Алексей Ляпко/Фото: 27.09.2008/Мастер-класс в музыкальной школе им.Римского-Корсакова
Алексей Ляпко родился в Новосибирске, юные годы провел в столице Таджикистана, городе Душанбе, а после службы в армии оказался на берегах суровой Балтики, в Риге. Потом были в его жизни и странствования по Европе, и переезд в Санкт-Петербург. Недаром поет он в одной из своих песен: "Так блуждал я по свету. Почти все повидал." Можно сказать, что Алексей - космополит. Неудивительно, что и музыка этого виртуозного исполнителя и композитора представляет собой синтез различных стилей: классика, джаз, фламенко и авангард - страннику, повидавшему мир, есть о чем поведать нам, его слушателям, а порой и истинным ценителям музыкального творчества.
Личность Ляпко хорошо известна в среде поклонников гитарного джаза. Процесс его становления как музыканта, пожалуй, характерен для движения неординарной личности по творческому пути, если вообще можно говорить о каких-то общих, характерных, чертах талантливых людей, кои по определению исключительно индивидуальны и уже потому несхожи между собой. В 10 лет впервые состоялась ставшая судьбоносной для Алексея встреча с его единственной на всю жизнь избранницей - гитарой. Совершенно случайно услышав однажды хорошую профессиональную игру заезжего исполнителя, Алексей загорелся мечтой научиться играть на этом волшебном инструменте. Осваивать гитарную азбуку и технику пришлось самостоятельно: класса гитары в музыкальной школе не оказалось. От примитивной техники игры "боем", повсеместно практикуемой испокон веков и по сей день для увеселения подростковых и великовозрастных компаний, Алексей отказался раз и навсегда. Целеустремленность, крепкая уверенность в своих силах, огромная жизненная энергия и настоящий, буквально захлестывающий окружающих, позитив - вот, пожалуй, те качества истинного сибиряка, которые будут сопутствовать нашему герою на протяжении всего творческого пути. "Я лучше, чем Сантана!" - смело заявил он еще в юные годы и, надо сказать, неоднократно подтвердил мастерством силу своего слова. Надо отметить, что посыл стать лучшим, характерный для юношеского максимализма, Алексей не только дал себе сам, в отличие, например, от своего кумира легендарного Пако де Люсия, который в детстве получил от отца четкое наставление стать самым известным в мире гитаристом фламенко, но и вопреки всем превратностям жизни, не растерял с годами его силу
Позднее Алексей совершил еще одну попытку получить профессиональное образование. Но и на сей раз обстоятельства сложились не в его пользу: в музыкальном училище города Душанбе тоже не было класса гитары. Ляпко предложили поступить на отделение духовых инструментов в класс волторны. Что ж, так тому и быть - Алексей поступил в училище и уже через два года выступал в составе симфонического оркестра г. Душанбе. Между тем, гитара по-прежнему оставалась его незаменимой спутницей+ Вообще о своем, так сказать, профессиональном образовании сам Алексей Ляпко говорит так: "У меня всегда были заочные учителя+" Среди них легендарный и непревзойденный пример для подражания всех гитаристов - Джанго Рейнхардт; блестящий суровый и верный певец фламенко Пако де Люсия; виртуоз джазовой гитары Джо Пасс, первым в истории записавший целую сольную пластинку; известный современный американский гитарист Так Андресс.
Отслужив в рядах доблестных советских вооруженных сил, Алексей волей судьбы и уз Гименея оказался в Риге. К тому времени он уже решил для себя, что игра на гитаре - его призвание, ей и только ей он готов посвятить свою жизнь. Казалось, что и судьба наконец проявила благосклонность: началась активная концертная жизнь гитариста Ляпко в составе лучших музыкальных коллективов Латвии. Алексей выступал с ансамблем восходящей звезды Лаймы Вайкуле, с лучшей джазовой певицей Латвии Ольгой Пирагс, с выдающимся тенор-саксофонистом Раймондом Раубишко.
Однако, новое, гораздо более серьезное препятствие встало на его пути в начале 90-х годов: наступило смутное время крушения СССР. Для искусства и музыки пришли отнюдь не самые светлые времена. Многие музыканты, художники, поэты покинули страну, в их числе оказался и Алексей. На сей раз местом его пребывания стала Германия. Стремясь заниматься любимым делом, гитарист познакомился с немецкой гитарной школой и понял, что, оказывается+ абсолютно не умеет играть! Пришлось начинать сначала, снова заниматься привычным для него делом - самообразованием. В результате была перелопачена масса специальной литературы, прослушано море записей мэтров гитарного мастерства. Параллельно Алексей выступал на концертах, принимал участие в фестивалях. Тем временем, огромный жизненный и музыкальный опыт требовали выхода, отдачи. Постепенно музыкант начал "обрастать" собственными учениками, а необходимость выразить свои чувства и передать мастерство закономерно привели к созданию произведений собственного сочинения. Так в 1997 году родился первый сольный альбом, состоящий только из оригинальных композиций. В нем Ляпко блестяще продемонстрировал свою гитарную технику, представляющую собой синтез различных музыкальных стилей. Эта техника и дала название альбому - "Джазность". Сам автор считает этот альбом черновиком, так сказать, "пробой пера" сольного гитарного исполнения. Но, наверное, каждому истинному Мастеру своего дела рано или поздно становится необходимым получить признание на Родине. К счастью, в последнее время творчество А. Ляпко обрело известность и в России. В 2004 году в Санкт-Петербурге Алексей записал свой второй сольный альбом Taсaor. На нем представлены только оригинальные авторские композиции в стиле джаз-фламенко. В 2006 году также в Санкт-Петербурге вышел третий альбом с символичным названием "Shaman". В альбоме представлены авангардные композиции Ляпко, которые он исполняет на акустической гитаре соло с присущей ему филигранной техникой. Однако, Ляпко не только гитарист-виртуоз, талантливый композитор и великолепный импровизатор: в 2007 году он записал альбом под названием "Простые песни", где выступил в новой для себя роли поэта-лирика, исполнителя песен на стихи и музыку собственного сочинения.
Сам Алексей считает, что ему ближе сольное исполнение. Однако совместные выступления с такими известными музыкантами, как звезды мирового джаза Пол Болленбек и Гарри Бартц, показали, что мастерство Алексея Ляпко не только не меркнет в ансамбле, а напротив, позволяет ему раскрыться еще больше, зазвучать еще ярче.
Вообще надо отметить, что для Алексея Ляпко характерен постоянный поиск необычных музыкальных решений, которые закономерно и неизбывно вытекают в оригинальные виртуозные композиции. "Я хотел бы играть на гитаре так, как пианист или оркестр, то есть одновременно играть несколько голосов, басовую линию и ритмическую партию", - говорит музыкант. И мы знаем: ему есть о чем поведать людям, и впереди у него новые открытия и победы.
Марианна Бекетова
Алексей Ляпко/2000г., Германия/Выступление в Jazz клубе