|
The Beatles: Желтая подводная лодка |
Мультипликационные персонажи, сильно напоминающие знаменитую четверку «Битлз», поют и совершают путешествие на желтой подводной лодке по фантастической стране Пепперлэнд, борясь за любовь, дружбу, цветы и музыку против злых и плохих уродцев - синих вреднючек.
Рецензия
Один из первых опытов создания изобразительного ряда в рок-музыке, безусловно, заслуживает того, чтобы эту ленту «как можно больше слушать, так и смотреть» (по мнению американского критика Леонарда Молтина). Необычные, причудливые, изобретательные образы, порой приобретающие абсурдно-сюрреалистический или вовсе психоделический характер, являются настоящим праздником для глаз, фейерверком красок и пластических модификаций, прихотливой игрой фантазии. Возможно, теперь захотелось бы увидеть «Битлз» живьём, а не нарисованными, и было бы гораздо интереснее сочетание игры актёров и анимации - раздельно по сценам (как в фильме «Пинк Флойд - Стена») или же в одном кадре: по принципу, который был потрясающе осуществлён двадцать лет спустя в кинокомиксе «Кто подставил кролика Роджера».
Но для 1968 года «Жёлтая подводная лодка» действительно оказалась новаторским, первопроходческим произведением, опрокидывающим все представления о мультипликационном, диснеевском, сентиментально-сюсюкающем кино (хотя ради справедливости надо сказать, что и у самого Уолта Диснея был в 1940 году смелый и оригинальный эксперимент в области воплощения музыкальных образов средствами анимации под точным названием «Фантазия»). Картина английского режиссёра Джорджа Даннинга развивает традиции поп-арта, в котором проглядывает комиксово-сказочная природа эффектного зрелища, несмотря на то, что далеко не все композиции и ассоциативные конструкции разгадываются без усилий и сразу. Психоделизм, ориентация на «поток бессознательных видений» позволяют автору не очень заботиться о понятности изображаемого.
Несомненно, что данная лента свидетельствует о целой эпохе в развитии молодёжной субкультуры, как бы персонифицирует настроения и увлечения поколения «детей цветов» и одновременно с бунтарским, ниспровергательским, нонконформистским и антибуржуазным пафосом несёт в себе мощный антивоенный, пацифистский, гуманистический заряд как раз в тот период, когда война во Вьетнаме вступила в пору эскалации. И фильм оказал немалое влияние не только на зрителей, но и на кинематографистов, отозвавшись позже как в кинорок-операх, так и в новом направлении видеоклипов и вообще видео-арта.
Следует ли напоминать о том, что истинным наслаждением в «Жёлтой подводной лодке» будут песни в исполнении «Битлз», включая заглавную, а также Аll You Need Is Love, манифест-молитву всей генерации, к которой принадлежали и сами её авторы, Джон Леннон и Пол МакКартни. Эта анимационная киноработа с музыкой группы «Битлз» и со знаменитой ливерпульской четвёркой в качестве рисованных персонажей, которые пытаются спасти сказочную страну Пепперленд от неких Придир, ненавидящих молодость, музыку и любовь, была просто обречена на успех.
- Сергей Кудрявцев
|