок-звезда. Неизменно моложавый, с копной темных волос, он идиллически процветает в своем английском имении в окружении разнообразной живности и коллекционных автомобилей. Просто рок-н-ролльный дворянин.

Но в отличие от многих своих седеющих коллег Beck никогда не пытался почивать на лаврах прошлых заслуг или эксплуатировать свое же наследие. Его карьера – это один, нередко коммерчески разорительный – забег. И как результат, именно сейчас он пополняет свой каталог своими лучшими творениями. Будет справедливым сказать, что Jeff Beck – единственный гитарный герой, которого одинаково почитают и продвинутые виртуозы и примитивисты из гаражных групп. При всем при этом, однако, Beck – примечательно самокритичен. Он очень многое от себя требует. Завершение очередного альбома для него как правило нелегкое испытание, и для него непросто поставить точку. До самого последнего дня перед отправкой альбома в производство, он может быть неуверен во многих последних деталях, включая название.

Например, последний на сегодняшний день диск предполагалось назвать "Grease Monkey", но в последний момент гитарист остановился на "Jeff".

В лучшем стиле Beck название – это скорее подтрунивание над самим собой, чем самолюбование или показная откровенность: "Идея заключается в гитаре, которую мне сделали в шутку, - поясняет он, - Это была своего рода гитара троглодита, с надписью "Jeff" на голове грифа. Во всяком случае, после того, как я решил назвать альбом именно так, уже не было времени его менять, даже если бы я передумал…".

"Я бы сказал, что я недостаточно удивляю сам себя. Поэтому, например, на песне "My Thing" половина соло была записана в присутствии 30 человек, которые напивались в хлам в контрольной комнате. Мне нравится сходить с ума, но при свидетелях. Потому что публика заставляет меня играть более энергично и безумно. Поэтому нам повезло, что мы записали это соло. Песня была переработана до неузнаваемости, но соло мы сохранили."

"А, например "Porcupine" сделана другим образом. Я просто сидел и играл в одиночестве, без какого-либо барабанного ритма, просто пиликал, а потом мы подложили под это барабаны и все остальное. Понимаете, я люблю химичить. Я не сочинял продуманных композиций, чтобы потом записать их по готовой структуре. Все совсем по-другому. Впрочем, не исключено, что это была моя последняя работа сделанная перед компьютером. Я намерен вернуться к действительно написанным композициям. Отправиться в нормальную, классическую студию. Даже если она будет цифровая, то все будет записываться микрофонами старым добрым способом."

"Если говорить о вступлении к "Trouble Man", то мы хотели оторваться без каких-то ограничений под барабанный луп и настоящие барабаны. Поэтому шел электронный бит, под него играл живой барабанщик и просто отрывались около 10 минут. Затем мы осознали, что этого многовато, чтобы помещать на альбом. Пришлось отредактировать и в результате потерялось много этой пугающей спонтанности, которая была в оригинальном джеме. Может быть, когда-нибудь я выпущу неотредактированный вариант. Он совсем сумасшедший и даже дикий. Дикий в духе Mothers Of Invention."

"Я слушал много Splattercell. Это стимулирует новые идеи. Даже если избегать прямых заимствований, в тех саундскейпах, которые он воздвиг, раскрывается так много идей. Именно поэтому я счел необходимым привлечь David Torn к работе над моим альбомом. Он заводит что-то, что звучит как гудок огромного нефтяного танкера в фиорде, усиленный многократным скальным эхо. Я спросил, что это такое, и он ответил – гитара. Он опустил строй и издал этот звук пароходной сирены. Парень такой же сдвинутый, как и я. Но ведь надо что-то изобретать, иначе до конца дней своих придется играть избитый 12-тактовый блюз."

"Вот рифф "Plan B" - он "вокальный". Изначально это была песня с вокалом, а гитарный рифф был маленьким рефреном, который я играл на "подпевке" с голосом. Когда Dave Torn услышал это, он немедленно убрал вокал, и сделал рифф основной мелодией. Я просто был поражен, как сработала эта идея."

"Можно упомянуть Bulgarian, где мелодии в очень высоком регистре сыграны на флажолетах, которые превращены в мелодию при помощи рычага. Это было непросто. Особенно когда исходный флажолет звучит не в кассу. Например, если он на полтона выше подходящей ноты. Но вместо того, чтобы перестраивать гитару, я лучше предварительно опущу струну перед тем, как возьму флажолет, и потом нащупаю нужную ноту. Или я возьму флажолет и подтяну вверх. Как угодно. Нет никаких строгих правил."

"Из оборудования, на раннем этапе я использовал Line 6 POD в студии. Я не брал туда усилитель. Я просто воткнулся в студийные примочки и многое накопал в этой штуке. Достаточно много партий с демо остались как есть на песне "Plan B". Но большая часть альбома была записана через Marshall JCM2000, хотя Line 6 также нашлось применение. У него много различных вариантов звучания, которых нет у Marshall. Marshall великолепны, но это несколько одномерное звучание. Основной гитарой был мой именной страт, который я называю "Anoushka" в честь Anoushka Shankar, которая оставила автограф на этой гитаре. Виртуозная исполнительница на ситаре, дочь патриарха индийской музыки Ravi Shankar - она божественная. Она не могла поверить, что мне нужен ее автограф. Так что теперь это гитара по имени Anoushka."


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин