Doc Watson on the cabin stage at Merlefest 2006. Photo by Ron Baker/Fhoto: flickr.com
Во второй половине 20 века существовало три самых превосходных, влиятельнейших фолк/кантри гитариста: Мэрл Трэвис, Чет Аткинс и Артер Лейн «Док» Уотсон, гений флэтпикинга (flatpicking, c английкого pick — медиатор; особая техника игры на гитаре) из Дип Гэпа, Северная Каролина. В отличии от двух остальных, Уотсон долгое время оставался малоизвестным музыкантом. Но в 60х, после того, как Док начал записываться с семьей и друзьями, многие испытали благоговейный трепет перед игрой этого слепого, тихого человека, певшего и игравшего так самобытно и чисто. Нынешнее поколение исполнителей фолк и кантри музыки, среди которых есть и такие звезды, как Рики Скэггс, Винс Джилл, Кларенс Уайт, Эммилу Харрис и буквально сотни других, признают огромное влияние Дока Уотсона на их музыку. Уотсон дал фолку и кантри новую жизнь благодаря своему энциклопедическому знанию традиционных американских песен. В начале 60х, во времена «фолк возрождения», он играл на электрической гитаре в местной группе, в репертуаре которой были песни самых разнообразных жанров — фолка, свинга, кантри, и, конечно же, фолка. Уотсон становился узнаваемым понемногу, сперва благодаря альбому Кларенса Эшли, и следовавшему за ним выступлению на ньюпортском фестивале 1963 года. Позже Уотсон записал альбом на студии Folkways, а в 1964 серию альбомов на Vanguard, и практически каждый год по 1 альбому последующие 8 лет.
Не успел интерес к фолку охладеть, как Уотсон стал заново популярным после выхода в 1972 трех-дискового сборника Will the Circle Be Unbroken. На нем вместе с Доком выступили Трэвис, Рой Экафф и другие легенды кантри. Талантливый сын Уотсона Мерл стал регулярно появляться вместе с отцом. Результат порадовал обоих двумя Грэмми в 1973 и 1974. Отец и сын прекрасно играли вместе около 15 лет, до тех пор, пока Мерл не умер трагической смертью на семейной ферме в 1985. После смерти сына Док продолжал выступать, демонстрируя свой красивый голос, великий талант игры на гитаре и совершенное владение традиционной музыкой. Уотсон был настоящий американским сокровищем.
Ещё в детстве, в Дип Гэпе, Уотсона поразила инфекция, усугубившая врожденные сосудистые расстройства, что привело к слепоте. Ребенком Док был окружен музыкой, на каждое рождество ему дарили гармонику. Когда Артеру исполнилось десять, папа подарил ему самодельное банджо, на котором он играл три года. В то же время когда появилось собственное банджо, Уотсон стал посещать школу для слепых в Роли, Северная Каролина. Когда Доку исполнилось 13, двоюродный брат научил его азам игры на гитаре. А спустя 6 месяцев после того, как у него появилась собственный инструмент, Док и его старший брат Линни стали выступать на улице, исполняя народные песни. Ещё до своего совершеннолетия, Док научился фингерпикингу у своего соседа Олина Миллера.
В 1941 Уотсон присоединился к группе, регулярно выступавшей на радио в Ленуаре, Северная Каролина. На одном из таких выступлений Артел Уотсон и получил своё прозвище: во время радиотрансляции один из ведущих программы обратился к гитаристу, назвав его «Доком». Последующие 6 лет Уотсон выступал в Северной Каролине. В 1947 он женился на Розе Ли Кэрлтон, дочери скрипача. Хотя тесть и научил Дока нескольким народным номерам, Док не исполнял ничего традиционного открыто в 40х, отдавая предпочтение кантри; чтобы платить по счетам, он так же подрабатывал настройщиком пианино.
В 50х Уостон участвовал во многих разных группах. Например — с железнодорожником Джеком Уильямсом они 8 лет исполняли самую разнообразную музыку: кантри, рок, поп и др. Пока, наконец, Дока не пригласили сыграть в Нью-Йорке, где он стал одним из покровителей возрождающегося фолка (в 60-м); молодые студенты учились у него музыке. Тогда Док вернулся к акустической гитаре по совету Ральфа Ринцлера. В 1961 году Уотсон впервые появился на пластинке, это был сборник его друга Кларенса Эшли «Clarence Ashley’s Old Time Music» (Старая музыка Кларенса Эшли), принесший Уотсону большую известность. Спустя два года он выступает сольно на ньюпортском фолк фестивале, затмевая всех; в этому же году выходит его первый сольный альбом — Doc Watson & Family (Док Уотсон и семья). В 1964 Док начинает выступать вдвоем со своим сыном Мерлом. Их совместное творчество принесло им славу одних из самых известных исполнителей фолк и народной музыки. И хотя к концу 60х фолк уже вышел из моды, Док оставался известным и почитаемым, а с выходом в 1972 году пластинки Will the Circle Be Unbroken, к его фэнам присоединилось и новое поколение. В 1974 году его альбом Then and Now (Тогда и сегодня) получил Грэмми в номинации «Лучшая этническая или народная запись»; В следующем году Док и Мерл забрали домой такую же награду за пластинку Two Days in November (Два дня в ноябре).
В самом начале Эрл Скраггс объясняет: «Мы в гостях у Дока Уотсона и его семьи. Я очень рад быть здесь. Это Док, его сын Мерл, мой сын Рэнди и Стиви, сидящий за мной. И мы собираемся попробовать сыграть пару мелодий, которые…эм…мы вообще не репетировали». Его подхватывает Док: «сыграем без репетиции, получится как получится… Мы не переживаем…Обычно без репетиции получается лучше. Давайте сыграем «Джон Харди»
В начале 80х Уотсон с сыном продолжали успешно выступать и записывать альбомы, давая многочисленные концерты каждый год и получая множество наград, среди которых — ещё одно Грэмми 1979 года (Лучшее инструментальное кантри исполнение песен «Big Sandy»/»Leather Britches»). В 1985 Мерл трагически погибает на семейной ферме. Некоторое время Док не выступал, но после вернулся с гитаристом Джеком Лоуренсом и басистом Майклом Коулмэном. В 80х и 90х Док продолжал выступления и получил ещё 2 Грэмми — за песни «Riding the Midnight Train» (1998) и «Third Generation Blues» (1999). Док продолжал выступать и в 21 веке до самой смерти.
Он умер в мае 2012 года в возрасте 89 лет, после того, как его прооперировали в больнице Уинстона-Салема, Северная Каролина.
Doc Watson sculpture on the corner of King and Depot Streets in Boone, North Carolina. The plaque on the bench reads "Just one of the People"./Fhoto: flickr.com