|
Учебник блюза Алексиса Корнера |
JazzQuad.ru
Аксиома: Алексис Корнер – отец британского блюза
Аксиома, как известно, - утверждение, не требующее доказательств. В современном мире под сомнение ставится все – от существования Бога до авторства «Тихого Дона». Но интересно, что, перечитав немало текстов о британском блюзе и его истории, я в каждом из них натыкался на это утверждение, и ни в одном из текстов эта мысль не опровергалась. Наиболее осторожные авторы позволяли себе лишь выражение «…один из отцов британского блюза». Именно в силу этого мне не хочется ломиться в открытую дверь, и доказывать сей факт в тысяча первый раз. Мы примем его за аксиому и ничего никому доказывать не будем. Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит, имеющий разум да проанализирует факты сам и согласится с этой аксиомой.
Постулат первый: «Я частью турок, частью грек, частью австриец, и я не знаю музыки, которая была бы частично турецкой, частично греческой и частично австрийской; именно поэтому я был самой судьбой предназначен к тому, чтобы играть блюз.»
Алексис Корнер
Алексис Эндрю Николас Кернер (Alexis Andrew Nicholas Koerner), впоследствии превратившийся в Алексиса Корнера, родился в Париже 19 апреля 1928 года. Его отцу, осевшему в Париже бывшему офицеру австро-венгерской армии, было тогда 58 лет – Алексис стал поздним ребенком, и большой разрыв в возрасте предвещал впоследствии острое протекание конфликта поколений. Мать Алексиса была смешанного, греко-турецкого происхождения, и, наверное, ни один другой город мира, кроме космополитичного Парижа, не подходил лучше для проживания семье со столь пестрыми этническими корнями. Ироничность высказывания Алексиса – это, очевидно, благоприобретенное за годы жизни на Британских островах, но действительно, очень забавно, что именно этот человек, в жилах которого не было ни капли английской крови, больше всего сделал для того, чтобы приучить островитян к музыке, которая родилась за тысячи километров от Европы: в дельте Миссисипи, в Аппалачах и на чикагских ветрах.
При этом Алексис был так последователен и целенаправлен, как мог быть только сын военного. Что такое военная настойчивость в достижении цели, он сполна познал в детстве. Родители хотели сделать из него юного вундеркинда. Его учили музыке лет с пяти, учили игре на фортепьяно, что вызывало у Алексиса искреннюю ненависть. Особенно он не мог терпеть детские концерты, где жертвы честолюбия своих родителей были вынуждены выходить на сцену и что-то там изображать. Так что, в детстве понятие «музыка» было связано для Алексиса скорее с отрицательными эмоциями.
Постулат второй: «Одиннадцатилетний мальчик видел в войне только ее романтичную сторону. Всего лишь сногосшибательные фейерверки.»
Алексис Корнер
Опять сарказм и ирония по отношению к себе, одиннадцатилетнему. Не знаю, чем занимался отец Алексиса, но семья явно не бедствовала. Временами Кернеры жили в Англии, временами во Франции. Известие об объявлении войны застало семейство на морском курорте. Алексис радовался этому факту, как новому яркому приключению. Не изменилось его настроение и меньше года спустя, в 1940-м, когда после периода «странной войны» немцы очень быстро раздавили Францию. Семья Кернеров бежала из Парижа на юг, в Тулон, откуда на набитом такими же беженцами судне, под аккомпанемент атак итальянской авиации, прибыла в Оран, французское владение в Северной Африке. Оттуда их дальнейший путь лежал в Гибралтар, а уже из этой английской военно-морской базы лайнер «Императрица Индии» с беженцами долгим и трудным путем, лавируя и постоянно меняя курс, чтобы сбить с толку немецкие субмарины и авиацию, направился в Портсмут.
Плавание прошло благополучно, лайнеру и его пассажирам повезло. Вот разве чай с сахаром Алексис, жестоко страдавший в пути от морской болезни, больше не пил никогда в жизни: от этого сочетания его сразу начинало мутить. Впрочем, это даже помогло ему в какой-то степени легче переносить тяготы военного времени и трудности с продуктами, в том числе и с сахаром, когда семья осела, наконец, в Лондоне. Но еще больше помогло Алексису не замечать проблемы военного лихолетья новое увлечение, захватившее его с головой.
Постулат третий: «Блюз и джаз оттолкнули меня от того, что оставалось от моей семьи»
Алексис Корнер
Американские пластинки на 78 оборотов, первыми из которых стали записи Джимми Янси (Jimmy Yancy) Slow и Easy Blues перевернули всю его жизнь. Совершенно необычные, неслыханные им доселе ритмы блюза и буги-вуги покорили его сердце. Как признавался впоследствии Корнер, ему впервые в жизни захотелось играть на фортепьяно. Он не преминул реализовать это желание, пытаясь на слух воспроизвести понравившиеся мелодии, но как-то его застал за этим занятием отец. Разразился скандал. Ледяным тоном отец запретил Алексису играть на его инструменте (старший Корнер, кстати, играть сам не умел) подобную варварскую музыку. Разумеется, выход нашелся.
Алексис стал рыскать по городу в поисках приятелей, разделявших его увлечение и имевших дома фортепьяно. На этих домашних «джэмах» он и его друзья «отрывались», играя и Янси, и Элберта Эммонса, и Пита Джонсона. Быстро выяснилось, что их любимую музыку американцы играют и на гитаре. Корнер стал осваивать этот инструмент, под новые желчные комментарии отца, для которого гитара была слишком «цыганским» инструментом. Разумеется, это не остановило юношу, но он все больше и больше дрейфовал от семьи к самостоятельной жизни, которая для него раз и навсегда была связана с американской музыкой в самом широком смысле этого слова – Корнер с юных лет был достаточно открытым для разных направлений – и джаза, и блюза, и кантри.
Постулат четвертый: Я был скорее джазменом, чем блюзменом. Тогда еще не было блюзменов – вы играли тот или иной вид джаза.
Алексис Корнер
В конце 40-х годов Корнер отслужил в армии, попав в составе британских оккупационных войск в Германию. И там он не терял времени, порой играя джэмы с местными джазменами из Гамбурга. Вернувшись домой, Алексис в 1951 году на редкость удачно женился – с точки зрения развития собственного творчества. Во-первых, жена Бобби поддерживала мужа во всех его начинаниях. Достаточно сказать, что когда Корнер всерьез взялся за технику игры на гитаре, и у него были проблемы с координацией движений большого пальца руки и остальных пальцев, Бобби сама терпеливо переставляла большой палец Алексиса в нужное положение, до тех пор, пока он не стал играть достаточно бегло.
Во-вторых, тесть Алексиса оказался очень эрудированным поклонником джаза и блюза, познакомившим его с записями многих ему тогда еще незнакомых мастеров. У Корнера сложился круг друзей – это и Кен Линдсей, познакомивший его с музыкой Ледбелли и Гатри, и горячий любитель традиционного джаза Крис Барбер, в Chris Barber's Jazz Band которого Корнер играл с 1949 года, и Кен и Билл Кольеры (Ken Colyer, Bill Colyer). Все они частенько собирались в доме Корнеров на Норфолк Кресчент, вместе слушали музыку, играли, пели.
В 1952 году даже возник недолго просуществовавший Ken Colyer Jazz Group, одна из первых в Англии скиффл-групп, где тромбонист Барбер играл на басу, Кен Кольер на гитаре, Билл Кольер на стиральной доске, Лонни Донеган играл на гитаре и пел, а Алексис был «на подхвате», играя и на гитаре, и на мандолине, и даже на губной гармонике. Позже Корнер со смехом вспоминал, что был, наверное, самым первым и самым плохим гармошечником на Британских островах. Вскоре, однако, ему довелось познакомиться с человеком, который умел это делать гораздо увереннее.
Постулат пятый: «Мне кажется, музыка, в особенности блюз, это единственная форма шизофрении, которая способна мутировать в нечто одновременно легальное и приемлемое для общества».
Алексис Корнер
Четырьмя годами младший его Сайрил Дэвис (Cyril Davies) оказался практически по всем вопросам единомышленником Алексиса. В те годы (конец 53-го – 54-й) он был душой клуба The London Skiffle Club, существовавшего на части площадей паба The Roundhouse в Лондоне. Корнер тогда же зарабатывал на жизнь «около музыки» - был менеджером в одной из студий звукозаписи. Молодые люди решили объединить свои усилия во имя блюза. Корнер, с согласия верной Бобби, бросил постоянную работу, а Дэвис закрыл свой очень успешный клуб, который каждый четверг заполнялся до отказа поклонниками скиффл. Через месяц на этих же площадях открылся The London Blues and Barrelhouse Club, во главе с Дэвисом и Корнером.
В первый вечер на сцене было четверо музыкантов, а в зале – трое зрителей, но дальше дело пошло веселее. Игрался в клубе как акустический, так и электрический блюз и был он тогда практически единственной в Лондоне площадкой, где исполнялась такая музыка, превратившись в натуральный центр блюзового движения в Англии. Важнейшим моментом был также тот факт, что именно здесь выступали приезжавшие в Англию блюзмены из-за океана. Его сцена видела Мемфис Слима, Спеклд Реда, Рузвельта Сайкса, Литтл Бразер Монтгомери. Грандиозным событием, вызвавшим далеко идущие последствия, стал приезд в Англию в 1958 году Мадди Уотерса с его жестким электрифицированным чикагским вариантом блюза, к которому на островах еще не привыкли. И Алексис, и Сайрил аккомпанировали всем этим людям, которых они почитали как далеких черных богов, и на чьих дисках они учились играть. Им было все равно, что пишет по поводу их музыки пресса, которая не жаловала блюз в те годы.
Начали постепенно проявляться и некоторые различия в творческих взглядах. Дэвис был в большей степени блюзовым ортодоксом, а Корнер по-прежнему оставался очень восприимчив ко всему новому независимо от ярлычков: джаз Чарли Мингуса или революционные новшества в ритм-энд-блюзе от Motown были ему не менее интересны, чем чистый блюз. Однако, до поры до времени эти различия не мешали друзьям оставаться вместе, и когда клуб в силу ряда причин, в основном финансовых, пришлось закрыть, их вместе принял под свое крыло Крис Барбер, в джазовом ансамбле которого они образовали свою «меньшевистскую» блюзовую фракцию. Впрочем, колесить по стране вместе с Барбером им пришлось недолго. В 1961 году Корнер и Дэвис объявили о создании Blues Incorporated.
Постулат шестой: «В техническом отношении Blues Incorporated был первым британским профессиональным блюзовым ансамблем. Мы играли в те годы электрифицированный блюз».
Alexis Korner
Не исключено, что данный постулат не совсем точен. Возможно, на тот момент ансамбль был не только первым в Англии, но и вообще первым в мире белым коллективом, игравшим электроблюз.В первый состав Blues Incorporated вошли Алексис Корнер (электрогитара), Сайрил Дэвис (губная гармоника), молодой барабанщик Чарли Уоттс (да-да, тот самый) и тенор-саксофонист Дик Хикстолл-Смит (Dick Heckstall-Smith). Вскоре к ним присоединились басист Джек Брюс (Jack Bruce) и вокалист Мик Джеггер (Mick Jagger).
Первые концерты Blues Incorporated не всегда проходили гладко. Например, довольно скандальную прессу получило их второе выступление, когда группа разогревала публику перед выступлением Акера Билка в Civic Centre в Кройдоне. Там фэны Билка освистали Blues Incorporated за обилие электроинструментов. Впрочем, именно прочитав отчеты об этом концерте, Мик Джеггер и Кит Ричардс созвонились с Корнером, послали ему свои демо - записи, а затем и приехали сами.
В 1962 году Корнер сделал выводы из кройдонского скандала, решив, что у группы должна быть собственная площадка, где она сможет выступать регулярно. Был основан The Ealing Rhythm And Blues Club, превратившийся в Мекку для собиравшихся со всей Англии поклонников блюза. На концерте открытия 17 марта 1962 года в составе группы играли Корнер, Дэвис, Уоттс, пианист Кит Скотт, басист Эдди Хагенбам и певец Арт Вуд (старший брат известного Рона Вуда). В том же годы была выпущена первая в истории британского блюза пластинка – альбом Alexis Korner's Blues Incorporated - R&B From The Marquee.
В нее вошло 12 композиций –американские блюзы, в том числе I Got My Brand On You, I Wanna Put A Tiger In Your Tank и Hoochie Coochie Man Мадди Уотерса, а также песни, сочиненные самими музыкантами Blues Incorporated – в первую очередь Дэвисом, а также Корнером и молодым певцом Лонг Джоном Болдри. Открывала альбом композиция Корнера Gotta Move.
В записи этого диска участвовали сам Корнер на акустической гитаре (во всех треках), Дик Хикстолл-Смит, пианист Кит Скотт (Keith Scott), басист Спайк Хитли (Spike Heatley), ударник Грэм Барбридж (Graham Burbridge) и Сайрил Дэвис на губной гармонике. Вокальные партии поделили между собой Дэвис (в пяти треках) и Лонг Джон Болдри (в трех треках). Как видите, в списке исполнителей есть имена знаменитые и не очень. Дело в том, что состав Blues Incorporated менялся от выступления к выступлению, от записи к записи. Тому есть свое объяснение.
Постулат седьмой: «Одной из причин, почему со мной работало так много выдающихся музыкантов, являлось то, что у них попросту не было альтернативы.»
Алексис Корнер
На каждый футбольный матч на поле выходит одиннадцать игроков. Но в команде их может быть гораздо больше, и уже дело тренера – назначать конкретных участников игры. Blues Incorporated можно сравнить со своеобразным футбольным клубом, где президентом, главным тренером, а также психологом команды был один человек – Алексис Корнер. Состав игроков в клубе менялся очень часто – тренер никого не держал, и даже сам заботился о том, как пристроить своих питомцев.
Люди приходили, уходили, составляли собственные команды, но неизменно сохраняли уважение к своему шефу, чем может похвастаться далеко не каждый футбольный тренер. Не каждый тренер будет пускать игроков ночевать к себе домой – а в случае с Корнером тому масса примеров, когда приезжавшие из разных концов страны талантливые молодые музыканты обретали постель на полу одной из комнат в доме Корнера: так было, например, с будущим «роллингом» Брайаном Джонсом.
Корнер никому не навязывал свои вкусы – но и не менял их. Он любил блюз, был не чужд джаза, он радовался громкой славе, которую его питомцы обрели в рок-музыке, но не завидовал ей. Ему лично это было в музыкальном смысле не слишком интересно. Он гораздо больше любил блюз, чем себя в блюзе. Он считал себя весьма средним гитаристом, слабым певцом (по многим источникам проходит сравнение его вокала с медвежьим ревом; с другой стороны, объективно он обладал одним из самых «черных» голосов в «белом» блюзе), но ему не было равных как в качестве знатока блюза, так и организатора блюзового движения, его пропагандиста и популяризатора.
Нога Алексиса до 1972 года не вступала на американскую землю, но никто не мог с ним сравниться в эрудиции по части нюансов блюза и его истории. Через школу Корнера прошло множество будущих знаменитостей, с его именем так или иначе связана история множества исполнителей и коллективов.
Привести этот список целиком, наверное, просто невозможно, но давайте попытаемся вспомнить хотя бы самых известных: Мик Джаггер, Кит Ричардс, Чарли Уоттс, Брайан Джонс (будущие Rolling Stones), Эрик Бардон, Зут Мани (The Animals), Джинджер Бейкер, Джек Брюс (Cream), Лонг Джон Болдри (Steampacket), Дэйв Холланд (позже у Майлса Дэвиса), Виктор Брокс (будущий Кайафа в классическом варианте Jesus Christ Superstar), Пол Джонс(тогда Пи Пи Понд, позже в Earth Band Манфреда Мэнна), Пол Роджерс, Энди Фрезер (Free), Роберт Плант (Led Zeppelin), Марша Хант, Стив Мэрриотт, Алан Скидмор, Рэй Уорлит, Мик Тейлор, Грэм Бонд, Пол Уильямс, Крис Пайн, Дэнни Томпсон, Терри Кокс, Дик Хикстолл-Смит, Сайрил Дэвис…
А вот иной, не менее впечатляющий вариант. Ансамбли, роковые и джазовые, в которых играли люди, прошедшие школу Корнера: The Rolling Stones, Led Zeppelin, The Cream, The Animals, Manfred Mann, Graham Bond Organisation, Georgie Fame, The Nice, Small Faces, The Pentangle, Free, Blind Faith, Humble Pie, Juicy Lucy, Spencer Davis Group, John Mayall Bluesbreakers, The Faces, Ginger Baker Airforce, Keef Hartley Band, Savoy Brown, Aunsley Dunbar Retaliation, Centipede, Plastic Ono Band, Duster Bennett, Fotheringay, Atomic Rooster, Colosseum, Lifetime, Nucleus, Brotherhood Of Breath…
Ни тот, ни другой список на исключительную полноту не претендуют, и каждый может попытаться дополнить их новыми именами и названиями, благо, тут можно еще копать и копать. Отслеживание пути каждого из питомцев «гнезда корнерова» выходит далеко за рамки этого материала, но мимо истории возникновения Rolling Stones пройти просто невозможно. Эта история обросла множеством апокрифов, но в версии самого Корнера дело было так…
В июле 1962 года Blues Incorporated был приглашен радио BBC для участия в одной из программ. В составе ансамбля тогда было семь человек, но прижимистые продюсеры из BBC были готовы оплатить только участие шести музыкантов. В тот же вечер ансамбль должен был выступать и в клубе Marquee. Пропускать вечер в Marquee не хотелось, так как в другой раз команду могли туда и не пригласить. Поэтому, посовещавшись, музыканты решили ехать на BBC без третьего вокалиста, Мика Джаггера, а последнему было предложено отправляться на концерт в Marquee, собрав для этого команду из надежных ребят. Там и состоялось в тот вечер первое выступление будущих звезд. За барабанами сидел при этом Дик Тейлор, так как Чарли Уоттс поехал с «основным составом» записываться на радио. Так родился феномен The Rolling Stones.
Постулат восьмой: «Как только ваше имя начинает ассоциироваться с детским шоу, вы – конченый человек.»
Алексис Корнер
Опять едкая самоирония, для которой у Алексиса были основания. Середина 60-х… Грандиозные успехи британской рок-музыки. Потрясенная Америка переживает «британское вторжение» и смотрит снизу вверх на бывшую метрополию. Rolling Stones и Animals возвращают американцам их выдающихся соотечественников – Мадди Уотерса, Джона Ли Хукера, Вилли Диксона и других черных блюзменов. Вчерашние новички в музыке становятся в одночасье очень состоятельными людьми.
А в это время их «крестный отец» Алексис Корнер, человек, имевший гораздо больше оснований купаться в деньгах и в лучах славы, практически полностью отказывается от концертной деятельности, распускает Blues Incorporated и вместе с басистом Дэнни Томпсоном (Danny Thompson) и ударником Терри Коксом (Terry Cox) регулярно выступает в телевизионных музыкальных передачах для детей. Типично корнеровский парадокс, лишний раз доказывающий, что этот человек не ставил во главу угла коммерческие амбиции и придавал особое значение просветительской деятельности. Корнер и впоследствии очень активно сотрудничал и с радио, и с телевидением в передачах, посвященных блюзу и его истории.
Его голос звучит «от автора» в первом документальном фильме, посвященном Джимми Хендриксу. На его программах "Blues Roll On", "Korner’s Corner", "Blues Is Where You Heat It" были воспитаны поколения молодежи. Этой работой, которая обеспечивала ему достойное существование и приносила огромное удовольствие, он занимался чуть ли не до последних дней жизни. Надо сказать, что в своих программах Алексис со свойственной ему иронией критиковал чрезмерное увлечение белых американцев и англичан жестким чикагским блюзом, он был не в восторге от блюз-рока с его развернутыми длинными соло.
В те годы Эрик Клэптон говорил в интервью: «Блюзмен – это обычно фанатик; это общая черта всех блюзовых музыкантов – они фанатики. В Англии их особенно много, там они порвали со сценой и даже не представляют, как она выглядит сегодня. Они даже не представляют, что значит быть блюзменом в Америке, как это делает Майк Блумфилд. Они очень романтичны и полны идеалов и правил. Во всем этом очень много эгоизма, они думают, что только им доступно исполнение настоящей музыки». Аккуратный Эрик не называет имен, но адресат его замечаний вполне очевиден, и это тоже любопытный штрих к портрету Алексиса Корнера.
Постулат девятый: «Джазмену постоянно требуется искать самовыражение в изменениях звучания. Но в блюзе, если вы нашли правильный звук, вам достаточно лишь все время точно воспроизводить его.»
Алексис Корнер
Вновь поискать правильный звук Корнер решил в середине 1967 года, основав группу Free At Last, в состав которой вошли вокалисты Виктор Брокс и Марша Хант, басист Клифф Бартон (его вскоре заменил Бинкли МакКензи), Джерри Конвей и барабанщик Хьюджи Флинт. Несмотря на схожесть названий, ничего общего с известной группой Free этот коллектив не имел, кроме того факта, что Корнер приложил руку и к рождению Free тоже. Free At Last можно считать представителем раннего джаз-рока, но развития его музыка не получила – группа вскоре распалась.
После этого довольно долго Корнер выступал в дуэте с Виктором Броксом, а затем с Робертом Плантом – до ухода последнего в состав организуемого Джимми Пейджем Led Zeppelin. Дело с Плантом дошло даже до подготовки альбома (при участии Стива Миллера), но от этих замыслов остались только две композиции - Steal Away и Operator.
В 1968 году Корнер отправляется на континент и гастролирует по Голландии и Дании с местными коллективами, соответственно Cuby And The Blizzard и The Beefeaters. Нечего и говорить, что эти концерты вызвали всплеск интереса к блюзу у местной публики. Сам же Корнер в Дании «положил глаз» на местного блюзового вундеркинда – вокалиста The Beefeaters Питера Торупа (Peter Thorup). Торуп, начавший играть блюз в 13 лет, к своим девятнадцати годам был настоящим королем датского блюза.
Он с удовольствием согласился сотрудничать с Корнером (еще бы!). Так, в начале 1969 года возникла группа New Church, в основе которой лежал дуэт Корнер – Торуп. В качестве еще одного вокалиста в группу вошла и дочь Алексиса, Сафо. Наиболее яркой фигурой среди инструменталистов группы стал басист Колин Ходжкинсон (Colin Hodgkinson). Очень много спекуляций при формировании New Church ходило на тему «трудоустройства» Брайана Джонса. Блондинистый «роллинг» официально покинул группу в мае 1969 года. Ходили слухи, что Джаггер просил Корнера помочь Джонсу найти работу и Корнер вроде бы начал предпринимать какие-то шаги.
По другой версии Алексис подумывал о приглашении Брайана в свой коллектив, а по третьей – Джаггер приглашал Корнера занять освободившееся место в Rolling Stones. Но реальность, как известно, оказалась иной. 5 июля 1969 года New Church официально дебютировала на концерте в Гайд-Парке, разогревая гигантскую толпу зрителей перед выступлением Stones. И те, и другие посвятили свое выступление памяти Брайана Джонса, чей жизненный путь нелепо завершился 3 июля. Жизнь New Church также оказалась недолгой – группа распалась к концу 1970 года.
Постулат десятый: «Когда я наблюдаю за тем, как все меняется, я не могу на что-либо повлиять и только смеюсь».
Алексис Корнер
В отличие от «Новой церкви», альянс Корнера с датским вокалистом оказался более прочным. Более того, их ожидал еще и коммерческий успех в составе студийного биг-бэнда CCS (Collective Consciousness Society). Этот коллектив появился в результате неожиданного творческого союза Корнера с очень известным поп-продюсером Мики Мостом (он опекал, в частности, Herman’s Hermits) и музыкальным директором Джоном Камероном. Инструментальная версия хита Led Zeррelin Whole Lotta Love попала в чарты, а следом, в 1971 году хитами стали также Walkin’ , Тар Turns On the Water, Brother и The Band Played the Boogie.
Один из альбомов CCS получил статус золотого, а тема Whole Lotta Love на долгие годы стала музыкальной заставкой телевизионного шоу BBC Top Of The Pops. Корнеру оставалось лишь удивляться прихотливым поворотам судьбы, но этот этап его творческой деятельности так и остался случайным и, в общем-то, нелогичным эпизодом.
Куда логичнее выглядела историческая встреча Алексиса Корнера с Би Би Кингом в июне 1971 года. Великий американский блюзмен записывал в Лондоне свой альбом B.B.King In London и включил в программу композицию Корнера Alexis Boogie, в которой оба блюзовых короля, американский и английский, играли дуэтом на акустических гитарах. Иначе, чем исторической эту запись и не назовешь. Кстати, Корнер с удовольствием участвовал в записях альбомов и других музыкантов. Так, в 1972 году он почтил своим присутствием первый альбом группы Humble Pie. Его имя можно найти среди исполнителей – гостей на обложках пластинок The Who, Free, Atomic Rooster и Steeleye Sрan.
Весной 1972 года в жизни Корнера произошло знаменательное событие. Первый блюзмен Англии впервые попал на родину своей любимой музыки. Американскую экспедицию Корнер совершил с очередным эфемеридом – своей новой группой Snaрe, в которую входили верный датчанин Торуп, а также бывшие музыканты King Crimson Мел Коллинз, Иэн Уоллес и Боуз Баррелл. Snaрe записал альбом Accidentally Born in New Orleans, увидевший свет годом позже, и тихо распался, как и все предыдущие корнеровские коллективы.
Для самого Алексиса главным делом и в 70-е, и в 80-е годы оставалась его работа на радио и телевидении, которую он изредка разнообразил концертными или студийными выступлениями, соло или в дуэте с Колином Ходжкинсоном, в частности он играл в хауз-бэнде клуба Five O'Clock Club. Редким появлением на публике в более широком формате стал для него концерт в честь собственного 50-летия, очень торжественно отмеченного в Лондоне в 1978 году. Многочисленные ученики тепло поздравили главного вдохновителя блюзового движения в Англии. В концерте участвовали такие звезды, как Эрик Клэптон, Пол Джонс, Крис Фэрлоу и Зут Мани. Этот концерт был запечатлен как в аудио, так и в видео варианте.
В 1981 году Корнер участвовал в последнем для себя концертном проекте, надо сказать, весьма амбициозном. В группу Rocket 88 вошли он сам в качестве гитариста и певца, Джек Брюс в качестве басиста, Иэн Стюарт на фортепиано и Чарли Уоттс, как барабанщик. Красочности общему саунду добавляли духовая секция и приглашенные клавишники. Репертуар же был достаточно стандартен для Корнера – классические блюзы плюс собственные композиции, в которых присутствовали элементы и блюза, и джаза. Концерты группы были приняты с энтузиазмом и в Англии, и в Европе, но дело ограничилось одним альбомом, выпущенным Atlantic Records.
Корнер вернулся к привычной журналистско-просветительской деятельности. Он задумал большой тринадцатисерийный телевизионный фильм об истории рок-музыки. Но этот его проект так и остался не реализованным. В 1983 году здоровье Алексиса Корнера резко пошатнулось. Врачи диагностировали рак гортани. Всю жизнь Корнер много курил, практически не расставаясь с любимыми французскими «Галуаз»; причинно-следственную связь между этой его привычкой и болезнью автор, сам заядлый курильщик, оставляет без комментариев… В первый день 1984 года, пользовавшийся всеобщим уважением и оплакиваемый тысячами поклонников и десятками учеников, Алексис Корнер на 56-м году жизни скончался в Лондоне.
Рассказ о его судьбе практически закончен. А вот учебник блюза Алексиса Корнера остается открытым. Каждый, кто любит блюз, кто слушает музыку Корнера и его учеников, наверняка обнаружит в нем еще много парадоксальных правил, остроумных доказательств и изящных постулатов. Это учебник на все времена.
Леонид Аускерн
Jazz - Квадрат, №1/2007
|