weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Конкурс

Фильм рассказывает об увлечении молодежи поп-музыкой и рок-н-роллом

Конкурс

Рецензия

ДУХовые импровизации в переводе с чешского

Первые кинематографические опыты сразу же определяют стилистику и идейное наполнение всех работ Милоша Формана чешского периода. Невсамделишная импровизационность, проникнутая смешливым настроением с грустными выводами, ставит целью уловить хаос человеческих переживаний - исключительно важных для героев, но кажущихся с высоты «жизненных» ценностей, мелкотемьем. «Конкурс» объединяющий в себе два среднеформатных фильма, не связанных между собой сюжетом и персонажами, вообще, может показаться пустячком в сравнении с метаниями «маленьких людей» следующих картин режиссёра, сходство с которыми подчёркивает не только тема свободы нравственного выбора, но и постоянный исполнительский состав.

Часть первая. «Если бы не было музыки»

Дебютная короткометражка, похожая на множество дипломных проектов экспрессивных и претенциозных выпускников киновузов. Обманчиво бессюжетная зарисовка, путём параллельного монтажа, показывает репетиционные съёмки двух музыкальных коллективов, исполняющих композиции некоего академичного чешского классика. Пространные рассуждения об общественной роли музыки и мотоциклетные гонки выглядят изобразительным довеском. Буквально последними минутами, Форман склеивает внятное сюжетное высказывание про свой любимый зазор непонимания старшего и младшего поколений. В этой связи «Если бы…» смотрится прелюдией к «Чёрному Петру», где та же тема подана с аналогичной нарочито стеснительной интонацией, но развёрнута до полного метра.

Часть вторая. «Конкурс»

Титры настаивают на «случайной подсмотренности» и документальности, но профессионализм проявленный режиссёром в работе с монтажом и композиционной стройностью заставляет усомниться в «случайности» многих впечатляющих художественных находок.

Отборочный театральный конкурс для поющих девушек привлекает обилие юных жизнерадостных лиц, сменяющих друг друга с непозволительной быстротой перед коллективом строгого, но не всегда внимательного жюри. «Несерьёзное» зрелище заражает формановским любованием. Сквозь постоянно звучащий аккомпанемент продираются песни, в основном, на чешском языке в джазовых, рок-н-рольных ритмах. Для, ютящейся в коридорах ожидания, молодёжной толпы важно не столько произвести «правильное» впечатление, сколько просто покайфовать на сцене, сымпровизировать роль звезды вокала, передать настроение оптимизма и наплевательства на любые исполнительские ограничители.

Музыкальные фрагменты имеют необходимое назначение, чтобы «Конкурс» не перешёл в балаган или в безвкусный восточно-европейский лубок. Как и в самом фарсовом шедевре раннего периода «Бал пожарных», Форман от души веселится над своими героями, но не поддаёт осмеянию за наивность, нерешительность и глупость. Среди конкурсантов есть и те, кто относится к выступлению, как к испытанию или к получению «путёвки в жизнь» и из уважения к их переживаниям мягкая ирония не переходит в комедию абсурда.

Любительские музыкальные выкрутасы представителей чешской молодёжи для режиссёра не менее важны, чем оркестровые произведения чешского классика. И то, и то - народное искусство, проникнутое духом личностной и творческой свободы. И своё «народное» предназначение Форман видит в создании импровизационных киноуниверсалий, переводящих в состояние общеизвестного понимания некоторых национальных явлений.

kinopoisk.ru


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин