Родившийся в Канзас-сити в 1920 году, Чарли Паркер умер в 1955 году. Чрезмерное увлечение спиртным, наркотиками, едой и сексом привели к преждевременной смерти одного из гениев джаза. «Птица» (так прозвали Паркера за любовь к жареным цыплятам) - это импрессионистическое исследование жизни и музыки легендарного саксофониста.
Рецензия
Иствуд без «Иствуда»
«Птица» - нечастый проект Клинта Иствуда без Клинта Иствуда в главной роли. Хрестоматийному герою не нашлось места в картине не о силе духа, а его распаде. «В американских жизнях нет вторых актов». Этой цитатой Ф. С. Фицджеральда фильм открывается, а завершается титром «посвящается всем музыкантам».
Forest Whitaker/Clint Eastwood
Биографическая драма о великом импровизаторе саксофонисте Чарльзе Кристофере Паркере младшем. Он был наркоманом, дебоширом, алкоголиком с расстройством психики. Его мучила язва, цирроз, сердечная недостаточность и ещё целый ворох болезней. При жизни его шантажировали копы за употребление героина, недоплачивали менеджеры, но он всё - равно был знаменит. «Пой слаще, птица!» - кричала ему толпа в прокуренных клубах. Птица - прозвище, ставшее вторым именем за виртуозность и мелодичность исполнения. После смерти вклад короля бибопа был признан исключительным. А умер Чарли Паркер в возрасте 34 лет в 1955 году, хотя выглядел на 65. На похоронах присутствовали сотни поклонников и любителей джаза. Но в жизни с душевными травмами ему помогала справляться только жена Чан Ричардсон. Два визита в психушку, смерть маленькой дочери, хронические деловые неудачи - всё против слабого, практически разъеденного физически, человека. И только талант не покидал Паркера до самой смерти.
Действие начинается в 1954 году, когда Чарли, пытаясь покончить с собой, съедает йод и попадает в клинику. Врач убеждает супругу пациента провести шокотерапию.
- Но он музыкант. Неординарный музыкант!
- Вам нужен муж или музыкант?
- Их нельзя разделять.
Далее следуют флэшбэки последнего десятилетия, смикшированные с событиями после точки отсчёта, в сером дыму джаз - клубов, пейзажах Нью-Йорка и южных штатов. Почти всё происходит либо ночью, либо в тёмных помещениях.
В сценарии Д. Олиански нет внятного сюжета, информативных диалогов, динамичного развития, смакования взлётов и падений или желания ознакомить как можно большую аудиторию с малоизвестной в широких кругах фигурой музыканта. Нет стремления сделать его симпатичным, обелить и призвать зрителя к сочувствию. Сугубо атмосферное кино, наполненное джазовыми импровизациями, нарисованное в полутонах, прочитанное ровным дыханием. Если первые 10 минут не заинтересовали, то и нет нужды смотреть остальные 150. Ритм не изменится и эмоциональных вспышек не будет. Будет жизнь отдельно взятого человека, который знает, что обречён и что второго акта в его существовании не предвидится.
Forest Whitaker as Charlie Parker
Биографический материал служит для автора поводом к размышлению о месте таланта в цивилизации. Иствуд демонстрирует чудеса, придавая эстетике музыкального направления Паркера стилеобразующий элемент. За 4 года до «Птицы» Иствуд снял великолепного «Человека из притона». Там стиль диктовал кантри - блюз и сюжетная составляющая road movie была отображением песенного мира американского фольклора с одноэтажными хижинами, пустынными пейзажами, неразделённой любовью и т. д. Джаз боле надрывен, трагичен и экзальтирован. В сумме обе работы дополняют друг друга, образуя своеобразную дилогию.
По Иствуду, неординарный человек - аутсайдер, лузер с общественной точки зрения в силу усреднённости системы. Коррупционер - коп ценит Паркера, но тот наркоман, а значит, с него можно поживиться. Менеджеры называют в честь его имени клуб, но за нервный срыв или опоздание увольняют. На юге Паркера принимают с триумфом, но он не может зайти в магазин, если вход только для белых. Нет ни правых, ни виноватых. Такова жизнь, птицам в которой отведено только небо. И плохо же будет тем пернатым, которым не повезло попасть на землю. Век их будет короткий и болезненный.

Конфликт воплощённый отменной игрой Фореста Уитакера в осознании собственной гениальности и понимании её «бытовой» непригодности. Он всегда знал, что талантлив. Даже когда во время первого публичного выступления исполнение было настолько плохим, что барабанщик снял бубен и бросил к его ногам. Тогда Паркер ещё не стал «птицей», а был «Чарли, играющий где попало». Ему мало было играть, как «птица», он и жил не задумываясь о будущем, избегая ответственности за семью, не записывая сочинённые опусы, которые каждый раз интерпретировал по-новому. Жил на износ.
Иствуд сознательно жертвует всеми темами, способными принести хоть какой-нибудь дивиденд от «стороннего» зрителя. Не акцентирует внимание на опальности джаза, как «негритянской» музыки, опускает тему расизма, не позволяет наркотикам создавать дополнительные конфликты внутри истории. Режиссёра не интересуют причины и следствия. Он импровизирует. «Птица» - истинный кинобибоп, в котором любительская богема подвальных кабаков и официозная публика Карнеги Холла сливаются единым обертоном в биографии одинокого грешника с крыльями ангела.
- Армен Абрамян. kinopoisk.ru.
|