weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Бирманская арфа

В конце Второй мировой войны отряд японской императорской армии в Бирме сдается британским войскам. В дни испытаний и позора солдаты находят спасение в хоровом пении. Рядовой, которого все считают погибшим, скрывается под одеянием буддийского монаха…

Бирманская арфа

Рецензия

Война. Тревожное слово, отдающееся в ушах стоном боли и предсмертными хрипами, горьким плачем и вдохновенными молитвами, жарким шепотом прощаний и отчаянным криком надежды. Тысячи тел покалечила война, но еще больше она искорежила душ. За одним таким японцем с выпотрошенной душой на протяжении почти двух часов пристально следит Кон Итикава

И как водится герой режиссера - отщепенец: японский солдат, не нашедший в себе сил для возвращения домой после капитуляции своей армии. Сломленный бессмысленной гибелью товарищей, однажды чудом оставшись в живых и, волей случая, примерив скромную одежду монаха, Мидзусима решает следовать отшельническому пути. И не известно суждено ли родным увидеть его когда-либо, ведь на красной от крови земле Бирмы осталась тьма тел, нуждающихся в дани последнего уважения.

Маэстро режиссуры, здесь, как и в каждой своей картине, не выносит суждений вслух. В фильме вообще мало говорят, но зато много поют. Саунг, на котором научился играть главный герой, в начале фильма - помогал солдатам сохранить сердца живыми, а в финале - стал голосом замолчавшего Мидзусимы. Песни то и дело звучащие на всех языках воюющих сторон становятся антимилитаристским лейтмотивом поэтико-философской ленты, говорящим о том, что людей разных стран объединяет гораздо больше, чем разъединяет.

«Бирманская арфа» - плод серьезных раздумий режиссера. Однажды «он понял, что просто обязан это снять!» Несмотря на это фильм нужно, прежде всего, не осмыслить, а прочувствовать. От зрителя требуется не анализ, а эмпатия. Лишь тогда удастся воспринять чувство абсолютной безысходности солдата, глядящего на беспорядочную россыпь трупов, усеявших широкий кадр. И лишь тогда станет возможным ощутить беспросветную скорбь сидящего в отчаливающей от берега лодчонке мужчины, потерявшего смысл жизни. Вот это и есть ужас войны - трагедия каждого отдельного человека, который, являясь жертвой, вынужден по кусочкам собирать свою разломанную жизнь, при этом еще несет на себе часть вины за произошедшее.

Итикаву часто упрекают в том, что он не достаточно четко показал солдатские будни, не обличил политиков, развязавших войну. Называли мягкотелым, и сравнивали его фильмы с продуктами американского кинопроизводства, в которых долго не решались говорить о вьетнамской войне откровенно. Но это не слабость, а выбранная позиция. Ощущая себя маленьким человеком, Кон и снимал истории о маленьких людях, не видев никакого смысла искать правых и виноватых. Даже найди он тех, на кого можно указать пальцем, это ничуть не уменьшило бы сумму всех личных несчастий жителей воевавших стран. Привлечь внимание к последствиям он считал более важным, нежели грозить кулаком с большого экрана. И в этом я с ним согласна.

kinopoisk.ru


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин