Джон Фэи (John Fahey; 28 февраля 1939, Вашингтон, округ Колумбия, США - 22 февраля 2001) - американский гитарист, в основу стиля которого в начале карьеры вошли блюз и народная американская музыка, а позже и бразильские и португальские мотивы. Феи был известен своей грубостью, отчужденностью и необычным чувством юмора. Последние годы он провел в нищете с тяжелым состоянием здоровья.
Джон родился в «музыкальной семье» - оба родителя играли на пианино, но музыкального образования у него не было, он был самоучкой. В 1945 его семья переехала в пригород, Мэриленд, где до самой смерти жил его отец Эл. По выходным они посещали представления известных кантри и фолк гитаристов, что и привило молодому Джону страсть к музыке.
В 1952, потрясенный игрой гитариста Фрэнка Ховингтона, случайно встреченного на рыбалке, он купил свою первую гитару за 17 долларов. Наряду с увлечением кантри, Феи, воспитывавшийся, однако, в атмосфере неприязни к неграм и «черной» музыке, с ранних лет начинал испытывать страсть к блюзу, одной из первых впечатливших его композиций была песня Слепого Вилли Джонсона «Praise God I’m Satisfied». Позже и сам Феи писал композиции на религиозную тематику. Свой вклад в формирование стиля гитариста внесла и классическая музыка в лице таких композиторов, как Чарлз Айвз и Бела Барток. Свои первые записи Джон Феи сделал в 1958 году под псевдонимом Blind Thomas.
В 1959 году он основал собственный лейбл - Takoma, под которым позже начинали свою карьеру некоторые другие фолк - исполнители, как, например, Питер Ланг, Робби Башо, Лео Коттке, с которыми он неоднократно сотрудничал. На одной из сторон его первого альбома, выпущенного тиражом всего 100 экземпляров, было имя John Fahey, а другой - его псевдноим Blind Joe Death, которым Джона окрестили его приятели.
В 1963, после окончания Американского Университета со степенью философа-религиоведа, Фэи перебирается в Беркли, чтоб продолжить философское образование, однако был разочарован не только учебным планом (и впоследствии жалел, что не выбрал факультет психологии), но и стремительно развивавшимся в Калифорнии движением хиппи, а к политическим активистам, «возрожденцам» народной музыки типа Пита Сигера, к которым его часто причисляли, питал отвращение. Через год Джон возрождает свой лейбл Takoma, движимый идеей сделать записи легенды блюза тех времен - Букки Уайта. Зная по песням блюзмена лишь его родной город, Фэи посылает туда письмо, которое, однако, достигает адресата (аналогичным образом потом был найден и Миссисипи Джон Хёрт), и Фэи со своим приятелем отправляются в Мемфис.
В это же время Фэи решает записать второй альбом, получивший название Death Chants, Breakdowns and Military Waltzes, который, к удивлению автора, продавался лучше чем записи Уайта. Этот момент послужил началом восхождению Фэи. Характерной чертой для всех работ Джона середины 60-х стало использование различных гитарных строев и неожиданные смены стиля, приемы, корнями уходящие в 1920-е годы. Однако Фэи стремился вовсе не к подражанию или копированию, хоть и использовал некоторые блюзовые и классические мотивы в своих произведениях, в его музыке множество стилей слились воедино в очень оригинальном, мистическом ракурсе. Все это время Фэи развивает свой лейбл, привлекая к записи таких музыкантов, как Робби Башо, Питер Ланг и Лео Коттке, а дебютный релиз последнего стал самым успешным выпуском Takoma, реализовавшим более 500 000 копий.
На протяжении второй половины жизни пристрастие к алкоголю и личные проблемы разрушали не только его карьеру и материальное положение, но и здоровье, тяжелое состояние которого и послужило причиной относительно ранней смерти музыканта в возрасте 61 года. Фэи является автором нескольких книг, в том числе обширной автобиографии.
Аудио и видео (в целях ознакомления)
The Sea Of Love
Come Back Baby
Дискография
Студийные альбомы
1959 Blind Joe Death
1963 Death Chants, Breakdowns & Military Waltzes
1964 The Dance of Death & Other Plantation Favorites
1965 The Transfiguration of Blind Joe Death
1966 The Great San Bernardino Birthday Party & Other Excursions
1967 Days Have Gone By
1968 The Voice of the Turtle
1971 America (полная версия выпущена в 1998)
1972 Of Rivers and Religion Reprise
1973 After the Ball
1975 Old Fashioned Love
1975 Christmas with John Fahey Vol. II
1979 John Fahey Visits Washington D.C.
1980 Yes! Jesus Loves Me
1982 Christmas Guitar Volume I
1983 Railroad
1983 Popular Songs For Christmas and the New Year
1984 Let Go
1985 Rain Forests, Oceans and Other Themes
1986 Christmas Guitar
1987 I Remember Blind Joe Death
1989 God, Time and Causality
1991 The John Fahey Christmas Album
1992 Old Girlfriends and Other Horrible Memories
1996 Double 78
1997 The Mill Pond
1997 City of Refuge
1997 Womblife
1997 The Epiphany of Glenn Jones
2000 Hitomi
2002 John Fahey Trio, Vol. 1
2003 Red Cross
Концертные альбомы
1981 Live in Tasmania
1998 Georgia Stomps, Atlanta Struts and Other Contemporary Dance Favorites
2004 The Great Santa Barbara Oil Slick
2005 On Air
2005 Some Summer Day