Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Джо Сатриани об альбоме Surfing With The Alien

Источник: rock-archives.ru
Перевод: Дмитрий Doomwatcher Бравый

Джо Сатриани

Guitar Night 2010 : Joe Satriani, Sonny Landreth and Davy Knowles/29 October 2010/Heineken Music Hall, Amsterdam (Netherlands)/Photo Credits: Marco van Rooijen/Fhoto: flickr.com

Сан Франциско, май 2007

Джо Сатриани: "В ноябре 1986 года, когда мой первый сольный альбом, Not Of This Earth вышел на лейбле Relativity, я уже вынашивал планы по созданию "настоящей" гитарной пластинки инструментального рок-н-ролла, способной раскрыть весь позитив, глубину, и духовность гитары. Мне хотелось поднять статус самой гитарной идиомы. Что еще более важно, мне было необходимо вырваться из собственного музыкального кошмара. У меня имелся стимул для попытки сочинения самых сильных мелодий в моей жизни, дополненных оригинальными тонами и новаторскими аранжировками. В конечном итоге, мне предстояло кардинальным образом изменить свою игру, и себя самого.

Дома, на каждой сессии записи, я сражался с поставленной перед собой задачей. Весь этот проект, в общем и целом, стал для меня настоящим освобождением. Мы превысили выделенный нам бюджет, все пахали как проклятые, спали и ели по минимуму. Мы поменяли сессионную работу на студийное время и при этом умоляли выделить нам дополнительное время, одолжив клевый аппарат у кого, только было можно. Чтобы не сломаться и продолжать работать, мы во многом полагались на студийное кофе, поэтому в конце каждой сессии с трудом продирали глаза и мучились от спазмов желудка. Но во время самой записи, мы получали ни с чем не сравнимый кайф, настолько это было весело!

В студии Си (Studio C), где была смикширована большая часть этой пластинки, композиции звучали просто потрясающе и вдохновляюще. Когда инженером записи и сопродюсером был Джон Куниберти, я был в надежных руках. Он поощрял мои эксперименты, и всегда откликался на по всей вероятности бесконечные настойчивые просьбы! Нам обеим хотелось, чтобы Surfing With The Alien стал альбомом со своим уникальным звуком, способным установить новый стандарт для электрогитары. Пластинкой, которую с удовольствием можно было бы слушать в ближайшие несколько десятилетий. Мы были буквально одержимы этой идеей, и никто бы не смог отговорить нас от этого, даже мы сами.

Помимо Джона, эту пластинку мене помогал записывать агент по работе с артистами и репертуаром Клифф Култрери, за барабаны и перкуссию отвечал Джефф Кампителли, а еще помогал перкуссионист и компьютерщик Бонго Боб Смит. Сама запись проходила в студии Hyde Street Studios в Сан Франциско. В разных помещениях этой студии с конца 1986 вплоть до августа 1987, мы делали все что в наших силах для того, чтобы выпустить необычное, и по своему уникальное музыкальное заявление. Используя оригинальный финальный микс, Джон Кунибеерти, ремастировал Surfing With The Alien, совершенствуя это звуковое послание, и максимально улучшая звучание".

Surfing With The Alien

"…вам бы хотелось понаблюдать за инопланетянином, пытающимся немного покататься на доске по волнам на пляже? Вот с этой простой фантазии, родились композиция и, пока еще не известный альбом. Мы постарались сочинить и записать добротный рок номер, но при этом со своим уникальным свингом. Для того чтобы добиться нового, доселе не слышанного гитарного звучания я применил сочетание из Vox Wah Wah и Chandler Tube Driver подключенных напрямую в старый маршаловский усилитель, а гармонайзер "Eventide 949" обеспечивал мне случайное повышение или понижение высоты звука. Нам повезло, в том плане, что 949 перегрелся и перестал работать как раз в тот момент, когда мы записали с его использованием концовку. Причем сломалась эта штуковина в конце этого тона! Джон откопал другую примочку, которая называлась "Cyclosonic" и она запустила реактивные двигатели, стерео имидж. Также Джон вставил в эту композицию звук европейского радио, он взял этот эффект из своих личных записей, и вы слышите это радио во вступлении "космического корабля носителя". В конечном итоге, что только не сделаешь для хорошего микса".

Ice 9

"… как раз когда я пишу эти строки, пришла новость: только что скончался Курт Вонегут Млладший. Не стало моего героя, но он оставил нам свой гений. На написание этой композиции меня вдохновила книга Воннегута "Колыбель для Кошки". В этой книги "льдом девять" назывался химический элемент, с помощью которого, несознательно, мир можно превратить в огромную глыбу льда. Холодные по своему эмоциональному окрасу, искаженные, беспристрастные и кристально чистые по своему звуку гитарные партии с умоляющими блюзовыми риффами мчаться поверх большого, огромного грува – только так бы я мог описать все это. Гитарные соло нагловаты и прямолинейны. Однако, вся композиция подчинена единой мелодии. Все должно иметь свой особый оттенок. Мне кажется, что для записи "обратного" соло мы даже использовали студийный talkback микрофон, тогда как моя гитара была пропущена через хрохотный усилитель Gorilla. А почему бы и нет?".

Crushing Day

"… композиция, написанная в попытке пережить чертовски суетной день, и пережить стресс повседневной жизни. Мне очень хотелось, чтобы тон открывающих гитарных партий задал настроение всей композиции. У нас ушло много часов на поиск уникального качевого звучания ритм гитар, нужно было сделать так, чтобы этот ритм наполнил этот трек безграничной энергией, той энергетикой, которая была нам необходима для доведения композиции до эмоционального пика, в концовке. На это ушло несколько сессий записи в течение нескольких месяцев, причем все это исполнялось в нескольких студиях. В конечном итоге, я решил записать "отработанное", написанное загодя гитарное соло для этой темы, и на самом деле для достижения мягкого тона, я использовал небольшой, переносной усилитель под названием Rockman. В заключительной гармонии, должно быть, звучит восемь гитар, записанных способом наложения. Получился такой супер мелодичный гитарный оркестр, но вместе с тем рок-н-ролльный".

Always With Me, Always With You

"… композиция на тему любви, своеобразная "песня памяти", тема, которая имеет для меня особый смысл, во время каждого ее исполнения. На запись ушла целая вечность, а все потому что я знал, что у меня получилось сочинить лучшую мелодию на всем альбоме, и я хотел записать все правильно, как надо. По окончании записи, до меня дошло, что я только что освоил новую, более выразительную манеру исполнения мелодии. Баллады играть всего труднее, и если какая-то композиция имеет для вас особый смысл, как данная вещь для меня, запечатлеть свою идею на пленке очень не просто, и для автора это настоящий катарсис, освобождение. Я считаю, что для этой тему нам удалось придумать супер уникальный микс, микс сделавший это произведение вечной классикой. Джо, Джефф и я мучились до тех пор пока не поняли как же можно записать бас бочку в той части композиции, где я солирую. Общими усилиями у нас получился уникальный и красивый мастер микс".

Satch Boogie

"… я сочинил Satch Boogie в специальном артапедическом воротнике для поддержки шеи, скрываясь в своей квартире в Беркли, и поправляясь после небольшой автомобильной аварии. Я старался найти для своей гитары новое звучание, или, что более важно, сделать так, чтобы инструмент зазвучал как свингующая секция духовых с таким барабанщиком как Джин Крупа формирующим общее звучание ансамбля. Я попросил барабанщика Джефа Кампителли придумать рисунок создающий впечатление того, словно барабаны скатываются по лестнице, мне был нужен ломовой свинг. Его игра вытягивает эту композицию, причем даже во время части смены ритма, когда Джон Куниберти пропустил звучание барабанов Джеффа через нелинейный реверс. Здесь Джефф свингует так мощно, так яростно, что хочется слушать этот трек снова и снова".

Hill Of The Skull

"…после прочтения книги Кахлила Гибрана, у меня появилось вдохновение сочинить эту "звуковую дорожку" к истории о распятии Христа на Холме Черепа. В то время, я часто думал, ну почему до сих пор ни один музыкант не написал музыку к этому историческому событию? Изначально расписав партитуру этой композиции, я постарался найти новый способ, за счет сдержанности удержать мелодическое напряжение. Я специально воздержался от гармонизированной мелодии, и это дало музыке настроение одиночества. Плачущие унисоны и октавы противостоят смертоносной, крадущейся басовой партии. Все было записано нами на максимальной громкости. Могу сказать, что данная ремастированная версия звучит более масштабно и качево по сравнению с прошлыми релизами".

Circles

"… для меня, это была новая возможность написать и исполнить мелодию с гармонией, причем с экзотическим ритмом в стиле барокко. Мы с большим удовольствием создавали особую атмосферу в этой композиции, снова с помощью Cyclosonic для создания нескольких необычных атмосферных, звуковых семплов. Фирменная работа двойных бас бочек во вступлении, – это классический Кампителли. Аранжировка также получилась уникальной: пространственная, мелодичная, рок-н-роллльная, затем снова мелодичная вновь пространственная в концовке. Так как у нас не было автоматической консоли для записи, данную композицию нам пришлось микшировать, также как и все остальные треки альбома, частями. На пару с Джоном, я управлял консолью, переключая разные тумблеры, "затухатели" повышения или понижения, с 4,8,16 или 32 ползунками одновременно. Затем все это разрезалось и сращивалось вместе. Бритвы и липкая лента; в то время был моден такой "разрушительный" метод редактирования!".

Lords Of Karma

"…Эту композицию я сочинял 12-ть лет. Я помню, что когда мне было 19-ть, я сидел на своей постели в половине пятого утра, играл на гитаре модели Gibson Les Paul Deluxe и наблюдал за тем как светает за моим окном. Мне захотелось передать в музыке это чудесное явление и пережитое мной могло бы стать мистической комбинацией аккордов. Я сыграл все известные мне аккорды, стараясь выразить в музыке забавные картинки, рождавшиеся у меня в голове. Я даже написал несколько стихотворений пытаясь выразить свои тогдашние переживания. Потом, словно откуда-то с неба, на мой гитарный гриф упали эти два уникальные аккорда, а именно "Ля" с добавочным 11-тым ладом, и "Ля" на 13-том ладу с поддержкой на четвертом. Я мгновенно понял, что только что сыграл совершенно уникальную комбинацию аккордов, которую до меня не исполнял ни один гитарист. До онемения пальцев, я играл эти аккорды снова и снова.

Много лет спустя, когда я сочинял темы для "Surfing…", до меня наконец-то дошло, как должна звучать остальная часть этой композиции. У меня все никак не получалось придумать название способное выразить всю важность этих двух аккордов, или то, через что мне пришлось пройти, чтобы найти столь уникальную комбинацию! Так я подбирал название и придумал то, что вполне могло бы также стать названием моего альбома. Название "Surfing…" появилось у меня после того, как во время раздачи интервью накануне выхода моей новой пластинки, один английский журналист сказал мне, что ему жутко не нравится название диска ("Lords Of Karma"). Через несколько часов, переваривая и осмысливая его критику, я подумал про себя: "А почему бы мне не назвать альбом Surfing With The Alien?"".

Midnight

"…Эта композиция в первоначальном варианте, на партитуре, представляла собой некое музыкальное произведение, написанное в стиле Барокко. Причем я сделал это в качестве эксперимента, чтобы вновь попробовать изменить свою обычную манеру сочинения. Захотелось написать нечто с использованием вновь популярной техники двуручного тэйпинга, но при этом сделать все не стандартно, не похоже ни на одного другого гитариста. Поэтому, сначала, я решил расписать все ноты на бумаге, только мелодию и гармонию, затем нужно было придумать аранжировку с учетом двуручного тэйпинга на электрогитаре. Для меня этот эксперимент стал приятным во всех отношениях музыкальным путешествием и интересным достижением. В итоге получился совершенно новый взгляд на двуручный тэйпинг. Причем это также дало мне возможность продвинуться еще дальше, как гитаристу. Во время записи в студии, я попросил инженера Джона Куниберти и перкуссиониста Бонго Боб Смита помочь мне в создании текстуры похожей на саундтрек, чтобы слушатель мог представить себе некую тайную церемонию, в полночь, в гуще красивого, европейского леса. Эта понятная и вместе с тем утонченная композиция дала интересное равновесие в звучании всего альбома. И на серебряном диске это также последняя композиция пластинки".

Echo

"…друзья моей семьи потеряли своего первого ребенка, а второе дитя назвали "Echo". Что послужило для меня изначальным вдохновением. Всегда неприятно и очень печально сочинять музыку по такому поводу, но в результате получается крайне трогательное музыкальное произведение. Все в этой дорожке было уникальным для меня. Чтобы создать сказочную атмосферу, я использовал размерность "пять четвертых" с циклическим рисунком барабанов и гитары, усиленной гитарой с открытой настройкой, как в кантри, несколькими аккордами на пианино, и все это было закреплено бас гитарой с сильно искаженным звуком. Все вместе эти элементы создали цельную музыкальную канву, давшую возможность более экспрессивной фразировки. Мелодическая линия и гитарное соло были записаны через Roland JC-120 в студии "Ди" (Studio D), примыкающей к студии "Це" (Studio C). Я помню это так, словно все это буквально вчера. С большими мониторами всего лишь в нескольких футах, я любил вставать на диванчик и смотреть на них во время трекинга – это было прекрасное чувство! Микширование этого трека – вероятно, лучшее воспоминание от всего проекта. Я помню, что завешал микширование на рассвете, 20-ть лет тому назад, и прослушивал дорожки снова и снова. Мне было очень трудно оторваться от этого, перестать слушать, и завершить работу над альбомом. В конечном итоге, мне просто не хотелось завершать запись Surfing…, из-за всего пережитого. Вот уж действительно пророческие слова: "Завершить работу над альбомом не возможно, можно только забросить саму идею"".

"Мне совсем не хочется, чтобы вы решили, что мы специально стремились выпустить только хорошее, потому что это не было нашей целью. Моей целью. Да, я старался выдать что-то хорошее, но, по большому счету, мы доверились своей интуиции, и, конечно же, импровизировали. Иначе мы просто не могли. С бюджетом в 13000$, который почти утроился, к окончанию работы над записью, осознание того, что мы делаем нечто особенное помогло нам завершить работу над этим проектом. Нас убедили в том, что других пластинок никто нам записать больше просто не даст. Так что мы полностью отдались работе, и попытались создать нечто совершенно новое и уникальное. Все работавшие над этим проектом прошли огромный путь, чтобы увидеть, как концепция становится реальностью. И все мы пережили как хорошее, так и плохое. Мы все пережили разочарования, но были и такие дни, когда наши лица буквально болели от безудержного смеха. Да, так бывает, когда вы пытаетесь создать нечто стоящее. Ради этого и стоит записывать пластинки".

- Концерт в Монтрю 1988

"Вот как делается история, и это правда. Вечером, накануне джазового фестиваля в Монтрю, я вылетел в Женеву лондонским авиарейсом, но так и не смог добраться до места. В День Взятия Бастилии, (14 июля), все самолеты британских авиалиний вынуждены приземляться в Лионе. Пока мы просидели на гудронированном шоссе в общей сложности пять часов, мой менеджер, Мик Бригден, понял, что нам нет смысла ждать следующий авиарейс, лучше поспать несколько часов в местном мотеле, а потом, на взятой на прокат машине, добраться до Женевы. Поэтому мы и проделали это потрясающее путешествие по красотам сельской местности, и подъехали к концертному залу, опоздав на настройку звука перед выступлением, но вовремя для того, чтобы получить мой багаж в аэропорту; так что никто не расстроился. Я успел принять душ и отобедать, а потом прибыть на концертную площадку. Нам предстояло выйти на сцену в полночь. Однако, из-за затянувшегося выступления предыдущей группы, мы прождали своего выхода до 4 часов утра!

"К этому времени, Стюарт, Джонатан и я уже успели притомиться, и еще мы немного расстроились самим фактом, что нас как-то проигнорировали, что мы ждали, в то время как другие музыканты джемовали на сцене бесконечно долго. Кроме всего прочего, мы еще должны были успеть на авиарейс в 8 утра, то есть в нашем распоряжении было всего лишь четыре часа. Потом, из-за того, что на дворе уже было раннее утро, нас попросили сократить программу нашего выступления!".

"Тем не менее, перед выходом на сцену, мы решили потренироваться перед камерами. Концертная съемка была обычной практикой для джазового фестиваля в Монтрю, и мы решили не упускать такой возможности. После первых четырех аккордов композиции Ice 9, большая часть зрительного зала просто встала и ушла! Но, мы отыграли так, словно зал был полон! Мы лишь дали публике понять кто и что мы такие, причем при этом были ограничены рамками 58-ми минутного выступления. Даже не успели сыграть Surfing With Alien!

"Мы так устали, что уже просто не было сил ни раздражаться, ни жаловаться. После этого концерта, мы буквально ползком вернулись в отель, привели себя в порядок, попили кофейку, и поехали в аэропорт, завершив свою миссию. Через несколько дней нам предстояло выступить в лондонском клубе The Marquee, а затем, еще через несколько дней, в Париже. Настоящий рок-н-ролл. Угар по-полной!".

"Сегодня, то, что в то время казалось сущей нелепицей, превратилось в жемчужину. Утро на берегу женевского озера, причем аккурат в мой день рождения, 15 июля 1988 (Джо исполнилось 32 года – прим. пер.); причем я впервые оказался в Европе, и это выступление стало началом замечательных отношений с нашей европейской аудиторией. На этой съемке запечатлен начальный этап творчества моей группы, это попытка понять, как надо исполнять такую необычную, инструментальную музыку. И Джонатан и Стюарт демонстрируют свое мастерство на этой записи. Они играют сосредоточенно, в полную силу, причем в своем уникальном стиле".

"Это выступление было смикшировано в живую, на лету, и в стерео звуке для камер. Мы никогда и не думали, что в конечном итоге из этого может что-то получится. Я думаю, что факт издание этого концерта немного нас всех удивил и порадовал. Ну, а теперь поговорим о моих штанах и жилетке…".

Joe Satriani

guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин