В 1969 году культовая британская группа The Who выпустила первую в своем роде рок-оперу «Томми». Лидер группы, гитарист и поэт Пит Тауншенд придумал сюжет о слепоглухонемом мальчике, которому суждено стать новым мессией, ибо люди, наделенные всеми традиционными чувствами, слишком заняты собой, чтобы постичь истинного Бога.
Инициированное «Битлз» увлечение индийским мистицизмом дало о себе знать. Спустя шесть лет Кен Рассел подкорректировал слишком извилистый сюжет, перевел его в визуальные формы и получил на выходе один из самых интересных мюзиклов десятилетия. Отделенный от мира непроницаемой стеной, Томми только и умеет, что играть в пинбол, шарики от которого напоминают ему о подшипниках, что собирала когда-то на заводе его мать.
В один прекрасный день несчастному ребенку является волшебник пинбола в исполнении Элтона Джона и благословляет его. Томми неуклонно идет вперед и становится рок-звездой международного масштаба. Примечательно, что все это происходит со слепоглухонемым человеком. Впрочем, и старый добрый рок в исполнении The Who звучит уже весьма иронично.
Рецензия
Эта картина английского режиссёра Кена Рассела была одной из первых кино-рок-опер. Причём, в отличие от Нормана Джуисона, перенёсшего на экран в ленте «Иисус Христос - суперзвезда» действие популярного бродвейского спектакля, Рассел предложил самостоятельную фантазию на основе звукового альбома группы The Who. Сочинённая композитором Питом Тауншендом рок-опера (некоторые песни были специально написаны для съёмок, а кое-какие переделаны по тексту) послужила отправной точкой, вдохновляющим началом для реализации «безумных» идей, видений, образов, весьма типичных для «барочного» мышления Кена Рассела.
Помимо фантасмагории звука, мелодий, песен, цвета и броской кинематографической формы, в «Томми» также поражают неистощимая выдумка, изобретательность и феерический, иллюзионистский, по-своему галлюцинаторский талант постановщика, который опять рискнул прослыть кичевым художником с дурным вкусом. И ряд сцен кого-то даже могут шокировать неким «искусством парии», бесконтрольной, неудержимой свободой смешения всех стилей и жанров - от высоких до низких и даже низменных, более того - своеобразной «мазнёй» (порой почти в буквальном смысле слова, как в эпизоде видений матери Томми) на полотне киноэкрана.
И всё-таки «Томми» входит в число лучших работ Рассела, если, конечно, принять без оговорок предложенные им правила игры. Главным достоинством фильма является то, что режиссёр сумел передать эффектные, остающиеся в памяти образ и смысл рок-оперы, а не только проиллюстрировал её содержание красивыми экранными картинками. Он понял замысел Тауншенда не просто как сюжет о слепом, глухом и вообще тупом парне, который однажды излечился и стал рок-знаменитостью, а в качестве метафорического повествования о судьбах молодёжной субкультуры, её истоках, увлечениях, разочарованиях и заблуждениях. Это своего рода рок-портрет эпохи, того поколения, которое, появившись на свет в конце войны или вскоре после неё, фактически вошло в жизнь в «бурные шестидесятые» - и с явными бунтарскими настроениями, неудержимым стремлением в корне изменить весь окружающий мир.
В этом смысле «Томми» предвосхитил появление «Стены», звукового альбома группы «Пинк Флойд», и киноленты «Пинк Флойд - Стена» Алана Паркера, а также «Квадрофении», следующей рок-оперы The Who и одноимённой кинематографической версии Фрэнка Роддэма. Даже необычный киноязык «Томми» не помешал картине Кена Рассела намного лучше «Иисуса Христа-суперзвезды» (не говоря уже о фильме «Волосы» Милоша Формана) пройти в прокате: только в США кассовые сборы составили $34,25 млн., что по ценам 2008 года - $116 млн.! И, между прочим, выход «Эвиты» Алана Паркера в 1996 году ничуть не поколебал позиции «Томми» в качестве самой кассовой кино-рок-оперы.
Сергей Кудрявцев
|