Эпическая драма о жизни и смерти Сида Вишеса, фильм о сумасшедшем времени - 70-х, о рок музыке, о становлении и распаде легендарной группы Sex Pistols, о любви, о поисках свободы и разочарованиях…
Рецензия
«Наркотик - лучший рок»
- Если я попрошу тебя убить меня - ты это сделаешь?
- Почему я должен это сделать? Как я смогу без тебя жить?
- А затем ты убьешь себя…
«Сид и Нэнси» - пожалуй, идеальный фильм разгульных 80-х о безбашенных 70-х. Рок, панк, дешевый алкоголь, наркотики, случайные связи, проститутки, риск, дерзость, безысходность, молодость - свобода и люди, про которых говорят: «У них нет будущего!». Да, его нет. Но нужно ли это будущее тем людям?
У всякого ящика Пандоры, дабы скрываться под видом драгоценного подарка, непременно должна быть обертка и наполнение. Обложкой к фильму Алекса Кокса стали три лихих, дебошных года существования скандальной нонконформистской группы «Sex Pistols», содержимым - взаимоотношения бас-гитариста Сида Вишеса и никому неизвестной наркоманки Нэнси Спанген, прилетевшей в Лондон ради ночи со звездой. Историей этих чувств, этих молодых людей, этого веяния и этой эпохи стали поиски выхода из рабства общества, поиски свободы, которые вскоре кончились пленом наркотиков.
XX век - век жадного на ощущения и театральность нигилистского отречения от повседневности. Здесь общество равно рабству, а наркотики, почему-то, - свободе. Только еще неизвестно, что страшнее. Но веку XX и его героям, мобильным, дерзновенным, решительным, некогда задумываться над этим. Потому их и не страшит новый романтизм, укутанный в шелка порока и жемчуга разврата. Потому и появляются истории, подобные «Сиду и Нэнси», которые, признаюсь, и меня тоже манят. Манят своей нахальной неопытностью и бесстыдной талантливостью, воплощенной в неповторимом Гэри Олдмане. Манят одним слоганом: «Любовь убивает».
Не знаю, есть ли в картинах-биографиях какой-то смысл. Наверное, нет, как в любой человеческой жизни… А может, наоборот. Может, он просто столь эфемерен и недосягаем, что его не могут распознать и сформулировать даже мудрецы. Но если смысл сокрыт и недосягаем, то что же лежит на поверхности, что можно найти? А найти можно жизнь. Обыкновенную жизнь обыкновенного человека. В дурманящих лучах славы, в передозах и ломках от стимуляторов, в объятиях размалеванных проституток, в порезах от бутылочных розочек, смердящих портвейном, - во всем можно найти обыкновенное неудовлетворенное бытие. И бытие Сида и Нэнси - это извращенный «My way», который звучит подлиннее в безобразном исполнении Вишеса, и смрадный мусор, сыплющийся с неба. Любовь - в грязи, жизнь - в постоянном физическом и моральном мучении, счастье - в забытье. Таков век прошедший и век настоящий. Таковы наши герои. Такова их любовь…
«Сид и Нэнси» в моем личном списке избранных фильмов нервно толкутся чуть поодаль от «Реквиема по мечте», стоящего сзади «Заводного апельсина». И, наверное, это неспроста. Однако фильм смелого Кокса сильно выделяется на их фоне. Выделяется иным рассказом любви. Любви, дюжее наркотической, алкогольной или никотиновой зависимости. Любви, крепче венерологических заболеваний и грязных тюремных решеток. Любви очень странной, но, как мне кажется, все-таки настоящей. И доказательство тому - поражающий, пугающий, демонический финал, чье родство с бунтарем Вишесом и Олдманом подтверждать не надо.
Думаю, каждый из нас, глядя на таких вот бравых, дерзновенных молодых людей, подобных Сиду и Нэнси, заполнивших телевидение, эстраду, кино и литературу, считал себя жалким, никчемным планктоном. Но задумывались ли вы, каково этим людям, что испытывают они и являются ли теми самыми разудалыми молодцами? Задумывались ли вы над тем, что, отрекаясь от земной повседневности, по сути «герои» лишают себя самых простых радостей, доступных человеку? Что для приобретения той самой «свободы», кою они воспевают в своих грязно-пошлых манифестах, им приходится все больше и больше втаптывать свой мир в грязную, развратную жижу собственного заточения? Что у «смельчаков» нет будущего и нет прошлого, потому что первое уже давно утонуло в грехах, а второе - отрезано и выброшено еще на полпути? Вы вообще задумывались? Посмотрите труд нахала Кокса, встретившего сексуальную революцию в ее расцвете, и подумайте.
Фильм «Сид и Нэнси» не стал для меня открытием, но превратился в очередную неудобоваримую констатацию деморализации общества, происходящей, как и обычно, из «лучших побуждений». «А ведь они всего лишь хотели свободы…» Нет, я не оправдываю молодых людей, с неадекватной страстью сжимающих в руке заветный шприц, но говорю, поддакивая Алексу Коксу, Роджеру Дикинсу, Гэри Олдману, Хлое Уэбб и подвывая «Sex Pistols», что вина лежит не только на их плечах…
kinopoisk.ru
|