echo.msk.ru
3 декабря 2000 года.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Романов - лидер группы "Воскресенье".
Эфир ведут Матвей Ганапольский, Николай Тамразов и Елена Кандарицкая.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - "Эхо" славно гостями.
Н. ТАМРАЗОВ - Сейчас Алексей, какой гость! 25 лет в таком бизнесе, как их бизнес. Это же не русская народная песня.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А у него не бизнес. Здравствуй, Алеша.
А. РОМАНОВ - Здравствуйте, друзья.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ты год назад у нас был?
А. РОМАНОВ - Да, около того. Я стоял у подъезда и вспомнил.
Н. ТАМРАЗОВ - У нас?
А. РОМАНОВ - Мы были у Алексея Венедиктова с Макаревичем.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы сейчас проветрим мозги тем, кто не помнит твои песни. Сейчас пойдет песня, очень известная, которой действительно 25 лет.
А. РОМАНОВ - Уже 26.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Он говорит: "Поставьте ее последней, потому что я уже не могу ее слышать. Когда я ее слышу, я ухожу". Но мы его убедили, что мы поставим ее первой, для того чтобы с'ассоциировали и поняли, о ком идет разговор. Вот эта песенка, вы ее знаете хорошо.
-
Песня "Кто виноват"
-
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Сегодня мы поздравляем всеми доступными "Эхо Москвы" способами Алексея Романова, группу "Воскресенье". У вас ведь будут концерты, вы все время говорите, что там 50 на двоих, и все считают. Говорят, нашей семье 200 лет, считают бабушек, дедушек.
Н. ТАМРАЗОВ - Если исходить из поколения Романова, то представляешь, сколько?
А. РОМАНОВ - Давайте я расскажу коротенько историю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ- Красивая фамилия "Романов".
А. РОМАНОВ - Мне тоже нравится.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Сейчас он скажет: "наши предки"
А. РОМАНОВ - Очень смешно было, однажды на набережной г. Самары ко мне подошел усатый человек, очень вежливо спросил: "Простите, Вы не однофамилец нашего последнего императора?"
Н. ТАМРАЗОВ - А первого секретаря обкома?
А. РОМАНОВ - Он решил так. А оказалось, что он мой поклонник, он привез дочку поступать в какой-то институт и ужасно рад встретиться на набережной.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Узнал просто?
А. РОМАНОВ - Да, в качестве однофамильца последнего императора. Это очень приятно. Я собирался рассказать историю про "Воскресенье" и "Машину времени". Мы отмечаем совместное 50-летие вот уже года полтора, наверное.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да, тут спрашивают, говорят: "Сколько же ваш юбилей будет длиться?" Вообще когда это безобразие закончится?
А. РОМАНОВ - Пока нам не надоест.
Н. ТАМРАЗОВ - Ваше величество, а не грозит спиться, такой длинный юбилей?
А. РОМАНОВ - Бог весть. Но это золотая свадьба, она всегда сопровождается.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я перед тем, как расскажет замечательнейший Романов, то ли потомок, то ли нет, историю про "Воскресенье" и "Машину", напоминаю, что поздравления (я их буду зачитывать) присылайте на 788-00-88, абонент "Эхо Москвы". Я зачитаю только вопросы с подписями.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Алеша, я хочу спросить. Может быть, странный вопрос. Но для тех, кто не очень знает, скажите, в каком родстве "Воскресенье" и "Машина времени"?
А. РОМАНОВ - Меня однажды мама ругала. Говорит: "Что же вы за люди? Все у вас общее. Женщины общие, гитары общие, песни одинаковые".
Н. ТАМРАЗОВ - Женщины общие?
А. РОМАНОВ - Я проговорился, но в этом есть зерно.
Н. ТАМРАЗОВ - У вас нет свободного местечка, в коллективе поработать в качестве любовника?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Есть на бонгах у них, у них сейчас музыканта нет.
Н. ТАМРАЗОВ - Бог с ним, на чем, лишь бы в общие.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Так что же, расскажите?
А. РОМАНОВ - Во-первых, у нас с Андреем общий архитектурный институт. Это такой волшебный горшочек, где, если 5 лет повариться, выйдешь или художником, или артистом, или музыкантом. Можно, проявив терпение и сдержанность, стать архитектором.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Правда, проект никогда не будет реализован. Только проект собственной дачи можешь реализовать.
А. РОМАНОВ - Не скажите. У Андрея Макаревича есть где-то (я забыл, в каком городе) театр. У меня есть изумительный склад горюче-смазочных материалов на Варшавском шоссе.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да?
А. РОМАНОВ - Собственноручный.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вот это да.
Н. ТАМРАЗОВ - Он сгорел, я помню, передавали.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Поскольку были горюче-смазочные материалы.
Н. ТАМРАЗОВ - Да, там был пожар.
А. РОМАНОВ - Вы мне все время не даете рассказать. Когда-то в 79 году из "Машины" ушли два музыканта, и при помощи Алексея Романова организовали группу "Воскресенье". С 79 года она происходит. И всю жизнь мы параллельно двигались, нас одно время даже путали. Во-первых, потому что мы на одной и той же студии записали одновременно по пластинке. И они расходились, конечно, никакими не дисками, а все это переписывалось с кассеты на кассету. И на каком-нибудь там "Романтике" или на "Электронике-2" это все звучало примерно одинаково. Было понятно, что поют по-русски. Естественно, что у нас лексика одинаковая. Мы одни и те же книжки читали, одни и те же картины смотрели. А шли годы.
Н. ТАМРАЗОВ - Смеркалось...
А. РОМАНОВ - вечерело. "Машина Времени" отметила 30-летний юбилей. "Воскресенье" отметило 20-летний юбилей. Оказалось, что у нас общий директор, мы уже матерые дядьки-профессионалы. У нас общий Маргулис на двоих. В общем, у нас много общего. И однажды нас пригласили в Питер сыграть вдвоем концерт, отделение "Воскресенья", отделение "Машины времени", во дворце спорта "Юбилейный". У них "Юбилейный", у нас юбилейный. Что-то все вокруг юбилеев крутится. И мы по дороге туда решили, что не стоит играть по отделению, а нужно выйти всем вместе и играть короткими блоками так будет гораздо живее.
Н. ТАМРАЗОВ - Но играть вместе?
А. РОМАНОВ - Да. Еще Петр Подгородецкий добавил нервы нам тем, что не приехал на концерт. И тут у нас совсем уже глаза выпучились.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Как? Чего он сделал? Не приехал?
А. РОМАНОВ - Не приехал на концерт.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Понятно. Да, это знакомо.
А. РОМАНОВ - Мы на таком воодушевлении играли, что я на своей жизни такого приема не припомню. Я увидел, что Питер - это действительно рок-н-ролльная столица, там бородатые, очкастые дядьки и сопливые подростки с одинаковым восторгом на лице, открыв рот, что-то вопят. Потом, когда публика разошлась, вся арена была усыпана пустыми бутылками, банками, шприцами. В общем, был народный праздник.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Что надо россиянину для народного праздника?
А. РОМАНОВ - Бутылки, шприцы.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, еще музыка ваша, естественно.
А. РОМАНОВ - Музыка заводит народ. С этого момента мы ездим по крупным городам уже на протяжении года с лишним. Были в Киеве, в Харькове, Алма-Ате, в Мурманске. Я не буду сейчас географию перечислять, очень много.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А я в "Метеоскопе" все прочитал только что, ты же слышал.
А. РОМАНОВ - В конце концов, мы сыгрались до полного взаимопонимания. У нас вчера была репетиция, мы решили концерт удлинить, поскольку народу много. Чего, они будут час собираться, час расходиться, мы будем играть часа два с половиной. И вчера репетировали, за репетицию не сказали ни единого слова.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Все было ясно?
А. РОМАНОВ - Все было ясно. Мы начинаем играть, останавливаемся. Почему? Потому-то. Державин делает замечание по гармонии. Едем дальше. Прошли еще разок, все. За час выяснили четыре произведения.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Передо мной пластиночка "Воскресенье-2000". Тут новое, да?
А. РОМАНОВ - Мы предприняли экскурс на студию. От нас, конечно, ждут новой пластинки. Она готовится мучительно. Не помните, сколько слон ходит беременный? Года два, по-моему.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Да.
А. РОМАНОВ - Мы, видимо, мамонта будем рожать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Слон отдыхает.
А. РОМАНОВ - Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Давайте послушаем, называется "Делай свое дело". И сейчас попробуем созвониться с одним интересным человеком.
-
Песня "Делай свое дело"
-
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Здесь уже ворох всяких вопросов, поздравлений. Поздравляют очень много.
А. РОМАНОВ - Это приятно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спрашивают, можно ли поздравить, если он с вами работает, администратора Арутюнова. Работает администратор Арутюнов?
А. РОМАНОВ - Нет, он не работает. Наверное, речь идет о Саше Арутюнове, который был звукорежиссером у нас в конце 70-х годов. Я ему сам с удовольствием низкий поклон передаю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - "Будем ли разыгрывать билеты, хотя бы по пейджеру?" Нет, не будем. Романов не привез. Где билеты?
