Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Мастер-класс Скотта Хендерсона

Дмитрий Малолетов

В ночь с 8-го на 9-е ноября 2003 года несколько сотен московских гитаристов не спали. Они всю ночь провели с гитарой... Причиной тому был мастер-класс легендарного американского гитариста Скотта Хендерсона (Scott Henderson), который настолько впечатлил отечественную гитарную аудиторию, что об этом событии еще долгое время в гитарной среде будут ходить бесконечные разговоры.

Скотт Хендерсон

Scott Henderson/Fhoto: flickr.com

Журнал Music Box уже неоднократно проводил мастер-классы знаменитых западных музыкантов, которые российским музыкантам приносили не только чисто эстетическое удовольствие, но и огромную практическую пользу. Более чем полувековая оторванность наших музыкантов от развития западной музыки, политизированность искусства социалистического периода, изоляция общества и цензура привели к тому, что в России сформировалась очень слабая школа эстрадной (или как ее называют, легкой ) музыки, куда можно отнести все стили имеющие корни в блюзе, джазе, роке, а также производные направления. И вот мастер-классы дают возможность соприкоснуться с первоисточником, с музыкантами, которые при жизни вписали свое имя в историю мировой музыки.

По своей форме мастер-класс координально отличается от концертного выступления и представляет большой интерес для специалистов, которые хотят не столько послушать музыку (для этого есть концерты), сколько пообщаться с выдающимся музыкантом. Конечно, посетив мастер-класс, музыкант не научится в одночасье играть на гитаре или другом инструменте! Однако польза этого форума в том, что авторитетный музыкант на мастер - классе может обозначить творческие ориентиры, а главное показать путь по которому надо идти, чтобы добиться результата. Это касается и приемов игры, и формирования звука, и теоритических аспектов, стилистических законов... И для многих музыкантов, начинающих свой путь, какая-то, может быть даже давно известная идея, высказанная великим музыкантом, может перевернуть весь ход дальнейшего творчества и жизни в целом. Мастер-класс Скотта Хендерсона для многих гитаристов стал именно таким, можно сказать, судьбоносным! И без сомнения, что это общение московских гитаристов с гитарной звездой первой величины не пройдет бесследно и обязательно даст плоды в будущем!

Если в нескольких словах охарактиризовать творчество Скотта Хендерсона, то это чистый импровизатор, работающий в стиле фьюжн. Стиль фьюжн определяется как смесь различных направлений музыки и имеет очень неопределенные границы. (Порой фьюжном называют музыку которая не поддается классификации). Фьюжн Скотта Хендерсона, его музыкальная ориентация лежит в плоскости блюза, причем блюза на жесткой рок основе. В отличии от многих блюзовых гитаристов, старающихся беречь свойственный блюзу минимализм, Скотт Хендерсон смело расширяет границы, выходя порой не только за рамки блюза и рока, но и за пределы всей существующей музыки. Так для того, чтобы обогатить импровизационный язык, Скотт Хендерсон в полном объеме изучил джаз, фолклор народов мира, анализировал классику и т.д. В его импровизациях сразу чувствуется хорошая школа, твердый фундамент, накопленный багаж всей музыки: от фолклора и джазового мейнстрима, до современного атонального авангарда. Анализировать импровизации Скотта Хендерсона с позиции ладовой теории - дело соврешенно безнадежное, т.к. многие его пассажи основаны на таких элементах как "надрыв струн", "крик случайных интервалов", которые не могут быть описаны музыкальными терминами. Это какие-то эмоциональные сиюминутные выплески идей, которые рождаются в ходе ведения музыкальной линии и которые воплощаются в жизнь хорошо натренированными руками. Я думаю, что в настоящее время Скотт Хендерсон самый эмоциональный импровизатор, который давно перестал смотреть по сторонам, а более устремлен в глубь себя, накапливающий импровизационный материал непосредственно в процессе концертных выступлений. И еще, что хочется сказать... Второй приезд Скотта Хендерсона в Россию показал, что наша публика очень полюбила этого музыканта и его группу. Для российского народа Скотт Хендерсон стал каким-то очень близким, хотя трудно объянить почему это происходит... Может быть его открытость и свобода, как в музыкальном плане, так и в человеческом имеет какое-то отражение в нашем обществе, в нашей набирающей силу музыкальной культуре. И наконец последнее... Скотт Хендерсон относится к тому редкому числу музыкантов, которых надо слушать исключительно "живьем". Записанный материал не производит уже такого мощнейшего впечатления. Он музыкант "реального" времени и именно "здесь и сейчас" рядом с ним находится "Кто-то", чье присутствие чувствует публика. А на пленке этого состояния, этого натянутого нерва в полном объеме уже не ощущается...

Теперь хочется перейти непосредственно к мастер-классу, который прошел 8 ноября 2003 года в ЦДХ.

На этот мастер-класс пришли практически все известные московские гитаристы, а также молодые музыканты, которые не могли пропустить такое событие! В своем вступительном слове Скотт Хендерсон поскромничал, говоря о том, что трудно вести мастер класс, т.к. "я уверен, что есть в зале гитаристы, которые играют лучше меня". Намек был на Темура Квителашвилли (Скотт Хендерсон в процессе не раз обращал на него внимание), игра которого очень нравится Скотту. (Кстати, на следующий день Скотт Хендерсон пригласил Темура Квителашвилли выступить с ним в клубе Форте. И наш гитарист достойно выглядел на фоне мировой гитарной зведы.)

После краткого вступления, Скотт Хендерсон сыграл блюз в своем стиле, на хорошем звуке, очень уверенно... Чисто с профессиональной точки зрения перед Скоттом Хендерсоном стояла сложная задача. Дело в том, что на мастер-классе он играл с копьютером, но не под фирменную минусовку (что было бы вполне логично), а под MIDI "болванку", в которой была одна тарелка (больше напоминающая метроном) и безликий, самый наипростейший бас. Играть с таким "ансамблем" архисложно - все внимание у слушателя концентрируется на гитаре и исполнитель не может спрятаться за общий "шум"... В личном общении со Скоттом он неоднократно высказывал мысль, что ему при игре нужна свобода, а для этого нужна максимально разряженная аранжировка - бас (очень простой) и ударные - самый идеальный вариант для импровизатора. Да, наши гитаристы зачастую перегружают аранжировки различными инструментами, а гитаре, по словам Скотта Хендерсона, нужен "воздух", паузы, пустота и именно в ней слышны все нюансы игры гитариста и передается вся прелесть гитарного звука.

Слов нет, Скотт сыграл блюз так, что через 10-15 секунд после вступления все забыли о скудном акомпанементе. Он просто нарисовал картинку и поиграл на наших чувствах, как струнах своей гитары. Высший пилотаж!!!

Первым вопросом, который поступил из зала был: "На каком инструменте Вы играете?"... Скотт с юмором ответил, что играю я на гитаре... И, как мне кажется, постарался уйти от вопроса о модели гитары, процессорах, примочках и т.д. Хотя в процессе мастер-класса он достаточно много говорил о технической стороне гитарного дела, все же на даннаые вопросы он отвечал кратко. По опыту общения с известными гитаристами могу сказать, что они действительно мало говорят о гитарах, усилителях, процессорах и т.д. И этому есть объяснение. Представте, знаменитый поэт на сцене вам читает гениальные стихи... А вы его спрашиваете о том, какой авторучкой он это написал. Он читает второе стихотворение... А вы его спрашиваете, а правда, что писать перьевой ручкой более кайфово, чем печатать стихи в копьютер. Конечно, это грубое сравнение, но все же в этом есть аналогия. Когда гитарист получает вопросы об оборудовании, он воспринимает это так, что его собеседник думает, что его произведения искусства создают усилители, процессоры, компьютеры. На самом деле роль их второстепенна. Это только инструменты, которые можно купить в любом магазине. Раньше, когда был жуткий дифицит музыкальных инструментов и оборудования, отечественные музыканты думали, что секрет фирменного звучания именно в этом. Сейчас уже другое время. Все нормальные музыканты все уже давно поняли... Кстати, я играл на гитаре и оборудовании Скотта Хендерсона причем не один раз. Ничего фантастического - весь звук у него в руках и поверьте, что на любой гитаре, которую можно назвать музыкальным инструментом, а не дровами, он сыграет так, что и забудешь о предмете этого разговора. То же относится и к оборудованию (конечно это должно быть оборудование профессионального класса, а не любительский ширпотреб). На мастер-классе Скотт Хендерсон играл на комбо усилителе Engl без всякой обработки (только с пружинным ревером) и звук был потрясающий.

Лично для меня было открытием откровение Скотта Хендерсона о том, что он практически не занимается техникой игры. То есть он не играет каких-то специальных упражнений, типа гамм, арпеджио, тремоло и т.д. Он продемонстрировал, что скоростная техника правой руки у него развита довольно слабо (тремолирующая техника), сыграв гамму ля-минор, пару раз сбившись. Постараюсь, конечно, предостеречь молодых музыкантов от поспешных выводов! Невозможно прыгнуть из понедельника в четверг! Надо было Скотту добавить что "не занимаюсь сейчас", когда почти каждый день концерт (посмторите на сайте его концертный график!) и он постоянно находится в рабочей форме. Да, в процессе своей игры в настояще в время он уже не думает о технике типа "как бы не сбиться, как бы сыграть этот пассаж", этот этап для него пройден. С другой стороны, это уже второе заявление великого музыканта, которое я слышал о том, что он не любит выполнять пустые технические тренажи. Первый был пианист Свтослав Рихтер. Изучая этот вопрос, я пришел к выводу, что концепция музыкантов этого типа сводится к следующему - они разучивают композицию или, в "легком" жанре, импровизируют, ищут различные фишки, изучают интересные пассажи, т.е. непосредственно занимаются музыкальным материалом, а техника игры приходит сама собой в процессе многочасовых ежедневных занятий. То есть их задача создать музыку, а техника игры, как и инструментарий это только средство для достижения цели. В конечном итоге, музыкальная мысль, идея "подсказывает" рукам, как и что надо делать в тот или иной момент. Однако такой подход эффективен уже в зрелом возрасте, когда музыкант на пике концертной формы, а первые шаги освоения музыкального инструмента требуют и чисто спортивной тренировки рук.

Очень интересным в мастер классе был блок, посвященный джазу... Во-первых, Скотт Хендерсон пояснил, что он не джазовый музыкант. Сыграв бибоповскую фразу он сказал: "Это не я..." А сделав хороший бенд на дисторшне: " Вот я." Тем не менне по фразировке этого гитариста видно, что он очень хорошо в свое время поработал над джазовой импровизаций и гармонией. И именно поэтому он смог преодолеть ладовые блюзовые стереотипы и свободно играет музыку практически в любых стилях. Первое, на что обратил внимание Скотт Хендерсон - теория это не музыка, это анализ или объяснение музыки. Поэтому к теории надо относится соотвественно - "всю джазовую гармонию я могу объяснить за пару часов. Гармония это все очень просто"... Да, действительно понять принципы не трудно, но превратить эти принципы в живую музыкальную ткань удается не многим. Таким образом, мысль Скотта Хендерсона относительно теории сводилась к тому, что не стоить уходить от главных задач - создания музыки, непосредственной игры и искать их решения в теоретических концепциях. Да, ведь еще классики марксизма говорили: "Один практический шаг дороже тысячи теорий". Что касается практической стороны, то для освоения джазовой и современной гармонии в целом, а также функциональных связей необходимо знать на грифе большое количество аппликатур аккордов и слышать их звучание внутренним слухом. Скотт Хендерсон неоднократно повторял мысль о том, что лучшим образованием является "снятие" игры великих музыкантов. Так тренируется и слух, и предслышание, и вкус (гитарист, слушая игру гитарных героев, привыкает к звуку, фразировке и это становится для него неким шаблоном, к которому он сремится)... И это относится не только к мелодическим пассажам. "Снимать" надо и аккорды и гармонические обороты, которые прочно входят в память. И еще одно любопытное высказывание Скотта: "Музыка - коллективное творчество, где каждый музыкант привносит в общую копилку свое мастерство, свое творчество... Это художники могут рисовать картины изолированно от мира, а музыканты должны слушать друг друга и таким образом развиваться..."

Как было уже отмечено, Скотту Хендерсону были заданы и чисто технические вопросы - на каких струнах он играет? "На Дадарио, но по моему все струны делаются на одном заводе" - в шутку ответил маэстро. Здесь следует остановиться. Я наблюдал за выступлениями Скотта Хендерсона первый и второй приезд и видел его отношение к струнам. Во-первых, он менял струны перед каждым концертом. Да, каждый день - новый комплект. Это профессиональный подход. Как тут не улыбнуться видя таких гитаристов, которые по месяцу не меняют струны, при этом имеют амбиции получить фирменный звук. Во-вторых, Скотт настраивал гитару по тюнеру после каждой композиции (довольно долго, кстати), что стало для него уже неким ритуалом или выработанным рефлексом. Строй это прежде всего! Лучше жертвовать динамикой концерта (из -за большого промежутка времени между композициями), чем играть на ненастроенной гитаре. Скотт Хендерсон на мастер-классе сказал, что использует комплект, где первая струна 0.11, но настроена на пол-тона ниже (т.е. первая сруна - ми-бемоль, вторая си-бемоль и т.д.). Более толстые струны дают более глубокий звук, а опускание строя на пол тона несколько ослабляет натяжение струн, что облегчает игру некоторых технических элементов, типа бэндов. Так как Скотт Хендерсон очень активно пользуется рычагом тремоло (кстати, у него на гитаре установлена стандартная система без зажимов), то для сохраниения строя верхний порожек он смазывает графитным порошком, название фирмы-производителя он так и не смог прочитать... Скотт Хендерсон рассказал интересную историю о наматывании звукоснимателей. Дело в том, что старые датчики, сделанные в 60-е годы звучат по мению многих лучше чем современные. Никто не мог понять в чем их секрет. И совершенно случайно гитарный мастер фирмы Suhr, на гитарах которого играет Скотт Хендерсон, дал этому объянение. Женщины, работающие на гитарных фирмах, при наматывании провода на магнит часто отвлекались от такой нудной работы и провод наматывался не виток за витком, как это делают современные компьютерные станки, а спонтанно. Пришлось перепрограммировать станки, вводить случайные ошибки, для того, чтобы намотка была хаотичной.

Основным разделом мастер-класса была та часть в которой Скотт Хендерсон говорил об импровизации. Он продемонстрировал две базизные концепции импровизации - вертикальную и горизонтальную. При вертикальной системе каждый аккорд обыгрывается по своей гамме, т.е. аккорд - гамма. При горизонтальной концепции - на смену аккордов импровизатор постоянно находится в каком-либо ладу. Была приведена очень интересная демонстрация этих принципов. Скотт Хендерсон очень подробно рассказал о своем подходе к фразировке. Как он выразился грамотная фразировка отличается тем, что в ней есть некое повтороение и логика развития. Что тупая игра гамм - это просто набор бессвязанных мыслей, а художественная импровизация схожа с речью, наполненной смыслом, содержанием, какой-то идеей. Это такой рассказ, который состоит из музыкальных слов, предложений, где есть знаки препинания и т.д. Так Скотт привел очень интересный пример - он взял мелодию песни "Хеппи бездэй ту ю" и положил ее на сложную атональную гармонию. Прозвучало очень впечатляюще.

И конечно, на мастер-классе были вопросы по записи пластинок. Например, вся запись трио Скотта Хендерсона, Виктора Вуттена (Victor Wooten) и Стив Смитта (Steve Smith) заняла две недели. "На записи жизнь была как в армии. Репетиция и тут же запись. И так 15 дней подряд, без отдыха, без перерывов..." Понятно какой должен быть багаж, чтобы сделать такую работу... Вот такой у них подход к записи импровизационной музыки... Мне кажется, что именно в этом компанение мы отстаем больше всего... Российские музыканты, в подавляющем большинстве не способны играть свободно, без предварительных репетиций, по объективным и субъктивным причинам. Наблюдая за выступлениями Скотта Хендерсона, особенно на его выступлением в составе группы Арсенал п/у Алексея Козлова я поражался тому, на сколько Скотт Хендерсон был гибок и свободен. Именно свободен, как рыба в воде. Музыка Арсенала в гармоническом отношении очень насыщена отлонениями и модуляциями. В такую группу просто невозможно вписаться без предварительного анализа и длительных репетиций. Что же было в клубе Форте - репетиция ровно один час!, т.е. простой прогон всех вещей и сразу концерт. И Скотт Хендерсон, попивая виски, с Арсеналом выступил так, что можно было подумать, что он долго учил программу. Каждая его импровизация была особенной, без повторений, уникальна. Просто феноменально! На мастер-классе он косвенно затронул вопрос обретения свободы. "Мы собираемся в репитиционной комнате и начинаем играть без предварительной подготовки спонтанную импровизацию. Слушаем, пытаемся завести друг друга. Вот так рождаются нове вещи..." Причем Скотт Хендерсон высказал такую мысль, что если вы так играть не умеете (спонтанно импровизируя), значит вы не можете называться музыкантами, как "не может летчик называться летчиком, если он ни разу не летал на самолете"! Ну в нашей стране, конечно, можно быть супер звездой, за всю карьеру не спев ни одной ноты живьем! Но это так, отклонение от темы. На самом деле это очень важный момент в этом мастер-классе, во всяком случае для меня. Здесь сразу становится понятно какими качествами надо обладать и над чем надо работать музыканту этого жанра. Первое, это развивать музыкальный слух. Музыкант никогда не сможет спонтанно импровизировать если не будет на слух определять тональность, смену аккордов, если он не предслышит появление новых функций, по линии развития. Второе, он должен хорошо чувствовать стилистику, иметь огромный импровизационный запас, как гармонический так и мелодический (сольный и аккордовый). Третье, музыканты такой группы должны быть примерно одного уровня и не только в совершенстве владеть инструментом технически, но и обладать множеством слагаемых, главным из которых является чувство музыкальной формы - уметь создать завязку, развитие, кульминацию и чувствовать логику произведения. Словом, свободная импровизация, особенно групповая требует очень высокой квалификации музыкантов, а главное опыта, постоянной игровой практики, причем не каких-то выученных композиций, а именно создаваемых импровизационным методом... Достигнуть такого уровня, "вбить" себе в голову и в руки такое количество информации, сохранив это в постоянной памяти на своем "жестком диске", как вы понимаете, очень непросто. Быть может поэтому Скотт Хендерсон в начале мастер-класса высказал мысль, что научить музыке невозможно...

Конечно, в рамках обзорной статьи невозможно передать все интересные моменты этого мастер-класса. В целом хочется отметить очень приятную дружескую атмосферу и отличную организацию данного мероприятия. Многие высказывания Скотта Хендерсона были понятны и без переводчика, что давало некоторую разрядку при разговоре на серьезные темы... Было видно, что он очень эмоциональный человек, обладающий чувством юмора. Все, гитаристы, кто по каким-либо причинам не попал на этот гитарный форум могут только сожалеть. Ведь такие события дают огромные стимулы к творческому росту, не говоря уже о чисто профессиональной пользе.

После мастер-класса публика атаковала Скотта Хендерсона с просьбой сфотографироваться и дать автограф. А потом многие гитаристы быстро побежали домой, где их ждала любимая гитара!


guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин