stolica.fm
ПРОЗВУЧАВШИЕ ПЕСНИ:
Country Shoes
Hoochie Coochie Man - "Blues Incorporated"
Operator - Alexis Korner & Robert Plant
Boom Boom - "C.C.S."
Get Off My Cloud
King B.B.
Captain America
НИКОЛАЙ АРУТЮНОВ РЕКОМЕНДУЕТ ДИСКИ:
Rhythm and Blues from the Marquee – 1962
Accidentally Born in New Orleans - 1973
Alexis Korner - 1974
АРУТЮНОВ: Добрый день, дорогие слушатели программы «Историческая справедливость», я – Николай Арутюнов, автор и ведущий этой программы, с огромным воодушевлением представляю сегодняшнюю тему. Помните, я как-то употребил уже в нашей программе цитату из нашего знаменитого фильма, из знаменитой комедии «Берегись автомобиля». Евгений Евстигнеев, его герой, помните, говорил: «А не пора ли нам замахнуться на Вильяма нашего Шекспира»? Так вот, точно, сегодня нам пора замахнуться на реально Шекспира от рок-музыки – это британский музыкант Алексис Корнер.
(Звучит песня «Country Shoes».)
АРУТЮНОВ: Итак, прошу вас не думать, что я что-то преувеличиваю в своих оценках, когда я называю Алексиса Корнера «Шекспиром британского рока». Ну, тем из вас, кто сегодня для себя будет открывать этого музыканта, все вскоре очень станет ясно, и здесь я имею в виду не только его значение и значимость, как музыканта, но и его общественно-политическую значимость для развития британского рока.
Все по порядку. Алексис Корнер – один из отцов-основателей британского блюза, мы уже о многих из этих людей говорили, пожалуй, остался один Лонг Джон Болдри, ну, доберемся до него, конечно. А так мы с вами говорили, естественно, и о Грэме Бонде, и Джорджи Фэйме недавно, и о Манфреде Манне, его тоже, пожалуй, можно причислить к отцам-основателям, и, естественно, о Джоне Мэйолле мы говорили. Тем не менее, у двоих из этих музыкантов было как бы официальное имя «отец британского блюза» – это Джон Мэйолл, он до сих пор, я вам, помните, рассказывал – он выходит на концерт, и его представляют как короля британского блюза уже сейчас, ну, отец, король – где отец, там и король. А вот Алексис Корнер – да, он тоже отец британского блюза, но он же и отец британского рока вообще.
Итак, эти люди открывали новый стиль, блюз для Англии в начале 60-х, и открывали, что немаловажно, и не менее важно, новые молодые таланты. Очень многие музыканты, игравшие в группах вот этих отцов британского блюза, впоследствии откололись, и создали свои не менее, а в ряде случаев – и более коммерчески успешные, более знаменитые проекты. И в таком случае надо сказать, возвращаясь к Алексису Корнеру, что он, наверное, отец отцов, потому что вот эти все молодые люди, вот эти все тогда молодые люди, о которых я сейчас говорил, кроме Джорджи Фэйма, играли в его команде «Blues Incorporated». Джон Мэйолл не играл в этой группе, но Джон Мэйолл, безусловно, воспользовался сильнейшим таким толчком от Алексиса Корнера, Джон Мэйолл, вы помните, мы об этом с вами говорили, приехал из своего какого-то Манчестера в Лондон, тогда он уже чувствовал в себе тягу к блюзу, а Алексис Корнер элементарно оформил эту тягу, и дал ряд ценных советов, и буквально внушил ему мысль, что Мэйолл должен идти своим путем, и сделать группу «Bluesbreakers».
Но, тем не менее, вы знаете, мне лично немного обидно бывает за Алексиса Корнера, когда говорят о нем, и говорят в основном, к сожалению, как правило, одно и то же – кого он выпестовал, кого он выпустил в большой свет и наставил на путь истинный. Это правильно, и об этом мы будем говорить, но он же музыкант, и одна из задач для меня сегодня – вам это показать. Вот я прямо сейчас начну это делать, и воспользуюсь двумя цитатами самого Алексиса Корнера. Вот слушайте, пожалуйста, внимательно. Первое, вот что говорит Алексис Корнер о себе: «Я люблю играть с хорошими музыкантами. Принцип, по которому я приглашаю музыкантов – они должны быть сильнее меня. Когда я чувствую, что мои музыканты слабее меня, я чувствую себя плохо». Ничего, да? И второй тезис: «Я не умею петь, но умею общаться». Ну, вот видите, вот это, я бы сказал, такая абсолютно естественная, не наигранная, но с моей точки зрения, немного патологическая скромность где-то даже немного вредила Алексису Корнеру, потому что человек должен, конечно, ну, максимально адекватно и объективно уметь посмотреть на себя, на свои возможности. Частенько мы с вами видим обратную картину – многие музыканты не очень адекватно оценивают свое место в мировом процессе музыкальном, в другую сторону, а здесь, видите, какая история. Это ошибка Алексиса Корнера. Во-первых – да, конечно, какие-то из его музыкантов, всегда рядом с ним были сильные музыканты, и какие-то из них изредка при нем, а, как правило, после него поднимались на недосягаемую высоту, вспомните, к примеру, Колина Ходжкинсона из группы «Back Door», мы недавно об этом говорили, и многие-многие другие. Сейчас я речь веду об инструменталистах. Тем не менее, Алексис Корнер очень качественно исполнял на гитаре еще в 50-е годы, я вам скажу, и, в общем-то, это очень стильный, хороший блюзовый гитарист, который знал все сопредельные территории от джаза до кантри и фолка, это абсолютно достоверно.
Ну, а о вокале – тут вообще отдельная история. Я допускаю, что Корнер немного стеснялся своей вокальной некоторой неотесанности, ну да, там он интонационно не всегда чисто пел. Но, вы знаете, я вам скажу, опять же сравнивая с другими людьми, то есть нами любимый Джон Мэйолл – пел, и, в общем-то, ничего не стеснялся, ну, вспомните его голос. А Корнер был вокально-одаренным человеком, у него потрясающе интересный голос – это такой баритон, очень низкий, такой очень шершавый, надтреснутый, в общем, он так, сейчас вы в этом убедитесь, пел, мне все время такая аналогия приходит на ум: когда Корнер пел, то создавалось ощущение, что какой-то такой пожилой, умудренный жизнью сказочник нам всем, детям, рассказывает какую-то мрачноватую, таинственную сказку. То есть ну очень интересный вокал, я считаю, великолепный, а самое-то главное – он, пожалуй, первый в Англии пел абсолютно по-черному, абсолютно, я подчеркиваю, еще с конца 50-х, с начала 60-х годов, собственно, он с этим голосом ничего делать не мог, это вот его природный вокал, вот он так, ну, как Мадди Уотерс пел, помните – как говорил, так же и этот. То есть вот в этом, я считаю, его такая непреходящая ценность, и жутко интересно этого певца слушать. То есть абсолютно голос певца из Чикаго 1956 года. Но, тем не менее, вот это мнение его о своем вокале – оно ему, с нашей точки зрения, мешало, и, опять же, в программе будет это сегодня подтверждено – он частенько, иногда чрезмерно часто давал петь другим музыкантам своих ансамблей. Парадокс, да – сегодня передача про Алексиса Корнера, а петь, скажем, две, две с половиной песни сегодня будут другие люди. Но это все я объясню.
Вот сейчас мы будем слушать песню с альбома группы, его группы «Blues Incorporated» 1962 года, пару слов об этом альбоме. Альбом назывался «Rhythm and Blues from the Marquee». «Marquee» – это, напомню, тогда уже ставший знаменитым лондонский блюзовый клуб. И про эту пластинку мы частенько говорили, так упоминали ее вскользь, совсем недавно в разговоре о Джорджи Фэйме я немного ошибся – я по запарке оговорился, я эту пластинку называл «Blues Incorporated», группа так называется, естественно, а пластинка называется «Rhythm and Blues from the Marquee». Я, кстати, тогда еще в разговоре о Джорджи Фэйме еще одну ошибку допустил, тоже по запарке, когда я говорил о том, что пластинка Джорджи Фэйма, его первый диск концертный – второй в истории британского рока. Это так, да, но я говорил, что он был выпущен раньше концертного диска «Yardbirds» – «Five Live Yardbirds». Это я оговорился, «Five Live Yardbirds» – это 1964 год, а в 1963 году, в конце, действительно «Yardbirds» выпустили концертный диск, но тогда еще с Сонни Бой Уильямсоном. Все, все расставили по местам.
Теперь вот пример того, о чем я вам говорил. Группа Алексиса Корнера «Blues Incorporated», поет другой человек – Сирил Дэвис. «Hoochie Coochie Man», 1962 год.
(Звучит песня «Hoochie Coochie Man».)
АРУТЮНОВ: Вот «Hoochie Coochie Man» 1962 года, концертный альбом «Blues Incorporated» «R&B from the Marquee», концертный альбом – это провокация. Вы знаете, это так засело в анналах рок-н-ролльной истории, что это лайв, да, что для меня в свое время было удивлением открыть, что диск – не концертный. Да, он живой, обращаю ваше внимание – он действительно записан в клубе «Marquee» живьем, просто ребята вошли в клуб, когда там никого не было, публики на этой записи нет, это не концертная запись – живая, но не концертная. Чувствуете разницу, да? Вот пел Сирил Дэвис, и давайте сейчас потихонечку погружаться уже в биографию, в мир Алексиса Корнера.
Первая историческая справка Юрия Новгородского.
НОВГОРОДСКИЙ: Один из патриархов британского блюза, и один из наиболее самоотверженных энтузиастов этого стиля – Алексис Корнер, относится к тем немногочисленным музыкантам, которые приложили руку к возникновению и развитию рока, находясь за его рамками и генерационно, и эстетически. Ведь Корнер, сыгравший важнейшую роль как в истории классического британского рока, так и в судьбах его отдельных героев, был старше почти любого из них более чем на десять лет, и совсем не считал себя рокером. Свою великую музыкальную миссию Корнер начинал с пустого места, и практически в одиночку преподнес британской публике азы тогда мало знакомого и малопонятного ей блюза, и в итоге тем, кто перенял эстафету у этого великого пионера, уже было, на что опереться.
Основатель британского ритм-энд-блюза, сам Корнер британцем не был. Сын австрийца и греко-турчанки, Алексис Эндрю Николас Корнер родился 19 апреля 1928 года в Париже, и так как семья Корнеров часто переезжала, еще ребенком повидал почти весь мир. В 1939-м, накануне войны, Корнеры осели в Лондоне и приняли британское подданство. На новом месте юный Алексис буквально заболел блюзом, целыми днями осваивал фортепиано и гитару, а ночами слушал ритм-энд-блюзовые пластинки.
АРУТЮНОВ: Ну, сейчас, после справки, кое-что забавного.
Папа Алексиса Корнера был офицером кавалерии. Ну, этот факт станет нам чуть более понятным, если мы узнаем с вами, что (но это недостоверно, это какая-то легенда) его папа – потомок русских дворян. Но тем ближе к нам Алексис Корнер, тем лучше, даже если он не потомок русских дворян, все равно мы его любим. Так вот, папа, осев в Британии, до Второй мировой войны устроил сына, Алексиса, в какую-то престижную очень школу. Но Алексис с детства уже, так сказать, выказал такую революционность в своих манерах и в поведении, и его быстро из этой школы выгнали. Я вам скажу страшную вещь: его выгнали из школы и его выгнали из скаутов. То есть то же самое, что в свое время меня выгнали из пионеров. Затем отец его определил уже в школу для детей с повышенным IQ. Но там Алексис не смог развернуться уже по объективной причине, вот на беду его семьи тогда же Алексис, в общем-то, и увлекся музыкой, и соорудил свою первую гитару из фанеры и из ножки стола. Ну, в общем, такая типичная история, мы об этом что-то когда-то о ком-то слышали, но не забывайте, что вот это что-то когда-то и о ком-то происходило в основном в 50-е, 60-е, 70-е годы, а здесь дело происходит в самом начале 40-х.
Ну, в общем, увлечение музыкой привело его к профессии музыканта. В 1948 году, вы обращайте внимание на цифры, подчеркиваю – не в 1958 и не в 1968 году – в 1948 году Алексис Корнер получил профессиональную работу в ансамбле Криса Барбера. Знатоки джаза, конечно, знают это имя, это, наверное, самый знаменитый джазмен в Англии стиля «трэд», то есть оркестр Криса Барбера играл такой, ну, грубо говоря, диксиленд, вот в английском обиходе 40-50-х это называлось «traditional», «trad». Корнер поступил к Барберу вначале как пианист, затем как гитарист уже был использован в этом оркестре Криса Барбера.
Ну, давайте так: что было дальше, мы с вами узнаем после следующей песни. Следующая песня называется «Operator», мы сегодня, конечно, будем очень вразнобой с фактологией идти в наборе песен, песня «Operator», запись 1969 года, поет другой человек. Я вас уверяю, после прослушивания этой песни вам захочется со мной об этом поговорить.
(Звучит песня «Operator».)
АРУТЮНОВ: Это была песня «Operator», и вот этот другой человек, который пел в этой песне, он же и на гармошке там играет, и Алексис Корнер скромно там где-то отвечает. Вот здесь я могу понять скромность Алексиса Корнера, вот здесь с этим вокалом, конечно, тогда было очень ответственно рядом стоять и петь. Ну конечно же, вы узнали – это поет Роберт Плант. Я думаю, что это одна из самых первых записей Роберта Планта, это тогда был дуэт – Алексис Корнер/Роберт Плант, очень кратковременный. Я считаю, что это просто одно из высших вокальных достижений, потрясающий совершенно голос, я даже думаю, что настолько люди были потрясены этим голосом, этим стилем вокальным, этим креативом вокальным, и неимоверной какой-то мощью, да всем там – тембром, всем, чем угодно, что они продолжали воспринимать этот голос так же, как и в конце 60-х, в самом начале 70-х, а этот голос изменился, вы помните, с пластинки «Houses oh the Holy», но любовь к этому певцу, к Роберту Планту, у многих была настолько велика, что люди просто или не замечали, или не хотели замечать, что голос, к сожалению, стал другим, потерял основу, и, в общем-то, Роберт Плант здесь не виноват, конечно, я думаю, что это какие-то объективные физические, а может быть, кстати, и химические процессы его организма, это большая беда, и я всегда говорю это – надо отдать честь этому человеку, который, элементарно, силой своего интеллекта отошел от того пения, которого от него требовали, уже остановил эту погоню за ультравысокими нотами, и сейчас поет по-другому, но потрясающе интересно и потрясающе убедительно.
Давайте вернемся к Корнеру, к его истокам. Играя в ансамбле Криса Барбера, он в начале 50-х годов встретил Сирила Дэвиса – певца и исполнителя на губной гармошке, и это была большая удача для Корнера, до этого он был в тотальном одиночестве как человек, который уже тогда, в конце 40-х любил блюз, и хотел его играть, а Сирил Дэвис стал его единомышленником, конечно, вдвоем-то легче. В составе группы Криса Барбера эти двое имели свой блок – они выступали как блюзовый дуэт, и они тогда удивляли все свое окружение своим неукротимым желанием сделать блюз более уважаемой музыкой в английской музыкальной действительности. Со второй половины 50-х эти два энтузиаста блюза по собственной инициативе стали привозить в Англию тогда еще совсем никому не известных американских блюзменов, так, на минуточку – Мадди Уотерса, Джона Ли Хукера, очень многих-многих других. Они же им аккомпанировали в этих их английских гастролях, но музыкальная критика по-прежнему, в общем-то, это все не замечала, да и публика была весьма и весьма индифферентна, я имею в виду широкую публику.
Чуть-чуть сдвинула дело с мертвой точки, ну совсем чуть-чуть, их сотрудничество с Отилли Паттерсон, она была женой Криса Барбера, их руководителя, да, ну, и кроме всего прочего, она неплохо пела, она была певицей оркестра Криса Барбера, они с ней сделали тоже такой вот небольшой блюзовый блочок.
Опять же, заметное историческое событие в 1960 году: в Англию приехал Чемпион Джек Дюпри, один из классиков блюза, буги-пиано-блюза, и записал пластинку в Лондоне, и Алексис Корнер на ней выступил в качестве гитариста аккомпанирующего, и даже автора нескольких произведений. Но тогда это все было очень локально, сейчас эту пластинку не сыщешь днем с огнем.
И вот, наконец, мы подбираемся уже к таким решающим и решительным денькам. В начале 60-х Сирил Дэвис и Алексис Корнер решили электрифицироваться, то есть сделать то же, что сделали музыканты Чикаго-блюза в середине 50-х. И вот это-то как раз принесло плоды. То есть, ну, гитары стали электрическими, по-прежнему оставался контрабас, и главное – группа требовала звукоусиливающую аппаратуру, поскольку уже появилась полноценная барабанная установка, не «троечка» там такая, знаете, джазовая, а барабанщик уже, так сказать, месил во всю Ивановскую, ну, насколько это было возможно в 1962 году. Кто был барабанщиком, сейчас узнаете, да я думаю, что многие знают.
После этого, естественно, громкость, и, стало быть, доступность и психоделичность ансамбля «Blues Incorporated», а речь идет уже о нем – естественно, все это усилилось, и принесло свои плоды в виде резкого увеличения аудитории. Итак, ансамбль «Blues Incorporated» возник в 1961 году, его основали Корнер и Дэвис, естественно, а в 1962 году ансамбль получил первый ангажемент в «Ealing» – в таком клубе, который считается, ну, наверное, одним из первых блюзовых клубов в Англии. Но их там быстренько закрыли, поскольку над этим клубом, это был подвал – над ним был кинотеатр, и иногда зрители кино не могли расслышать как следует саундтрек фильма из-за творившегося внизу.
Итак, кроме Алексиса Корнера и Сирила Дэвиса в первом составе, в первом исторически составе «Blues Incorporated» были, я, почему говорю «исторически» – потому что там вначале были вообще другие люди, но очень быстро там через месяц-два исторически первый состав сформировался: барабанщик – Чарли Уоттс, бас-гитарист – Джек Брюс, саксофонист – Дик Хэкстелл-Смит, певцом очень короткое время, кстати, был Арт Вуд – брат Ронни Вуда и в дальнейшем лидер ансамбля «Artwoods». То есть я-то раньше думал, что трое из «Rolling Stones» имеют непосредственное отношение к Алексису Корнеру, получается, что опосредованное отношение и четвертый из них тоже имеет. И, наконец, вскоре присоединились певцы, не считая того, что певцом был Сирил Дэвис и скромный Алексис Корнер изредка, появился певец очень высокого роста – Лонг Джон Болдри, впоследствии, так сказать, запредельный гигант британского вокала, об этом мы будем говорить. А за этим самым «Длинным» Джоном пришел не такой длинный, и уж совсем тощий Мик Джэггер, да еще, между прочим, в песне «Dust My Broom» к ансамблю присоединялся Брайан Джонс на слайд-гитаре, это тоже было тогда для Англии сенсацией, никто не играл в то время в Англии со слайдом.
С лета 1962 года они перекочевали в клуб «Marquee», ну, вот здесь начинается уже новая, другая история – история британского блюза, и, наверное, это начало британского блюзового бума, того самого исторического процесса, о котором мы с вами неоднократно говорили. Через месяц квартирования «Blues Incorporated» в клубе «Marquee» на их концерты приходило уже 200 человек, я думаю, что на первые концерты там было 20, а вот через месяц после 200 в «Marquee» набивался «биток», там от 800 до 1000 человек вмещал этот клуб, и уже дошло до того, что через полгода люди просто закрывали двери, уже никого не пускали, потому что там было действительно столпотворение. Вот оно, начало британского блюзового бума.
И в связи с этим песня «Boom Boom». Но это уже отнюдь не начало блюзового бума – 1970 год, ансамбль, в котором верховодил Алексис Корнер – «C.C.S.»
(Звучит песня «Boom Boom».)
АРУТЮНОВ: Ну, вы, конечно, знаете, это песня Джона Ли Хукера «Boom Boom», запись 1970 года, кстати, вот видите, такая воплощенная одна из слабостей Алексиса Корнера – контрабас. Уже 1970 год, уже вполне Тим Богерт там мечет громы и молнии на своем «Fender», и многие другие, и все, в общем-то, а здесь – контрабас. Алексис Корнер очень любил это дело, и в 80-е годы тоже, и в 70-е он частенько использовал, когда ему нужен был нижний регистр, не бас-гитару, а контрабас.
Вторая историческая справка.
НОВГОРОДСКИЙ: Алексис Корнер стал полноценным и весьма активным артистом задолго до начала формирования в Англии национальной рок-сцены. При этом ему приходилось нелегко: в массовых вкусах англичан послевоенной эпохи не было ни намека на ту повальную любовь к блюзу, которая накрыла нацию спустя 15-20 лет, а предпочитали соотечественники Корнера традиционный заокеанский джаз, или чуть позже – скиффл местного разлива. В этом смысле не удивительно, что свою первую запись он сделал именно в составе скиффл-команды.
В середине 50-х Корнеру посчастливилось встретить своего первого на британской земле настоящего единомышленника – харпера и гитариста Сирила Дэвиса, а еще через пару лет самоотверженных, но не очень востребованных выступлений, они решили открыть собственный блюзовый клуб. В результате «Blues and Barrelhouse Club» стал, во-первых, первым специализированным блюзовым заведением в Англии, а во-вторых – главной площадкой для выступления таких американских классиков жанра, как Мадди Уотерс, Сонни Терри и Брауни Макги, Мемфис Слим и Джон Ли Хукер, иногда и при участии самих учредителей клуба – Корнера и Дэвиса.
Именно один из таких концертов дал карьере Корнера долгожданный мощный толчок. В один из своих приездов Мадди Уотерс решил исполнять не популярный у местных студентов-битников акустический дельта-блюз, а относительно новый сорт блюза, выведенный им в Чикаго – электрифицированный, ритмизованный, тяжелый и громкий. Первое знакомство британцев с электроблюзом нельзя назвать удачным. Хозяева помещения в тот же вечер уволили Корнера и Дэвиса, и закрыли клуб, а о Мадди Уотерсе еще долгое время не хотела слышать ни одна лондонская площадка.
Удивительно, но самих Корнера и Дэвиса все это нисколько не беспокоило. На том концерте Мадди Уотерс показал им, как надо играть блюз, и теперь молодые британцы решили создать свою собственную группу с Чикаго-саундом – с электрогитарами и барабанами, перегруженными усилителями и громкими соло. Еще через пару лет это взрывное сочетание и ляжет в основу музыки первопроходцев британского блюза. Так что спасибо за тот концерт Мадди Уотерсу могли сказать не только Алексис Корнер и Сирил Дэвис, но и десятки успешных музыкантов и миллионы благодарных фанатов по всему миру.
АРУТЮНОВ: Ну так вот, еще пару слов о Брайане Джонсе. Вы знаете, этот молодой человек, который вскоре создал ансамбль «Rolling Stones», был первым из многочисленных молодых музыкантов другого поколения. Все же и Корнер, и Дэвис, и первые участники, самые-самые первые участники «Blues Incorporated» – это, как правило, были люди вокруг ансамбля Криса Барбера, такие, в общем, старперы для Брайана Джонса и его друзей. Но, вот, тем не менее, он был первым, он в 1961 году достаточно случайно оказался на концерте Алексиса Корнера еще в составе Криса Барбера, и услышав эту блюзовую программу корнеровскую, буквально обалдел от увиденного и услышанного. После концерта он пришел к Корнеру в гримерку, познакомился с ним, Корнер дал ему свой телефон. Видите, вот великие люди – они, как правило, просты и доступны.
Естественно, Брайан Джонс начал пользоваться этим телефоном и гостеприимством Корнера, он не был лондонец, он приезжал, ну так не очень далеко, но жил не в Лондоне, приезжал специально на все эти концерты, и «зависал» у Алексиса Корнера, как мы сегодня с вами говорим. И не он один потом, вы знаете, дом Корнера иногда напоминал такое общежитие британского блюза и рока. Но Брайан Джонс все же не был в основном составе «Blues Incorporated», он с ними частенько джемовал, и имел свой отдельный номер, я уже об этом сказал. А вот Чарли Уоттс, будущий барабанщик «Rolling Stones» – он был в первом составе «Blues Incorporated». Вот что вспоминает сам Чарли Уоттс: «Blues Incorporated» ошеломили меня, это был гибрид Чикаго-блюза и Чарли Мингуса». Я думаю, что он эти слова говорил Алексису Корнеру, и очень ему трафил этими словами, потому что Алексис Корнер, в общем-то, этого и добивался. Да, они играли такой неотесанный, сырой Чикаго-блюз, с вкраплениями, даже некоторыми произведениями классического джаза, в частности, Чарли Мингуса, очень любил Алексис Корнер этого музыканта.
Затем из будущих «Rolling Stones» в «Blues Incorporated» появился певец Мик Джэггер, так вот благодаря Алексису Корнеру они все, эти трое, и познакомились, и Кит Ричардс уже тогда был где-то рядом, и тусовался там. И когда в конце 1962 года Чарли Уоттс ушел из «Blues Incorporated», они его почти сразу заарканили, и вот так начинались «Rolling Stones». Эту историю, она, во-первых, уже другая, во-вторых, вы ее, я думаю, знаете. А почему же ушел Чарли Уоттс? Вот здесь этому человеку можно доверять, все мы знаем, что он такой трезвый, умный и объективный человек. Чарли Уоттс сказал, что в середине 1962 года, играя в «Blues Incorporated», дальше цитата: «Я не мог угнаться за теми музыкантами, которые играли в «Blues Incorporated». Там были потрясающие музыканты, я им уступал». Ну что ж, поверим ему на слово, и надо сказать, что замена была очень и очень достойной: вместо Чарли Уоттса в «Blues Incorporated» пришел Джинджер Бейкер.
В 1963 году многие уже птенцы гнезда Алексиса Корнера стали покидать это самое гнездо, вот люди ушли создавать «Rolling Stones», я об этом сказал, ушел Джек Брюс, и Джинджер Бейкер тоже ушел, ушли они, уведенные Грэмом Бондом. Грэм Бонд в конце 1962 года появился ненадолго в качестве клавишника в «Blues Incorporated», и быстро очень почувствовал в себе силы для создания собственного проекта – «Graham Bond Organization», об этой группе мы тоже говорили. И туда же пошел саксофонист «Blues Incorporated» Дик Хэкстелл-Смит. Таким образом, мы можем с вами говорить, что в недрах и «Blues Incorporated», и в дальнейшем в недрах Грэма Бонда созревали будущие «Colosseum» и «Cream», да?
Сирил Дэвис в 1963 году ушел от Корнера, и создал свою группу «Cyril Davies All Stars», но, к сожалению, она просуществовала год, в этой группе играл Ники Хопкинс – знаменитый пианист английский впоследствии, к сожалению, в начале 1964 года Сирил Дэвис умер. В общем, началась текучка кадров в ансамбле «Blues Incorporated», и в 1967 году Корнер распустил этот коллектив, и начал свои дуэты с Виктором Броксом, впоследствии вокалистом «Aynsley Dunbar Retaliation», и с Робертом Плантом он пел, мы эту песню слушали.
Вы знаете, я бы еще очень много вам приводил здесь разных фамилий, но боюсь я этими фамилиями вас перегрузить. Вывод один: «Blues Incorporated» – это настоящий полигон британского блюза и рока, и оттуда стартовали очень многие звезды этой музыки. Была одна группа, которая не имела прямого отношения к Корнеру, в смысле, кадрово, но одного из этой группы он пестовал, я сейчас говорю о группе «Free», мы недавно о ней говорили – он пестовал их будущего бас-гитариста Энди Фрейзера, и стоял у истоков группы «Free», как организатор – он их всех как бы свел как-то там, и даже присутствовал на их первых репетициях, ну, вспоминайте. Во всяком случае, благодарный Энди Фрейзер отдал ему одну свою песню – в 1971 году Корнер записал песню Энди Фрейзера «Wild Injun Woman». Ну, и опять же возвращаясь к недавним нашим разговорам, Алексис Корнер открыл Колина Ходжкинсона – великого бас-гитариста для группы «Back Door», и впоследствии, в конце 1970-х, своего основного партнера.
В 1968 году в скандинавском турне он познакомился вот с тем самым Питером Торупом, датским вокалистом, и создал с ним группу «Snape», и также пел с ним в группе «C.C.S.». Два слова о «C.C.S.». «C.C.S.» – оркестр, даже не группа, оркестр, который записал три пластинки в начале 70-х, там Корнер был руководителем коллектива, к счастью, много пел на пару с этим Питером Торупом, это был действительно большой оркестр – там были дудки, и даже, представьте себе – два басиста, один из них в основном играл на контрабасе, другой на бас-гитаре, в общем, они так как-то вперемешку это размещали. Этот ансамбль очень интересный коллектив был, записывал много чужого материала, и записывал очень много песен любимых музыкантов Корнера, вообще, Корнер всех своих воспитанников любил, но всегда выделял три группы – «Free», «Rolling Stones» и «Led Zeppelin». И вот этот ансамбль «C.C.S.» Корнера исполняли «Satisfaction», «Sunshine of Your Love» других его любимцев и воспитанников – группы «Cream», и две песни «Led Zeppelin» – «Whole Lotta Love» и «Black Dog». Ну, это, скорее, не песни были, а такие в основном инструменталы, потому что тогда спеть, как Плант, вряд ли кому-нибудь было под силу. Но, вы знаете, очень удачно это все звучало, и даже версия Алексиса Корнера и группы «C.C.S.» песни «Whole Lotta Love» стала заставкой на «Top of the Pops» – знаменитом британском ТВ-шоу.
А вот сейчас подтверждение любви Корнера к своим любимцам, вот его версия песни «Rolling Stones» «Get Off of My Cloud». Поет Алексис Корнер, а в конце песни маленький дуэт с ним составляет сам Кит Ричардс. В этой же записи участвуют Питер Фрэмптон, Ники Хопкинс, Стив Мэриотт, и многие-многие другие звезды британского рока. 1975 год, альбом «Get Off My Cloud», одноименная песня.
(Звучит песня «Get Off My Cloud».)
АРУТЮНОВ: «Get Off My Cloud», вы сами услышали, далековато от оригинала, но не менее интересно. И вот здесь во всей красе тот самый замечательный вокал Корнера.
В 1972 году он вместе с все тем же Питером Торупом основал группу «Snape» с ним и с музыкантами из группы «King Crimson», и вот в этой группе «Snape» на бас-гитаре в качестве такого транзитного пункта отметился Боз Баррелл, после этого он ушел в «Bad Company». Вот согласитесь, интересный такой творческий путь от сложного к простому, обычно же наоборот.
Все, с группами Корнера покончено. С 1974 года он начал выпускать только сольные пластинки, некоторые очень удачные. В 1974 году – одноименный диск «Alexis Korner», песню из которого мы поставим в конец программы. Потом в 1975 году вот эта «Get Off My Cloud», и так далее, и так далее.
В 1979 году вышел диск «Party Album». Диск был записан в 1978 году на концерте, посвященном 50-летию Алексиса Корнера. Ну, и вот здесь опять сказалась излишня скромность Корнера как вокалиста – он умудрился на своем, в общем-то, праздничном альбоме спеть там, по-моему, две или три песни. Но ничего, зато остальной материал пели Пол Джонс, Крис Фарлоу, Зут Мани, Колин Ходжкинсон, и там Эрик Клэптон еще играл, в общем, очень достойная пластинка.
С конца 70-х Алексис Корнер в основном выступал в формате акустического дуэта. Он сам был гитаристом, пел, и на бас-гитаре с ним играл Колин Ходжкинсон – его замечательный ученик и верный товарищ.
В 1983 году Корнер записал с группой, обращаю ваше внимание, свой последний альбом – «Juvenile Delinquent». Очень хорошая пластинка, и она обращает внимание очень удачным продюсингом вокала. Редкий случай, надо сказать, вообще Корнер – да, он был отец идеи, всех собирал, и, может, у него просто не хватало сил или даже интереса, и не всегда его такой, в общем-то, выдающийся вокал выигрышно стоял в фонограммах, в его же фонограммах. Ну, может, просто потому, что эту пластинку продюсировал его сын – Дэмиэн, а у него еще и дочь была – Сапфо, которая иногда пела с ним, с Алексисом Корнером. Но вот Корнер оставил их сиротами, в 1984 году Алексис Корнер умер от рака легких.