А. РОМАНОВ - Мне никто ничего не сказал.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Понятно. Вот еще, интересно. "Не смейтесь, но у меня есть клумба, которая называется "Андрей Макаревич".
А. РОМАНОВ - Здорово.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Интересно. Состав напишите, что там. Тамара Георгиевна поздравляет вас: "Сердечно рада "Воскресенью", поздравляю Вас". "Также следующей песней мы поздравим" Они просили что-нибудь из Макаревича. Поскольку это теперь один коллектив Женя, которой 8 лет, поздравляет подругу Леру, которой 10 лет, желает ей счастья и здоровья, особенно хороших оценок в школе. Я присоединяюсь к этому.
Н. ТАМРАЗОВ - И просит песню в исполнении Макаревича "Мурка".
А. РОМАНОВ - А почему "Мурка"?
Н. ТАМРАЗОВ - 8 лет и 10 лет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хотя, помнишь, у него был проект
Е. КАНДАРИЦКАЯ - "Окурок".
А. РОМАНОВ - Хулиганские песни всякие. У него душевно получается.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Алеша, наденьте наушники, тут Вам пару слов хотят сказать. Але?
Е. МАРГУЛИС - Алексей Дмитриевич, здравствуй.
А. РОМАНОВ - Здравствуйте.
Е. МАРГУЛИС - Я сидел у своих родственников, меня выловили и попросили сказать тебе какие-нибудь приятные слова.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Секунду, только мне объясните, кто это.
А. РОМАНОВ - Я тебя узнал, ты Женя Маргулис.
Е. МАРГУЛИС - Я тебе говорю приветственные слова. Передачу вашу я не слушаю, потому что я занимаюсь абсолютно другим. Но тем не менее я люблю всю вашу компанию.
А. РОМАНОВ - Я очень хорошо себе представляю, что ты там сейчас делаешь, по звону посуды слышно. Я тебя поздравляю с юбилеем, желаю тебе долгих лет жизни и творческих успехов.
Е. МАРГУЛИС - Спасибо, Лешка.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А Вы будете принимать участие в этом всем безобразии?
Е. МАРГУЛИС - Придется. Я бы не хотел, но придется.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет желания?
Е. МАРГУЛИС - Как нет? Желание есть, но мне придется все равно там быть.
А. РОМАНОВ - Он его подавляет, это желание.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы также небриты?
Е. МАРГУЛИС - Как всегда.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Постоянство - это главное.
Н. ТАМРАЗОВ - Будет юбилей, подарим бритву.
Е. МАРГУЛИС - Спасибо
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - У нас будет продолжаться все это дело, мы будем слушать песни разные. "Посмотри, как я живу" - хорошая песня?
Е. МАРГУЛИС - Отличная.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А "Не оставь меня"?
Е. МАРГУЛИС - Отличная.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А "Спешит моя радость"?
Е. МАРГУЛИС - Отличная.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Как бы Вы его охарактеризовали, Женя, самое главное?
Е. МАРГУЛИС - Лешку Романова?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да.
Е. МАРГУЛИС - Обычный полусумасшедший московский гений.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Главное, что полусумасшедший.
А. РОМАНОВ - От гения слышу.
Е. МАРГУЛИС - Спасибо.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо, Женя, выпивайте там. Мы уже анонсировали здесь. Сумасшедший гений сварганил песню, которая называется "Посмотри, как я живу". Давайте посмотрим.
-
Песня "Посмотри, как я живу"
-
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Сложно. Когда мы включили эту песню, я сказал "блюзец", ты сказал "опасно"?
А. РОМАНОВ - Рискованное занятие петь блюз по-русски, поскольку, скажем, для англичан тоже чужая эта негритянская музыка, но все-таки по-английски.
Н. ТАМРАЗОВ Вообще такая музыка ближе к инструменталу?
А. РОМАНОВ Скажем, они и молятся, и ругаются на другом языке. А для русской лексики это все очень городское должно быть.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А как у тебя в песне? "На шести бесшумных лапах"
А. РОМАНОВ "мимо молодость прошла".
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Почему на шести?
А. РОМАНОВ Во-первых, на гитаре шесть струн. Во-вторых, когда человек сидит с гитарой на прокуренной кухне поздно ночью, по стене идет насекомое именно с шестью лапами. В общем, целый веер ассоциаций.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я слушал такая классная вымышленная жизнь, красивое кино только что было перед нами.
А. РОМАНОВ - На самом деле там внутри, в шкафу скелет, конечно. Текст писался, когда помер Толик Крупнов. Мы с ним успели подружиться. Это "Черный обелиск". Ушел такой обалденный, яркий, добрый, чудесный человек. Меня это потрясло. Я вообще редко пишу, но такая откровеночка.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - "Спасибо за Ваше творчество, любящие поклонники". 150-й раз вопрос: "Как возникло название "Воскресенье"?"
А. РОМАНОВ Это название возникло в светлой голове Евгения Маргулиса. Я думаю, что он точно знает ответ на этот вопрос. Когда они ушли из "Машины", они себе поставили сверхзадачу сделать такую группу, чтобы все ахнули. Наверное, название такое, чтобы ахнули все. Первым делом ахнуло министерство культуры, конечно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не хотели?
А. РОМАНОВ Не хотели.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ По-моему, это уже был период, когда особых трудностей не было. И кроме того, тогда я в ГИТИСе учился, там была такая аудиостудия. Жалкая пародия, во всяком случае на обычную пленку без всякого многоканальника можно было записать какую-то музыку. И именно там на моих глазах приходили эти ребята, тогда Макаревич записал свой знаменитый альбом, тогда Алеша Романов записал, и вообще это было удивительно. Какой год, 7..?
А. РОМАНОВ 79-й. На самом деле трудности тогда только начинались. "Машинисты" поступили в Росконцерт. По-моему, это им Градский пробил ударной силой своей, просто на горло взял Росконцерт, и их приняли, и правильно сделали. Когда перед нами, перед "Воскресеньем", стоял вопрос трудоустройства. Во-первых, "что это у вас там за группа с церковным названием?" (голосом Брежнева). Отсюда мягкий знак там возник. А потом, когда были какие-то предложения поступить на работу, максимум, что нам предлагали, аккомпанировать цыганской певице. Мы были не готовы еще профессионально.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А морально?
А. РОМАНОВ Морально мы были готовы ко всему.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Леш, интересно, а Вы не пытались печатать свои песни, именно как стихи?
А. РОМАНОВ - Я иногда это делаю на печатной машинке. А, издавать?
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Да.
А. РОМАНОВ Где-то в перестроечные времена выходили сборники. У меня брали по несколько стихотворений. Для меня это было существенной финансовой поддержкой в то время.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Это "Москва поэтическая", "Поэзия Ленинграда"?
А. РОМАНОВ Какой-то сборник альтернативной поэзии, или просто "Альтернатива". Не шибко, да и не так много этого всего написано.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Но это именно то, что на музыку, не просто стихи?
А. РОМАНОВ Нет, есть такие стихотворения, которые петь невозможно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - А сейчас пишете?
А. РОМАНОВ - Очень редко.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Под настроение?
А. РОМАНОВ - Я не считаю себя профессионалом и каждый раз жду чуда. Мне нужно написать все сразу целиком, потому что сидеть, возиться я не умею, не способен.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - То есть сразу, не переделывая?
А. РОМАНОВ Я переделываю, конечно, потом, потому что бывает, такое сочетание слов подставит шаловливое воображение, что когда произносишь вслух, получается неприлично.
Н. ТАМРАЗОВ - То, что читается и поется - это вещи в большинстве случаев разные
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Только хотел сказать, что 56 минут
Н. ТАМРАЗОВ Значит, у нас времени мало, мы Вас поздравляем сегодня, и там много пришло поздравлений с вашим юбилеем, 25-летием. Дай Вам бог еще, Вы слишком молодой человек, и еще столько, сколько Вы протянули, обязательно протянете, и в искусстве, а в жизни три раза по столько. Есть у нас один радиослушатель, молодой, красивый человек. Тоже зовут Алексей, а фамилия Потапов. Ему 18 лет исполнилось. И мы хотим и его поздравить с его 18-летием. Это же ведь особая дата, 18 лет в жизни человека.
А. РОМАНОВ - Это удивительный возраст
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Себя помните в этом возрасте?
А. РОМАНОВ Конечно. У меня был друг, которому было 20 лет. Я смотрел на него снизу вверх.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Старик.
А. РОМАНОВ Старик.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Следующая песня будет финальная, к сожалению. Алеша, выбирай. "Не оставь меня" или "Спешит моя радость".
А. РОМАНОВ - Давайте "Не оставь меня", это одна из наиболее свежих, и она очень радостная.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хороших концертов Вам и счастья. Давайте регулярно встречаться, только именно по поводу 25-летия.
А. РОМАНОВ Я согласен.
Н. ТАМРАЗОВ - Каждый день через 25 лет.
А. РОМАНОВ Смотрите, как время быстро пролетело. Я думаю, что следующие 25 пролетят еще быстрее.
Н. ТАМРАЗОВ А потому, что мы хорошо беседуем.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Алеша, за долгий медовый месяц.
-
Песня "Не оставь меня"
-
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Алексей Романов - лидер группы "Воскресенье".
|