Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

worldelectricguitar в вконтакте

weg


 

«Песняр» Ткаченко: масштаб личности

Источник: belarustoday.info
Беседовал: Дмитрий Малолетов
Фото: Виталий Пивоварчик

Участник легендарного ансамбля "Песняры". Основатель школы двуручного тэппинга. Один из самых виртуозных гитаристов не только постсоветского пространства, но и мировой сцены. "Правая рука" Михаила Финберга. Битломан. Человек, которого любят и уважают музыканты самых разных жанров...

О Владимире ТКАЧЕНКО можно говорить долго, но он этого не одобряет, потому как очень скромен и интеллигентен. Статью о нем написал его коллега и очень долго сожалел, что не может отразить в полной мере весь спектр творчества этого человека. Есть, есть отечественные музыканты, которыми мы можем гордиться!

Главной особенностью личности Владимира Ткаченко является то, что в любом деле, каким бы ни занимался этот музыкант, он достигает поразительных высот, высшего профессионализма по самой наистрожайшей системе отсчета. Как скрипач и композитор он автор многих произведений крупной формы, которые уже стали классикой белорусской культуры. Как гитарист - истинный виртуоз.

Он еще и аранжировщик Государственного концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Финберга. Хотя сейчас многие считают себя таковыми, все же стоит заметить разницу:

ведь оркестровому аранжировщику надо дать жизнь оркестру в 60 человек! Квалификация Владимира Ткаченко как профессиональ - ного оркестрового аранжировщика по уровню стоит на той же планке, что и достижения в исполнительском мастерстве как скрипача и гитариста. Конечно, в основе лежат природные музыкальные данные, уникальный слух и прекрасное классическое консерваторское образование. Но это только фундамент, который позволяет музыканту осваивать самые разные области.

Главное в его характере - огромное трудолюбие. Накопленный многолетний труд придает каждой его ноте огромный удельный вес. И, естественно, этот музыкальный багаж, глубина передаются слушателям.

Мне в жизни очень повезло - студентом Минского института культуры я попал к этому педагогу. Наши занятия больше напоминали увлекательное путешествие в мир гитары. Музыкальный инструмент благодаря педагогу стал для меня не просто неким предметом, из которого можно извлекать звуки, а чем-то большим - орудием познания жизни, законов бытия.

— Владимир Николаевич, а как получилось, что вы в детстве начали играть именно на скрипке?

— Мой отец был военным летчиком. Сам научился играть на мандолине и семиструнной гитаре и руководил оркестром народных инструментов в воинской части. Сестра училась по классу баяна и меня готовила к тому же. Занимаясь сольфеджио, она обнаружила, что у меня абсолютный слух. Это и "спасло" меня от баяна. Родители, посовещавшись, рискнули отдать меня в класс скрипки, за что я им бесконечно благодарен.

— Скрипка и гитара - родные сестры. Какой инструмент сейчас вы больше любите?

— Первые аккорды на семиструнной гитаре мне показал отец. В это время я уже учился в 5-м классе музыкальной школы. Потом в моей жизни появились "Битлз" и уже шестиструнная гитара. Я стал одновременно постигать азы гитары и аранжировки, никаких нот в те годы достать было невозможно, все подбирал сам. Если скрипка и гитара - родные сестры, то я, как брат, их люблю одинаково.

— Ярким периодом вашей творческой биографии была работа в ансамбле "Песняры" того знаменитого "золотого" состава. Специфика была?

— В том составе "Песняров" общая идея была так велика, что в ней тонули любые интриги и трения, которые всегда бывают в творческих коллективах. Никто не говорил "Это сделал я, а это он", все были талантливы, и все работали на конечный результат.

(Дело в том, что Владимир Ткаченко был приглашен в ансамбль, когда "Песняры" шли к самому пику своей популярности. Будучи одновременно великолепным скрипачом и гитаристом, он усилил инструментальную сторону этой группы. Вместе с другими музыкантами участвовал в создании аранжировок, благодаря которым общее звучание "Песняров" стало еще совершеннее. Это относится, например, к аранжировке a capella песни "Каждый четвертый", сделанной В.Ткаченко. - Прим. Д.М.)

— Как ваш ансамбль принимали в США и других странах?

— В составе "Песняров" я гастролировал в США в 77-м, и это моя первая заграничная поездка. Два раза были в Латинской Америке - в 81-м и 82-м. Затем последовали поездки в Чехословакию, Венгрию, ГДР - в основном, по нашим воинским частям. Самое яркое впечатление осталось после Латинской Америки. Там, если публика любит, то "на всю катушку". Наибольшим успехом пользовались народные песни в обработке "Песняров".

(Выступления "Песняров" в США можно сравнить с игрой наших хоккеистов в тех же 70-х со звездами НХЛ. Никто не мог подумать, что в СССР могут быть столь самобытные коллективы высокого профессионального уровня. "Песняры" были первым ансамблем, добившимся огромного успеха и у западных зрителей. - Прим. Д.М. )

— Что вам дала "школа "Песняров"?

— Было много работы, были выступления на самых лучших сценах. На репетициях оттачивалась каждая нота, и "Песняры", работая "живьем", никогда не фальшивили. Это профессиональный подход к музыке, который я стараюсь сохранять по сей день (Хочется напомнить, особенно молодым музыкантам, что "Песняры" на гастролях давали по три концерта в день полностью "живьем", исполняя сложнейшие композиции как в вокальном, так и в инструментальном планах. Бывали дни, когда приходилось играть пять, а то и шесть концертов! - Прим. Д.М.)

— На одной из архивных фотографий "Песняров" видно огромное количество примочек и педалей.

— Да, я люблю эту фотографию... Все эти "примочки" я использовал для создания разных звуков. В то время это звучало очень современно.

— Как вы пришли к новой технике игры на гитаре - тэппингу?

— В 1985 году на джазовом фестивале "Витебская осень" я случайно увидел видеозапись игры Стэнли Джордана. На следующее утро я уже сыграл своему другу Борису Бернштейну (тоже, кстати, экс-"песняр") фрагмент, который впоследствии вошел в "Караван". Через два месяца на ежегодном конкурсе Объединения музыкальных ансамблей Минска я сыграл свою первую пьесу "Гомон" -- по мотивам одноименной белорусской народной песни. (В 1986 году это просто шокировало - один человек играет за двоих на гитаре, как на фортепиано! - Прим. Д.М.)

— Почему вы ушли с педагогической работы? И есть ли у вас намерения вернуться к этой практике?

— Основная причина - нехватка времени, хотя были и другие, например слабые теоретические знания гитаристов. Хотелось бы, чтобы гитаристы интересовались не только исполнительскими приемами, но и поисками своей музыки, а это невозможно делать только на слух.

— Вот уже более 15 лет вы являетесь основным аранжировщиком большого эстрадно-симфонического оркестра. В чем основная сложность работы с таким составом?

— Большой оркестр - это любые сочетания разных инструментов и ансамблей: соло, дуэт, трио, квартет и т.д. Ритм-группа - как отдельный ансамбль: струнная группа - как камерный; оркестр без струнной группы - как биг-бэнд и так далее. Все музыканты одновременно играют, только в редкие моменты. В остальное время в различных сочетаниях. Притом струнная группа - это музыканты с академическим образованием, а духовики - обычно джазовые исполнители. Особое отношение должно быть к синтезатору. Во-первых, он сам по себе уже оркестр, во-вторых, у него темперированный строй но, основная сложность у любого аранжировщика - это умение написать контрапункт.

— Подобная работа требует высочайшей профессиональной квалификации. Вы специально изучали игру на других инструментах?

— Параллельно со скрипкой меня 15 лет пытались научить играть на фортепиано. Приходилось играть на банджо, губной гармонике, контрабасе, ситаре. Совершенно новые горизонты мне открыл синтезатор с секвенсером, позволяющий в десятки раз сократить возможность просчетов и ошибок, и упрощающий процесс поиска новых вариантов.
(Владимир Ткаченко неслучайно сказал о своей любви к музыкальным инструментам. В свое время он приобрел уникальный ситар знаменитого индийского мастера. Кстати, он освоил этот инструмент достаточно глубоко. - Прим. Д.М.)

— Как быстро приходится делать аранжировки?

— Здесь нужно небольшое отступление. Партитура - это необязательно аранжировка. Кто пишет партитуры? Во-первых, конечно, композитор. Но это может быть и оркестровка, и переложение, и транскрипция, и обработка, и в том числе и аранжировка, а может быть и простая профессиональная переписка рукописи. Аранжировка - это такой же труд, как и обработка. Возможно, поэтому в наших странах это понятие существует только в разговорной речи музыкантов. Мне приходилось иногда писать по четыре партитуры в день. Но, скорее, это были переложения или оркестровки, хотя партии струнных я почти всегда переделываю или добавляю, если нужно.

— Оркестр под управлением Финберга считается одним из лучших в мире. По объему работы ему, наверное, нет равных (в Европе уж точно!). Как вам удается работать в таком ритме?

— Оркестр делает по 12-14 программ в год. Для меня работа в таком режиме началась в Италии, на 5-м канале итальянского ТВ, куда Концертный оркестр Беларуси приезжал в течение пяти лет. Каждую неделю в пятницу записывалась новая программа, а в субботу она уже выходила в эфир. В понедельник приезжали новые артисты, привозили свои фонограммы или ноты, во вторник, среду писались партитуры, четверг мы репетировали, а на следующий день запись. Очень суровая школа.

— Этот оркестр часто выступает на российских телеканалах, а также в различных шоу...

— Как аранжировщик я принимал участие во всех "Славянских базарах". В программе ОРТ "Угадай мелодию" оркестр исполнял заставку в моей аранжировке. В концертном зале "Россия" прошел ряд концертов -- Кобзона, Зацепина, Тухманова, Киркорова, Лещенко, памяти Анны Герман, в которых мы принимали участие. Отыграли и концерт, посвященный 30-летию ансамбля "Песняры".

— В настоящее время, помимо прочего, вы активно концертируете. Где вы выступаете как исполнитель?

— После работы в оркестре на гитаре удается играть только "для души". Аранжировка способна отобрать все время, которое есть, даже время еды, сна. По большому счету, она у меня отобрала скрипку, но гитару я ей не отдам. В последнее время я играю в дуэте с гитаристом Виктором Молчановым (и он тоже экс-"Песняр"). Мы выступаем в клубе гитаристов, в реcторане The Beatles Cafe.

— Как человек, щепетильно относящийся к звуку, какие вы используете инструменты и оборудование?

— Основная моя гитара Gibson ES 335, ей уже много лет. Тэппингом я играю на гитаре PflS, так как она больше подходит для этой техники. Мне очень повезло с акустической гитарой Seagull (Hand made in Canada). Прекрасный инструмент! Конечно, есть и акустическая классическая скрипка, а также электронная Silent Violin Yamaha.

— Вы следите за современным состоянием музыкальной культуры постсоветского пространства? Что мы потеряли и что приобрели?

— Самое большое, что потеряли, - это связь с тем поколением музыкантов, которое долгое время накапливало свои знания и умения без перестроек и революций. Новое поколение, мне кажется, строит дом без фундамента. Приобрели мы только хорошую аппаратуру, но она сама не играет.

— Каковы ваши планы на будущее?

— Пока хочется просто немного поиграть на любимых инструментах, а там - посмотрим...

— Владимир Николаевич, спасибо вам за интервью. Поздравляем с днем рождения, которое, как нам известно, пройдет 11 марта в ресторане The Beatles Cafe. Желаем вам творческого долголетия, здоровья, семейного счастья!



 

 

 

 

 

  ?aeoeia@Mail.ru

 

 

 

 

© 2010 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин