|
Я больше доверяю ударам своего сердца, нежели ритмам модных радиостанций... |
***
У каждого гитариста момент первой встречи с шестиструнной подругой, наверное, один из самых святых и светлых, расскажите о том как это было у Вас.
Когда я учился в школе было очень модно играть на гитаре во дворе, на лестничных клетках, в компании. Сейчас по-моему нет такого?
Вы знаете, возвращается...
Да, я недавно гулял по Манежной площади, и вдруг вижу сидит компания с гитарами, мне так это понравилось... Вот так и у меня получилось. Тот, кто умел играть на гитаре, независимо от роста и мускулатуры был героем лестничной клетки, вот так и я был героем своего этажа, своего дома. Одна только песня «Дом восходящего солнца» чего стоит. Несколько лет назад я встретился с тем парнем, который придумал аккорды этой песни. Я сказал ему, что начал заниматься музыкой потому, что услышал эту песню и захотел выучить ее три аккорда. Он очень возмутился и сказал, что аккордов было не три, а четыре.
Ходят слухи о Вашей коллекции гитар, в которой несколько десятков инструментов, так ли это?
Да, это так. У меня много гитар. Если говорить об основных то это:
Gretsch 1964 года. Как то давно я увидел запись концерта Stray Cats, на гитаре Брайна Сетсера была надпись Gretsch. Потом я узнал про эту фирму, выяснилось что инструменты эти очень дорогие и очень здорово звучат. Эту гитару я купил, когда был в Гамбурге в 95 году. В порту я нашел магазин Gretsch. У нее свой уникальный звук и все рокабилли-музыканты играют на таких гитарах. Смотришь на старые фотографии, к примеру Эдди Кокрейна - там все инструменты этой фирмы. Я ведь начинал как рокабилли-музыкант. Мне нравится эта музыка, правда, сейчас не так тащусь уже от этого. Но энергетика и посыл рокабилли - очень хороший, настоящий. Мой второй Gretsch – это модель White Falcon. Гитара достаточно молодая – ей всего года два, но не смотря на свой молодой возраст, она очень хорошо звучит.
Fender Jazzmaster 1966 года белого цвета я купил, потому что у него очень яркий перегруженный звук, при этом на нем можно играть "чистым звуком". Многие "серф" гитаристы играют именно на этой модели. Из Fender у меня еще есть Stratocaster 1973 года, полуакустический Telecaster Thinline 1978 года и новый American Deluxe Power Tele 2004 года, у которого есть встроенный пьезодатчик, что очень удобно на концертах когда нужно быстро перейти с электрического звука на акустический.
Rickenbacker. Эту гитару я купил лишь потому, что мне понравилось название Liverpool. Я видел такую же гитару у Леннона. И она кое-где помогла создать именно такой битловский звук, немного резкий. Соло на ней звучат не очень хорошо, но зато аккордовое звучание - насыщенное. Недавно я преобрел еще один Rickenbacker-381(vintage)
Silvertone (Danelectro) 1967 года - легенда 60-х. На концертах я ей не пользуюсь, но в студии очень часто.
Такое количество гитар нужно для того, чтобы иметь возможность играть разным звуком, либо собираете их как коллекционер?
Я никогда не думал о том, какую материальную ценность представляют эти инструменты. Их ценность в том, что в случае военного положения в стране ими можно топить печку, потому что о ценности их знаю только я и еще 10 - 15 таких же ненормальных, которые знают толк в этих гитарах. Реально оценить эти гитары можно только в студии, поэтому я всегда в студию приволакиваю 10 - 15 гитар, все говорят: зачем так много? но результат оправдывает. Они звучат как хор человеческих голосов. Меня до сих пор возбуждает звук перегруженой гитары.
А каким образом Вы добиваетесь такого "перегруженного" звука?
Лучше всего - ламповый усилитель. У меня несколько разных ламповых усилителей Fender. Основной из них - Fender Concert Pro, весь битый, перебитый. Звук перегруженного лампового усилителя - это лучшее, что может быть. Электронным процессорам не верю, они звучат как расчески какие-то. Какие бы ни были они дорогие, у меня были всякие. Лучше гитары, хорошего шнура и лампового усилителя ничего нету.
Вы самоучка?
Я начинал с того что включал на пониженной скорости магнитофон "Нота-М" и снимал соло Ричи Блэкмора. К примеру, соло в "Highway star" все играли (напевает) та-та-та, та-та-та, то есть такими триолями, а на самом деле там та-та-та-та, та-та-та-та, то есть четверти. Мне Тимур Мордалишвили из «Аракса» - очень компетентный гитарист сказал, что все неправильно играют, если ты хочешь добиться звучания похожего на Блэкмора, то ты должен играть именно четвертями. Я играл Lazy, сейчас я не смогу уже ее сыграть - она очень сложная технически, а тогда мог.
Значит Вы прошли через эту школу ежедневных многочасовых занятий?
Да, конечно. Это очень хорошая школа. Ясное дело, потом ты оставляешь себе только нужное. Когда я слушаю какого-нибудь современного хорошего гитариста, я невольно в себя вбираю лучшее от него. Если он хороший гитарист и если он правильно трансформировал школу и играет в каком-то стиле, что то свое привносит. Я слышу, что он снимал Пэйджа там, или Блэкмора или Бадди Холли...
Я ходил заниматься в джазовую школу Москворечье, очень кратковременно. Джаз, видимо - не моя музыка, это определенная психология, философия, а мне больше нравится поп-культура. Вообще я окончил музыкальную школу по классу классической гитары. Это очень сильно мне помогло в плане гармонии, в классике очень много хороших гармонических штук. Если сразу начинаешь заниматься поп или рок музыкой, никогда ты этому не научишься. нужно пройти какие то основные вещи. Классическая музыка дает какое-то композиторское, импровизационное мышление. Особенно много я играл Баха и это все очень мне пригодилось потом.
А что Вас больше привлекает, студийная или концертная работа?
Я ценю любых музыкантов, которые имеют за плечами опыт концертной работы. Cразу видно играли они на танцах или нет. Это проявляется в умении общаться со зрителем. Встречаю порою такие группы, которые могут поставить на уши зал, это к примеру группа Гитары-Стерео, еще некоторые ритм-н-блюзовые команды названия которых я сейчас не помню. Или в Копенгагене я видел черных музыкантов, которые играли акустический панк: маракасы, гитара и саксофон. Вокруг "рубились" все, и дети и взрослые. Удивительные музыканты, которые умеют это делать. Я и сам всегда отдавал приоритет концертной работе, это сейчас после записи последнего альбома стал ловить кайф от студии. Просто при работе с последним альбомом я для себя сделал много всяких открытий.
Кстати в в Копенгагене, да и вообще в Европе живут сейчас многие рокабилли-музыканты.
Да, я знаю эти команды. Это люди, которые много лет целенаправленно занимаются именно такой музыкой. Они это делали вполне осмысленно. Я не такой ортодокс, как они, я очень люблю рокабильную музыку, я из нее вышел, она меня зацепила. Но я больше люблю психоделичность в гитаре. Я приобрел сейчас прибор, который называется e-bow, предназначенный для извлечения звука из гитары. E-bow - это явление неизученное, как НЛО, для меня во всяком случае. Гитара начинает издавать психоделические звуки, то как скрипка, то как виолончель. В электронном проекте "Микки маус и стилеты" я использовал терменвокс, но играл разумеется не я сам. В последних альбомах явно ощущается влияние неорокабилли, а гитарный звук напоминает Криса Айзека.
Я очень люблю Криса Айзека, он потрясающий гитарист. И у него очень хорошие музыканты именно в этом жанре. Мне нравится серф-музыка. Любимая группа - Laika and the Cosmonauts, это финская команда. Серф-музыка не изменилась с тех пор, когда она начиналась, она осталась очень ортодоксальной. Звук не меняется, растет только техника, сейчас играют быстрее. Но я не ортодокс, я не принимаю правила этой игры. За последние 10 лет не появилось ничего нового в гитарной музыке. Для меня существуют столпы, это - Scotty Moore, Brian Setzer, Ritchie Blackmore, Edge, Andy Summers, который вообще изменил звучание гитары, придумал компрессированный звук. С тех пор, как играли эти люди, в гитарной технике не появилось ничего нового.
Игра на гитаре, это как человеческая речь?
Да, верно. К примеру, человек может говорить мало, но очень точно, а есть люди, которые балаболят и ты ничего не понимаешь. Настоящие ораторы могут говорить точно, убедительно, при этом используя немного слов, но тех которые будут бить в точку. Таких гитаристов немного. Eddie Van Halen и Ritchie Sambora, к примеру, это не мои гитаристы, их музыка больше построена на эпатаже. Но когда я слышу Чака Берри, он хотя и не виртуоз, но очень точный. Кстати, я встречался с Чаком Берри, разговаривал с ним, он подарил мне на память стеклянный слайд. Мне вообще повезло, потому что я встречался со многими знаменитыми людьми. К примеру с Майклом Столлером, который писал песни для Элвиса Пресли.
Когда новый альбом только что записан, может быть рано еще говорить о том что будет. Но все-таки, к чему по-Вашему будет стремиться группа "Браво" в следующих работах?
Мне кажется, что через несколько лет вернется дикая мода на гитарную музыку 60-70-х. И этот ренессанс мы видим уже сейчас (The White Stripes, The Strokes, The Libertines). Я не думаю, что хочу попастьв эту волну, но все-таки хочется записать альбом через старый аналоговый пульт годов 60-х.
Что Вы можете сказать о новом поколении музыкантов?
Меня очень радует, что есть такие ребята, которые не просто хотят зарабатывать деньги своей музыкой, но и при этом быть в согласии с самим собой. Оказывается их не так уж и мало, судя по вашему сайту, и ситуация не такая печальная. Сейчас время такое....
Например, я узнал, что в прошлом году ди-джейских вертушек в Лондоне продали больше, чем электрогитар. Средняя цена вертушки - 250 долларов, средняя гитара столько же стоит. У меня после этого был трехдневный шок. Было впечатление, что гитара - такой уходящий инструмент.
Но потом я послушал несколько новых ансамблей и понял, что ошибался, что все эти вертушки - это мода которая пройдет, что есть много гитарных групп и они делают это не из-за "бабла", а из-за того, что им просто в кайф. И они никогда не будут менять свою музыку для того, чтобы попасть на радио и т.п., для того чтобы сделаться форматной группой, издавать пластинки и что б девчонки визжали. Им хочется этого, конечно, но они не сделают этого никогда, потому что больше доверяют ударам своего сердца, нежели ритмам модных радиостанций.
А Вы ощущаете на себе эти прокрустовы рамки пресловутого радиоформата?
Конечно, нам еще сложней. Если бы мы были молодой группой, наверное я наплевал бы на это на все. Но все равно мне хочется, чтобы наши песни звучали. Но идти на компромисс с самим собой ради этого я не собираюсь.
Есть такие понятия как питерский рок, свердловский рок. Браво - группа московская. На Ваш взгляд, существует ли московский рок?
Если говорить о московском роке, то в Москве была одна группа, которой город может гордиться - это Центр. Вообще, московского рока, на мой взгляд, не существует, здесь нет такой школы как в Питере или Свердловске Москва всегда была каким-то китчевым городом.
Московских групп, которые бы мне нравились - мало, это опять же Центр, Воскресенье, может быть еще кто-то. С Шумовым мы общаемся периодически по электронной почте, он живет в Лос-Анжелесе. Центр очень сильно повлиял на меня, мы были конкурентами.
Вася Шумов- это вообще отдельная история. Васе всегда было наплевать на две вещи: звук и количество людей в зале. Он выходил и играл свои программы не зависимо от этого. Такой подход меня всегда сильно удивлял, так как мы зависели от этих вещей. Вася был большой в этом отношении оригинал. Звучали они всегда очень плохо, но при этом концерты у них были потрясающие. И выглядели они очень здорово. Это были настоящие модники 80-х годов, они создали целую стилистику московской музыки.
У них была очень интересная компания в 80-е годы: Шумов, Сабинин, Локтев, Шнитке, которые были очень прогрессивными ребятами, у которых всегда была хорошая музыка, и я много от них узнал, услышал, мы очень интересно общались. Сейчас я общаюсь с человеком, который был идеологом, Батькой Махно этой группы, это Евгений Головин. Головин повлиял очень сильно на Шумова, французская поэзия, декаденты, Рембо... Головин - гений, человек, который затворнически живет и не принимает законы сегодняшнего мира.
Я с ним встречался раза четыре, он производит просто фантастическое впечатление. Никогда не встречал людей, которые так точно говорят о вещах, как он. Причем я поймал себя на мысли, что то, как самовыражается человек в искусстве не зависит от его возраста. Если брать к примеру обычных поэтов десятилетней давности, то они звучат старомодно, а у него, все что он ни делает - очень современно, хотя ему за 60...
Говоря словами Головина, молодость - это не возрастная категория.
Да, точно, ему сейчас 60 лет наверное, а он такой вечно молодой и подтянутый человек, как Роберт Де Ниро может быть. Одна песня на нашем новом альбоме написана на стихи Головина, это Мауна-Лоа, она очень похожа на то, что делал Центр. Вообще косвенным образом Головин очень сильно повлиял на наш новый альбом, какими-то словами советами, просто самим общением с ним.
Что Вы можете пожелать, тем молодым ребятам, которые только что взяли в руки гитару?
Очень важно знать то, с чего это все началось, а началось это в 30-е годы. Слушайте таких людей как Wes Montgomery, B.B. King, Jimmy Page, Richie Blackmore, Andy Summers. То есть, слушайте старые пластинки, там множество всего. Все эти новомодные гитаристы берут все от туда. К примеру, современные глэмовые музыканты с тяжелым гитарным звуком, это же все было в 70-е годы. Просто когда тебе 20 лет, и ты слышишь это сегодня, ты не знаешь, что все это уже было.
28 апреля 2001 г. Москва
Беседовал Евгений Ильниций (Papa John)
|