|
Маэстро скоростных симфоний |
Почти двадцать лет назад произошла музыкальная революция, совершенная дебютным альбомом американской группы Cacophony. В настоящее время участник этой группы Марти Фридман снова создает революционную ситуацию своим новейшим сольным творением.
|
Marty Friedman Live at Tochka, Moscow, Russia - 2011/©Kingman`s Rock Photography/Fhoto: flickr.com |
"Мое увлечение рок-музыкой началось с посещения концерта Kiss. Это было феерическое зрелище, которое до сих пор свежо в памяти. Именно тогда, под впечатлением увиденного я решил, что хочу играть также как их гитарист – громко, мощно и выглядеть при этом круто,” – начинает рассказывать о себе музыкант, и я, вспоминая этапы его карьеры, понимаю, что это одна из ключевых фраз его повествования..
Но не только группу Kiss тинэйджер держал в своих фаворитах. В том списке значились еще AC/DC и Ramones, Angel и Фрэнк Марино. Первый слушательский багаж был получен, первая гитара была куплена, и подросток начал осуществлять свою мечту.
О гитарах и образовании
О своих инструментах Марти может говорить бесконечно: “Да, я отлично помню свою первую гитару! Это была довольно паршивая копия Les Paul черного цвета. И звучала она неважно. Она недолго была у меня, я продал ее своему приятелю. Кстати, я считаю, что сделал благое дело, ибо в то время уже научился отличать хороший инструмент от плохого, мне нужно было развиваться и двигаться дальше, а мой друг, который купил эту гитару, не разбирался в этом, побренчал немного и вскоре забросил это занятие. И в конечном итоге завязал с музыкой и стал преуспевающим бизнесменом. А я выбрал путь рок-музыканта.
Первыми моими нормальными гитарами (а тогда я играл в Deuce) были Fender Strat и Yamaha SG. Усиленные 100 -ваттным Marshall. На самом деле очень важно иметь музыкальный инструмент, на котором максимально комфортно играть. Впоследствии я долгое время играл на гитарах Jackson, какое то время был эндорсером этой компании и на рынке представлен подписной инструмент серии Jackson KE-1 Marty Friedman.
Сейчас более близко звучание гитар Ibanez (я тоже имею именную модель), а акустические гитары я предпочитаю марки Ovation. Я считаю, что для гитариста главное – создание своего уникального звука. Причем, звук инструмента должен работать на идеи музыканта, дополняя и развивая их. И если для музыки Megadeth идеально подходило звучание Jackson, то медитативный соло-альбом Scenes нуждался в куда более мягком звуке, который обеспечил Fernandes Strat с одним хамбакером и двумя одиночными «звучками». Что же касается усилителей, то есть приборы, которые подходят на все случаи жизни. Для меня это Crate 300, которым я уже долгие годы активно пользуюсь и не испытываю неудобств».
Марти глубоко убежден, что для достижения высокого результата, нужно упорно и методично учиться: “Получать серьезное музыкальное образование, на мой взгляд, необходимо. Учиться нотной грамоте, серьезно работать над расширением своего кругозора, максимально охватив различные стили музыки. Я уж не говорю о тотальном освоении музыкального инструмента. И это нужно делать с помощью преподавателей, если ты хочешь стать серьезным музыкантом, писать музыку и исполнять ее профессионально. Для меня совершенно было недостаточным для того, чтобы считать себя музыкантом, сходить на пару рок-концертов, потом пойти с дешевой гитарой к приятелю, «снять» какую-нибудь вещичку с пластинки Kiss Alive. Я пошел учиться. И никто меня не заставлял. Я закончил сначала Чикагскую консерваторию, потом Джульярд скул в Нью-Йорке”.
Deuce & Havaii
Марти вспоминает, как начиналась его карьера гитариста и рок-музыканта: “В пятнадцать я собрал свою первую группу – Deuce. Отлично помню еще одного члена группы Тома Гаттиса, моего лучшего друга в то время, так как именно он был владельцем той самой концертной пластинки Kiss. Первое, что мы делали, это сидели у него дома и разучивали песни с этой пластинки. Выучив несколько вещей, решили сколотить группу и начать выступать. Остальным ребятам команды было от 14 до 17 лет. Мы играли кавера на различных вечеринках и нарабатывали фэнбазу, благодаря которой нас приглашали и в другие места, в конечном итоге выступления группы стали регулярными и ежедневными. Аудитория обычно состояла из 150-200 человек, и мы были горды, что стоим на сцене и играем перед такой кучей народа. Мы ощущали себя маленькими рок-богами. Это было очень важное время, когда мы постигали значение слова «практика». Позже стали пробовать сочинять свои песни. В наших первых музыкальных опытах было что-то от панка, что-то от рок-н-ролла, я уже тогда пытался делать какие-то неуклюжие гитарные соло. Словом, Kiss встречается с Angels, Ramones и Mahogany Rush. Мы даже набрались смелости, чтобы отослать свое демо Майку Варни! Правда, безрезультатно…”
По мнению Марти, очень важно в этом возрасте достичь взаимопонимания с родителями: “Мои родители были продвинутыми и поощряли меня. Они очень хотели, чтобы я добился успеха в том деле, которое мне нравится. Первое время частенько помогали деньгами. А первый усилитель Marshall нам напрокат дал колледж”.
Дальнейшие перемены в жизни парня были вызваны географическими причинами: “Мне пришлось бросить Deuce, так как моя семья переехала на Гавайи. Я собрал там новую группу Vixen, но она просуществовала недолго, другая же команда, названная, как и штат – Hawaii, стала моим первым профессиональным коллективом. В его составе собрались музыканты, которые как один хотели играть агрессивную музыку, но в тоже время сверхтехничную».
И им это удалось, парни заключили свой первый контракт с рекорд-компанией Shrapnel Records (теперь уже не надо было бегать за ее президентом Майком Варни, размахивая демо-записями и доказывать свою крутость), записали первый альбом (One Nation Underground, 1983) и поехали в тур, включающий и Европу с Японией. А после записи второго (Natives And Restless, 1985) снова поехали в тур, в части которого разогревали возрожденных Deep Purple.
«Более всего мне запомнился концерт в Blaisdell Arena в Гонолулу, когда публика восторженно нас приняла и долго не отпускала группу со сцены, несмотря на предстоящее выступление титулованных хэдлайнеров. Но я все равно вскоре покинул Hawaii. Мне хотелось играть другую музыку, а именно скоростной прогрессивный метал, ориентированный на техничной гитарной игре. Чтобы гитара доминировала с саунде. Причем, лидер-гитаристов должно быть два. Я понимал, что достаточно искушен для этого, и принялся искать напарника. Мы много говорили с Майком Варни об этом, он поддерживал мою идею сделать подобный проект, и, наконец, осуществили свой план, когда в поле нашего зрения появился 16-летний гитарный гений Джейсон Беккер”.
Cacophony
“Я тогда жил в пригороде Сан-Франциско. В мою квартиру пришел Джейсон, мы начали джемовать и моментально почувствовали, будто составляем одно целое. И после первой же встречи стали неразлучными друзьями и соратниками по новому проекту, названному Cacophony”.
До встречи с Фридманом пределом мечтаний юного Джейсона Бэккера была музыка в стиле Kiss (правда, до упора напичканная сногсшибательными соло) и поэтому новый, псевдосимфонический подход к хэви-метал музыке, пропагандируемый Марти, стал для него своеобразным откровением.
Впрочем, это обстоятельство отнюдь не сказывалось на профпригодности Беккера, более того, сам Фридман был настолько поражен этим юным гением, что объявил Cacophony полноценной группой, тогда как изначально он собирался просто набрать команду для записи сольного альбома.
Материал для Speed Metal Symphony к этому времени был уже практически готов, ибо Марти уже отчаялся было найти «брата по оружию», но после появления в его жизни вундеркинда Беккера, все пришлось переделывать и переаранжировывать заново. И результат стоил того: частые и неожиданные смены ритма, "неправильные" размеры, элементы джаза, арт-рока и классики, в то же время - тяжелое, чуть ли не трэшевое звучание и, конечно, потрясающие соло и настоящие гитарные дуэли - все это невероятным образом уместилось на семи треках этого альбома! Собственно, уже одно только название говорило само за себя и на все 100% отвечало содержимому диска. Всего группой было записано два альбома – Speed Metal Symphony (1987) и Go Off! (1989).
Марти вспоминает об этом с нескрываемым удовольствием: “Мы с Джейсоном дополняли другдруга. Если, скажем, он играл жесткий рифф, то я старался дополнить его звучание более мягким. В его знаменитые арпеджио в стиле Баха я умудрялся вклинивать рычащие риффы, пользуясь техникой «обратного хода». Наше взаимопонимание росло с каждым совместным выступлением, и если почти весь первый альбом сочинил и аранжировал я, то второй мы совершенно безболезненно и естественно сделали вместе, наш вклад в него одинаков. Мы действительно были популярны! Большое количество концертов в Штатах и Японии, аншлаговые выступления, тысячи восторженных фэнов! Я, наконец, получил то, чего хотел – играл техничную музыку, от которой получал удовольствие, записывал композиции, созвучные состоянию моей души, и никто не стоял у меня за спиной. К тому же у нас появилась армия поклонников, а в туре мы вели настоящий рок-н-рольный образ жизни, ничем не уступая тем же Motley Crue”.
К сожалению, независимый рекорд-лейбл не мог обеспечивать достойного промоушена альбомам группы, и продавались они неважно, хотя материал этих пластинок был перенасыщен идеями и новыми техническими «фичами». Но коммерческий неуспех совершенно не умалял неоспоримых их достоинств, главное из которых заключалось в оказании большого влияния на развитие гитарной неоклассики; они дали толчок многочисленным гитаристам для очередного витка развития техники игры. Кстати, концерты группы тоже были из ряда вон выходящим событием, их яркие шоу заставили различных деятелей шоу-бизнеса обратить внимание на молодых музыкантов и подготовить им заманчивые предложения. Особенно продуктивным в этом плане был последний американский тур команды.
“После этого тура группу буквально разорвали на части менеджеры команд, имеющих более солидные контракты и крепкую почву под ногами. Джейсона пригласили в группу Дэйвида Ли Роса, меня в Megadeth, Джимми [О’Ши] в Eyes, а Кенни [Ставропулоса] в Starship. Это был наш шанс прорваться в высшую лигу, и грех было им не воспользоваться”, - без сожаления комментирует распад группы Фридман.
Megadeth
В феврале 1990 года Марти присоединился к Megadeth. В результате творческих разногласий между лидером группы Дэйвом Мастейном и гитаристом Джеффом Янгом, последний был уволен прямо во время тура. И одним из главных претендентов был молодой виртуоз из Сан - Франциско.
Музыкант отлично помнит эти события: “Мне позвонил менеджер Megadeth и назначил время прослушивания. Все произошло прозаично и без лишнего проявления мной эмоций, которые я всячески сдерживал, хотя хотелось орать на весь мир от восторга! Я собрал волю в кулак и к моменту прослушивания практически не волновался, сыграл шесть песен и был принят. Кстати, до этого я прослушивался в группу Мадонны на тот случай, если мегадетовцы меня отвергнут. Там я получил работу, но не явился на нее, потому что стал-таки членом Megadeth. И я совершенно не раздумывал, где буду играть, ведь мое призвание исполнять тяжелую музыку, а не танцевальный поп”.
Альбом 1990 года, Rust In Peace (US - #23, UK - #8), записанный с участием Фридмана, по мнению многих, стал вершиной творчества Megadeth и новым триумфом трэш-метала (он даже номинировался на Grammy Award!). Пожалуй, этой работой Megadeth в первый и последний раз удалось встать вровень с Metallica.
Музыканты удачно сплавили сложные многоходовые композиции с запоминающейся мелодикой и трогательным лиризмом. Музыка Megadeth обрела черты монументальности, а тексты наполнились сказочно-мистическими образами: зловещими принцами, поцелуями смерти, священными войнами и перчатками греха. Композиции Hangar 18 (UK - #26), Holy Wars, Coma Of Souls, Rust In Peace... Polaris и Take No Prisoners стали классикой трэш-метала.
“Если давить оценку командам, в которых я играл, то Deuce была самая рок-н-рольная, Hawaii – самая экспериментальная, Cacophony – самая глэмовая, а Megadeth – самая профессиональная”, - резюмирует Фридман этапы своего творческого пути.
Альбом 1992 г. "Countdown To Extinction" (US - #2, UK - #5) подарил слушателям несколько хит-синглов: Symphony Of Destruction (UK - #15, US - #71), Skin O'My Teeth (UK - #13) и Sweating Bullets (UK - #26). Шестой студийный альбом Megadeth Youthanasia (US - #4, UK - #6), на котором стиль группы можно было охарактеризовать как трэш-поп, тоже имел солидный коммерческий успех. Во второй половине 90-х Megadeth выпустили еще два студийных альбома c участием Марти.
Десять лет Фридман провел в составе Megadeth, и он говорит об этом времени с воодушевлением:
«Мне многое дал этот период. Знания, полученные тогда - бесценны. Я научился тому, как мощнейший фидбэк многочисленных фэнов на концерте конвертировать в новые идеи по создании музыки. Хотя в Megadeth основным автором был Дэйв, я тоже вносил свою композиторскую лепту. Recounting Day и Black Curtain c Yuthanasia написаны нами вместе. К тому же мне приходилось придумывать новые рифы и соло. Я объездил практически весь мир, заглядывая в различные экзотические места, я видел такое смешение различных культур! Тэль Авив, Багдад, Прага, Куала Лампур… И везде старался слушать местную музыку, впитывать ее, и это тоже повлияло на мое музыкальное мышление».
Марти вспоминает наиболее яркие моменты, связанные с группой: «Их было много, но некоторые стоят перед глазами, как будто это было вчера. Грандиозный европейский стадионный тур с Metallica, хэдлайнерство на Rock In Rio перед 150 000 зрителей, аншлаг в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гардене во время Clash of the Titans Tour. Выступление на Woodstock 1999 в качестве главной команды третьего вечера. Известие о том, что Countdown To Extinction появился в американском чарте сразу на второй строчке. С удовольствием также вспоминается участие в телепрограммах великих шоуменов Арсенио Холла и Дэвида Леттермана, которые смотрит вся Америка».
Но, пробыв в группе десять лет, он покидает ее практически после выхода альбома Risk. Эта пластинка, вышедшая 31 августа 1999 г., оказалась одним из самых продаваемых работ Megadeth. Благодаря высокобюджетному видеоклипу к хиту Crush 'Em, снятому с участием Жана-Клода Ван Дамма, у группы появились тысячи новых поклонников. Музыка Megadeth обрела модное электронное (а отчасти даже акустическое) звучание, эта перемена саунда и стала причиной ухода гитариста из группы.
Соло-артист
К тому времени Марти Фридман успел записать несколько сольных альбомов. Первый (Dragon’s Kiss, 1988) появился еще во времена Cacophony. Он был полностью инструментальным, Фридман сыграв на всех инструментах, за исключением барабанов, партии которых исполнил Дин Кастроново. Альбом в полной мере давал представление о музыкальных пристрастиях гитариста, о его желании привносить в скоростной хэви-метал элементы экзотической музыки.
“Я постоянно слушаю восточную музыку. Мне она всегда нравилась. Индийские ragas, китайская erhu music и японская koto music с характерным звучанием флейты, музыка острова Окинава, турецкие и иранские напевы под аккомпанемент скрипки. А также многое-многое другое. И мне всегда хотелось смешивать эти влияния с хэви-метал. На мой взгляд, иногда у меня это неплохо получалось. Еще на первом альбомe Cacophony в трек Ninja я внес элементы японской музыки, а на Dragon’s Kiss есть композиция Forbidden City о храме императора династии Чин, в которой использованы китайские народные мелодии».
Будучи членом Megadeth музыкант реализовал несколько сольников – Scenes (1992), Introductions (1994) и True Obsession (1996). Для помощи в адекватной реализации своих идей Фридман привлекал великолепных музыкантов. Среди которых были коллега по Megadeth Ник Менза, а также такие уважаемые люди, как Кармайн Эппис, Грегг Бизонетте и Тони Фрэнклин. А на Scenes он работал с японцем Китаро.
«Мое творческое начало состоит из двух составляющих – агрессивной и романтической. Первая проявляется в работе с Megadeth, вторая – в моих сольных альбомах. Играя в Megadeth до 200 шоу в год, я должен был как-то расслабляться, отдыхать от интенсивных риффов. К тому же мне где-то нужно реализовывать свои композиторские амбиции. А когда я созрел до пластинки, в которой были бы более всего заметны влияния восточной музыки, я попросил известного мастера японского new age Китаро продюсировать эту работу. Это великий артист, его саундтрэк к Heaven And Earth великолепен, это эталон, к которому нужно стремиться любому современному композитору. Для меня было огромным удовольствием работать с Китаро Я считаю, что Scenes – мой лучший альбом”.
Его соло-альбомы заметно отличаются друг от друга. Марти это по душе и он с удовольствием говорит об этом: «Я люблю меняться. Контрасты мне по душе. Scenes был медитативным, а True Obsession – хард-роковым. Music For Speeding, я думаю, вообще придется по душе фэнам хардкора».
Следующий соло-альбом, Music For Speeding, вышел только в 2003 году.
«Я был здорово занят в Megadeth, после ухода из группы мне захотелось собрать состав, которая играл бы мелодичный рок-н-ролл. Новый коллектив Red Dye #2 содержал самые лучшие песни, которые я написал в своей жизни. Но эта группа была всего лишь отдушиной, забавой. И через год, в 2001-м она была распущена».
В этом же году музыкант записал гитарные партии для второй пластинки суперпроекта Explorer’s Club, где играл с Терри Боззио, Джоном Мьюнгом, Керри Ливгреном и Стивом Уолшем. После этого начал плотно заниматься своим сольником.
Возникший было вопрос - а куда бы мне пристроить материал? – был быстро снят с повестки дня: «Материала на новый сольный альбом у меня хватало, я готов был приступить к записи и искал лейбл, который был бы заинтересован в нем. И нашел-таки! К тому времени рекорд -компания Favored Nation, которой руководит Стив Вай, стала пользоваться уважением среди поклонников прогрессивной гитарной музыки, так как помимо альбомов самого Вая, выпускала пластинки интереснейших современных музыкантов. Я подписал с ними контракт, и не пожалел, ибо у лейбла оказались серьезные партнеры в отношении дистрибуции. В Японии это Universal Music, а в Европе – Mascot. Для записи я пригласил в числе прочих Джимми О’Ши, с которым играл еще в Cacophony, Барри Спаркса и Джереми Колсона. Эти парни отлично помогли донести до слушателя мою новую музыку, которая по моей задумке должна быть неким миксом из AC/DC, Cacophony, Raven и Fastway, сделанным на технологиях нового тысячелетия. По-моему, так быстро я не играл еще никогда!».
Не обошлось здесь без влияний Дальнего Востока и Латинской Америки: «Мое любимое интро в альбоме – к вещи Catfight. Я написал его под впечатлением от прослушивания традиционной корейской музыки, похожей на японскую gagaku music. А балладу Corazon De Santiago я сочинил, когда был в Чили и восторгался красотами этой страны».
