Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

AC/DC: как приготовить «Чёрный лёд»?

Источник: thesound.ru
Автор: Вадим Михайлов

Как получить саунд настоящего рок-н-ролла?

Продюсер Майк Фрейзер отвечает: взять подходящий источник звука, записать его на аналоговую плёнку и не беспокоиться о результате!

Фрейзер рассказывает о технических особенностях записи последнего альбома AC/DC “Black Ice”.

Майк Фрейзер (Mike Fraser) ранее сотрудничал с Элвисом Костелло (Elvis Costello), Норой Джонс (Norah Jones) и многими рок-музыкантами: Aerosmith, Metallica, Van Halen, Джо Сатриани (Joe Satriani). Совместно с продюсером Риком Рубином (Rick Rubin) в 1995 году Фрейзер записывал альбом AC/DC “Ballbreaker”.

Майк Фрейзер во время записи AC/DC в студии Warehouse, Ванкувер (Канада), 2008 г.

Предыдущий студийный альбом AC/DC “Stiff Upper Lip” вышел в 2000 году. Группа в разное время работала с разными продюсерами – с Риком Рубином, Бренданом О’Брайеном (Brendan O’Brien), с Джорджем Янгом (George Young, старший брат гитаристов группы Малколма и Ангуса Янгов).

У каждого из продюсеров свой подход, но Фрейзер считает, что в конечном итоге особой разницы нет:

«Каждый продюсер имеет свой несколько особенный подход. Но группа играет так, как играет, и они знают, чего хотят, им не нужны «тренеры». У них хорошие инструменты, и так как они раньше много записывались «живьём», всего с несколькими наложениями партий, весь процесс не отнимает много времени. Мы записали и свели альбом “Black Ice” за восемь недель!»

Запись пятнадцатого студийного альбома AC/DC проходила в марте-апреле 2008 года в студии №2 комплекса The Warehouse. В альбом вошло пятнадцать песен. В студии находится знаменитый пульт Neve SSL 9080J, который когда-то стоял в студии AIR Montserrat Джорджа Мартина (George Martin). Фрейзер говорит, что в мире всего три таких пульта, и все они звучат потрясающе.

Ангус и Малкольм заранее сочинили песни и сделали их компьютерные демо-записи. Затем уже в студии вся группа послушала эти заготовки, музыканты внесли небольшие поправки и сходу сыграли несколько пробных дублей. Записывать песни не составило особого труда.

Фрейзер:

«Я фанат группы. Я помню, что повернулся к своему ассистенту Эрику (Eric Mosher) и сказал: “Можно ли мечтать о лучшей работе?!”»

Гитаристы Малколм и Ангус Янг (Malcolm & Angus Young), барабанщик Филл Радд (Phill Rudd) и басист Клифф Уильямс (Cliff Williams) записывали свои партии одновременно «живьём». Гитарные и бас-гитарный комбо были вынесены в отдельные изолированные кабины. Вокалист Брайан Джонсон (Brian Johnson) в это время находился в контрольной комнате и пел в микрофон черновые треки вокала.

У всех музыкантов были наушники с маленьким персональным микшером, каждый мог отстроить баланс по своему вкусу.

AC/DC, 2008 г.

Фрейзер:

«Одна вещь, которую я вынес из предыдущих работ с AC/DC это то, что кабели между гитарами и комбо-усилителями и между «головами» и «кабинетами» должны быть как можно короче. С короткими кабелями вы можете получить в звуке хороший «верх». Как только вы начинаете удлинять кабель, то этот волшебный звук пропадает, и вы начинаете накручивать верх в комбике или в эквалайзере на пульте, звук становится размытым и скрипучим. Многие спрашивают меня, как получить такой потрясающий гитарный звук – ведь никаких наложений нет, просто гитара Малкольма снимается микрофоном с одного усилителя, а гитара Ангуса с другого, нет никаких эффектов. Главная деталь – короткие кабели».

Фрейзер говорит, что AC/DC любят очень «близкий» звук барабанов. Поэтому в студии сделали небольшой изолированный отсек для ударной установки. На предыдущем альбоме группа старалась получить максимально «сухие» треки ударных, но в этот раз дверь в отсек барабанщика открыли, чтобы добавить естественной реверберации помещения. Тем не менее, звук получился достаточно акцентированный и не бубнящий.

На малый барабан установили два микрофона Shure-SM57, один снизу и второй сверху. На том-томы сверху Shure-SM57 и снизу Sennheiser-421. Фрейзер говорит, что с установкой микрофонов на барабаны нужно быть очень аккуратным – верхний микрофон передаёт атаку звука, а нижний – его основной тон. Если атаки недостаточно, то можно подвинуть верхний микрофон ближе к барабану. Для «оверхэдов» применяли Neumann-U47 или U87, хай-хэт снимался при помощи Neumann-KM84. Для тарелок установили пару Neumann-U87. Фрейзер рекомендует устанавливать микрофоны на тарелки не слишком близко, иначе звук быстро «закрывается».

Фрейзер:

«На «бочке» я использую пару разных микрофонов, иногда Sennheiser-421, иногда AKG-D12, они дают хороший «грохочущий» звук. Я так же впереди устанавливаю сабвуфер NS10, он добавляет хорошие низкие частоты. Если вы послушаете NS10 отдельно, он звучит не очень хорошо, но добавляет отличный низ. Это значит, что вам не придётся крутить эквалайзеры, и так всё отлично. Сигналы с сабвуфера и с микрофона «бочки» идут на отдельные треки. Все микрофоны с ударных включались напрямую в пульт, они обрабатывались эквалайзерами совсем чуть-чуть. Иногда я только убирал лишний грохот ниже 20кГц. Я стараюсь во время записи использовать как можно меньше приборов обработки, и я счастлив работать с пультом Neve. Это оборудование высшего класса. Я знаю, что существует много всяких преампов, но я никогда ими не пользуюсь и не могу сказать, какие из них лучше или хуже».

Для бас-гитары использовали DI-бокс Avalon, включённый непосредственно в пульт. Сигнал дополнительно разделялся и шёл ещё на «кабинет» Ampeg, с которого снимался микрофонами Neumann-FET47 и Shure-SM57. Фрейзер говорит, что для большей атаки звука он использует близкий микрофон Shure, а для более «округлого» звука Neumann. «Прямой» сигнал затем добавляется для разборчивости партий.

Фрейзер:

«Ampeg даёт хороший перегруз и «рычание», но я люблю «пробивной» звук и чёткость сигнала, записанного напрямую «в линию». Я компрессирую сигналы с обоих микрофонов компрессором 1176, потому что бас должен быть «читаемым», и вам не нужно беспокоиться об отдельных нотах. Я включаю компрессор 1176 в разрыв пульта на один канал, но разделяю его в стерео-шину на оба микрофона. Потом сигнал идёт с пульта на запись».

Гитары записывались двумя микрофонами с каждого комбика – Shure-SM57 и Sennheiser-421. Затем оба сигнала микрофонов сводились в моно-трек и гитарные партии разводились в стереопанораме. Если нужно было изменить звук, то регулировку выполняли на комбиках или перемещая микрофоны. Эквалайзеры пульта и внешние приборы и эффекты во время записи не применялись. Для соло-гитары Ангуса дополнительно использовали микрофон «комнаты» AKG-C414. Фрейзер не любит добавлять на гитарные треки цифровые ревербераторы и предпочитает снимать естественные отражения помещения.

трек-лист альбома “Black Ice”

Песни записывались сразу по три штуки: сперва ритм секция и гитары, затем наложения основного вокала и соло-гитар и в конце – наложения бэк-вокалов. Когда три песни были почти готовы, работать над ними прекращали и приступали к трём следующим. После того, как все песни были записаны подобным образом, в течение четырёх недель записали окончательный вокал и гитарные соло.

Для черновых треков вокала во время записи ритм-секции использовали микрофон Shure-SM58, но чистовые треки записывались при помощи Shure-SM57. Микрофон включили напрямую в пульт. Вокалист находился непосредственно в контрольной комнате. При записи вокала использовали Distressor и немного эквалайзеры пульта, чуть придавив область 3-5кГц и приподняв самый верх. Фрейзер говорит, что не любит использовать Distressor: он уменьшает разборчивость речи.

Бэк-вокалы Малкольма и Клиффа записывали одновременно в один микрофон Neumann-U47. Партии бэк-вокалов затем наложили дважды и в некоторых песнях трижды. Никаких компьютерных copy/paste, всё было спето «живьём».

Удивительно, но в наше компьютерное время альбом записывался на магнитофонную плёнку. Использовались 24-дорожечные магнитофоны Studer-A800 Mk3. Майк Фрейзер считает, что это и есть настоящий саунд рок-н-ролла: плёнка за счёт своей естественной компрессии уплотняет низкие частоты.

Фрейзер:

«Конечно, с плёнкой есть проблемы. У вас много свистящих призвуков, шумы, которые сложно редактировать. Не так много свободных дорожек. С AC/DC у нас было 12-14 треков ритм-секции на каждую песню, я перевёл их в Pro Tools для наложений вокала и соло-гитары. Основная причина этого была в том, чтобы не ограничивать себя в количестве дорожек для наложений. Мы решили не заморачиваться, сделать всё как можно проще. А Pro Tools лёгок для редактирования. Можно было взять куплет из одного дубля и припев из другого и соединить, но мы не резали всё слишком сильно. В общем, я использовал Pro Tools как обычный магнитофон».

Сведение альбома выполняли в другом помещении этой же студии.

компрессор RCA BA6A, который применили при сведении

Фрейзер:

«Если я свожу песню, которую записывал не я, то предпочитаю заранее не слушать черновой микс. Я предпочитаю слушать все дорожки уже с пульта, свежим ухом. Я сперва выравниваю все фейдеры и отслушиваю песню, и делаю приблизительный баланс. Потом я делаю полное сведение песни с группой или с продюсером, так, как они представляют себе общий результат. После этого я отрабатываю отдельные части песни – ударные, например. Но я предпочитаю в первую очередь разобраться с вокалом, потому что вокал – это основной инструмент в песне. Ударные – это «пробивная часть», и после вокала я занимаюсь ударными. Потом добавляю бас и гитары. Я люблю делать всё быстро, потому что можно потратить уйму времени, чтобы получить идеальный саунд ударных, но потом, когда вы добавляете гитары, то заполняете часть частотного спектра ударных. Я в течение своего многолетнего опыта научился не стремиться к идеальному звуку каждого отдельного инструмента, потому что они всё равно перемешаются в общем миксе. В моём случае каждая партия в отдельности может звучать не очень хорошо, но все вместе они составляют полноценную картину».

В случае с AC/DC каждую гитару отправляли в левый или правый стереоканал. Дабл-треков гитарных партий записано не было.

Фрейзер:

«Я хочу сказать начинающим группам: если вам нужен «большой» звук гитар, запишите сперва хороший гитарный монотрек! Конечно, если вы делаете дабл-трек, это звучит объёмнее, но в итоге у вас в миксе меньше гитары: вы вынуждены её убавлять, так как она занимает слишком много пространства в стереопанораме. Другой способ – это сразу записать «большой» звук и развести его в панораме. Ваши «бочка» и малый барабан будут по центру, бэк-вокалы слегка слева и справа, и если вы разведёте две (разные партии—В.М.) гитары строго влево и вправо, то захватите максимально широкое пространство. В таком случае всё легко сводить, всё отчётливо прослушивается даже на большой громкости – вместо того, чтобы в несколько слоёв громоздить наложения друг на друга».

При сведении ударных применили эквалайзеры пульта, компрессор RCA BA6A и ревербератор EMT-140. Реверберацию и немного задержки добавили на малый барабан. Компрессором обработали все треки ударных вцелом.

Для баса и гитар применили эквалайзеры пульта, EMT-140 и delay. Партии ритм-гитар не обрабатывали совсем, лишь на соло-гитару добавили немного реверберации во вступлениях песен. На соло-гитару включили задержку slap delay (Studer tape), около 140 миллисекунд. Такую же задержку использовали на основном вокале. Вокал обработали компрессором. В песне "Rock 'N Roll Train" на вокале использовали ревербератор Sony DPS R7. Этот же ревербератор применили ко всем бэк-вокалам (значения 0.8-1.2 секунды). Бас-гитару эффектами не обрабатывали. Фрейзер считает, что вцелом реверберации могло бы быть чуть больше, но таково было решение группы.

Подход Майка Фрейзера к использованию внешних эффектов и обработок – «чем меньше, тем лучше». Компьютерные плагины он не использует вовсе.

Фрейзер:

«Помню, как-то пришёл молодой певец, его продюсировал один мой приятель. По каким-то причинам певец хотел на вокале использовать компьютерную версию компрессора Fairchild, и когда он послушал трек, обработанный реальным оборудованием, он ушам своим не поверил. Я думаю, что люди пользуются плагинами потому, что это легко. Они удобные и выглядят на экране как реальное оборудование. Они хорошо звучат, но я не их поклонник. Я много их перепробовал, и когда я включаю софтовые «1176» или L1, то на мой вкус они звучат одинаково. Но если вы слушаете настоящее «железо», то оно всё имеет разные характеристики. Люди потеряли подход к звукозаписи как к искусству, молодые звукорежиссёры берут плагины и всякие «автотьюны», автоматически привязывают ударные к ритмической сетке. Но это всё ни к чему, если вы работаете с великой группой».

Альбом “Black Ice” вышел 17 октября 2008 года в формате CD и на виниле. В первую же неделю было продано 1 762 000 его копий. В двадцати девяти странах—включая США, Канаду, Великобританию, Францию, Японию и Австралию–он поднялся на первую строчку хит-парадов. К лету 2009 года тираж “Black Iсe” составил более 7 200 000 экземпляров.

AC/DC, рекламный видеоролик, посвященный туру в поддержку альбома “Black Ice”:

guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин