weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Peter Frampton

Finam.fm

Peter Frampton Live at Rock Hall Ball
Peter Frampton Live at Rock Hall Ball/Fhoto: flickr.com

Прозвучавшие песни:

Do You Feel Like We Do
On My Way Home - "The Herd"
Shine On - "Humble Pie"
Baby (Somethin’s Happening)
Baby, I Love Your Way
Show Me the Way
It’s a Plain Shame

Николай Артюнов рекомендует диски:

Wind of Change - 1972
Frampton - 1975
Frampton Comes Alive! – 1976

АРУТЮНОВ: Приветствую всех слушателей программы «Историческая справедливость» на радио «Финам FM», я ведущий этой программы Николай Арутюнов. Сегодняшнее наше с вами заседание будет посвящено музыке английского поющего гитариста, которого зовут Питер Фрэмптон.

Song (Звучит песня «Do You Feel Like We Do».)

АРУТЮНОВ: Питер Фрэмптон – это ярчайший пример музыканта, абсолютно точно клиента нашей программы, пример музыканта, чья популярность в России ну просто несопоставима с популярностью во всем остальном мире, особенно в Америке. В этом я имел возможность наглядно убедиться, Питер Фрэмптон был в Москве в 1998 году, естественно, не с сольной своей программой, а был в Москве в составе группы Ринго Старра «All Starr Band».

Ну, еще раз, пользуясь случаем, давайте поблагодарим Ринго Старра, этот человек, помимо того, что он всем нам очень симпатичен, несколько раз привозил в Москву музыкантов в составе своей группы, которые нас с вами интересуют в нашей с вами программе «Историческая справедливость». Таким образом мы познакомились с Эдгаром Винтером, ну, об этом музыканте мы еще сделаем, конечно, программу, Ринго Старр нам представил Рика Дерринджера, Гэри Райта, совсем недавно, этим летом. И тогда, в 1998 году, в его коллективе играли Гэри Брукер из «Procol Harum», Джек Брюс из «Cream» и самого себя, и Саймон Керк – барабанщик «Bad Company» и «Free». Обо всех этих музыкантах, напомню, мы говорили. Вот на этом прекрасном концерте 1998 года, я обратил внимание, что еще один музыкант, выступавший вместе со всеми остальными, Питер Фрэмптон, явно пользовался меньшим вниманием наш публики, московской. Он затерялся в этом концерте, его сеты, а, напомню, что в составе группы Ринго Старра каждый из этих звезд поет по две-три своих песни, его сет, сет Питера Фрэмптона, во всем мире был бы едва ли не центральным сетом этого концерта, а здесь просто москвичи ему вежливо хлопали, и когда звучали «Show Me the Way» и «Baby, I Love Your Way», которые поднимали бы на ноги, в общем-то, любую аудиторию во всем остальном мире, и которые были реально рок-гимнами поколения 70-х, здесь были встречены, так, ну, короче говоря, было видно, что люди просто не знают эти песни. А ведь, между прочим, Питеру Фрэмптону принадлежит одно из самых больших достижений в звукозаписывающей, и, соответственно, звукоиздающей индустрии. Его знаменитая пластинка, двойной концертный альбом 1976 года «Frampton Comes Alive!» – это реальный блокбастер 70-х годов, наряду с такими пластинками, как, предположим, «Rumours» группы «Fleetwood Mac», или «Dark Side of the Moon» «Pink Floyd». Это одна из пластинок 70-х, и, безусловно, этот диск – самый продаваемый концертный альбом того времени, да, кстати, и до сих пор он в списке самых ходовых концертных альбомов.

Этот диск появился в январе 1976 года, следите дальше за развитием событий, в январе, да? В феврале уже он вошел в американский «Top Ten», в марте занял первое место, причем, опередил в американских списках таких конкурентов, так, на всякий случай, как диск «Presence» – «Led Zeppelin», «Eagles» – «Greatest Hits», диск Пола Маккартни и его «Wings» – «At the Speed of Sound», и диск «Rolling Stones» – «Black and Blue». Дальше, с апреля по июнь 1976 года концертник Питера Фрэмптона колебался где-то постоянно в «Top Five», там от второго до пятого места. В июле-августе 1976 года он опять воцарился на первом месте, и в результате всего этого, только за 1976 год было продано во всем мире более десяти миллионов копий этого альбома. То есть вот эта вся цифирь, мне кажется, просто потрясает воображение.

Сейчас потрясет воображение первая историческая справка Юрия Новгородского.

НОВГОРОДСКИЙ: Свое почетное место на рок-олимпе британский гитарист и композитор Питер Фрэмптон заслужил, еще не достигнув двадцатилетнего возраста, блестящей игрой на ранних пластинках «Humble Pie». Тем не менее, именно дальнейшая сольная карьера этого музыканта определила такое ключевое для рок-музыки 70-х явление, как арена-рок. Кроме того, с именем Фрэмптона связана характерная для того же десятилетия беспрецедентная мода на концертные альбомы. Наконец, фирменное фрэмптоновское сочетание напора и мелодичности легло в основу того, что сегодня называют «традиционная рок-гитара».

Интерес к музыке Питер почувствовал с самого раннего детства, и с восьми лет начал заниматься классической гитарой. Впрочем, достаточно скоро место барочных этюдов и пьес в репертуаре юного гитариста заняли произведения более современных авторов, таких, как Эдди Кокрэн, Бадди Холли и Хэнк Марвин. Уже с десяти лет Питер Фрэмптон вовсю играет в школьных ансамблях, а в шестнадцать находит свою первую серьезную команду – «The Herd». Еще через год, в 1967-м, сингл этой группы попал в «Top Ten», а ее обаятельный фронтмен стал любимцем британских тинэйджеров. Впрочем, самого гитариста такая репутация не очень устраивала, и в 1969-м вместе со Стивом Мэриоттом, Фрэмптон собрал одну из самых интересных и уважаемых рок-групп в истории – ансамбль «Humble Pie».

АРУТЮНОВ: Ну, до «Humble Pie» мы вскоре доберемся, а теперь давайте начинать более - менее последовательнее путешествие по карьере и музыке Питера Фрэмптона, я предлагаю сейчас послушать музыку, которую он делал в составе своей первой профессиональной группы во второй половине 60-х – английская группа «The Herd». Вот песня «On My Way Home», Питер Фрэмптон среди ее авторов, а также он ее поет, и, соответственно, играет на гитаре.

Song (Звучит песня «On My Way Home».)

АРУТЮНОВ: Ну, вот мы уже с вами прослушали песню из репертуара первой профессиональной группы Питера Фрэмптона «The Herd». Согласитесь, типичный 1968 год, Британия, песня «On My Way Home». Но, вот я сказал «типичный», вместе с тем, мало у кого можно было услышать такую приджазованную, что ли, гитару, вот в одном из каналов звучала гитара сейчас, так скромненько, но вполне по-джазовому сыграно, и абсолютно таким классическим джазовым электрогитарным звуком. Ну, для этого были свои причины, вот сейчас мы об этом и поговорим.

Питер Фрэмптон происходит из вполне интеллигентной семьи типичных представителей среднего класса, британского среднего класса. Его мать, Пегги, заметила, что у сына есть музыкальные способности. Каким образом? Однажды он сидел у телевизора, и семья смотрела какую-то образовательную музыкальную программу, где в качестве примера играл кто-то на пианино, ну, специально лажу, чтобы люди услышали это, и смогли определить. И вот мама увидела, как ее сын, Питер Фрэмптон, морщился при этих неправильных звуках. Все бы ничего, вы спросите: «Сколько было лет Фрэмптону в то время?» Я отвечу: три года. Вот так.

А потом, действительно, в восемь лет он уже, вот как сказано в справке, вполне серьезно занялся гитарой. На это тоже были свои причины, такие, генеалогического свойства, родового. Его папа, Оуэн Фрэмптон, играл на гитаре джаз в оркестре своего колледжа, это еще до Второй мировой войны было. Значит, в восемь лет он подарил Питеру гитару на Рождество, и все. Вот здесь, конечно, ребенка как подменили, до этого у Питера Фрэмптона был банджо, на котором он уже научился играть, отец показал ему основные аккорды на банджо, а дальше, внимание – Питер Фрэмптон самостоятельно научился перекладывать аккорды с четырехструнного инструмента банджо на шестиструнный инструмент гитару. То есть, он до всего доходил сам, типичный самоучка. Получив в подарок эту гитару, он буквально жил с ней, в ней, и все в этом роде, он, приходя из школы, брал инструмент в руки, и играл практически до момента, когда ему надо было ложиться спать.

Кроме того, юный Питер тогда уже был фанатом технических новинок, ну, те технические новинки конца 50-х сегодня кажутся, конечно, анахронизмом, но они были. Он, предположим, брал один магнитофон, на него записывал ритм-гитару, другой магнитофон брал – на него записывал еще одну партию гитары, а потом все это синхронизировал, объединял, и на все это живьем уже накладывал свою игру на гитаре, и даже иногда уже пение тогда.

В конце 50-х–начале 60-х, естественно, он слушал то, что слушали все мальчишки в Англии, а они слушали в основном группу «Cliff Richard & the Shadows». В «Shadows», напомню, играл выдающийся английский гитарист Хэнк Марвин, это был человек, который практически первым на высоком уровне в Англии заиграл на электрогитаре. И все юные гитаристы, естественно, его слушали, ему подражали.

В 1960 году Питер Фрэмптон поступил в свою первую группу, в десять лет, группа называлась «Trubeats». Ну, конечно, они играли материал «Shadows», и «Ventures» – тоже известной инструментальной группы. Чуть позже он заинтересовался, естественно, музыкой Чака Берри, и музыкой мерси-бит. Тогда он приобрел свою первую серьезную гитару, вернее, так – он купил «Hofner Club 60 Deluxe», она стоила тогда бешеных денег – 50 фунтов, реально тогда была это очень серьезная сумма, и она была разделена пополам, половину дали родители, половину Питер Фрэмптон внес. Не думайте, что это были деньги, сэкономленные на школьных завтраках – нет, это были вот те самые копеечки, которые он уже получал в составе группы «Trubeats».

В 1962 году, когда группа «Trubeats» уже стала такой, более-менее реальной силой на местной сцене, Питеру Фрэмптону было, как нетрудно вычислить, двенадцать лет, а всем остальным участникам – шестнадцать. Именно тогда зародилась эта тенденция, при которой Питер Фрэмптон всегда был, до начала сольной карьеры, в основном моложе своих коллег. Он тогда был совсем застенчивый такой отрок, но, вместе с тем, интеллектуально и творчески зрелый, и ему элементарно было интереснее с людьми старше его. Именно примерно с того момента, когда Фрэмптону исполнилось двенадцать-тринадцать лет, заправилы местного шоу-бизнеса, напоминаю, это окраина Лондона, уже начали потихонечку зазывать Фрэмптона на какие-то местные кустарные студии, на какие-то записи сессионные, и стали наведываться к его родителям с обещаниями, что они, мол, сделают из парня настоящую звезду, но надо для этого просто закончить с учебой. Родители на это не пошли, они вообще контролировали процесс, надо сказать, и решили, что до окончания школы никакой профессиональной карьеры Питер Фрэмптон не начнет.

В 1962-63 годах ежедневные порции игры на гитаре Питера Фрэмптона возросли, теперь он играл на гитаре каждый день по семь-восемь часов. Но, тем не менее, отец, как я уже сказал, следил внимательно за развитием его таланта, и, заметив, что участие в группе «Trubeats» немного отвлекает Питера от учебы, изъял его из этой группы. Можно представить разочарование и горечь ребенка, когда он увидел свою группу на каком-то ТВ-шоу, в котором участвовали молодые новые дарования, отец убрал Питера из группы буквально накануне этого шоу, и Питер видел, как на его месте играет какой-то другой человек.

Ну, он тогда же не знал, что он заиграет через несколько лет в составе «Humble Pie», а мы-то с вами это знаем, и сейчас прямо послушаем. Естественно, как вы догадываетесь, впереди разговор у нас с вами об этой команде, а сейчас давайте послушаем, как в составе «Humble Pie» звучал, играл, пел, и, между прочим, сочинял Питер Фрэмптон. Вот его знаменитая песня с их альбома «Rock On» 1971 года, а песня называется «Shine On».

Song (Звучит песня «Shine On».)

АРУТЮНОВ: Напомню вам, что сейчас мы слушали песню, которую написал, спел и сыграл на гитаре в составе группы «Humble Pie» Питер Фрэмптон, она называется «Shine On».

Но вернемся к началу 60-х. Как ни странно, уход из группы «Trubeats» благотворно сказался не только на учебе Питера Фрэмптона в школе, но и на его музыкальном развитии. Тогда отец купил ему проигрыватель для пластинок, и теперь он мог слушать долгоиграющие пластинки, и воспроизводить то, что он слышит, а именно это больше всего любил юный гитарист. В основном он слушал тогда джазовую музыку, которую ему покупал отец. Он открыл для себя великого джазмена гитарного – Джанго Рейнхардта, а вот первой большой пластинкой, которую сам Питер Фрэмптон купил, была пластинка еще одного классика джазовой гитары – Кенни Баррелла, и вот можете себе представить потрясение уже тогда юноши, в 1970 году, когда в Нью-Йорке, будучи там на гастролях в составе «Humble Pie», он пошел в клуб Кенни Баррелла, который назывался «Guitar», и встретился там с ним, с самим Кенни Барреллом, мало того, Кенни Баррелл дал Фрэмптону свою бесценную совершенно гитару, чтобы тот поиграл на ней, они сделали джем, в котором Кенни Баррелл подыгрывал Фрэмптону на бас-гитаре, Фрэмптон был совершенно этим потрясен и очарован.

Итак, в 1964-65 годах Питер Фрэмптон слушал в основном джаз, и игра этих джазовых гитаристов, вот только что перечисленных, повлияла на Питера Фрэмптона больше даже, чем игра блюзовых и рок-н-ролльных гитаристов, а именно вот эти блюзовые и рок-н-ролльные гитаристы составляли обычный набор ориентиров для гитаристов британского рока 60-х годов, как мы с вами знаем. Дальше, мало оказалось Фрэмптону джазовой гитары, он принялся уже с помощью учителя изучать испанскую гитару. Но вот это ему достаточно быстро наскучило, потому что такой процесс требует дисциплины, а Питер Фрэмптон такой самый настоящий самоучка, привык до всего доходить сам, и, в общем, очень быстро он это дело прекратил.

В 1965 году он присоединился-таки к еще одному ансамблю, более серьезному, этот ансамбль назывался «The Preachers». Всем в этом ансамбле было по двадцать лет и даже чуть более того, Фрэмптону, соответственно, было пятнадцать. В составе этого ансамбля он пел песни Рэя Чарльза, Бобби Блэнда, и в 1966 году ансамбль подхватил песню «Wild Thing», ее петь тоже поручили Питеру Фрэмптону, ну, напоминаю, «Wild Thing» – это великий хит ансамбля «The Troggs», об этом мы с вами говорили. Барабанщиком в группе «The Preachers» был Тони Чэпмен, а это не кто иной, как самый первый барабанщик ансамбля «Rolling Stones». В этом ансамбле, в «Rolling Stones», Тони Чэпмен проиграл, в общем-то, почти год, и помимо этого, у него перед «Rolling Stones» еще одна заслуга есть – он привел в «Rolling Stones» Билла Уаймана, их бас-гитариста, как мы с вами знаем, конечно же. И именно Билл Уайман был продюсером единственной сорокапятки группы «The Preachers», в составе которой был Питер Фрэмптон.

Дальше, летом 1966 года он начал дружить с уже таким заметным ансамблем на английской бит-сцене – с ансамблем «The Herd». Ну, тогда уже Фрэмптон обращал на себя внимание не по годам зрелой игрой, и «The Herd» очень хотели получить в свои ряды этого парня, менеджер ансамбля долго уговаривал, ну, собственно, Фрэмптона ему не пришлось уговаривать – он долго уговаривал родителей Фрэмптона. Ему это сделать удалось, но с помощью каких-то таких приманок, например, Питеру Фрэмптону начали платить в составе «The Herd» 15 фунтов в неделю. Напоминаю, это серьезные деньги по тем временам, и, кроме того, нам надо знать, что остальные музыканты получали меньше. Вот таким образом ансамбль усилился, менеджер уговорил родителей, и Фрэмптон начал в составе «The Herd» профессиональную карьеру. Вообще тогда «The Herd» тотально усилились, такая точечная селекция у них была в то время. Кроме Фрэмптона, они пригласили Кена Хауарда и Алана Блейкли, это был тогда уже очень заметный дуэт сонграйтеров, они подняли, я напоминаю, с помощью своих песен такую бит-поп-группу, как «Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich», и вот таким образом «The Herd» усилились, но вскоре все обнаружили, что вот эти самые Хауард и Блейкли сделали из «The Herd» вторых «Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich», то есть такой поп-бит, и группа стала исповедовать совсем такой вот, ну, попсовый подход, а Питер Фрэмптон, все тогда использовали и его музыкальные качества, и внешность, он потихонечку стал превращаться в такого тинэйджерского идола, и вся история вокруг «The Herd» напоминала историю вокруг группы «Monkeys», примерно в таком направлении события стали разворачиваться, и музыкантов «The Herd» (среди которых, кстати, был клавишник Энди Боун – сегодня он клавишник «Status Quo») такие тенденции не очень радовали, и в группе начались брожения, и Питер Фрэмптон раньше других уже всем этим насытился, там его заваливали буквально письмами девочки-подростки, в общем, вы знаете, вся эта история с этой тинэйджерской истерией, короче говоря, в начале 1969 года Питер Фрэмптон ушел, и вскоре группа закончилась.

Ну, а мы с вами в нашем прослушивании уже переходим к песням непосредственно соло Питера Фрэмптона. Вот песня из его уже третьего по счету альбома, 1974 год, альбом назывался «Somethin’s Happening», и песня называется, соответственно, «Baby (Somethin’s Happening)»

Song (Звучит песня «Baby (Somethin’s Happening)».

АРУТЮНОВ: Это была песня «Baby (Somethin’s Happening)», 1974 год.

Теперь вторая историческая справка.

НОВГОРОДСКИЙ: Возможно, именно благодаря тому, что знакомство Питера Фрэмптона с гитарой началось с академической школы и основ джаза, игра молодого гитариста «Humble Pie» даже на раннем этапе несколько выделялось на фоне британской блюз-роковой сцены. Фрэмптон, безусловно, перенял экспрессивность пионеров электроблюза, однако умело сдабривал острые, напряженные пентатонические пассажи мелодичной ладовой игрой, что в зависимости от ситуации придавало его соло лиричности, драматизма или торжественности.

Записав с «Humble Pie» пять пластинок, Фрэмптон оставил команду, и решил начать сольную карьеру. Это был достаточно рискованный шаг. В 1971-м на «Humble Pie» обрушилась международная слава, а Фрэмптону пришлось буквально начинать с нуля. Первую половину 70-х музыкант провел в непрерывных гастролях, и, тем не менее, ранние сольные работы гитариста продавались неважно.

Впрочем, энтузиазм и самоотверженность Фрэмптона были с лихвой вознаграждены успехом его живой пластинки 1976 года «Frampton Comes Alive!» Этот релиз, сегодня ставший символом целой эпохи, разошелся небывалым для концертника тиражом, и принес Фрэмптону суперзвездный статус.

АРУТЮНОВ: Уйдя из «Herd», Фрэмптон уже знал, что он будет делать – он будет играть в «Humble Pie». Ну, давайте два слова о «Humble Pie», естественно, периода Питера Фрэмптона.

Группу «Humble Pie» организовал Стиви Мэриотт. Ну, об этом музыканте мы уже говорили в контексте «Small Faces». В то время они уже очень подружились – Питер Фрэмптон и Стиви Мэриотт, джемовали часто, еще с 1968 года они начали этим заниматься, и Стиви Мэриотт даже предлагал коллегам по «Small Faces» включить Фрэмптона в состав «Small Faces». К 1969 году Стиви Мэриотт тоже устал от роли такого тин-идола, которую ему навязывали в составе «Small Faces», и хотел чего-то более серьезного. И, исходя из этих соображений, он создал новую группу «Humble Pie». Кроме Стиви Мэриотта и Питера Фрэмптона в состав группы вошли тоже опытный музыкант Грег Ридли – бас-гитарист из «Spooky Tooth», и совсем неопытный барабанщик Джерри Шерли, зато ему было, представляете, на два года меньше, чем Питеру Фрэмптону тогда.

В то время Питер Фрэмптон смотрел буквально в рот Стиву Мэриотту, он подражал ему во всем, но он Стиву Мэриотту был как младший брат тогда, и даже тогда Питер Фрэмптон сменил имидж на какое-то время, отпустил растительность на лице, и волосы еще длиннее стали, в общем, примерял на себя хиппи-имидж такой, самый характерный в то время.

Первые два диска «Humble Pie» – это такая, в общем-то, явная эклектика, это продолжение «Small Faces», «Spooky Tooth» и «Herd», но только как бы по отдельности, все это еще не смешалось. Наконец, на третьей их пластинке, которая так и называлась – «Humble Pie», 1970 года, произошла реакция, и именно с тех пор «Humble Pie» выработали свой неповторимый стиль – мощный блюз-рок, однако же с романтическими такими характерными прожилками от Питера Фрэмптона. Сначала в группе царила демократия, эта демократия запечатлена на их первом хит-сингле «Natural Born Boogie». На этой песне они пели втроем, то есть все поющие люди «Humble Pie» пели – Стиви Мэриотт, Питер Фрэмптон и Грег Ридли. И, соответственно, они пели все и сольно, и Питер Фрэмптон тогда достаточно пел, однако очень быстро стало заметно, что Стив Мэриотт энергетически стал доминировать в «Humble Pie», именно тогда, в 1970 году они начали очень часто наведываться в Соединенные Штаты, а там публике нравилась такая сценическая агрессивность Стива Мэриотта, и со временем это стало как бы товарным знаком «Humble Pie».

Потихонечку период медового месяца музыкантов «Humble Pie», или, скажем так, медовых месяцев, прошел, и стал видна разница между Питером Фрэмптоном и остальными музыкантами. В то время уже Питер Фрэмптон не чувствовал сильной связи с остальными, и потихонечку начал уходить в себя. Но именно вот в «Humble Pie» Питер Фрэмптон, обратите внимание, опробовал ту формулу, которая принесет ему уже личный успех через пять лет. В 1971 году вышел двойной концертный альбом «Humble Pie» «Rockin’ the Fillmore». Он был записан в зале «Fillmore East» в Нью-Йорке, и именно этот диск поднял популярность «Humble Pie» на заоблачную совершенно высоту. Но, вы знаете, коммерческий успех – это не та вещь, которая могла бы удержать Питера Фрэмптона, если он что-то для себя решил, если ему что-то не нравилось. Осенью 1971 года он ушел из «Humble Pie», и таким образом к двадцати годам Питер Фрэмптон успел стать «беженцем» из двух вполне успешных групп.

Давайте сейчас послушаем песню из уже четвертого сольного альбома Питера Фрэмптона, этот альбом вышел в 1975 году, назывался просто «Frampton», песня «Baby, I Love Your Way».

Song (Звучит песня «Baby, I Love Your Way».)

АРУТЮНОВ: Ну, под эту песню в 70-е в Америке растаяло не одно девичье сердце – «Baby, I Love Your Way».

Уйдя из «Humble Pie», Питер Фрэмптон уже пользовался репутацией гитариста редкого таланта и своеобразия. В общем-то, поэтому ему не составило труда найти музыкантов для его первого сольного альбома, таких, как барабанщик Ринго Старр, клавишник Билли Престон, еще один барабанщик Майк Келли из «Spooky Tooth», и его старый друг по группе «The Herd», клавишник Энди Боун. Диск назывался «Wind of Change», вышел в 1972 году. Этот диск – это настоящий манифест стиля Питера Фрэмптона, отличный дебют, я бы сказал. Песни тогда хитами не стали, их время придет спустя четыре года, на пластинке «Frampton Comes Alive!» он сыграет четыре песни со своего первого альбома, и одной из этих песен мы закончим нашу программу – «It’s a Plain Shame» вы услышите вполне скоро.

Второй диск Питера Фрэмптона вышел весной 1973 года, он назывался «Frampton’s Camel». Так называлась тогда его группа, но, мы с вами в свое время об этом говорили, появилась группа просто «Camel» в Англии, выдающаяся арт-роковая команда, и со временем Фрэмптон отказался от этого названия. Но вот в названии пластинки это запечатлено. Песню из этого альбома мы уже прослушали, «Do You Feel Like We Do» стояла в самом начале, она открывала нашу сегодняшнюю программу. Как и первый альбом, этот альбом был хорошо принят критикой, но плохо продавался. И Петер Фрэмптон знал, что единственный способ поднять продажи – это «чес», как мы сейчас говорим грубо, то есть это – много концертировать, и опять, как с «Humble Pie», пустился в путь со своей новой командой. В основном это происходило в Америке, и таким образом он учился новому для себя – учился быть лидером группы, ее фронтменом.

Постепенно дела стали улучшаться. Ну, для того, чтобы это ощутить, предлагаю послушать песню из того самого культового концертного двойного альбома 1976 года, который назывался «Frampton Comes Alive!» Вот песня «Show Me the Way».

Song (Звучит песня «Show Me the Way».)

АРУТЮНОВ: Вы слышали только что «Show Me the Way» со знаменитой пластинки 1976 года, концертного альбома «Frampton Comes Alive!» В этой песне очень хорошо слышен talk-box, такая штучка, которую Питер Фрэмптон, наряду с некоторыми другими, с Джо Уолшем, внедрял в начале 70-х, это отдельная такая примочка, нет времени рассказать, что это такое, будет возможность – поинтересуйтесь, пожалуйста.

Третья пластинка Фрэмптона называлась «Somethin’s Happening», 1974 год, песню оттуда мы в свое время уже с вами прослушали. Любопытна история записи этого альбома, начала записи. Фрэмптон тогда был впечатлен пластинкой «Led Zeppelin» «Houses of the Holy», и поэтому добился того, чтобы записать свой третий альбом в загородном доме «Led Zeppelin», знаменитой их студии «Headley Grange». Но то, что хорошо для «Led Zeppelin», не годится Питеру Фрэмптону, такому вот сугубо позитивному музыканту, и, когда они начали записываться, все аппаратура, все приборы, микрофоны, по очереди начали выходить из строя. В общем, все противилось вот такого рода музыке, и они быстро смотали удочки и перебрались в Лондон. Странно знать, что для записи этого альбома было Питером Фрэмптоном написано восемь песен, и вот все эти восемь песен вошли в альбом.

Для следующего альбома он написал уже больше, написал пятнадцать набросков, из них было записано двенадцать. Это был четвертый альбом, который назывался «Frampton», вышел в 1975 году. Среди этих двенадцати песен были те самые «Show Me the Way» и «Baby, I Love Your Way». Эти песни стали активно появляться уже на американском FM-радио, и тогда уже все поняли, что пора воспользоваться растущей популярностью. Таким образом, 1975-й год группа Питера Фрэмптона во главе с самим, провела в непрерывных гастролях по Америке, они дали тогда свыше 200 концертов за год. Некоторые концерты записывались, и вот эти записи вошли на следующую его пластинку, знаменитую «Frampton Comes Alive!» Ну, это вот уже начало суперзвездного статуса Питера Фрэмптона, после выхода этой пластинки вышла знаменитая его фотография на обложке журнала «Rolling Stone», такая одиозная, пресловутая фотография, его уговорили сняться так с обнаженным торсом, в общем, все это так смотрелось, достаточно пошло. Но, безусловно, добавило популярности артисту, и теперь человек, который в 1972 году вместе с группой стоил сто баксов, будучи на разогреве у ансамбля «Uriah Heep», за концерт на филадельфийском стадионе получил тоже сто, но уже тысяч долларов.

На следующий год этот успех продолжался, вышла его номерная пластинка «I’m in You», сразу заняла она второе место в американских списках, ну, дальше пластинки уже были так, послабже, я бы сказал – в 1979 году, в 1981, ну, собственно, его постигло все то, что постигло большинство рок-музыкантов в 80-е годы, и о чем мы с вами неоднократно говорили – диски выходили регулярно, но без особого успеха.

В 90-е годы дела стали намного бодрее. В 1994 году вышел CD очень успешный, он назывался «Peter Frampton». Как видите, не блещет особым креативом Питер Фрэмптон в названиях своих пластинок. Помимо того, что это хорошая очень пластинка, она знаменательна тем, что на ней, пожалуй, запечатлена последняя запись Стива Мэриотта, в песне «Out of the Blue» он спел дуэтом с Питером Фрэмптоном, но, к сожалению, вот так вот все печально закончилось, Мэриотт умер вскоре после этой записи. Тогда же были очень удачные совместные концерты Питера Фрэмптона, тогда же, в 90-е, с Робином Трауэром, с «Lynyrd Skynyrd» он очень дружен, неоднократно с ними играл, и, естественно, в составе группы Ринго Старра «All Starr Band».

В 1995 году вышел сиквел «Frampton Comes Alive!», он так и назывался – «Frampton Comes Alive II».

Ну, и вот сегодня мы с вами имеем уже седого и изрядно полысевшего Питера Фрэмптона. Но самое интересное, самое забавное, что его вот эта метаморфоза в его внешности только радует. Он понимал, что внешность заслоняла его игру и пение, немножко отвлекало определенную категорию аудитории от того, что для него является главным. Так что теперь ничего никого не отвлекает, и его контакт с аудиторией происходит в чистом виде, только он, Питер Фрэмптон, его музыка и только его слушатели, те люди, которым он реально интересен, как гитарист и певец.

А теперь – третья и последняя на сегодня историческая справка.

