«Стать Джоном Ленноном» («Nowhere Boy» - Мальчик из ниоткуда) - художественный биографический фильм о детстве и юности Джона Леннона - от рождения и до конца 50-х годов, когда был сформирован первый музыкальный коллектив с его участием - группа The Quarrymen. Фильм поставлен по мотивам книги сводной сестры Леннона - Джулии Бэрд «Частная жизнь Леннона: нерассказанная история от его сестры». Режиссерское кресло в этом проекте доверили известной британской художнице и инсталлятору Сэм Тейлор-Вуд. Юного Джона Леннона играет Аарон Джонсон, а юного Пола Маккартни - Томас Сангстер, который уже имел опыт работы с Джонсоном, в мини-телесериале Feather Boy.
Рецензия
Джон до «Битлз»,
или Когда был Леннон маленьким...
Готовясь писать эту статью, ваш покорный слуга был поражен обилием существующих в природе игровых фильмов, героем которых является легендарный «битл» Джон Леннон. Я никогда не был битломаном, но все-таки немалую часть полки с моей коллекцией западных грампластинок занимают диски «Битлз», а на полках с видео стоят и «Вечер трудного дня», и «На помощь!», и «Желтая субмарина»... Так что байопики о «битлах» я старался не пропускать, но по ТВ можно было увидеть разве что фильмы «Пятый в квартете» да «Глава 27» - ленты, собственно, не о Ленноне, а о Стюарте Сатклиффе и Майкле Дэвиде Чепмане соответственно... Тем интереснее для меня был выход полнометражного кинодебюта британской художницы Сэм Тэйлор Вуд - биографической драмы «Стать Джоном Ленноном».
Здравствуй, мама!
Итак, середина 1950-х. 15-летний парень Джон (Аарон Джонсон) живет в доме своих дяди Джорджа (Дэвид Трелфолл) и тети Мими (Кристин Скотт Томас). Вместе с такими же, как он, мальчишками из небогатых кварталов Ливерпуля Джон ходит в постылую школу, где вместо уроков предпочитает рисовать сюрреалистические комиксы и писать бредовые стихи, ездит в автобусе, предпочитая не салон, а крышу, «клеит» девчонку, которая, кажется, не против, и ведет обычные для парней разговоры за бутылочкой пива... Но вот после смерти дяди Джона от друга узнает о том, что его мать Джулия (Энн-Мэри Дафф), бросившая его в раннем детстве, не умерла и не уехала за тридевять земель, а живет неподалеку! Встреча с этой рыжеволосой и совершенно прибабахнутой женщиной - полной противоположностью строгой и консервативной сестре! - меняет жизнь Джона навсегда. Под влиянием Джулии Джон учится чувствовать вкус настоящей жизни, впервые слышит рок-н-ролл и осваивает первые музыкальные инструменты. Джон хочет, чтобы мама им гордилась - ему уже мало быть просто парнем из Ливерпуля! Впереди - создание собственной группы, в которую придет сначала смешной, неправильно держащий гитару подросток Пол (Томас Броуди Сэнгстер), а затем и странноватый юноша с отстраненным взглядом Джордж (Сэм Белл). Не за горами время, когда их группа сменит наивное школьное название «Куорримен» на имя, которое прогремит на весь мир...
Две дамы и я
К сценарию претензий нет - возможно, потому, что сценарист Мэтт Гринхэл, прежде чем замахнуться на жизнеописание кумира миллионов, успешно адаптировал для экрана жизнь Иэна Кёртиса, звезды рангом пониже, в культовом музбайопике «Контроль». Режиссура тоже довольно крепкая и, к моему удивлению, практически не грешит авторским выпендрежем и визуальными излишествами, чего можно было бы ожидать от художницы и создательницы инсталляций. На высоте и актерские работы. Аарон Джонсон, недавно удививший поклонников кинокомиксов явлением Пипца, справился и с непростой ролью юного Леннона, а Скотт Томас и Дафф очень точно попали в роли родных сестер, диаметрально противоположных друг другу. Особенно стоит отметить в каждом кадре дающую джаза - вернее, рок-н-ролла! - Энн-Мэри Дафф, уже получившую несколько британских кинопремий. Главная проблема в том, что в центре картины - не творческое становление будущих звезд, а своеобразный «любовный треугольник» сын/племянник - тетя - мама, за соотношением углов которого следить не очень интересно. Мне-то было бы интересно увидеть, как обретение в сознательном возрасте столь незаурядной матери повлияло на внутренний мир Джона, написавшего немало песен, посвященных маме. Но как раз это-то и остается за кадром - и в результате фильм, при всех своих достоинствах, все-таки не поднимается над уровнем простой биографической мелодрамы. Так что прокатное название «Стать Джоном Ленноном» - не самый удачный выбор.
© Эрик М. Кауфман, Петербургский телезритель
|