Loudspeaker, последний альбом Марти Фридмана, вышел в этом году. И во всей красе представил одного из ярчайших мастеров современного гитарного шреда. Ничем не уступающий предшественнику по скорости и агрессии, он демонстрирует техническое совершенство.
Марти увлеченно рассказывает: «Я писал альбом свыше четырнадцати месяцев, правда, урывками. На мой взгляд, работе над альбомом это пошло только на пользу, потому что я постоянно отвлекался на другие проекты. Я играл концерты с японской поп-певицей Амии Сузуки. На следующий день продюсировал балладу для Клэйр. Потом играл японскую enka song на TV. А уж когда, наконец, добирался до своей студии, концентрировался и с первого дубля выдавал гиперинтенсивный саунд. Послушайте Elixir или Viper, и скажите, что я не прав!».
И снова Фридман пригласил на запись знатных гостей: «Японские музыканты, работающие со мной в студии – настоящие профессионалы. Но мне было этого недостаточно, я хотел, чтобы гости, которых я хотел пригласить, добавили в композиции дополнительной яркости, а также полутонов. И я благодарен гостям за потрясающе выполненную работу.
Басовые партии Билли Шиэна, соло Стива Вая, клавишные Йенса Йохансена просто фантастические! Особое спасибо я должен сказать Джону Петруччи; когда мы работали с ним в студии над Black Orchid, я будто перенесся во времена наших джемов с Джейсоном Бэккером! Cacophony на современный лад, потрясающе!».
Альбом Loudspeaker дебютировал на 20-й строчке национального хит-парада Японии, что для инструментальной работы гитарного хэви результат уникальный. Кстати, статус Марти Фридмана как музыканта в Японии очень высок. Его музыку здесь хорошо знают, он выступает не только как сольный артист, но и как гитарист некоторых японских мегазвезд, таких как Айкава Нанасе. А его появления в качестве телеведущего в развлекательных и ток-шоу в прайм-тайм на центральных телеканалах ждет огромная аудитория.
Как оказалось, Фридман оказался на редкость дальнозорким парнем: «Я начал учить японский давно, когда еще играл в Cacophony. Меня всегда привлекала Япония, ее культура, обычаи ее жителей. Сейчас меня многое связывает с этой страной. Моя жена – японка, я довольно большую часть года живу в Токио». Продвижению альбома способствовало появление музыканта в качестве солиста с Токийским филармоническим оркестром, исполнение своей музыки в топовых передачах Music Fair и Pop Jam, куда очень трудно пробиться артистам, исполняющим не j-pop, а также появление трека Street Demon в игре-мегаселлере Formula One 2005 для культовой в Японии приставки Sony Playstation.
«Сейчас я действительно стал узнаваемым в Японии персонажем. Чему-то это идет во вред, как, например гитарным семинарам, которые я провожу в восьми городах Японии каждые две недели. Иногда даже не удается взять гитару в руки – только неформальное общение, ответы на вопросы и раздача автографов. Но мои шоу на TV здорово помогают продвижению соло-альбомов. Благодаря им Loudspeaker отлично продается и занимает достойную строчку в национальном хит-параде. И еще я думаю, что у альбома отличная обложка, лучшая из всех моих сольников. Она проста, но в то же время концептуальна; символ, изображенный на ней, обладает сильной притягательностью».
Музыкант делится ближайшими планами: «В начале следующего года я планирую тур по Европе. Я еще не решил, будут ли это сольные выступления ил гитарные клиники. Я имею информацию, что мои пластинки в Европе хорошо продаются, FAQ на моем сайте посещает большое количество европейцев. Даже в Америке интерес к инструментальной музыке сейчас не так высок, как в Европе. Поэтому мне нужно ехать, я не хочу ограничиваться Японией, хотя мог бы здесь безвылазно сидеть и безбедно существовать».
Марти Фридман уже долгое время вовлечен в процесс обучения молодых гитаристов. С начала 90-х, когда в музыкальных магазинах всего мира появилось его инструкционное видео “Melodic Control”. Также все эти годы он работает над усовершенствованием своего инструмента и бэклайна, делясь своими идеями с инженерами компаний Jackson, Ibanez и Crate. А счетчик веб-сайта Фридмана зафиксировал уже миллионного посетителя. Огромное время музыкант проводит, отвечая на вопросы начинающих музыкантов, пытаясь помочь им найти себя: «Я думаю, что если человек чему-то научился, необходимо передавать свои знания другим. Я благодарен судьбе, что имею возможность это делать. Постоянно вести авторские колонки в Guitar World magazine, Young Guitar magazine и Burrn (в двух последних – на японском языке), проводить гитарные семинары и клиники в Штатах, Азии, Японии и Южной Америке, выпускать инструкционные видео, последнее из которых “99 Secret Lead Guitar Phrases” высоко оценено как гитаристами, так и критиками».
Подводя итоги
Если говорить о меломанских пристрастиях, Фридман остается поклонником Kiss до сих пор, видимо детские воспоминания врезались в память на всю жизнь: «Одним из самых крутых шоу, которое я посмотрел в зрелом возрасте и совершенно осмысленно, был реюнион-концерт Kiss в Нью-Йорке в 1996 году».
В настоящее время музыкант слушает много разнообразной музыки: «Из современных записей, которые мне понравились, я бы выделил вещи Andrew W.K., Garbage, The Gods и Donnas. Вы только послушайте партию ритм-гитары в She Is Beautiful в исполнении Andrew W.K., или I Think I’m Paranoid с пластинки Version 2.0 Garbage! Это потрясающе! Я также много слушаю и японской музыки. Айкава Нанасе обладает великолепным голосом, и я счастлив, что, будучи ее поклонником, играю на сцене рядом с ней. Иногда, чтобы расслабиться, я слушаю j-pop. Но хочу признать, что современная музыка не такая эмоциональная и честная как раньше. И если составлять символическую группу моей мечты, то она состояла бы из истинных рок-н-рольщиков: клавишника не было бы совсем, на гитарах играли бы Джонни Рамоун, Малькольм Янг и Кит Скот, на барабанах – Фил Радд, на басу – Джин Симмонс, пел бы Джоуи Рамоун, а в качестве продюсера выступил бы Бутч Виг».
Марти активно следит за творчеством коллег по цеху: «Я бы выделил нескольких по - настоящему самобытных гитаристов. В одной из самых известных в Китае и на Тайване местных групп Tang Dynasty играет сверхтехничный гитарист, которому здорово удается комбинировать китайскую кото с хэви-метал. В Австрии есть гитарист Ланвалл из группы Edenbridge. Он умело совмещает метал с оригинальной разновидностью романтического new age. Где-то раз в месяц я вижусь с Полом Гилбертом, он часто появляется в Токио. Пол незаурядный музыкант, иногда он способен выдать совершенно фантастические рифы. Что касается «флагмана» гитарного фронта Стива Вая, он до сих пор продолжает удивлять публику и коллег интересными находками. Я с удовольствием слушаю его новые работы».
Но главными в списке личных пристрастий были и остаются мастера шести струн, такие как Джими Хендрикс, Джимми Пэйдж, Ричи Блэкмор, Тони Йомми, Ули Рот, Джо Перри, Тед Ньюджент.
«70-е годы были эпохой «гитарных богов», которые расчистили дорогу другим музыкантам, подобным Эдди Ван Хэйлену, с него в конце 70-х началась эпоха «гитарных героев». Следующая декада принадлежала технарям, таким как Ингви Мальмстин и инноваторам типа Стива Вая и Joe Satriani. Я надеюсь, что, входя в эту категорию, тоже вношу свой вклад в развитие современной музыки».
Биография - Мартин Фридман
|