История жизни великого американского музыканта Рэя Чарльза. Нищее детство, потеря брата, ранняя слепота, наркотики, женщины, 12 детей, борьба с расизмом, а также незаурядный талант, блестящая карьера и настоящая революция в музыке.
Рецензия
Казалось бы, странно, что типично американский музыкально-биографический фильм «Любимчик» провалился в прокате, а вот «Рэй», который не хотела поддержать ни одна из крупнейших студий Голливуда в течение 17 лет с того момента, как режиссёр Тейлор Хэкфорд купил права на экранизацию истории жизни Рэя Чарльза, в итоге почти вдвое превысил свой бюджет в размере $40 млн. Разумеется, на восприятие этой ленты повлияла смерть знаменитого певца и музыканта, случившаяся 10 июня 2004 года, уже после завершения съёмок (кстати, одним из продюсеров был его сын, Рэй Чарльз Робинсон - младший). Но нельзя сказать, что вклад Коула Портера, реального героя «Любимчика», в музыкальную культуру Америки и всего мира менее значим, чем у Рэя Чарльза. А в кинематографическом плане упомянутая картина Эрвина Уинклера временами даже поизобретательнее, нежели монотонно прослеженная (особенно в первой части довольно длинного повествования) судьба очень талантливого человека, который изменил представления многих о том, что может включать в себя популярная музыка: и негритянские «госпелс», и стиль «кантри», порождённый белыми американцами.
Да и заслуги актёра Джейми Фокса, который был награждён несколькими премиями, включая «Оскар», представляются всё-таки преувеличенными. Он лишь старательно копирует, пусть и доводя это до виртуозности, несколько странную манеру поведения Рэя Чарльза - не только слепого с семилетнего возраста, но и заработавшего впоследствии своеобразный «героиновый зуд». Фильм Хэкфорда захватывает, прежде всего, своей музыкой - теми песнями, которые сочинил за несколько десятилетий уникальный исполнитель. И он вновь заводит публику в зале, даже если вместо самого Рэя Чарльза присутствует на экране замещающий «двойник». Неистощимая энергетика певца и музыканта прорывается сквозь время и нисходит на нас с кинополотна, невольно заставляя подумать, что это происходит здесь и сейчас, а не 40-50 лет назад, когда формировалась слава одного из лучших музыкальных творцов XX века.
- Сергей Кудрявцев
|