НОВГОРОДСКИЙ: К сожалению, насладиться грандиозным успехом пластинки «Frampton Comes Alive!» Питеру Фрэмптону не удалось. Знаменитый концертник будто сыграл с артистом злую шутку. Заданная этим релизом планка была настолько высока, что каждая из последующих пластинок гитариста казалась слабее. Кроме того, Фрэмптона преследовали и личные неприятности. В 1978 году музыкант чуть не погиб в автокатастрофе, а еще через два года самолет, перевозивший ценнейшую гитарную коллекцию артиста, разбился при загадочных обстоятельствах.

Неудачи не сломили гитариста, и на протяжении 80-х он продолжал регулярно выступать и записываться. Более того, к началу 90-х Фрэмптон возобновил эпизодическое концертное и студийное сотрудничество со Стивом Мэриоттом, однако трагическая смерть последнего сделала реюнион «Humble Pie» не более, чем несбыточной мечтой. Сольная карьера Фрэмптона, однако, в 90-х пошла на поправку, и сегодня кажется, что время не властно над этим классиком рок-гитары.

Будучи и по сей день в невероятной форме, Питер Фрэмптон, как ни в чем не бывало, продолжает играть отличные концерты и записывать крепкие пластинки, оставаясь одним из последних настоящих романтиков рок-н-ролла.

АРУТЮНОВ: Вместе с тем, хочу обратить ваше внимание на один очень интересный факт. Питер Фрэмптон – это ведь один из вундеркиндов британского рока. Дело в том, что все люди, которые начинали британский рок в 60-х, были молодыми, но им тогда было там 20, 22 года, кому-то 19, ну, изредка кому-то 18, но было несколько человек, которые начали свою профессиональную карьеру в 16-летнем возрасте, то есть, будучи детьми, реально детьми. Это Питер Фрэмптон, это Джерри Шерли – барабанщик «Humble Pie», это Стиви Винвуд – знаменитый вокалист «Spencer Davis Group» и впоследствии «Traffic», это Мик Тейлор – гитарист «John Mayall’s Bluesbreakers», и это бас-гитарист «Free» Энди Фрейзер.

Кроме того, нам нужно с вами отметить, что Питер Фрэмптон – очень заметная фигура в развитии рок-музыки. Мне кажется, что он – один из тех людей, а, может быть, самый первый из них, кто стояли у истоков такого популярнейшего направления, как поп-рок, такого направления, которое приобрело тотальную силу уже в 80-е годы, и, предположим, такой музыкант, как Брайан Адамс – это, в общем-то, порождение того, что разрабатывал Питер Фрэмптон в начале 70-х. Ну, кстати, ансамбль «Bon Jovi» сюда же, в эту тему.

Но и это мне кажется не столь важным, как то, что сейчас вам скажу. Дело в том, что Питер Фрэмптон – это один из самых органичных музыкантов рок-музыки. Его музыка – да, она может быть и мощным роком, или, просто элементарно, она может быть сладкой, какой-нибудь сладкой балладой, но никогда она не была грубая. Его голос – это приятный голос, его гитара – это полетная гитара, его тексты никогда не повествуют о темных сторонах жизни, в основном о любви, и общий мессидж его музыки – это такой тотальный позитив. Вместе с тем, мы должны знать, что он мягкий, обходительный, интеллигентный человек. Ну, и конечно, нельзя забывать о его знаменитом имидже, о его «луке», как принято сейчас говорить. У Питера Фрэмптона, я бы сказал, светлая внешность, это красивый парень, ну, пусть небольшого роста, такой романтический герой-любовник, ну, вот я не знаю, Жерар Филип – первое, что приходит на ум, вот этот образ, который Жерар Филип еще в 50-е годы внедрял в мировой кинематограф. Питер Фрэмптон такой интересный молодой человек, с завивающимися кудрями, тогда, сейчас, к сожалению, этого нет, а имидж, мессидж, извините вот за эти иноземные слова, остались такими же. Он – открытый, позитивный, мужественный, но не брутальный музыкант, выдающийся музыкант.

В конце программы я бы посоветовал вам, естественно, иметь в своей коллекции или в виде CD, или на виниле, неважно, «Frampton Comes Alive!» – двойной концертный альбом 1976 года, а также первый альбом, очень хороший – «Wind of Change» 1972 года, и четвертый альбом, который так и назывался – «Frampton», 1975 год.

А теперь, как и обещал, в конце программы – «It’s a Plain Shame». Пока!

Song (Звучит песня «It’s a Plain Shame».)


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин