|
Евгений Хавтан: «Самоирония - важнейшая черта музыканта» |
Izvestia
Фото предоставлено пресс-службой группы "Браво"
10 ноября московская группа «Браво» отметит юбилей в клубе Stadium Live. Накануне мероприятия лидер группы Евгений Хавтан встретился с корреспондентом «Известий» Алексеем Певчевым.
- Задумывая «Браво» 30 лет назад, вы предполагали, что все сложится именно так, или о чем-то даже мечтать не могли?
- Большинство групп, которые появились в 70–80-е, никогда не мечтали о продолжительной музыкальной карьере. В 1983 году сам факт того, что мы будем играть на больших площадках и выпускать пластинки, был полным нонсенсом. Я до этого играл в группах и знал, как это выглядит: несколько молодых людей собрались неплохо провести время, поиграть на танцах-выпускном, иногда получить небольшие деньги, но это максимум! Мне группа была нужна просто для того, чтобы быть в форме как музыканту.
- У «Браво» бывали сложные времена: уход Агузаровой, холодное отношение публики, неприятие сложного альбома «Хиты про любовь». Существует ли для вас некая единая схема выхода из сложных ситуаций?
- Лучшее средство - хорошие песни. Когда мне кажется, что что-то идет не так, я всегда виню в первую очередь себя. Никакие продюсеры, промо-компании, нефтедоллары тебе не помогут, если у тебя нет хороших песен. Тех, которые спустя 10–20 лет будут трогать сердца новых поколений. Публика не постоянна, но консервативна. Вообще, самые большие предатели - это поклонники. Они никогда не будут ждать и возиться с тобой, как твои близкие и друзья. Самые ярые фаны «Браво» 80-х отвернулись от нас, когда ветер подул в другую сторону. Публика хочет слышать 35-ю копию одной и той же песни. Если публика поддержит - значит хорошо, и роман сложился.
- Для многих ваша команда до сих пор ассоциируется с Агузаровой. Когда на сцену выходят вокалистки вроде Саши Чугуновой из группы «Муха», у вас ничего не екает?
- Мне больше интересно мнение наших сегодняшних поклонников, которые сейчас ходят на наши концерты, а Агузарова не поет с «Браво» больше 25 лет. На новой пластинке будет мой дуэт с Машей Макаровой. Все должно происходить естественно. Я написал музыку к нескольким песням и отослал ей «болванку». Она выбрала одну мелодию и вместе с приятелем Михаилом Виноградовым написала текст. Приехала в студию, и мы все сразу записали.
- Изначально вы отталкивались от корневого рок-н-ролла и твиста, потом ска, новая волна, английские романтики. От чего пляшет нынешнее «Браво»?
- Это фьюжн - смешение многих музыкальных стилей. В том числе и 50–60–70-е годы, но это достаточно далеко от того, с чего мы начинали. Сегодня я вижу и слышу именно так. Ретро мне близко, но не хочу остаться в истории с песнями, которые я написал 20 лет назад.
Глупо делить музыку на жанры и классифицировать, это бессмысленно. У меня есть ряд любимых артистов, которые все делают, на мой взгляд, очень правильно. Например, Морисси, Пол Уэллер, Джонни Мар. Они выглядят абсолютно органично, без элементов «клоунады», часто свойственной музыкантам, долго находящимся на сцене. Пол Уэллер начинал как «мод», потом занимался соул-музыкой, а сейчас идет совсем другой, но своей дорогой. Или Джонни Мар - одно из главных звеньев группы The Smiths. Он тоже записал две свои последние пластинки совсем в новом ключе.
- Тем не менее ретро вас не оставляет: одежда, контрабас. Вам до сих пор уютно в этом времени?
- В общем, да! Почему мне нравится это время? Все, что происходило до 90-х годов, было искренним и настоящим. Мои герои бит-музыки и рок-н-ролла, многих из которых уже нет в живых, - все они были настоящими, а на скроенными по каким-то законам шоу-бизнеса. Ты ставишь пластинку и с первой песни погружаешься в эпоху. При этом понимаешь, что становишься частью времени, когда все теоремы моей любимой музыки только изобретались.
- Вообще, есть какие-то вещи, которые для вас важны - гитары, одежда? Что-то, что является неизменным для «стиля «Браво»?
- Одежда, пожалуй, меньше, чем 10–20 лет назад. Стилистика важна, но для меня важнее звук. Сейчас у нас появилось винтажное электропиано Wurlitzer конца 60-х. Оно дико тяжелое, но такого звука не даст ни один сэмплер или синтезатор.
- Глядя на ваш коллектив, как-то не ощущаешь, что вам уже за 50. На концертах группы все те же студенты, сами вы в хорошей физической форме. Все это не вяжется с типичным рок-н-ролльным имиджем.
- Мы никогда не вписывались во все эти типичные для русского рока клише: пивное пузо, джинсы, вытянутая футболка с ничего не обозначающей надписью. Не важно, сколько тебе лет. Ты должен следить за собой, если выходишь на сцену.
- Если говорить о некой моральной составляющей, кажется, что большинство рок-кумиров 80-х потускнели, а то и просто немного помутились рассудком. Каким образом эту ясность ума удается сохранить «Браво»?
- Думаю, что просто иногда надо посмотреть на себя со стороны. Самоирония - важнейшая черта для музыканта. Мне не нравится, когда нас называют «рок-легендами». Что из себя представляет это клише, мы отлично знаем. Пусть лучше будет просто - московская группа «Браво».
- В «Браво» всегда чувствовался такой «московский» дух, какая-то столичная целостность. Сейчас этот город вам так же близок, как раньше?
- Ну, я по-прежнему люблю Москву, особенно когда еду по ней поздно вечером. Весь город в огнях, все мосты, площади... Но увы, все большие города меняются. Это касается и Лондона, и Лос-Анджелеса. Обидно, что если раньше у Москвы была своя правильная московская речь, то сейчас неграмотные тексты я слышу даже по ТВ. Захожу в магазин, и у меня волосы дыбом встают от того, как люди произносят слова, формулируют их в предложения. Для многих, кто сюда приезжает, Москва превратилась в девку, которую они просто пользуют и выбрасывают. Для них это город больших денег и возможностей - не более.
- Как вам кажется, нынешнее отсутствие новых имен - следствие некой специальной политики на радио и ТВ? Или, как полагает Андрей Макаревич, «человечество объелось музыкой»?
- Я не вижу большой разницы между тем, что было в 70-е годы, и тем, что происходит сейчас. Я не смотрел ТВ тогда и не смотрю сейчас. Там нет ничего общего с той жизнью, которой я живу. Сегодня на ТВ вообще не осталось музыкальных каналов. Речь идет только про развлечения и про рейтинги. Есть одна русскоязычная рок-радиостанция, а больше, скорее всего, не будет. Должны появляться авантюристы вроде Малкольма Макларена, которые могут завести людей чем-то новым. И групп, которые бы смогли «прочитать» сегодняшнее время, выразить его, выйти и «разорвать» нынешних двадцатилетних пополам, как это было в 80-е и частично в конце 90-х, я пока не вижу. Но есть группы, которые мне симпатичны: «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки», «On-the-Go», «Надя».
- Вам наверняка приходилось попадать в нестандартные ситуации. Какая из них вам кажется сейчас наиболее маразматичной?
- В конце 80-х мы играли четыре концерта в петербургском СКК с металлической группой «Мастер» - жадные промоутеры устроили такой веселый калейдоскоп. Мы договорились с «Мастером» чередоваться: один день - мы первые, другой - они. Публика это четко просекла, и когда мы вышли первыми, в нас полетели помидоры. Мы даже доиграть не смогли. Зато на следующий день «Мастер» играл первым, и в них полетели тухлые яйца.
- Юбилеи «Браво» - обычно события яркие, с гостями в лице бывших вокалистов, с симфоническими оркестрами. Что будет на этот раз?
- С нами будет работать биг-бэнд под управлением Антона Аверкина. Придут гости - люди, приятные мне. Будет необычная для наших концертов сценография. Готовим новый альбом «Браво», который планируем выпустить к лету. Предыдущий, «Мода», мы сделали после перерыва в десять лет. Сейчас, надеюсь, все будет быстрее. К сожалению, программа юбилейного концерта очень громоздкая, в ней занято около 30 человек, и возить ее по городам мы не сможем. Но есть интернет, благодаря которому большинство интересных фрагментов концерта можно будет увидеть практически сразу.
|