Ну, здесь надо уже нам потихонечку заканчивать, я чувствую лимит времени, очень много я не сказал, попытаюсь сейчас сказать, может быть, то, что мне представляется очень важным. Я не могу утверждать, не могу брать на себя смелость говорить, что Алексис Корнер не реализовался, как музыкант, но все же, конечно, может быть, он не лучший композитор рок-музыки или блюза, у него материал, ну, такой, достаточно, что ли, неяркий, но мы можем на его лучших работах услышать очень сильную аранжировочную мысль Корнера, очень добротную игру на гитаре, а главное, я уже говорил – очень интересный вокал, такого вокала вообще ни у кого не было. Главный историзм Алексиса Корнера все же, наверное, в том, что он с любовью пестовал других музыкантов, находил новые таланты, ну и, наверное, при этом немножечко забывая о своем успехе. И главное, представьте себе: вот живет в Англии человек, в 40-50-х годах, он любит блюз, он один такой, никого нет рядом. И вот этот человек силой своей внутренней убежденности и силой любви к этой музыке ситуацию поменял кардинально в 60-е годы. Представьте себе, вот роль личности в истории, вот здесь, мне кажется, в нашей с вами истории – это воплощение этой идеи. Алексис Корнер – это тот человек, который более других приложил руку к тому, чтобы Англия стала великой блюзовой державой.
Предпоследняя песня в сегодняшней программе, она называется «King B.B.» Поменяйте местами, и вы поймете, о ком эта песня.
(Звучит песня «King B.B.»)
АРУТЮНОВ: Это была песня с альбома «Juvenile Delinquent» 1983 года, с последнего альбома Алексиса Корнера, она называется «King B.B.» и, между прочим, герой этой песни очень любил и уважал Алексиса Корнера, они вместе записывались тоже.
Третья, последняя историческая справка.
НОВГОРОДСКИЙ: В 1961 году Алексис Корнер и Сирил Дэвис собрали команду «Blues Incorporated». Впрочем, «командой» это музыкальное образование можно назвать с натяжкой, скорее, это было постоянно концертирующее сообщество любителей электроблюза. Роль этого проекта в истории британского и мирового рока бесконечно велика, ведь именно в составе «Blues Incorporated» впервые попробовали свои силы такие музыканты, как Чарли Уоттс, Джек Брюс, Джинджер Бейкер и Грэм Бонд, а поддержкой и покровительством Корнера в разные годы пользовались Джон Мэйолл, Род Стюарт и Джимми Пейдж. Многим английским артистам Корнер помог найти единомышленников, и если бы не его кадровая дальновидность, мир, возможно, никогда бы не услышал о «Rolling Stones», «Free» или «Led Zeppelin».
Ко второй половине 60-х поглотивший британскую сцену блюзовый бум принес Алексису Корнеру чуть ли не культовый статус, и привлек внимание широкой рок-аудитории к его работам. Между тем, Корнер распустил «Blues Incorporated» еще в 1966-ом, и в то время, как весь мир содрогался от перегруженных блюзовых риффов, занялся более деликатными формами блюза, зачастую с джазовым ароматом и медной секцией.
Экспериментаторский дух Корнера не находил покоя и в 70-х. О том, что кругозор этого музыканта не ограничивался почти ничем, свидетельствует хотя бы имена его партнеров. В разное время компанию отцу британского блюза могли составить и Мэл Коллинз с Бозом Барреллом, и Кит Ричардс с Ники Хопкинсом, а постоянным концертным напарником Корнера до самой его смерти был Колин Ходжкинсон – один из самых неортодоксальных музыкантов в истории рока.. К сожалению, Алексису Корнеру не суждено было дожить до благодарных классическому року 90-х, он умер в начале 1984 года, но до самых последних дней этот артист продолжал свое дело с тем непревзойденным энтузиазмом, благодаря которому мы сегодня знаем, что такое британский блюз.
АРУТЮНОВ: Ну вот, таков наш, к сожалению, краткий рассказ об Алексисе Корнере. Самое главное – вы знаете, все более-менее просвещенные корневые музыканты во всем мире снимают шляпы перед этим человеком. Я тоже так воспитан, ну, если не с детства, то с отрочества, с юности – точно, что для меня это вообще просто краеугольный камень всего, и, вы знаете, когда я слышу имя «Алексис Корнер», мне хочется просто привстать. Так что вот эту программу я записывал стоя.
До свидания, всего хорошего. Ну, и, как всегда, самые, на мой взгляд, репрезентативные и лучшие пластинки Корнера, хотя я уверен, что существуют другие подходы, тем не менее, от меня: «Rhythm and Blues from the Marquee» – 1962 год, первая в мире неамериканская блюзовая пластинка, обращаю ваше внимание. Кстати, вторая песня в сегодняшней программе – «Hoochie Coochie Man», с этого альбома. Сегодня это – более, чем общее место любого блюзового джема, а тогда, я напоминаю, именно Алексис Корнер внедрял ее в широкий британский блюзовый обиход. Дальше, альбом «Accidentally Born in New Orleans», 1973 год, напоминаю, это альбом группы «Alexis Korner, Peter Thorup with Snape». И, наконец, сольный альбом Алексиса Корнера 1974 года, который так и назывался – «Alexis Korner».
Ну, все, теперь я могу присесть. «Captain America».
(Звучит песня «Captain America».)
- Историческая справедливость (2012)
|