Андрес Торрес Сеговия - испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары.
СЕГОВИЯ Андрес (1893-1987) – выдающийся испанский гитарист и педагог. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и виолончели, одновременно с этим самостоятель-но изучал игру на гитаре. Помогало ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В 1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в 1924 году, после концерта в Париже. Игра А. Сеговии отмечена исключительным виртуозным мастерством, глубиной интерпретаций; он расширил технические и выразительные возможности гитары, ввёл в репертуар классическую и современную музыку (многие произведения в собственных обработках), поднял гитарное исполнительство на высокий художественный уровень. Для Сеговии написаны и посвящены ему сочинения Х. Турины, Х. де Манена, А. Русселя, М. Кастельнуово-Тедеско, С. Скотта, Э. Вила Лобоса, А. Тансмана и др.
Сеговия один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдающимся талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего мастерства.
Андрес Сеговия четырежды: в 1926, 1927, 1930 и 1936 годах, приезжал в СССР и с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. Сеговия выступал не только с концертами, но и встречался с мест-ными гитаристами, слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось и на развитии гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музы-кальных вузах. Горячим приверженцем Сеговии был П. С. Агафошин, который первым в СССР создал "Школу игры на шестиструнной гитаре", основываясь на методических установках выдающегося гитариста. Таким образом, Андрес Сеговия был не только артистом, но и деятельным пропа-гандистом своего инструмента.
В Харькове Андрес Сеговия выступал в 1926 и 1927 годах. Его концерты, билеты на которые были распроданы молниеносно, проходили в зале первой государственной Украинской оперы на ул. Рымарской, 21, где сейчас располагается Харьковская филар-мония. Этот зал уже в начале прошлого века снискал славу одного из лучших акустических сооружений. Спустя полвека Сеговия с любовью вспоминал о посещении как самого Харькова, так и этого удивительного зала с его чарующей акустикой: "Моя память с огромным удовольствием воскрешает в душе поездки в Советский Союз и всех друзей, которых я там оставил… Памятен мне и незабываем Харьков. Его тихие мощеные улочки напоминают гитарное "piano", а мощью строительства город направлен в будущее, как стремительный пассаж". Харьковчане должны быть вдвойне благодарны Сеговии: как за подаренную музыку, так и за прекрасный отзыв об их родном городе, которому доводилось слышать в свой адрес немало несправедливых слов. К примеру, побывавший тогда же в Харькове Сергей Прокофьев (они даже "пересеклись" с Сеговией в вагоне одного поезда и ехали в соседних купе) отзывался о первой столице Украины очень дурно. "В противоположность уродливому Харькову, – писал он в своем дневнике в марте 1927 года, – Киев очень красив".
Находясь в СССР, А. Сеговия проявлял интерес и к юным гитаристам, проводил с ними открытые уроки. 27 марта 1927 года он дал концерт специально для юных ленинградцев – учеников П.И. Исакова. Общение Сеговии с юными гитарис-тами продолжались и в 1936 году во время его приезда в Ленинград, о чем свидетельствуют фотографии, запечатлев-шие испанского артиста с учениками В. И. Яшнева.
А. Сеговия с учениками В.И. Яшнева.
В нижнем ряду второй справа Виль Белильников, слева в нижнем ряду Лилиана Седлецкая.
г. Ленинград, гостиница "Европейская", 1936 г.
А. Сеговия с В.И. Яшневым и его учениками.
Справа от Сеговии - Виль Белильников, слева - Лилиана Седлецкая; за Сеговией стоит Василий Иванович Яшнев.
г. Ленинград, гостиница "Европейская", 1936 г.
Сеговия воспитал блестящую плеяду гитаристов – Д. Вильямс, Джулиан Брим (Великобритания), Алирио Диас (Венесуэла), Хосе Томас (Испания), К. Паркенинг (США), М. Гасбаррони (Италия) и другие. Деятельность Андреса Сеговии приобрела такой размах потому, что уже в самом начале своей музыкальной карьеры он рассматривал гитару как один из компонентов всей музыкальной культуры в целом. С его помощью возродилась старая и родилась новая литература для гитары, он заинтересовал гитарой профессиональных музыкантов и композиторов, что повлекло за собой подъем интереса к искусству игры на классической гитаре. Его музыкальная деятельность рассматривается и оценивается как выдающееся событие ХХ века. В Венеции Сеговии была присуждена самая почетная премия – „Жизнь, отданная искусству".
Активная деятельность концертирующего артиста не мешала Сеговии вести курсы обучения игре на гитаре в Сантьяго-де-Компостела, в Музыкальной академии Киджана в Сиене, в Университете Берклея. Одновременно с этим он обогащает репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов, а также пьес для лютни и виуэлы.
Особой заслугой Сеговии в области репертуара считается тот факт, что ему удалось убедить многих композиторов отказаться от устоявшихся негативных стереотипов во взглядах на гитару и обратить их к написанию сочинений для этого инструмента.
Формулируя цели своего творчества Сеговия писал: "Я посвятил свою жизнь четырем главным задачам:
1. отделение гитары от бездумных увеселений фольк-лорного типа;
2. обеспечение ее репертуаром высокого качества, составленного из сочинений, имеющих большое значе-ние в музыке и вышедших из-под пера композиторов, обычно пишущих для оркестра, фортепиано, скрипки и т.д.;
3. донесению красоты звучания гитары до филармони-ческой публики всего мира;
4. влиянию и воздействию на авторитеты в консервато-риях, академиях и университетах с целью включения обучения игре на гитаре в программы этих учебных заведений на тех же правах, что и скрипке, виолон-чели, фортепиано и т.д."
* * *
"Все мое существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре, потому что звук в басах был глубок и сладок, а в верхах трепетным и дрожащим. И ее акцент, ее душа в ее голосе выражались твердо и убедительно. Я позабыл обо всем на свете, кроме гитары".
Испания словно веками собирала силы, чтобы создать такого гиганта, как Сеговия. Сеговия не мог бы родиться вне Испании, ведь именно здесь родилась гитара. На вопрос: "Когда вы начали играть на гитаре?" – Сеговия ответил: "До того, как я родился".
Андрес Сеговия родился в Андалусии, в городе Линарес, 21 февраля 1893 года, а через несколько недель семья пере-ехала в Хаэн. Замечательное искусство импровизации на-родных гитаристов Андалусии и самобытная культура этой древней земли очень повлияли на его мироощущение.
Памятник А. Сеговии в г. Линаресе.
В автобиографии Сеговия описал встречу со своим первым гитарным учителем:
"Однажды в наш дом пришел гитарист фламенко. При первом сильном расгеадо я соскочил со стула и упал. Но когда он начал играть красивые народные мелодии, я был захвачен.
– Хочешь научиться играть? – спросил он. Я кивнул в знак согласия".
В 1910 году в "Артистическом центре" Гранады состоялся первый публичный концерт А. Сеговии, организованый его друзьями.
"По дороге на сцену (гитару нес мой друг) ко мне подошел старый флейтист:
– Вы знакомы с гитаристом, который будет сейчас играть?
Я улыбнулся и сказал:
– Хорошо знакомы: мы близкие друзья.
– Он талантлив?
– Вовсе нет. Сейчас Вы сами услышите.
Он был удивлен моей недоброй характеристикой близкого друга и спросил:
– Вы завидуете ему? – И с неприязнью отвернувшись от меня, он вошел в зал. Но после концерта флейтист пришел обнять меня и сказал:
– Действительно, Ваш друг заслуживает одновременно и мои поздравления, и Вашу зависть".
Первый значительный успех Сеговии был связан с Севильей. Окрыленный успехом, он стал мечтать о концерте в столице, однако, первое выступление не принесло желаемого успеха.
В 1915 году Сеговия познакомился с гитаристом Мигелем Льобетом, благодаря которому ему удалось дать концерт в Барселоне в январе 1916 года. Однако, гитару не стреми-лись впускать в большие залы. Она не была популярным инструментом, и все считали, что сила ее звука недоста-точна, и ее просто не будет слышно в большом помещении.
Поворотом в судьбе гитары стал концерт во Дворце камер-ной музыки "Палау" в Барселоне, где Андрес Сеговия, наконец, получил разрешение выступить. Красота звучания акустической гитары буквально околдовала слушателей.
Дальнейшим успехам Сеговии способствовала атмосфера Ренасимьенто, движения за возрождение народных тради-ций в музыке и культуре Испании. В течение последующих шести лет гитарист завоевал признание своему инструменту не только в концертных залах Мадрида и Барселоны, но и в других городах Испании. К этому нужно добавить успех двух гастрольных поездок в Южную Америку в 1919 и 1921 годах.
Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Мануэль де Фалья, откликнувшись на его просьбу, написал пьесу "Памяти Дебюсси". Федерико Морено Торроба - танцы, ноктюрны, пьесы, прелюды, "Кастильскую сюиту", "Кастильский концерт". В 1919 году Сеговия сделал транскрипцию фортепьянной пьесы Альбениса "Легенда", которую ожидало действительно легендарное будущее.
20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.
Андрес Сеговия и гитара покоряют Париж, Лондон, Буэнос-Айрес. В 1928 году, в день, когда должен был состояться седьмой концерт в Буэнос-Айресе, в тот же час напротив давал концерт всемирно известный пианист Артур Рубинштейн, на всех предыдущих выступлениях которого, как и на концертах Сеговии, залы были переполнены. Но опасения по поводу "дуэли" гитары с фортепьяно были напрасны: постоянно висящие таблички у залов, где выступали Рубинштейн и Сеговия, сообщали: "свободных мест нет".
Если в 20-е годы имя великого гитариста связывали с рождением нового искусства, то в 30-е его можно было с полным основанием назвать создателем гитарного искусства ХХ века. Его благородной целью было возвысить гитару, а достойное место гитаре мог обеспечить только высокохудожественный профессиональный репертуар. Сеговия не прекращал поиски новых сочинений, обращаясь к разным композиторам. На его просьбы откликнулись Морено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Федерико Момпу, Гаспар Кассадо, Мануэль Понсе, Вила-Лобос и многие другие композиторы Европы и Америки. Многие до встречи с Сеговией не сочиняли для гитары. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары. С 1955 года он занимался с учениками в живописном итальянском городе Сиене, а затем преподавал в Сантьяго-де-Компостела, средневековом городе в Испании (в Галисии), где для развлечения богатых туристов с 1958 года стали устраиваться двухнедельные фестивали, названные "Музыка в Компостела", основной целью которых была пропаганда испанской старинной и современной музыки. Организаторы фестиваля привлекли к участию в них и Сеговию, который стал проводить здесь занятия с учениками. Помещение, где они проводились, – большой зал с каменными сводами, – напоминало церковь или монас-тырь. Тишина, суровая архитектура феодального замка с его внутренними двориками, благоухающими розами, стенами, покрытыми вьющимся виноградом. В этой обстановке каждое указание авторитетного музыканта воспринималось с почти религиозным трепетом, а занятия запоминались на всю жизнь.
Guitar by Hermann Hauser, 1937, Munich, Germany. Concert guitar of Andres Segovia's from 1937 until 1962. Gift of Emilita Segovia, Marquesa of Salobrena, 1986 (1986.353.1). Housed in the Metropolitan Museum of Art.